Особенности геометрических представлений детей с нарушениями развития

«Особенности геометрических представлений детей с нарушениями развития» Обучение математике – одно из основных направлений подготовки учащихся с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной трудовой жизни. Одной из актуальных проблем обучения математике в современной коррекционной школе является изучение геометрического материала. Геометрический материал для учащихся с нарушением интеллекта является теоретической базой для овладения профессионально-трудовыми умениями, а ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Желтовских Любовь Дмитриевна, учитель математики

МКОУ «Посадская ОШИ для обучающихся с ОВЗ»



«Особенности геометрических представлений

детей с нарушениями развития»

Обучение математике - одно из основных направлений подготовки учащихся с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной трудовой жизни. Одной из актуальных проблем обучения математике в современной коррекционной школе является изучение геометрического материала. Геометрический материал для учащихся с нарушением интеллекта является теоретической базой для овладения профессионально-трудовыми умениями, а также играет большую роль в их будущей практической деятельности.

Формирование геометрических знаний у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида имеет для них большое практическое значение. У учеников происходит накопление определенного запаса геометрических представлений, формируется целостная система знаний о геометрических объектах, а также развивается познавательная деятельность, все виды мышления. Изучение элементов геометрии создает благоприятные предпосылки для формирования у школьников пространственных представлений, понятий о формах, размерах, взаимном расположении геометрических фигур в пространстве. Но усвоение геометрического материала для детей специальной (коррекционной) школы VIII вида представляет большие трудности. Причины этих трудностей заключаются в первую очередь в особенностях развития познавательной и эмоционально-волевой деятельности детей с нарушением интеллекта: недоразвитии внимания, воображения, несовершенстве анализа, синтеза, слабости обобщения и отвлечения.

В работах, посвященных обучению школьников с нарушением интеллекта элементам геометрии (П.Г.Тишин, М.Н.Перова, В.В.Эк, О.Я.Бибина и др.) были описаны особенности и трудности усвоения геометрических знаний.

Для многих учащихся геометрия является одним из трудных учебных предметов. Многие из них не понимают важности и необходимости усвоения геометрических знаний, их практической ценности.

Из-за отклонения в интеллектуальном развитии, у учеников практически не развито наглядно-образное мышление, они с трудом представляют образ того геометрического объекта, о котором идет речь. Образы геометрических понятий нечетки, расплывчаты и обычно не соответствуют действительному образу геометрического объекта. Учащиеся плохо владеют действиями по преобразованию, моделированию геометрических фигур.

Уровень овладения основными геометрическими понятиями низкий. Учащиеся слабо дифференцируют геометрические фигуры и тела. Полученные геометрические знания неустойчивые, быстро забываются, знания недостаточны, неточны, разобщены, бессистемны. Ученики плохо владеют геометрическими понятиями и не распознают их даже в простейших ситуациях, с трудом объясняют выполнение действий на распознавание.

Не все учащиеся могут установить четкое соответствие между образом фигуры и ее названием; названия геометрических фигур они запоминают с большим трудом, например, чертят квадрат, а подписывают «куб», чертят параллелепипед, а подписывают «прямоугольник» или «прямой угольник». Ребенку с нарушение интеллекта легче вычертить фигуру, чем назвать ее, легче определить величину углов, сторон, чем рассказать о свойствах фигуры, т. е. суждение заменяется действием.

Учащимся с нарушением интеллекта свойственны определенные особенности при усвоении геометрического материала. Например, они плохо ориентируются в окружающей обстановке, на листе бумаги. Многие из них не различают или неправильно используют термины, указывающие на положение предметов: справа, слева, сверху, внизу, спереди, сзади, над, около и т. д.

Несовершенство зрительных восприятий учащихся с нарушением интеллекта затрудняет восприятие ими фигур. Меньше ошибок учащиеся допускают при отборе фигур по образцу, хотя часто отбирают фигуры, одинаковые с образцом не только по форме, но по цвету и величине. Значительно больше ошибок наблюдается при отборе фигур по названию.

Учащиеся не узнают знакомых им фигур, если они даны в непривычном положении на плоскости, с трудом выделяют знакомые фигуры в предметах, слабо дифференцируют сходные по внешнему виду фигуры - прямоугольник и параллелограмм, квадрат и прямоугольник, квадрат и ромб, круг и окружность, а также пространственные и плоскостные фигуры - куб и квадрат, параллелепипед и прямоугольник, шар и круг, треугольник и пирамиду. Они с трудом запоминают названия фигур и долгое время называют их бытовыми названиями: «кружочек», «колесико» - вместо круг, «домик» - вместо квадрат, «крыша» - вместо треугольник, «линеечка», «полоска» - вместо прямоугольник.

Нет достаточно четких представлений о геометрических фигурах и у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. К геометрическим фигурам они относят миллиметр, квадратный сантиметр, кубический дециметр, слова вертикальный и горизонтальный, предметы, которые используются на уроках математики (линейку, циркуль, транспортир, точилку, резинку, карандаш), а также предметы, связанные с названием фигура (шашки, шахматы, игрушки).

Большие трудности испытывают учащиеся при изучении углов и классификации треугольников по видам углов. Они смешивают прямой угол, прямоугольный треугольник и прямоугольник. Появляется неправильная терминология: «прямой угольник», «тупой угольник» или «тупоугольник», «острый угольник» ли «остроугольник» и т. д. Ученики затрудняются доказать с помощью угольника вид угла.

У учащихся нередко отсутствуют четкие представления о существенных особенностях фигур. В суждениях они опираются на несущественные признаки: «Все стороны гладкие, углы острые». При определении фигуры даже учащиеся старших классов пользуются лишь одним из существенных признаков, несмотря на то что они не являются достаточным для данной фигуры» «Это квадрат, у него все стороны равны», «Это прямоугольник, у него противоположные стороны равны».

Особые затруднения испытывают учащиеся при сравнении фигур. На вопрос «Чем похожи квадрат и прямоугольник?» они отвечают: «У них есть общие стороны». На вопрос «Чем непохожи фигуры, чем они отличаются?» отвечают: «У них разные бока. Разной величины». Часто дети не могут распознать знакомые фигуры в сложном орнаменте, на рисунке, в изделии (в табурете, фартуке, коробочке и т. д.).

Для школьников с нарушение интеллекта является типичным неумение пользоваться чертежными и измерительными инструментами. Учащимся специальной (коррекционной) школы VIII вида свойственна неточность измерений (нередко они начинают измерения с конца линейки или с отметки 1 см). Из-за плохой моторики, скованности движений они с трудом овладевают навыками работы с линейкой, угольником, циркулем.

Определенные трудности представляет для учащихся с нарушением интеллекта формирование обобщенного понятия таких величин, как длина, площадь, объем. Они не видят существенной разницы между ними, слабо дифференцируют эти понятия, нечетко представляют себе единицы измерения каждой из величин. Причиной этого является отрыв конкретного образа единиц измерения от их названий. За названием единиц мер, например сантиметром, квадратным сантиметром, кубическим сантиметром, не стоит реальный образ этих мер, реальная их величина. Поэтому учащиеся смешивают эти величины и меры. Они могут ответить, что площадь измеряется метром или кубическим метром, длина - квадратным метром и т.д.

Наряду с объективными причинами трудного усвоения детьми с нарушением интеллекта элементов геометрии, следует указать и на недостатки преподавания наглядной геометрии в специальной (коррекционной) школы VIII вида. Среди причин можно отметить следующие:

  1. Неправомерное сокращение пропедевтического периода обучения элементам геометрии, который помогает накоплению геометрических сведений и формированию представлений, развитию ориентировки в окружающей обстановке, овладению необходимой пространственной терминологией и умением пользоваться ею в игровой и практической деятельности.

  2. Формализм в формировании геометрических представлений и понятий: а) недостаточная опора на кинестезию и тактильную чувствительность, большая опора на зрительные восприятия, слишком малое количество наблюдений, на основе которых делаются выводы; б) недостаточное использование практической деятельности учащихся: практических работ по измерению, черчению, моделированию, лепке и т. д.; в) недостаточное использование сравнений для дифференциации и классификации геометрических знаний; г) недостаточная вариативность заданий, упражнений; д) слабая связь элементов геометрии с другими учебными предметами, с уроками профессионально-трудовой подготовки, с жизнью.

Все эти трудности, встречающиеся при усвоении геометрического материала, частично объясняются особенностями их познавательной деятельности и сложностью геометрического материала. Только хорошее знание трудностей и особенностей усвоения геометрического материала учащимися коррекционной школы, умение предвидеть эти трудности, использование специфических приемов обучения, наглядных средств обучения позволит учителю преодолеть у учащихся возможные ошибки и недочеты в усвоении знаний, умений и навыков элементов наглядной геометрии.

Литература.

  1. Перова М.Н. Методика преподавания математике в коррекционной школе: учебник для вузов. - М.:ВЛАДОС, 2001.-408с.

  2. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. - М.:Просвещение, 1992.-145 с.

  3. Бибина О.А. изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: Пособие для учителя-дефектолога. - М.:ВЛАДОС, 2005.-136 с.

  4. aplik/ru Изучение геометрического материала в школе VIII вида



© 2010-2022