Вычитание чисел с разными знаками (6 класс)

Вычитание чисел с разными знаками Урок математики в 6 классе   Цели: Познавательная: учащиеся узнают правило сложения и вычитания чисел с разными знаками. Развивающая: учащиеся путем сопоставления ряда примеров сами формулируют правило вычитания чисел с разными знаками. Воспитательная: учащиеся осознают ценность полученного способа для решения примеров в дальнейшем, убеждаясь в тесной связи математики с жизнью.    Когда сердца, когда умы открыты, Тебя поймут ребята с полуслова Те знания, что сво... -9 2 2/3 -4 -1,5 -2 -1 -1 -3         з л у е н ш т а я           1,5 5 9 2/3 -1 -4 4 -5 -4 -0,5 -2/3 -1 1 к б в р ч е о м е ь н д и   - что означают слова, составленные из оставшихся букв? Ответ: лента времени.   Учитель: Да лента времени связывает нас с прошлым. Прав Г. Лейбниц: «кто хочет изучить настоящее,  не зная прошлого, тот никогда его не поймет». И мы сегодня с вами доказали, что точка зрения на одно и тоже понятие становится со временем удобнее и проще.   IV.Самостоятельная работа      1.     Вычислить:      1 вариант                                       2 вариант 1) +14 – (-15) =                             1) ...
Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вычитание чисел с разными знаками

Урок математики в 6 классе

Цели:

Познавательная: учащиеся узнают правило сложения и вычитания чисел с разными знаками.

Развивающая: учащиеся путем сопоставления ряда примеров сами формулируют правило вычитания чисел с разными знаками.

Воспитательная: учащиеся осознают ценность полученного способа для решения примеров в дальнейшем, убеждаясь в тесной связи математики с жизнью.

Когда сердца, когда умы открыты,

Тебя поймут ребята с полуслова

Те знания, что своим трудом добиты,

По жизни детвора нести готова.


Ход урока


  1. Мотивационно-ориентировочная часть. Контроль настроения

Учитель: Здравствуйте ребята! Классик венгерской поэзии Лайот Кошкам писал:

«Если бы родился музыкантом-

Я бы стремился

Перебороть шумы мира

С помощью стройных звуков.

Если бы я родился архитектором-

Я бы строил людям

Не квартиры, а домашние очаги.

Я одарил бы их светом,

Цветом и тишиной.

Но поскольку я поэт,

Я хотел бы также четко и ясно

Говорить на языке слов,

Как математика

Говорит на языке чисел».

- Попробуем и мы выразить свое настроение с помощью чисел на модели термометра.

Дети поднимают модели с отмеченным числом.

Учитель: Андрей, почему у тебя отметка на шкале термометра поднялась так высоко вверх от 0*?

Андрей: У меня прекрасный настрой на работу, и я решил изобразить его положительным числом, намного превышающим 0*.

Дима: А у меня -1*. (Учащийся может называть причину.) Но я думаю, что к концу урока шкала моего настроения должна подняться!

Учитель: Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы умело воспользовались моделями термометров для определения шкалы своего настроения. Положительные и отрицательные числа помогли вам. Н.И.Лобачевский однажды сказал: «Из всех языков мира самый лучший - это искусственный, весьма сжатый язык математики». Что ж, попробуем в этом снова сегодня убедиться.

Еще древнекитайские математики, жившие, до нашей эры знали, о положительных и отрицательных числах. Но их трактовки звучали несколько иначе. Под имуществом они понимали положительные числа, под долгами - отрицательные числа. Так, например в VII веке индийский математик Брахмапутра излагал свои правила так.

. Сумма двух имуществ есть имущество;

. Сумма двух долгов есть долг;

. Сумма имущества и долга равна их разности.

Учитель: Ребята, как вы понимаете эти правила?

Евгений: Если говорить современным математическим языком, то первое правило я бы прочитал так: имущество-это положительное число, поэтому сумма двух положительных чисел есть число положительное

Например: 5+3=8.

Валерия: Долг-это отрицательное число. Поэтому второе правило я бы сформулировала следующим образом: «Сумма двух отрицательных чисел есть число отрицательное».

Алексей: А так как здесь складывается положительные и отрицательные числа, поэтому сформулируем известное нам третье правило: «Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо из большего модуля вычесть меньший, и перед полученной разностью поставить знак числа, модуль которого больше».

Записывает на доске пример.

5+(-7)=(7-5)=-2

5+(-3)=5-3=2

Я считаю, что правило не закончено, не указано, что же получается имущество или долг?

Учитель: Как бы его дополнили?

Светлана: Если имущество больше долга, то получится имущество. Если имущество меньше долга, то получится долг.

Учитель показывает карточки на доске с примерами:

А) -7+(-1)

Б) 5-3

В) 3-5

Г) 3-(-5

-Интересно, смогли бы мы решить эти примеры, руководствуясь только этими правилами?

Виктория: Я считаю, что нужно научиться вычислять числа, для этого нужно правило.

Учитель: В чем же проблема?

Татьяна: Нужно открыть правило вычитания чисел.

Учитель: Как же мы сформулируем тему урока?

Андрей: Вычитание чисел с разными знаками.

Учитель: Записываем в тетрадях тему урока.


  1. Операционный - исполнитель этапа

Валерия: А почему в этих правилах нет слова разность? Давайте попробуем заменить сумму на разность и посмотрим что получится?

Евгений: Читаю. Разность двух чисел имуществ есть имущество, то есть разность 2х положительных чисел есть число положительное. Я думаю, что это правильно. Например: 5 - 3 = 2.

Светлана: А я не согласна. Приведу пример (выходит к доске) 3 - 5. Я не думаю, что если из маленького имущества вычесть большое, то там что-то из имущества останется.

Учитель: Ребята, как нам разрешить этот спор? Выдвинуты две точки зрения.

Алексей: Я предлагаю воспользоваться моделью термометра. Переведем эти примеры на язык температуры. Днем было 5* тепла, к вечеру температура понизилась на 3*. Мы видим, что получилось положительное число 2*. Рассмотрим 2-й случай: днем 3*, к вечеру температура понизилась на 5*. Получим отрицательное число -2.

Учитель: Какой же вывод можно сделать?

Татьяна: Мы рассматриваем разность. У нас есть уменьшаемое и вычитаемое. В этих примерах они меняются местами. Результат вычитания зависит от того, какое число больше.

Виктория: Можно мне продолжить. Замечу, что если уменьшаемое больше чем вычитаемое, то получится положительное число. Если уменьшаемое меньше вычитаемого, то получится отрицательное число.

Учитель: Так справедливо ли правило, которое сформулировала Виктория?

Дима: Нет, оно не дает однозначного ответа, поэтому нельзя его брать за основу.

Учитель: Как вы предлагаете?

Андрей: Мне кажется, что здесь надо поразмыслить над третьим утверждением. Сумма положительного и отрицательного чисел равна их разности, как утверждают древние: 3 + (-5) = 3 - 5. А мы рассмотрим правую часть и заменим разность суммой: 3 - 5 = 3 + (-5). Уменьшаемое оставим без изменения, а вычитаемое напишем с противоположным знаком. И наша задача будет решена.

Учитель: Постарайтесь заменить числа буквами и запишите, что у вас получится.

Светлана: а - b = a + (-b).

Чтобы из одного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому (формулируют правило).

Учитель: Собираясь на роботу, я услышала такой факт. Наиболее жаркое место на Земле - Ливия, там бывает температура +56*. Наиболее низкая температура зафиксирована в Антарктиде -88*. Интересно, сможете ли вы сейчас, открыв правило вычитания, вычислить разницу между высшей и низшей температурой на Земле?

Евгений: 56* - (-88*) = 56* + 88* = 144*.


  1. Рефлексивный этап

Учитель: Итак, какое же правило вы открыли?

Татьяна: Чтобы из одного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому.

Учитель: Насколько это правило научно и верно?

Валерия: Нужно проверить, найти формулировку правила в учебнике.

Учащиеся сравнивают формулировки правила, убеждаются в правильности.

Учитель: Для чего же необходимо правило, которое мы открыли?

Дима: Оно помогает нам быстро находить значение разности, решать практические задачи.

Учитель: Выполним практическую работу на закрепление правила. Выполните вычисления и зачеркните в таблицах буквы, соответствующие найденным ответам:

3 - 5 = -5 - (-2) = 1/2 - 1= -1/3 - (-1) =

-7 - 2 = -1 - (-5)= 1/2 - (-1)= 0 - 1 =

-1 - (-6) = -(-3) - 4 =


-9

2

2/3

-4

-1,5

-2

-1

-1

-3





з

л

у

е

н

ш

т

а

я






1,5

5

9

2/3

-1

-4

4

-5

-4

-0,5

-2/3

-1

1

к

б

в

р

ч

е

о

м

е

ь

н

д

и

- что означают слова, составленные из оставшихся букв?

Ответ: лента времени.

Учитель: Да лента времени связывает нас с прошлым. Прав Г. Лейбниц: «кто хочет изучить настоящее, не зная прошлого, тот никогда его не поймет». И мы сегодня с вами доказали, что точка зрения на одно и тоже понятие становится со временем удобнее и проще.

IV.Самостоятельная работа


  1. Вычислить:

1 вариант 2 вариант

1) +14 - (-15) = 1) 18 - (-3)=

2) -15 - (-12) = 2) -16 - (-7)=

3) -2,4 - 1,3 = 3) -5,6 - (-1,2)=

4) -7,8 - (4,5) = 4) -9,4 - (-5,3)=


  1. Вычислите расстояние между точками:

А(-3), В (-9) А (-2); В (-8)

Самопроверка - учащиеся проверяют свое решение по ключу, выставляют оценки в листок самоконтроля и сдают его учителю.

Учитель выставляет отметки за работу на уроке, учитывая самооценку учащихся.

V. Домашнее задание: № 1093, 1096 (в, г); п. 34.

VI. Контроль настроения

Дети поднимают термометры, у всех отметка выше 0*.

© 2010-2022