Урок по алгебре и началу анализа по теме Метод математической индукции (10 класс)

Кривинская средняя школа Урок по алгебре и началам анализа по теме «Метод математической индукции» Учитель:Садуакасова К.Б.Тема: Полная и неполная индукция. Метод математической индукции. Доказательство тождеств и неравенств методом математической индукцииОбразовательная: Организовать деятельность учащихся по изучению метода полной и неполной индукции; организовать деятельность учащихся по доказательству утверждений с помощью метода математической индукции, применению метода матема...
Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Полная и неполная индукция. Метод математической индукции. Доказательство тождеств и неравенств методом математической индукции

Образовательная: Организовать деятельность учащихся по изучению метода полной и неполной индукции; организовать деятельность учащихся по доказательству утверждений с помощью метода математической индукции, применению метода математической индукции при решении задач, связанных с последовательностями.

Развивающая: Содействовать формированию научного мировоззрения, развитию исследовательских навыков, умения аргументировать, классифицировать.

Воспитательная: Содействовать развитию внимательности, инициативности, трудолюбия, творческих способностей.

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.

Форма проведения урока: фронтальная проверка, коррекция и формулировка выводов, составляющих новый материал; индивидуальное выполнение учебных заданий.

Ожидаемый результат:

  • уметь применять метод математической индукции при доказательстве тождеств и неравенств;

  • владеть терминологией на казахском и английском языках, изученной в данной главе;

  • применять терминологию на казахском и английском языках, изученную в данной главе.

Структура урока:

  1. Подготовительный этап (мотивация изучения нового, выявление целей урока и ориентация учащихся в учебной деятельности на уроке).

  2. Актуализация знаний, умений и навыков.

  3. Изучение новой темы

  4. Отработка знаний, умений и навыков по теме.

  5. Подведение итогов урока и домашнее задание.

Ход урока:

  1. Подготовительный этап Проверка домашнее задание. Устный опрос.

  2. Актуализация знаний, умений и навыков.

Знаменитый математик XVII в. П.Ферма проверив, что числа

Урок по алгебре и началу анализа по теме Метод математической индукции (10 класс), Урок по алгебре и началу анализа по теме Метод математической индукции (10 класс) , Урок по алгебре и началу анализа по теме Метод математической индукции (10 класс) , Урок по алгебре и началу анализа по теме Метод математической индукции (10 класс) , Урок по алгебре и началу анализа по теме Метод математической индукции (10 класс) простые, сделал по индукции предположение, что для всех n=1,2,3,… числа вида простые.Урок по алгебре и началу анализа по теме Метод математической индукции (10 класс)Урок по алгебре и началу анализа по теме Метод математической индукции (10 класс)

В XVIII веке Л.Эйлер нашел, что при n=5:

составное число

Устные упражнения: 1) Перед нами последовательность нечетных чисел натурального ряда. 1,3,5,7,9,11,13… Чему равна сумма n первых членов этой последовательности? Урок по алгебре и началу анализа по теме Метод математической индукции (10 класс)

2) Доказать, что

при n³2.

3) Каждый человек в мире пожал какое-то количество рук. Докажите, что число людей пожавших нечетное число рук - четно.

  1. Изучение новой темы учебник Шыныбекова А.Н. Алгебра и математический анализ стр. 234-242 (индивидуальная работа). Дополнительно в диалоге: Приложение - теория.

  2. Отработка знаний, умений и навыков по теме. Приложение Примеры (совместная)

  3. Подведение итогов урока (рефлексия)

- Какую учебную задачу вы решали?

Рефлексия «приращения» образовательного результата, полученного на уроке

-Удалось ли её решить?

Рефлексия области применения данного способа, модели

-Для какой ситуации подходит полученный вами приём?

Рефлексия полученного способа. Самокоррекция, самооценка

- Как правильно использовать метод математической индукции?

- В чём возникали затруднения и удалось ли их преодолеть?

- Что помогало и что мешало вам договариваться в группе?

Рефлексия способов коммуникации и соорганизации в группе.

- Что бы вы изменили в работе групп в следующий раз для более эффективной работы?

Самооценка: Оцените свою работу на уроке в баллах:

10 баллов - все понял, могу этот материал объяснить другому;

9 баллов - я сам все понял, но объяснить другому не берусь;

8 баллов - для полного понимания мне нужно повторить тему;

6 баллов - я ничего не понял.

Взаимооценка:

Имя ученика

Критерии оценки

+

--

Балл

- принимал участие в обсуждении (выдвигал собственные версии, фиксировал версии других, задавал вопросы на понимание)


1

- умеет выслушать не перебивая

0,5

- при обсуждении сдерживал эмоции (не кричал, не обижал других)


0,5

Принимал в подготовке к защите и участвовал в защите

1


  1. Оценка за урок:

Домашнее задание, готовность к уроку

Устные упражнения

Участие при изучении новой темы

Практические задания.

Работа в группе

Самооценка

До 7 баллов

До 3 баллов

До 7 баллов

До 10 баллов

До 3 баллов

До 10 баллов

«5» - 38 - 40 баллов; «4» - 30 - 37 баллов; «3» - 22 - 29 баллов.


  1. Домашнее задание. Шыныбеков А.Н.. Алгебра и математический анализ стр. 234-242, № 756-766 (1), Творческое задание: Составьте задачи решаемые методом математической индукции проблемы физики, химии и самой жизни.

Приложение - теория

Метод математической индукции

В основе всякого математического исследования лежат дедуктивный и индуктивный методы. Дедуктивный метод рассуждений - это рассуждение от общего к частному, т.е. рассуждение, исходным моментом которого является общий результат, а заключительным моментом - частный результат. Индукция применяется при переходе от частных результатов к общим, т.е. является методом, противоположным дедуктивному.

Метод математической индукции можно сравнить с прогрессом. Мы начинаем с низшего, в результате логического мышления приходим к высшему. Человек всегда стремился к прогрессу, к умению развивать свою мысль логически, а значит, сама природа предначертала ему размышлять индуктивно.

Хотя и выросла область применения метода математической индукции, в школьной программе ему отводится мало времени. Ну, скажите, что полезного человеку принесут те два-три урока, за которые он услышит пять слов теории, решит пять примитивных задач, и, в результате получит пятёрку за то, что он ничего не знает.

А ведь это так важно - уметь размышлять индуктивно.

По своему первоначальному смыслу слово "индукция" применяется к рассуждениям, при помощи которых получают общие выводы, опираясь на ряд частных утверждений. Простейшим методом рассуждений такого рода является полная индукция. Вот пример подобного рассуждения.

Пусть требуется установить, что каждое натуральное чётное число n в пределах
4< n < 20 представимо в виде суммы двух простых чисел. Для этого возьмём все такие числа и выпишем соответствующие разложения:

4=2+2; 6=3+3; 8=5+3; 10=7+3; 12=7+5;

14=7+7; 16=11+5; 18=13+5; 20=13+7.

Эти девять равенств показывают, что каждое из интересующих нас чисел действительно представляется в виде суммы двух простых слагаемых.

Таким образом, полная индукция заключается в том, что общее утверждение доказывается по отдельности в каждом из конечного числа возможных случаев.

Иногда общий результат удаётся предугадать после рассмотрения не всех, а достаточно большого числа частных случаев (так называемая неполная индукция).

Результат, полученный неполной индукцией, остается, однако, лишь гипотезой, пока он не доказан точным математическим рассуждением, охватывающим все частные случаи. Иными словами, неполная индукция в математике не считается законным методом строгого доказательства, но является мощным методом открытия новых истин.

Пусть, например, требуется найти сумму первых n последовательных нечётных чисел. Рассмотрим частные случаи:

1=1=1 2

1+3=4=2 2

1+3+5=9=3 2

1+3+5+7=16=4 2

1+3+5+7+9=25=5 2

После рассмотрения этих нескольких частных случаев напрашивается следующий общий вывод:

1+3+5+…+(2n-1)=n 2

т.е. сумма n первых последовательных нечётных чисел равна n 2

Разумеется, сделанное наблюдение ещё не может служить доказательством справедливости приведённой формулы.

Полная индукция имеет в математике лишь ограниченное применение. Многие интересные математические утверждения охватывают бесконечное число частных случаев, а провести проверку для бесконечного числа случаев мы не в состоянии. Неполная же индукция часто приводит к ошибочным результатам.

Во многих случаях выход из такого рода затруднений заключается в обращении к особому методу рассуждений, называемому методом математической индукции. Он заключается в следующем.

Пусть нужно доказать справедливость некоторого утверждения для любого натурального числа n (например нужно доказать, что сумма первых n нечётных чисел равна n 2). Непосредственная проверка этого утверждения для каждого значения n невозможна, поскольку множество натуральных чисел бесконечно. Чтобы доказать это утверждение, проверяют сначала его справедливость для n=1. Затем доказывают, что при любом натуральном значении k из справедливости рассматриваемого утверждения при n=k вытекает его справедливость и при n=k+1.

Тогда утверждение считается доказанным для всех n. В самом деле, утверждение справедливо при n=1. Но тогда оно справедливо и для следующего числа n=1+1=2. Из справедливости утверждения для n=2 вытекает его справедливость для n=2+1=3. Отсюда следует справедливость утверждения для n=4 и т.д. Ясно, что, в конце концов, мы дойдём до любого натурального числа n. Значит, утверждение верно для любого n.

Обобщая сказанное, сформулируем следующий общий принцип.

Принцип математической индукции.

Если предложение А(n), зависящее от натурального числа n, истинно для n=1 и из того, что оно истинно для n=k (где k-любое натуральное число), следует, что оно истинно и для следующего числа n=k+1, то предположение А(n) истинно для любого натурального числа n.

В ряде случаев бывает нужно доказать справедливость некоторого утверждения не для всех натуральных чисел, а лишь для n>p, где p-фиксированное натуральное число. В этом случае принцип математической индукции формулируется следующим образом.

Если предложение А(n) истинно при n=p и если А(k) => А(k+1) для любого k>p, то предложение А(n) истинно для любого n>p.

Доказательство по методу математической индукции приводится следующим образом. Сначала доказываемое утверждение проверяется для n=1, т.е. устанавливается истинность высказывания А(1). Эту часть доказательства называют базисом индукции. Затем следует часть доказательства, называемая индукционным шагом. В этой части доказывают справедливость утверждения для n=k+1 в предположении справедливости утверждения для n=k (предположение индукции), т.е. доказывают, что А(k) => A(k+1).

Приложение практика:

ПРИМЕР 1

Доказать, что 1+3+5+…+(2n-1)=n 2 .

Решение: 1) Имеем n=1=1 2 . Следовательно, утверждение верно при n=1, т.е. А(1) истинно.

2) Докажем, что А(k) => A(k+1).

Пусть k-любое натуральное число и пусть утверждение справедливо для n=k, т.е.
1+3+5+…+(2k-1)=k 2 .

Докажем, что тогда утверждение справедливо и для следующего натурального числа n=k+1, т.е. что 1+3+5+…+(2k+1)=(k+1) 2 .

В самом деле, 1+3+5+…+(2k-1)+(2k+1)=k 2 +2k+1=(k+1) 2 .

Итак, А(k) => А(k+1). На основании принципа математической индукции заключаем, что предположение А(n) истинно для любого n Î N.

ПРИМЕР 2

Доказать, что 1+х+х 2 3 +…+х n =(х n+1 -1)/(х-1).

Решение: 1) При n=1 получаем 1+х=(х 2 -1)/(х-1)=(х-1)(х+1)/(х-1)=х+1, следовательно, при n=1 формула верна; А(1) истинно.

2) Пусть k-любое натуральное число и пусть формула верна при n=k, т.е.

1+х+х 2 3 +…+х k =(х k+1 -1)/(х-1).

Докажем, что тогда выполняется равенство: 1+х+х 2 3 +…+х k +x k+1 =(x k+2 -1)/(х-1).

В самом деле: 1+х+х 2 +x 3 +…+х k +x k+1 =(1+x+x 2 +x 3 +…+x k )+x k+1 =

=(x k+1 -1)/(x-1)+x k+1 =(x k+2 -1)/(x-1).

Итак, А(k) => A(k+1). На основании принципа математической индукции заключаем, что формула верна для любого натурального числа n.

ПРИМЕР 3

Доказать, что при любом n справедливо утверждение: 1 2 +2 2 +3 2 +…+n 2 =n(n+1)(2n+1)/6.

Решение: 1) Пусть n=1, тогда х 1 =1 2 =1(1+1)(2+1)/6=1.

Значит, при n=1 утверждение верно.

2) Предположим, что n=k x k =k 2 =k(k+1)(2k+1)/6.

3) Рассмотрим данное утверждение при n=k+1 x k+1 =(k+1)(k+2)(2k+3)/6.

X k+1 =1 2 +2 2 +3 2 +…+k 2 +(k+1) 2 =k(k+1)(2k+1)/6+(k+1) 2=(k(k+1)(2k+1)+6(k+1) 2 )/6=(k+1)(k(2k+1)+ 6(k+1))/6=(k+1)(2k 2 +7k+6)/6=(k+1)(2(k+3/2)(k+2))/6=(k+1)(k+2)(2k+3)/6.

Мы доказали справедливость равенства и при n=k+1, следовательно, в силу метода математической индукции, утверждение верно для любого натурального n.

ПРИМЕР 4

Доказать, что для любого натурального n справедливо равенство:

1 3 +2 3 +3 3 +…+n 3 =n 2 (n+1) 2 /4.

Решение: 1) Пусть n=1. Тогда Х 1 =1 3 =1 2 (1+1) 2 /4=1.

Мы видим, что при n=1 утверждение верно.

2) Предположим, что равенство верно при n=k

X k =k 2 (k+1) 2 /4.

3) Докажем истинность этого утверждения для n=k+1, т.е. x k+1 =(k+1) 2 (k+2) 2 /4. X k+1 =1 3 +2 3 +…+k 3 +(k+1) 3 =k 2 (k+1) 2 /4+(k+1) 3=(k 2 (k++1) 2 +4(k+1) 3 )/4=(k+1) 2 (k 2 +4k+4)/4= (k+1) 2 (k+2) 2 /4.

Из приведённого доказательства видно, что утверждение верно при n=k+1, следовательно, равенство верно при любом натуральном n.

ПРИМЕР 5

Доказать, что 1 3 -2 3 +3 3 -4 3 +…+(2n-1) 3 -(2n) 3 =-n 2 (4n+3) для любого натурального n.

Решение: 1) Пусть n=1, тогда 1 3 -2 3 =-1 3 (4+3); -7=-7.

2) Предположим, что n=k, тогда 1 3 -2 3 +3 3 -4 3 +…+(2k-1) 3 -(2k) 3 =-k 2 (4k+3).

3) Докажем истинность этого утверждения при n=k+1

(1 3 -2 3 +…+(2k-1) 3 -(2k) 3 )+(2k+1) 3 -(2k+2) 3 =-k 2 (4k+3)+(2k+1) 3 -(2k+2) 3 =-(k+1) 3 (4(k+1)+3).

Доказана и справедливость равенства при n=k+1, следовательно, утверждение верно для любого натурального n.

ПРИМЕР 6

Доказать, что (11 n+2 +12 2n+1 ) делится на 133 без остатка.

Решение: 1) Пусть n=1, тогда 11 3 +12 3 =(11+12)(11 2 -132+12 2 )=23*133.

Но (23*133) делится на 133 без остатка, значит при n=1 утверждение верно; А(1) истинно.

2) Предположим, что (11 k+2 +12 2k+1 ) делится на 133 без остатка.

3) Докажем, что в таком случае (11 k+3 +12 2k+3 ) делится на 133 без остатка. В самом деле 11 k+3 +12 2л+3 =11*11 k+2 +12 2 *12 2k+1 =11*11 k+2 +(11+133)*12 2k+1 =11(11 k+2 +12 2k+1 )+133*12 2k+1.

Полученная сумма делится на 133 без остатка, так как первое её слагаемое делится на 133 без остатка по предположению, а во втором одним из множителей выступает 133. Итак, А(k) => А(k+1). В силу метода математической индукции утверждение доказано.

ПРИМЕР 7

Доказать, что при любом n 7 n -1 делится на 6 без остатка.

Решение: 1) Пусть n=1, тогда x 1 =7 1 -1=6 делится на 6 без остатка. Значит при n=1 утверждение верно.

2) Предположим, что при n=k 7 k -1 делится на 6 без остатка.

3) Докажем, что утверждение справедливо для n=k+1.

X k+1 =7 k+1 -1=7*7 k -7+6=7(7 k -1)+6.

Первое слагаемое делится на 6, поскольку 7 k -1 делится на 6 по предположению, а вторым слагаемым является 6. Значит 7 n -1 кратно 6 при любом натуральном n. В силу метода математической индукции утверждение доказано.

ПРИМЕР 8

Доказать, что 3 3n-1 +2 4n-3 при произвольном натуральном n делится на 11.
Решение: 1) Пусть n=1, тогда x 1 =3 3-1 +2 4-3 =3 2 +2 1 =11 делится на 11 без остатка. Значит, при n=1 утверждение верно.

2) Предположим, что при n=k x k =3 3k-1 +2 4k-3 делится на 11 без остатка.

3) Докажем, что утверждение верно для n=k+1.

X k+1 =3 3(k+1)-1 +2 4(k+1)-3 =3 3k+2 +2 4k+1 =3 3 *3 3k-1 +2 4 *2 4k-3 ==27*3 3k-1 +16*2 4k-3 =(16+11)*3 3k-1 +16*2 4k-3 =16*3 3k-1 +11*3 3k-1 +16*2 4k-3 =16(3 3k-1 +2 4k-3 )+11*3 3k-1 .

Первое слагаемое делится на 11 без остатка, поскольку 3 3k-1 +2 4k-3 делится на 11 по предположению, второе делится на 11, потому что одним из его множителей есть число 11. Значит и сумма делится на 11 без остатка при любом натуральном n. В силу метода математической индукции утверждение доказано.

ПРИМЕР 9

Доказать, что 11 2n -1 при произвольном натуральном n делится на 6 без остатка.

Решение: 1) Пусть n=1, тогда 11 2 -1=120 делится на 6 без остатка. Значит при n=1 утверждение верно.

2) Предположим, что при n=k

11 2k -1 делится на 6 без остатка.

3) Докажем, что утверждение верно при n=k+1

11 2(k+1) -1=121*11 2k -1=120*11 2k +(11 2k -1).

Оба слагаемых делятся на 6 без остатка: первое содержит кратное 6-ти число 120, а второе делится на 6 без остатка по предположению. Значит и сумма делится на 6 без остатка. В силу метода математической индукции утверждение доказано.

ПРИМЕР 10

Доказать, что 3 3n+3 -26n-27 при произвольном натуральном n делится на 26 2 (676) без остатка.

Решение: Предварительно докажем, что 3 3n+3 -1 делится на 26 без остатка.

  1. При n=0

3 3 -1=26 делится на 26

  1. Предположим, что при n=k

3 3k+3 -1 делится на 26

  1. Докажем, что утверждение

верно при n=k+1.

3 3k+6 -1=27*3 3k+3 -1=26*3 3л+3 +(3 3k+3 -1) -делится на 26

Теперь проведём доказательство утверждения, сформулированного в условии задачи.

1) Очевидно, что при n=1 утверждение верно 3 3+3 -26-27=676

2) Предположим, что при n=k выражение 3 3k+3 -26k-27 делится на 26 2 без остатка.

3) Докажем, что утверждение верно при n=k+1 3 3k+6 -26(k+1)-27=26(3 3k+3 -1)+(3 3k+3 -26k-27).

Оба слагаемых делятся на 26 2 ; первое делится на 26 2 , потому что мы доказали делимость на 26 выражения, стоящего в скобках, а второе делится по предположению индукции. В силу метода математической индукции утверждение доказано.

ПРИМЕР 11

Доказать, что если n>2 и х>0, то справедливо неравенство (1+х) n >1+n*х.

Решение: 1) При n=2 неравенство справедливо, так как (1+х) 2 =1+2х+х 2 >1+2х.

Значит, А(2) истинно.

2) Докажем, что А(k) => A(k+1), если k> 2. Предположим, что А(k) истинно, т.е., что справедливо неравенство (1+х) k >1+k*x. (3)

Докажем, что тогда и А(k+1) истинно, т.е., что справедливо неравенство (1+x) k+1 >1+(k+1)*x.

В самом деле, умножив обе части неравенства (3) на положительное число 1+х, получим

(1+x) k+1 >(1+k*x)(1+x).

Рассмотрим правую часть последнего неравенства; имеем

(1+k*x)(1+x)=1+(k+1)*x+k*x 2 >1+(k+1)*x.

В итоге получаем, что (1+х) k+1 >1+(k+1)*x.

Итак, А(k) => A(k+1). На основании принципа математической индукции можно утверждать, что неравенство Бернулли справедливо для любого n> 2.

ПРИМЕР 12

Доказать, что справедливо неравенство (1+a+a 2 ) m > 1+m*a+(m(m+1)/2)*a 2 при а> 0.

Решение: 1) При m=1

(1+а+а 2 ) 1 > 1+а+(2/2)*а 2 обе части равны.

2) Предположим, что при m=k

(1+a+a 2 ) k >1+k*a+(k(k+1)/2)*a 2

3) Докажем, что при m=k+1 неравенство верно

(1+a+a 2 ) k+1 =(1+a+a 2 )(1+a+a 2 ) k >(1+a+a 2 )(1+k*a+(k(k+1)/2)*a 2 )=1+(k+1)*a+((k(k+1)/2)+k+1) *a 2 +((k(k+1)/2)+k)*a 3 +(k(k+1)/2)*a 4 > 1+(k+1)*a+((k+1)(k+2)/2)*a 2 .

Мы доказали справедливость неравенства при m=k+1, следовательно, в силу метода математической индукции, неравенство справедливо для любого натурального m.

ПРИМЕР 13

Доказать, что при n>6 справедливо неравенство 3 n >n*2 n+1 .

Решение: Перепишем неравенство в виде (3/2) n >2n.

  1. При n=7 имеем 3 7 /2 7 =2187/128>14=2*7 неравенство верно.

  2. Предположим, что при n=k (3/2) k >2k.

3) Докажем верность неравенства при n=k+1. 3 k+1 /2 k+1 =(3 k /2 k )*(3/2)>2k*(3/2)=3k>2(k+1).

Так как k>7, последнее неравенство очевидно.

В силу метода математической индукции неравенство справедливо для любого натурального n.

ПРИМЕР 14

Доказать, что при n>2 справедливо неравенство 1+(1/2 2 )+(1/3 2 )+…+(1/n 2 )<1,7-(1/n).

Решение: 1) При n=3 неравенство верно

1+(1/2 2 )+(1/3 2 )=245/180<246/180=1,7-(1/3).

  1. Предположим, что при n=k 1+(1/2 2 )+(1/3 2 )+…+(1/k 2 )=1,7-(1/k).

3) Докажем справедливость неравенства при n=k+1

(1+(1/2 2 )+…+(1/k 2 ))+(1/(k+1) 2 )<1,7-(1/k)+(1/(k+1) 2 ).

Докажем, что 1,7-(1/k)+(1/(k+1) 2 )<1,7-(1/k+1) Û (1/(k+1) 2 )+(1/k+1)<1/k Û (k+2)/(k+1) 2 <1/k Û

Û k(k+2)<(k+1) 2 Û k 2 +2k 2 +2k+1.

Последнее очевидно, а поэтому: 1+(1/2 2 )+(1/3 2 )+…+(1/(k+1) 2 )<1,7-(1/k+1).

В силу метода математической индукции неравенство доказано.





© 2010-2022