Рабочая программа факультатив Наглядная геометрия. 5 класс ФГОС ООО

Настоящая программа составлена на основе учебного пособия И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева « Наглядная геометрия 5-6 классы» Москва ,Дрофа,2012 и учебного пособия Е.Л. Мардахаева « Занятия математического кружка» 5 класс, Москва, «Мнемозина» 2012 год. Рабочая программа факультативного курса «Наглядная геометрия» разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения.Данная программа является актуальной, так как обеспечивает ...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ,МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА.

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОЛЖАНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ « УРЫНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.»

Рассмотрено:

на заседании МО учителей естественно-математического цикла

Протокол № 5 от 29.08. 2014 г.

____________/ Е.И.Солодилова./

Согласовано:

Зам.директора по УР

____________/ Сергеева А.В./

От 30.08 2014г.

Рассмотрено:

на заседании пед. совета

Протокол № 10 от 30.08. 2014 г.

Утверждено:

Приказом директора школы № от 01.09.2014 г.

____________ /О.А. Калугина ./




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»



По : математике

Ступень обучения: основное общее, 5 класс

Количество часов: 1 час в неделю, всего 35часов.

Учитель: Солодилова Е.И

Настоящая программа составлена на основе учебного пособия И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева « Наглядная геометрия 5-6 классы» Москва ,Дрофа,2012 и учебного пособия Е.Л. Мардахаева « Занятия математического кружка» 5 класс, Москва, «Мнемозина» 2012 год. Рабочая программа факультативного курса «Наглядная геометрия» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения.









Пояснительная записка.








Настоящая программа составлена на основе учебного пособия И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева « Наглядная геометрия 5-6 классы» Москва ,Дрофа,2012 и учебного пособия Е.Л. Мардахаева « Занятия математического кружка» 5 класс, Москва, «Мнемозина» 2012 год.

Рабочая программа факультативного курса «Наглядная геометрия» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования,

Данная программа является актуальной, так как обеспечивает интеллектуальное развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности обучающегося. Кроме того, программа «Наглядная геометрия» направлена на помощь школьникам в изучении геометрии, подготовки к успешной сдачи модуля «геометрии» на ОГЭ и ЕГЭ по математике, что актуально, т.к. в настоящее время обучающиеся 9 и 11 классов испытывают затруднения при изучении геометрии. Работа с моделями развивает пространственное воображение, что является основным при решении геометрических задач.

Цель программы - формирование способности и готовности к созидательному научно-техническому творчеству в окружающем мире.

Задачи программы:

  • создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и личных достижений учащихся на основе предметно-преобразующей деятельности;

  • развитие познавательных мотивов, интереса к техническому творчеству на основе взаимосвязи технологических знаний с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

  • развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

  • развитие регулятивной структуры деятельности в процессе реализации проектных работ (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

  • развитие сенсомоторных процессов (глазомера, мелкой моторики) через формирование практических умений;

  • воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.

Кроме общих метапредметных программа предполагает реализацию предметных целей и задач.

Возраст детей, участвующих в реализации программы, 11 - 13 лет.

Сроки реализации программы - 2 года обучения, занятия проводятся - 1раз в неделю по 1 учебному часу, 35 занятия в год.

Формы организации детского коллектива: урок

Одним из ведущих методов организации деятельности учащихся на занятиях «Наглядная геометрия» является метод проектов.

На первом этапе знакомства с особенностями конструкторской проектной деятельности и освоением навыка сборки конструкций из геометрических моделей, организуются и проводятся краткосрочные индивидуальные, парные или групповые проекты продолжительностью в одно занятие. Важно, что обучающиеся сразу видят и могут оценить результаты своей деятельности.

Работа с учащимися направлено на достижение следующих целей:

  1. в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры ,о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

  1. в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

  2. в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

2. Учебно-тематический план.

1.Просранство и размерность, пространственные фигуры. 9часов.

2.Геометрические головоломки и опыты. 10 часов.

3.Параллельность и перпендикулярность. 3 часов.

4.Оригами, геометрия клетчатой бумаги. 5 часов.

5.Симметрия. 8 часов.

3. Предполагаемые результаты.

1.Личностные:

  • проявлять понимание и уважение к ценностям культур;

  • проявлять интерес истории развития науки геометрия;

  • выражать положительное отношение к процессу изучения геометрии: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

  • оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

  • воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремленность, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.

2. Метапредмедметные

  • планировать решение учебной задачи: развивать умение объективно оценивать свои силы и возможности, поводить самоанализ деятельности;

  • оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);

  • корректировать деятельность на основе рейтинговой системы: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?» и «что мне для этого нужно»).

  • развивать логическое мышление, так как логика - это искусство рассуждать, умение делать правильные выводы;

  • развивать творческое мышление учащихся через решение задач исследовательского характера;

3. Предметные:

Учащиеся должны иметь представление:

  • плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространственных телах.

  • Линии на плоскости. Замкнутые и незамкнутые линии. Самопересекающиеся линии. Прямая, отрезок, луч. Ломаная. Длина отрезка, метрические единицы длины. Окружность. Построение конфигураций из прямой, ее частей, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге.

  • Треугольники и их виды. Прямоугольник, квадрат. Равенство фигур. Площадь прямоугольника, единицы площади.

  • Многогранники. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Пирамида. Развертки многогранников.

  • Угол. Прямой, острый, тупой углы. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Ломаные и многоугольники. Выпуклые многоугольники. Периметр многоугольника.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира в простейших случаях;

  • определять длину отрезка, величину угла;

  • вычислять периметр и площадь прямоугольника, треугольника, объем куба и прямоугольного параллелепипеда.

  • строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простейшие фигурки - оригами.

  • строить развертку куба.

4.Формы и виды контроля.

Соревнования, портфолио, выставки, конкурсы, фестивали.

Одним из ведущих методов организации деятельности учащихся на занятиях кружка моделирования « Наглядная геометрия» является метод проектов.

5.Методические рекомендации.

Данная программа развивает навыки пространственного мышления школьников как в плане пропедевтики к курсу геометрии, так и для общего интеллектуального развития детей. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам формировать, развивать, корректировать у школьников пространственные и зрительные представления, а также помогает легко, в игровой форме освоить абстрактные геометрические понятия и сформировать универсальные логические действия.

Программа « Наглядная геометрия» помогает педагогам и школьникам включиться в увлекательную творческую деятельность по моделированию,



6. Календарно тематическое планирование.


№п/п

Содержание (раздела, темы) .

Количество часов.

Дата по плану

Дата по факту

Основные виды учебной деятельности.

д/з

1

Первые шаги в геометрии

1



  • Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.

  • Познавательные УУД:

Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов

№3п.1

2

Первые шаги в геометрии

1



  • Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.

  • Познавательные УУД:

Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов

№8п1

3

Пространство и размерность

1



  • Личностные УУД: нравственно - эстетическое оценивание, самопознание.

  • Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата.

  • Познавательные УУД: логические - синтез как составление целого из частей.

  • Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.


№3п2

4

Пространство и размерность

1



  • Личностные УУД: нравственно - эстетическое оценивание, самопознание.

  • Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата.

  • Познавательные УУД: логические - синтез как составление целого из частей.

  • Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.


№3п2

5

Простейшие геометрические фигуры

1



  • Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результатов.

  • Познавательные УУД - логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

  • Коммуникативные УУД - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


№6п3

6

Простейшие геометрические фигуры Проект «Летят перелетные птицы»

1



  • Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результатов.

  • Познавательные УУД - логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

  • Коммуникативные УУД - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


№12п3

7

Конструирование из Т

1



  • Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

  • Познавательные УУД: логические- анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей.

  • Регулятивные УУД: коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.


№3п4

8

Конструирование из Т

1



  • Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

  • Познавательные УУД: логические- анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей.

  • Регулятивные УУД: коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.


№6п4

9

Куб и его свойства

1



  • Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

  • Регулятивные УУД контроль в виде сличения с эталоном

  • Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других.


№6п5

10

Куб и его свойства

1



  • Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

  • Регулятивные УУД контроль в виде сличения с эталоном

  • Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других.


№14п5

11

Задачи на разрезание и складывание фигур

1



  • Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

  • Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих.

  • Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.


Рис.42

Стр.23

12

Задачи на разрезание и складывание фигур

Проект «Пентамино»

1



  • Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

  • Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих.

  • Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.



13

Треугольник.

1



  • Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.

Познавательные УУД: логические- анализ объекта, сравнение и классификация по заданным объектам

№2п7

14

Треугольник ,проект « Паркет»

1



  • Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.

Познавательные УУД: логические- анализ объекта, сравнение и классификация по заданным объектам

15

Правильные многогранники

1



  • Регулятивные УУД: планирование работы , прогнозирование результата, коррекция выполненной работы.

  • Познавательные УУД: логические - анализ объектов, выделение существенных признаков. Синтез как составление целого из частей.


П.8.

16

Правильные многогранники. Изготовление фигур Проект «Здравствуй, Новый год!».

1



  • Регулятивные УУД: планирование работы , прогнозирование результата, коррекция выполненной работы.

  • Познавательные УУД: логические - анализ объектов, выделение существенных признаков. Синтез как составление целого из частей.


П.8.

17

Геометрические головоломки

1



  • Познавательные УУД : логические - установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений.

  • Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.


№3п.9.

18

Проект «Стомахион»

1



  • Познавательные УУД : логические - установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений.

  • Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.


№8п9

19

Измерение длины

1



  • Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.

Познавательные УУД: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

№2п10

20

Измерение длины

1



  • Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.

Познавательные УУД: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

№3п10

21

Измерение площади и объема

1



  • Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.

Познавательные УУД: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

№2п11

22

Измерение площади и объема

Проект «Моя комната»

1



  • Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.

Познавательные УУД: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

П11

23

Вычисление длины, площади и объема

1



  • Познавательные УУД: Логические. Построение логической цепочки рассуждений.

  • Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.


№13п12

24

Вычисление длины, площади и объема

Практическая работа.

1



  • Познавательные УУД: Логические. Построение логической цепочки рассуждений.

  • Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.


П12

25

Окружность

1



  • Регулятивные УУД: оценка в виде освоения и осознания учащимися того. Что усвоено и еще подлежит усвоить.

Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

№9п13

26

Окружность

Проект «Кружево»

1



  • Регулятивные УУД: оценка в виде освоения и осознания учащимися того. Что усвоено и еще подлежит усвоить.

Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

П13

27

Геометрический тренинг

1



  • Познавательные УУД: Логические. Анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств.

  • Регулятивные УУД: контроль и оценка объединения в группы.


П14№11

28

Геометрический тренинг

1



  • Познавательные УУД: Логические. Анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств.

  • Регулятивные УУД: контроль и оценка объединения в группы.


П14

29

Топологические опыты

1



  • Познавательные УУД: Логические. Анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств.

  • Регулятивные УУД: контроль и оценка объединения в группы.

  • Познавательные УУД: Логические. Анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств.

  • Регулятивные УУД: контроль и оценка объединения в группы.


№7п15

30

Топологические опыты

Проект «Лабиринт»

1



  • Познавательные УУД: Логические. Анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств.

  • Регулятивные УУД: контроль и оценка объединения в группы.


П15

31

Задачи со спичками

1



  • Познавательные УУД: Логические. Построение логической цепи рассуждений.

Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Установление причинно - следственных связей.

  • Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.

  • Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


П17№13

32

Задачи со спичками

1



  • Познавательные УУД: Логические. Построение логической цепи рассуждений.

Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Установление причинно - следственных связей.

  • Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.

  • Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


П13

33

Зашифрованная переписка

1



  • Познавательные УУД: Логические. Построение логической цепи рассуждений.

Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Установление причинно - следственных связей.

  • Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.

  • Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


Рис.133

34-35

Зашифрованная переписка

Проект «Игра в разведчика»

2



  • Познавательные УУД: Логические. Построение логической цепи рассуждений.

Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Установление причинно - следственных связей.

  • Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.

  • Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.




7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.

Количество

1

Библиотечный фонд , печатные пособия (книгопечатная продукция)

1.


И.Я. Депман, Н.Я.Виленкин « За страницами учебника математики» М. « Просвещение»

1

2.

И.Я. Смирнова « В мире многогранников» М. « Просвещение»

1

3

Л.В. Тарасов. « Этот удивительно симметричный мир» М. «Просвещение».

И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева « Наглядная геометрия 5-6 классы» Москва ,Дрофа,

Е.Л. Мардахаева « Занятия математического кружка» 5 класс, Москва, «Мнемозина» .


1

2

Технические средства обучения. Оборудование класса.


1

Компьютер

1 (Личный учителя)

2

Маркерно- магнитная доска

1

3

Документ-камера.


1

4

Набор для объемного моделирования


3

Экранно-звуковые пособия.


Ресурсы, размещенные на сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

school-collection.edu.ru.

tico-rantis.ru/games_and_activities

uchmet.ru/library/material/138397/

nsportal.ru/blog/789

vashabnp.info/load/36-1-0-1306

45minut.info/load/164-1-0-882

2berega.spb.ru/user/irkra/folder/94382/


© 2010-2022