Методическая разработка Неделя математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Методическая разработка

внеклассного мероприятия

«Неделя математики»

в общеобразовательной школе













Ляшук Ольга Геннадьевна,

учитель математики первой категории

ГБОУ СОШ № 45





г. Севастополь - 2014 г.




Аннотация


Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интерес к изучаемому предмету. В настоящее время существует много разновидностей внеклассной работы по математике, олимпиады, КВН, различные математические эстафеты, марафоны, математические кружки. Данные виды внеклассной работы, как правило, охватывают учащихся, имеющих хорошие способности в области точных дисциплин, а, следовательно, не позволяют вовлечь большое число учеников, что может привезти к потере интереса к предмету учащихся, не вовлеченных в мероприятие. Существуют внеклассные мероприятия, которые позволяют привлечь большое количество учащихся с разными способностями и интересами, такие как предметные недели.

В течение недели в классах на уроках математики учащиеся знакомятся с историческим материалом, решают занимательные задачи, определяют лучших счетоводов, решают и сами составляют кроссворды, придумывают математические сказки, истории. В первый день проводится открытие недели математики, а в завершение недели проводятся математические КВН, математические бои, конкурсы, викторины, вечера.

В данной разработке представлен план недели математики, а также приведен сценарий открытия недели математики и одного из математических состязаний среди учащихся 7 классов.

Данный материал можно использовать как во внеклассной деятельности, так и на уроках математики в целях развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету.

Разработка внеклассного мероприятия

«Неделя математики» в школе

Цель: создание условий для развития интереса учащихся к математике.

Задачи:

  1. Активизация деятельности обучающихся.

  2. Развитие познавательных и творческих способностей, остроты мышления и наблюдательности.

  3. Воспитание культуры коллективного общения.

Ученик:

- активный субъект деятельности

- удовлетворяет личный интерес

- инициативен

- самостоятелен в поиске решения проблемы

- проявляет способности, талант, творчество


Программа недели


День недели

Мероприятия

Понедельник

Оформление школы и кабинетов. Открытие недели математики.

  1. На стенах вывешиваются плакаты с высказываниями великих людей.

Примеры плакатов:

«Нет ни одной области математики, как бы абстрактна она ни была, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира» (Н. И. Лобачевский).

«Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках о природе» (Платон).

«Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле» (А. Н. Крылов).

«Химия - правая рука физики, математика - ее глаз» (М. В. Ломоносов).

«Слеп физик без математики» (М.В. Ломоносов).

«Математика - это язык, на котором говорят все точные науки» (Н. И. Лобачевский).

  1. На стенах помещают портреты нескольких великих математиков, с краткими подписями об их достижениях, с биографическими сведениями.

  2. Вывешиваются газеты с математическим названием и содержанием. В оформление принимают участия учащиеся всех классов. Задания они получают заранее, примерно за неделю до мероприятия. Инициативная группа учащихся на линейке делает объявление о начале недели математики. Объявляют программу недели, и приглашают всех желающих принять участие. Оглашают членов жюри, которые подведут итоги всех конкурсов в конце недели.

  3. Проводится линейку, посвященный открытию Недели математики (приложение 1).

Вторник

Выставка наглядных пособий. В фойе школы ставятся столы, на которых выставляются различные модели, фрагменты задач, оригинальные комбинации разных геометрических тел, звездчатые многогранники, иллюстрации геометрических задач.

Среда

  1. На уроках математики несколько учащихся готовят небольшие сообщения из истории изучаемых тем. Так, например, при изучении темы «Пропорции» в 6 классе, ученик рассказывает, что слово «пропорция» происходит от латинского proportion, означающего соразмерность, определенное соотношение частей между собой. В древности учение о пропорциях было в большом почете у пифагорейцев. С пропорциями они связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во вселенной. Поэтому некоторые виды пропорций они называли «музыкальными» и «гармоническими».

В IV веке до нашей эры общая теория пропорций была создана трудами древнегреческих ученых. Эта теория подробно изложена в V книге «Начал» Евклида. В девятнадцатом предложении VII книги Евклид доказывает основное свойство пропорции: произведение крайних членов равно произведению средних членов. Пропорциями пользовались для решения разных задач и в древности и в средних веках. Пропорции и пропорциональность применяют не только в математике, но и в архитектуре, искусстве. Пропорциональность в архитектуре и искусстве означает соблюдение определенных соотношений между размерами разных частей здания, фигуры, скульптуры или другого произведения. Пропорциональность в таких случаях является условием правильного, наглядного и красивого построения или изображения.

  1. На одной из больших перемен проводится математическая лотерея. Игра состоит в решение простых шуточных задач, простейших ребусов, загадочных картинок. Каждый вопрос записан на небольшом листке бумаги и имеет свой номер. Листочки свертываются трубочкой и складываются в глубокую коробку. Коробка стоит на столе, за которым сидит дежурный и выдает билеты. Другой дежурный имеет контрольный листок с ответами и выдает призы (игру составляют и проводят старшеклассники, в качестве призов также могут служить поделки ребят). Пример билетов лотереи:

№1. Переставьте одну спичку так, чтобы равенство стало верным.

V = I I + V I I Ответ: I X = I I + V I I

V I = I I + V I I Ответ: - V I = I I + V I I

№2. Назовите два решения неравенства.

0,05<X<0,051 Ответ: 0,0502; 0,0508

№3. Расшифруйте ребус: КИС+КСИ=ИСК (одинаковыми буквами соответствуют одинаковые цифры, разным - разные). Ответ: 495+459=954

№4. Какая из трех дробей наибольшая: Методическая разработка Неделя математики; Методическая разработка Неделя математики; Методическая разработка Неделя математики ?

Ответ: Методическая разработка Неделя математики

Четверг

Математические соревнования (приложение 2).

Пятница

Подведение итогов.

Небольшой концерт. Каждый класс готовит какой-нибудь математический номер, стихотворение, сценку.

Пример: Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь

Для победы трудностей закалку,

Учится с тобой молодежь

Развивать и волю и смекалку

И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром аплодисментов.

Теорема Пифагора:

Если дан нам треугольник

И притом с прямым углом

То квадрат гипотенузы

Мы всегда легко найдем:

Катеты в квадрат возводим,

Сумму степеней находим -

И таким простым путем

К результату мы придем.

Теорема Виета:

По праву достойна в стихах быть воспета

О свойствах корней теорема Виета.

Что лучше, скажи, постоянства такого;

Умножить ты корни - и дробь уж готова;

В числителе С, в знаменателе А,

А сумма корней тоже дроби равна.

Хоть с минусом дробь эта,

Что за беда -

В числителе В, в знаменателе А.








Приложение 1

Сценарий линейки, посвященной открытию недели математики

Зал оформлен как железнодорожный вокзал. Перед учениками - макет современного экспресса.

Ведущий 1. (звук поезда)

Голос за кадром: «Внимание, внимание! Уважаемые пассажиры, прибывает поезд «Интеграл в пределах от 10 до бесконечности, сообщением «Неделя математики, информатики, физики». Место остановки ЗСШ №1.

Выходят учащиеся 5 - 6 классов в форме проводников поезда.

Учащийся 1:

- Опять ноябрь на белом свете,

На школьной радостной планете.

И школа снова оживает:

Звенит, поет, благоухает.

2: - И снова чудо в нашей школе:

Неделю мы проводим снова!

Здесь море умных, чистых глаз,

Здесь мудрость очарует нас!

1: Вам поведаем, не мешкая, сейчас

Про страну чудесную рассказ!

А вы слушайте, не отвлекайтесь,

Нашей сказкою наслаждайтесь!

2: Давно идёт кругом молва,

Что есть чудесная страна.

Хоть обойди весь белый свет,

Но лучше государства нет!

1: В том государстве каждый год

Педпроцесс во всю идёт,

Новейшие методики внедряются,

А из детей Энштейны получаются!

2 : Говорят, той страной царица правит,

Очень много она знает.

Той царице величавой

Все поют хвалу и славу.

1 :Мы прибыли в гости не одни,

Царицу с собою привели.

Поэтому просим друзья всех вас

Аплодисментами встретить науку сейчас!

Выходит девочка с короной на голове.

Наука. Добрый день, дорогие друзья!

В ноябрьский день, полный радости, света.

Собрались мы сегодня не зря,

Принимаем недель эстафету.

На вопросы, что взрослым под силу едва ли,

Наши школьные звёзды дадут вам ответ.

Учились, накопленный опыт весь год умножали

И делили мы с ними радость побед!

Ведущий:

Дорогие друзья! Сегодня на нашем вокзале торжественное событие. Мы отправляем в путь поезд. Каждый из пассажиров этого поезда пусть возьмет с собой солидный багаж: смекалку, находчивость, дружелюбие. До отправления поезда осталось совсем немного времени и на перрон приглашается Начальник поезда. (руководитель ШМО знакомит с планом недели).

Ведущий 1.

Внимание! Прослушайте, пожалуйста, объявления.

- Билетами на поезд служат: находчивость, любознательность, смекалка, остроумие, эрудиция.

По пути следования поезда будьте осторожны, чтобы поезд не продолжил свой путь без вас, четко следуйте инструкциям.

Ведущий 1.

Внимание, внимание, отправляющиеся и провожающие! Поезд сообщением «Неделя МИФ» отправляется с первой платформы через 15 секунд. Просьба занять свои места.

Песня на мелодию песни «Бременских музыкантов»

Ничего на свете лучше нету,

Чем на все вопросы дать ответы.

Вам поможет в этом трудном деле

Светлой математики неделя - 2 раза.

Физика важней других наук,

Царствует она среди своих подруг.

Перед ней склоняют на планете

Головы и взрослые, и дети - 2 раза.

Информатика в наш дом пришла, друзья,

Windows Microsoft нам всем не знать нельзя,

И теперь избавят нас от скуки

Эти очень важные науки - 2 раза.

Звук поезда.

Приложение 2


Сценарий математического соревнования "Считай, смекай, отгадывай!"

Цели: развивать и укреплять интерес к математике, расширять математическую эрудицию, сообразительность, любознательность, развитие внимания, логическое мышление;

Воспитывать активность, самостоятельность, уверенность в общении, стремление к преодолению трудностей, коллективизм.

Место проведения: актовый зал.

Оформление зала. Математические газеты, высказывания выдающихся математиков о математике. В зале (около сцены) журнальный столик - место для ведущих, экран, мультимедийный проектор, ноутбук. В центре зала 3 стола (места для команд) и 3 магнитных доски, стол (около болельщиков) - места для жюри.

"Запомни то, что Гаусс всем сказал.
"Наука математика - царица всех наук"
Не зря, поэтому он завещал
Творить в огне трудов и мук.

Подготовительный этап.

  1. Учащиеся 9-ых и 5-ых классов формируют 3 смешанные команды (8 человек - 5 класс, 6 человек - 9 класс).

  2. Выбирают капитана команды.

  3. Придумывают название команды и девиз.

Домашнее задание.

  1. Подобрать пословицы, в которых используется числительное.

  2. Учащиеся 9 класса должны познакомить учащихся 5 класса с великими математиками.

Ведущий:

Ребята! Математика пришла к людям из глубины веков и продолжает служить нам и привлекать нас своими знаниями и тайнами. Овладение математикой зависит от любознательности, упорства и трудолюбия. Г.Галилео сказал: "Без упорного умственного труда никто не может далеко продвинуться в математике. Но каждый, кому знакома радость познания, кто увидел красоту математики, не будет жалеть затраченных усилий"

Сегодня нам предстоит проверить, насколько математика любима вами и как вы готовы к математическому бою. Оценивать ваши ответы будет компетентное жюри.

(Ведущий представляет членов жюри). В нашем конкурсе принимают участие 3 команды. Капитанов команд мы приглашаем на сцену для представления своих команд.

1 конкурс "Математическая викторина" Слайды 5-13

Ведущий. В этом конкурсе предстоит продемонстрировать логическое мышление, сноровку, быстроту реакции. Конкурс заключается в следующем. Читается вопрос, право ответа предоставляется той команде, которая быстрее подаст сигнал свистком, о готовности к ответу.

1. Что дороже: килограмм однокопеечных монет или килограмм двухкопеечных? (Ответ: стоят одинаково)

2. Два отца и два сына съели за завтраком 3 яйца, причем каждому из них досталось по целому яйцу. Как это могло случиться? (Ответ: завтракали только три человека: дед, его сын и внук)

3. В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя лицами так, чтобы каждое лицо получило по яблоку и одно яблоко осталось бы в корзине. (Ответ: это легко сделать, если одно лицо возьмет свое яблоко вместе с корзиной.)

4. Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 автомашины. Сколько всего машин шло в село. (Ответ: одна машина - такси).

5. 60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (Ответ: толщина всех листов книги 2 см)

6. Ученику была предложена задача: "10 цыплятам на 10 дней нужно 10 кг корма. Сколько корма нужно 100 цыплятам на 100 дней?" Он дал ответ "100 кг". Почему ответ неверен? (Ответ: за 100 дней цыплята подрастут, и им потребуется больше корма)

7. Перед вами 6 стаканов. Первые три из них - с водой. Как сделать, чтобы пустой стакан и стакан с водой чередовались? Разрешается брать только один стакан. (Ответ: взять второй стакан и вылить в предпоследний (пустой) стакан. Второй стакан поставить на место)

2 конкурс. Слайд 14-16

Ведущий.

Вот задача не для робких.
Вычитай, дели и множь,
Плюсы ставь, а также скобки!
Верим, к финишу придешь!

Каждой команде выдается одинаковое задание. Используя скобки, знаки деления, вычитания, сложения и умножения нужно составить верное равенство. Время работы 5 минут, а за каждый верный ответ -1 балл.

Задание

Ответ

5 5 5 5 =3

(5+5+5):5=3

5 5 5 5 =4

(5·5-5):5=4

5 5 5 5 =5

(5-5)·5+5=5

5 5 5 5 =6

(5·5+5):5=6

5 5 5 5 =7

(5+5):5+5=7

5 5 5 5 =26

5·5+5:5=26

5 5 5 5 =30

(5:5+5)· 5=30

5 5 5 5 =50

5·5+5·5=50

5 5 5 5 =55

(5+5) 5+5=55

5 5 5 5 =120

5·5·5-5=120

5 5 5 5 =130

5·5·5+5=130

5 5 5 5 =625

5·5·5·5=625

Задание для болельщиков. Слайд 17-26

Пока команды выполняют задание 2 конкурса, болельщикам предлагаются математические задачи.

  1. В ящике 70 груш двух сортов. Сколько надо взять груш не глядя, чтобы среди них оказалось две груши одного сорта. (Ответ: три)

  2. Длина бревна 5 аршин. В одну минуту от этого бревна отпиливают по одному аршину. За сколько минут будет распилено все бревно? (Ответ: 4 минуты)

  3. В три окна выглянули 30 бабушек. В первое окно выглянули семь бабушек, во второе окно в два раза больше. Сколько бабушек выглянули в третье окно? (Ответ: 9 бабушек)

  4. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (Ответ: 4 минуты)

  5. Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? (Ответ: 2 часа)

  6. Какое число делится на все числа без остатка? (Ответ: нуль)

  7. Первый оборот вокруг Земли спутник совершает за 1 ч 40 мин, а второй - за 100 мин. Почему так происходит? (Ответ: 1 ч 40 мин =1 00 мин)

  8. Расшифруйте ребусы.

(Ответ: пистолет, шест, уголь)

3 конкурс. Эстафета "Устный счет"

Команды выстраиваются в колонну по одному, впереди учащиеся пятых классов. Учащиеся по очереди друг за другом устно решают предложенные примеры и записывают только ответы. Оценивается скорость, количество, правильность.

Примеры

Ответы

1+3+5+7+9

25

63:9

7

5·12

60

23+47+11+29

110

101·8

808

2·90+8·90

900

999:9

111

11·36

396

1224:12

102

(612+336)-236

712

35·35

1225

99-97+95-93+91-89

6

Методическая разработка Неделя математики

Методическая разработка Неделя математики

1000000-(1000000-(1000000-(1000000-(1000000-999999))))

1

4 конкурс. Танграм. Слайд 27-30

Ведущий.

"Танграм" древняя китайская головоломка, возникшая 4 тыс. лет назад. В Китае ее называют "чи тао ту", т.е. умственная головоломка из семи частей

Юные математики! Ваша задача составить из семи частей квадрата фигуры.

5 конкурс. Слайд 31-32

На магнитные доски около каждой команды вывешивается квадрат.

Ведущий. Ребята! Перед вами плакат с квадратом, который разделен на 9 клеток. В двух из них поставлены красная и синяя точки. Расположите в каждой из пустых клеток квадрата по одной из точек либо красного, либо синего, либо зеленого цвета, но так, чтобы в каждом столбце и каждой строчке были точки разного цвета.

Методическая разработка Неделя математики

Ответ. Методическая разработка Неделя математики

6 конкурс. Конкурс знатоков. Слайд 21-49

В конкурсе принимают участие по 4 представителя от каждой команды (2 ученика 5 класса и 2 ученика 9 класса). Конкурс состоит из двух частей.

Первая часть.

Знатоки поговорок и пословиц (по 2 человека)

Ребятам предлагается вспомнить и назвать пословицы и поговорки, в которых используются числа.

Вторая часть.

Знание великих математиков (по 2 человека) Участники конкурса имеют право 2 раза обращаться за помощью своей команды.

I. Расшифруйте ребусы, в которых зашифрованы фамилии великих математиков.

1. Ломоносов

Методическая разработка Неделя математики

2. Лобачевский

Методическая разработка Неделя математики

3. Фалес

Методическая разработка Неделя математики

4. Виет

Методическая разработка Неделя математики

5. Лейбниц

Методическая разработка Неделя математики

II. Кому принадлежат эти высказывания

  1. "Математика царица наук. Арифметика царица математики"? (К.Гаусс)

  2. "Нельзя быть математиком, не будучи то же время и поэтом в душе"? (С.Ковалевская)

III. Все эти люди математики. Верно ли?

  1. Веерштрасс

  2. Пифагор

  3. И.А.Крылов (Ответ: нет, И.А.Крылов - писатель)

IV. Перечислите фамилии математиков. В какой последовательности жили эти математики?

  1. Исаак Ньютон

  2. Архимед

  3. Леонард Эйлер

Ответ: Архимед (287-212 гг. до н.э), Исаак Ньютон (1643-1727 гг.), Леонард Эйлер (1707-1783 гг.)

V. Перед вами портрет известного математика. Он жил в Александрии и расцвет его деятельности приходится на время царствования в Египте Птолемея I Сотера. Известно также, что математик был моложе учеников Платона (427-347 до н. э.), но старше Архимеда (ок. 287-212 до н.э.). С его именем связывают становление александрийской математики (геометрической алгебры) как науки. Автор книги "Начало". О ком идет речь?

Подведение итогов, награждение победителей.







Литература:


    1. Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г.

  1. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.- Чел.: «Взгляд», 2005г.

  2. Депман И.Я. Мир чисел.: Рассказы о математике. - Л.:Дет.лит., 1982.

  3. Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др. Поисковые задачи по математике (4-5 классы).- М.: «Просвещение», 1979г.

  4. Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5-м классе.- М.: «Издательский дом «Искатель», 1999г.уденкоР

  5. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы.- М.: Айрис-пресс, 2005г.

  6. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2000г.

  7. matematiku.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1

14



© 2010-2022