Организация работы с одарёнными детьми

       Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогов.  Развитие творческого потенциала таких учащихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быт...
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация работы с одарёнными детьми.

Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.

Выявление одаренности должно начинаться уже в раннем детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Проявление одаренности у ребенка в первую очередь зависит от родителей, которые должны быть предельно внимательны к талантам и склонностям своего ребенка. На разных возрастных этапах жизни работа с ним по развитию одаренностей будет разная. В начале жизненного пути большую роль в этом процессе играют родители. Они просто обязаны создать условия для проявления одаренности своего ребенка. Вот поэтому многие родители водят своего ребенка в разные спортивные, художественные и др. кружки.

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогов. Развитие творческого потенциала таких учащихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.

Цель работы с одаренными детьми - развитие творческих способностей в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:


  • Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с детьми, через:

- проведение педагогических советов с приглашением специалистов;

- обучение на курсах повышения квалификации;

- подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;

- научно-методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом)


  • Выявление одаренных детей по итогам:

- конкурсов и иных соревновательных мероприятий;

- диагностических данных;

- длительного целенаправленного педагогического наблюдения;

- выявления мнения родителей о склонностях, об особенностях личностного развития их ребенка.


  • Формирование индивидуального банка данных;

  • Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ, позволяющих более полно удовлетворять интересы обучающихся.

Принципы работы с одарёнными детьми.

  • Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения);

  • Принцип опережающего обучения;

  • Принцип комфортности в любой деятельности;

  • Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся;

  • Принцип развивающего обучения;

  • Принцип добровольности.

Условия успешной работы с одарёнными детьми:


  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива учреждения и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению и творчеству.

  • Создание и постоянное совершенствование методической системы.

  • Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами: Педагогу необходимо стремиться ощущать психологическую атмосферу в группе:

- уметь наблюдать за детьми;

- воспринимать выражение глаз ребят, их мимику и т.д.;

- обращать внимание на поведение и на настроение;

- быть гибким и оперативным в своих реакциях на поведение в

группе;

- учиться видеть себя со стороны глазами детей;

- стремиться поставить себя на место ребенка;

- честно признавать свои ошибки;

- чаще контактировать с детьми в свободное время;

- уметь слушать детей;

- быть инициативным;

- быть щедрым на одобрение, похвалу, поощрение;

- понимать и уважать ребенка;

- уметь анализировать ошибки своих сверстников и свои;

- обращать внимание на взаимоотношения детей в коллективе.

Проблемы в работе с одарёнными детьми:

  • Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.

  • Неподготовленность педагогов к индивидуализации обучения.

  • Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.

  • Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития учащихся.

Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. Каждый одаренный ребенок - индивидуальность, требующая особого подхода. Проблема обучения и развития одарённых детей требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности.

3

© 2010-2020