Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательная математика (4 класс)

Раздел Математика
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373

-Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.

-Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011.

-Н.Ф.Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 класс/под.ред Н.Ф.Виноградовой.-М.: Вентана -Граф,2011

- Авторской программы: Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика». Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под редакцией Н.Ф. Виноградовой. /Е.Э.Кочурова -М.: Вентана -Граф, 2011

- Образовательной программы начального общего образования МБОО «Ямашинская СОШ»,

-Положение о рабочей программе по внеурочной деятельности ФГОС НОО МБОО « Ямашинская СОШ».

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия внеурочной деятельности содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы внеурочной деятельности, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика помогает успешно овладевать не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.

Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

Цель программы: Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

- создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;

- развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;

- формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;

- повышение математической культуры ученика;

- воспитание настойчивости, инициативы;

- развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.

Отличительные особенности программы.

В основное содержание программы включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Курс внеурочной деятельности «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листках бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеек», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Формы проведения занятий.

Содержание курса строится на основе деятелъностного под­хода. Каждый раздел программы предусматривает

- практико-ориентированные учебные занятия;

- творческие мастерские;

- тематические конкурсы, выставки.

Различные формы деятельности:

- индивидуально-творческая;

- в малой подгруппе (3-4 человека);

- коллективная;

- учебно-игровая (познавательные игры, занятия);

- игровой тренинг;

- конкурсы;

- турниры;

- викторины

Обучение детей организуется в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаются условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Учитываю возрастную особенность, отличающую его от других, последующих этапов развития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности.

Задачи данного курса решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

В данном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии.

Ведущей деятельностью школьника этого возраста является игровая. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышления.

Сроки реализации программы - 1 год.

Продолжительность занятия 45 минут.

Формы подведения итогов.

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся.

Возраст детей, посещающий внеурочную деятельность

Состав группы - постоянный ( мальчиков- 7, девочек-6),

Возраст детей - 9-10, 12 лет

Особенности набора - свободный

Планируемые результаты освоения программы:

Личностными результатами изучения данного курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» являются:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

- выявлять закономерности в расположении деталей, составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

- моделировать объемные фигуры из различных материалов ( проволока, пластилин и др.) и из разверток;

- осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты:

- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда: использовать его к ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие

направление движения;

- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной

конструкции;

- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции.












Учебно-тематический план

Наименование раздела программы, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

16

8

8

2

Мир занимательных задач

12

6

6

3

Геометрическая мозаика

6

3

3

Итого:

34

17

17










Календарно - тематическое планирование

Наименование раздела программы, тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся
(основные учебные умения и действия

Плановые сроки прохождения учебного материала

План

Факт


Мир занимательных задач

1

Числа. Арифметические действия. Величины

-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы

для выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата с заданным условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

- воспроизводить способ решения задачи;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

- конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки

1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:

сравнивать построенную конструкцию с образцом.


1

Интеллектуальная разминка

1

04.09


Числа. Арифметические действия. Величины.

1


2

Числа-великаны

1

11.09


Мир занимательных задач

2


3

Мир занимательных задач

1

18.09

4

Кто что увидит?

1

25.09


Числа. Арифметические действия. Величины.

2


5

Римские цифры

1

02.10

6

Числовые головоломки

1

09.10


Мир занимательных задач

3


7

Секреты задач

1

16.10

8

В царстве смекалки

1

23.10

9

Математический марафон

1

30.10


Геометрическая мозаика

2


10

«Спичечный» конструктор

1

13.11

11

«Спичечный» конструктор

1

20.11


Числа. Арифметические действия. Величины.

3


12

Выбери маршрут

1

27.11

13

Интеллектуальная разминка

1

04.12

14

Математические фокусы

1

11.12


Геометрическая мозаика

3


15

Занимательное моделирование

1

18.12

16

Моделирование геометрических фигур

1

25.12

17

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб

1

15.01


Числа. Арифметические действия. Величины.

7


18

Математическая копилка.

1

22.01

19

Какие слова спрятаны в таблице?

1

29.01

20

«Математика - наш друг!»

1

05.02

21

Решай, отгадывай, считай

1

12.02

22

В царстве смекалки

1

19.02

23

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

1

26.02

24

Числовые головоломки

1

05.03


Мир занимательных задач

2


25

Мир занимательных задач.

1

12.03

26

Задачи со многими возможными решениями.

1

19.03


Числа. Арифметические действия. Величины.

3


27

Математические фокусы.

1

02.04

28

Интеллектуальная разминка

1

09.04

29

Интеллектуальная разминка

1

16.04


Мир занимательных задач

2


30

Блиц-турнир по решению задач

1

23.04

31

Математическая копилка

1

30.04


Геометрическая мозаика

1


32

Геометрические фигуры вокруг нас

1

07.05


Мир занимательных задач

2


33

Математический лабиринт

1

14.05

34

Математический праздник

1

21.05








Материально-техническое обеспечение


№п\п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Игнатьев Е.И. «В царстве смекалки» - М.Наука,1982

2

Кордемский Б.А. «Увлечь школьников математикой» - М.Просвещение,1981

3

Кордемский Б.А., А.А.Ахадов «Удивительный мир чисел» - М.Просвещение,1986

4

Левитас Г.Г. «Нестандартные задачи по математике во 2-м классе» - М.Илекса,2008

5

Лиман М.М. «Школьникам о математике и математиках» - М.Просвещение,1981

6

Мазаник А.А. «Реши сам» - М.Народная асвета,1966

2. Печатные пособия

1

Портреты математиков


3. Оборудование класса

1

Классная доска

2

Мультимедийный проектор

3

Компьютер

4

Экспозиционный экран

5

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

6

Стол учительский

7

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

4.Интернет-ресурсы




Материально-техническое обеспечение

1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2. Комплекты карточек с числами:

1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);

2) 10, 20, 30, 40, … , 90;

3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

3. «Математический веер» с цифрами и знаками.

4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

5. Игра «Математическое домино».

6. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

7. Набор «Геометрические тела».

8. Конструкторы «Танграмм».




Лист корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту





































































































































11


© 2010-2022