- Преподавателю
- Математика
- Использование принципов уровневой дифференциации при составлении заданий для уроков математики
Использование принципов уровневой дифференциации при составлении заданий для уроков математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бекмеметьева О.Н. |
Дата | 01.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Использование принципов уровневой дифференциации при составлении заданий для уроков математики
Задача учителя математики - воспитать математически образованного человека гуманными методами, в гуманных формах.
По В.Далю: «Воспитывать, воспитать кого-то, заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении: вскармливать, кормить, одевать до возраста; в высшем значении: научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно. Воспитанный человек - образованный, обогащенный сведениями, противоположность - невежда». Это определение отражает отношение к воспитаннику, как к субъекту, с которым нужно вступать в диалог, выяснять, каковы его вещественные и нравственные потребности, несмотря на малолетность.
Гуманный - человеческий, людский, свойственный человеку истинно просвещенному; человеколюбивый, милостивый, милосердный.
Гуманность - человечность, людскость, благодушие, человеколюбие, милосердие, любовь к ближнему.
Из всего этого следует, что гуманизация обучения означает прежде всего, необходимость его дифференциации и индивидуализации, как «дифференциации в пределе».
Выделяют два типа дифференциации: 1) внешняя,
2) внутренняя.
Внешняя (иначе профильная). Обучение осуществляется в разных группах: в профильных классах и классах с углублённым изучением предмета.
Внутренняя дифференциация присуща любому классному коллективу. Она учитывает особенности каждого ученика, их уровень обученности и обучаемости. В основу уровневой дифференциации должны быть положены уровни деятельности (опыт, умение манипулировать), а не сложность.
Принципы уровневой дифференциации:
-
В основе уровневой дифференциации лежит определённый минимум предметной подготовки.
-
Открытость уровней в преподавании (заранее нужно сообщать систему требований ученикам).
-
Добровольность в выборе уровня обучения и контроля.
-
Последовательность продвижения ученика по уровням.
-
Контроль и оценка должны носить уровневый характер.
Рассмотрим уровни деятельности ученика, которые положены в основу уровневой дифференциации.
№
Умеет
Учится этому
1
У ученика отсутствует действие, как система (не знает как делать, но если подсказать, то может выполнить), может выполнить отдельные элементы под руководством учителя.
Отсутствует система знаний, умений и навыков.
2
Понимает операционный состав (необходима помощь в виде алгоритма, образца, памятки).
Не знает сам алгоритм, но может выполнить действия с помощью, по аналогии, по образцам.
3
Действие полноценное по памяти, но может выполнить только в типовой ситуации.
Затрудняется в использовании этого действия в изменённой ситуации.
4
Способен выполнить действие в изменённой ситуации, требующей умение приспосабливать, реконструировать действие.
Учится использовать этот алгоритм в сочетании с другими (в комбинации других действий с этим действием).
5
Решая новую задачу, самостоятельно строит способ действия на основе комбинирования и реконструирования данного способа.
Решать задачи творческого уровня.
6
Опираясь на принципы построения способов действия, решают новую задачу, придумывая, конструируя способ её решения.
2,3 -уровень можно назвать репродуктивно- алгоритмический. Если ученик овладел только этими уровнями, то он способен выполнить базисный уровень и получить оценку «3».
4,5 -продуктивно - эвристический (оценка «4»).
5,6 - продуктивно - творческий (оценка «5»).
Дифференцированный подход целесообразно осуществлять на определённых этапах урока. Так при введении нового понятия, свойства, алгоритма. Учителю необходимо работать со всем классом, без деления . но после того, как несколько упражнений выполнено на доске, учащиеся могут приступить к дифференцированной самостоятельной работе.
Приведу несколько примеров самостоятельных работ.
-
Самостоятельная работа составлена из различных заданий. Включает задания репродуктивно- алгоритмического характера (черный цвет), продуктивно-эвристического (комбинированные и реконструктивные) (зелёный цвет) и творческие (красный цвет). Выполнение каждого задания оценивается по балльной системе. От количества набранных баллов выставляется оценка. (Карточка №1)
-
Самостоятельная работа составлена из одной задачи, к которой подобрана система уровневых вопросов. (Карточка №2)
-
Самостоятельная работа состоит из одной задачи. В зависимости от уровня к задаче дается ряд указаний. (Карточки № 3, 4)
КАРТОЧКА 1.
-
Вычисли:
а) -8+(-14) б) 5-7
-6+(-6) 11-(-3)
27+(-9) -12-8
-7+7 4-(-19)
0+(-5) (1 балл) 0-3 (1 балл)
-
Найди значение суммы:
а) -3+8+4+(-9)+(-1)+3 (1 балл)
б) -6+3-4+8-10 (1 балл)
-
Найди значение выражения a-b, если а=25, b=-7 ( 1 балл)
-
Вычти из наименьшего однозначного натурального числа наибольшее двузначное целое число. (2 балла)
-
Вместо квадратиков впиши такие числа, чтобы получились верные равенства:
-9-12=9-
+ =-8
- =-8 (3 балла)
«3» - 5-6 баллов
«4» - 7-8 баллов
«5» - 9-10 баллов
КАРТОЧКА 2.
Дана трапеция с основаниями 10 и 15 см.
-
Найти длину средней линии трапеции.
-
Найти площадь трапеции, если её высота равна 12 см.
-
Определи длины боковых сторон, если трапеция прямоугольная.
-
Найди периметр трапеции.
-
Найди меньшую диагональ.
-
Найди большую диагональ.
-
На какие отрезки делят диагонали среднюю линию?
-
Найди расстояние между серединами диагоналей.
-
Боковые стороны пересекутся в точке N. Определи расстояния от N до оснований.
-
Какими должны быть основания трапеции, чтобы в неё можно было вписать окружность?
КАРТОЧКА №3
-
Упрости выражение:
-
Упрости выражение:
Указание: 1) разложи выражение 9 - на множители;
2) измени знак перед второй дробью в скобках, чтобы
в знаменателе изменить знак.
-
Заполни пропущенные места:
КАРТОЧКА 4.
-
Внутри равностороннего треугольника АВС взята точка М так, что АМ=МВ. Докажите, что СМ - биссектриса угла АСВ.
-
То же условие.
Указание: докажите равенство треугольников АМС и ВМС.
-
То же условие. Указание: заполни пустые места в таблице.
Утверждение
Обоснование
-
Треугольник АВС- равносторонний
-
АМ=МВ
-
АС=ВС
-
АМС=ВМС
-
АМС= ВМС
-
…
По условию
…
...
По третьему признаку равенства треугольников
…
По определению биссектрисы угла
7