Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элементарные и опорные задачи по теме «Треугольники»

Какой бы путь решения не был выбран, успешность его использования зависит, естественно, от знания теорем и умения их применять.

В теоретическую часть школьного курса геометрии включены в основном теоремы, работающие на сам этот курс, необходимые для дальнейшего развития. Многие теоремы, областью приложения которых является задачи, а не теория, из курса исключены. В связи с этим возникает необходимость возникает необходимость в выделении некоторого количества, так называемых, опорных задач, дополнительных к курсу теории. Учащийся большей частью заняты изучением конкретной темы и решением задач по этой теме. Времени на то, чтобы порешать задачи по всему курсу геометрии в целом, практически не остается.

В отличие от школьного курса предлагаемая последовательность изучения задачного материала определяется не тематикой и соответствием порядку изложения в учебнике, а уровнем сложности задач и степенью их стандартности.


Треугольники.

Произвольный треугольник (а, в, с - стороны; ,, - противолежащие им углы, р - полупериметр, R - радиус описанной окружности, r - радиус вписанной окружности, S - площадь, ha - высота, проведенная к стороне а)

Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник (1); Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник (2);

Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник (3); Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник (4); Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник (5);

а222-2вс cos (теорема косинусов) (6);

Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник (теорема синусов) (7)

8) три медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую медиану в отношении 2:1, считая от вершины треугольника.

9) Длина медианы треугольника выражается формулой: ma=Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник

10) Длина стороны треугольника выражается формулой: а=Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник

11) Биссектриса делит сторону треугольника на отрезки, пропорциональные двум другим сторонам.

12) Длина биссектрисы треугольника выражается формулой: Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник

13) Длина биссектрисы треугольника выражается через длины его сторон а, в, с по формуле Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник

14) Для всякого треугольника зависимость между его высотами ha, hb, hc и радиусом r вписанной окружности выражается формулой:

Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник

15) пусть известны длины двух сторон в и с треугольника АВС, и угол А, образуемый ими, тогда длина биссектрисы AD треугольника, проведенной из вершины этого угла выражается формулой

Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник

16) Определение вида треугольника по его сторонам (а,в,с - стороны, с - наибольшая)

а) если с222, то треугольник остроугольный;

б) если с222, то треугольник прямоугольный;

б) если с222, то треугольник тупоугольный.

Надо научить школьников решать базисные задачи, т.е. которые входят как составные элементы во многие другие задачи.

Задача: стороны треугольника равны а, в, с. Вычислить медиану mс, проведенную к стороне С.

Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник

Решение.

Удвоим медиану, достроив ∆АВС до параллелограмма АСВР и применим к этому параллелограмму теорему: d12 + d22= 2а2 + 2в2, получим:

СР2 + АВ2 = 2АС2 + 2ВС2, т.е. (2mс)2 + С2 = 2в2 + 2а2Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме ТреугольникМетодические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник

Замечание: при решении часто приходится делать дополнительные построения:

а) Проведение прямой, параллельной или перпендикулярной одной из имеющихся на рисунке.

б) удвоение медианы треугольника, чтобы достроить треугольник до параллелограмма.

в) проведение вспомогательной биссектрисы. и т.д.

Задача: В треугольнике АВС стороны АВ и ВC равны, ВН - высота. На стороне ВC взята точка D так, что ВD/ CD =Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник. В каком отношении отрезок AD делит высоту ВН?

Замечание: Если в задаче требуется найти отношение каких-либо величин, то, как правило, она решается методом вспомогательного параметра. В начале решения задачи какая-либо величина принимается как известная; обозначив ее, например, буквой а, выражают через а те величины, отношения которых требуется найти. Тогда при составлении искомого отношения вспомогательный параметр а сократится.

Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник

Решение.

  1. Пусть BD = а, тогда CD = 4a, АВ = 5а.

  2. Проведем НК॥ AD, т.к. НК - средняя линия треугольника ADC, то DK =KC=2a.

  3. ∆ВНК. Имеем: BD=a, DK = 2a, МD॥НК, По теореме Фалеса: Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник , но Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник , значит Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник

Задача: Определите вид треугольника и найдите косинус наибольшего угла треугольника, если его стороны равны: а) 6, 7, 9, б) 7, 24, 25, в) 23, 25, 34.

Решение.

а)92=81

62+72=36+49=85

92>72Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник остроугольный треугольник cos = Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник

б) прямоугольный, т.к. 252=72+242

в) тупоугольный, т.к. cos = -Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник

Задача: В треугольник со сторонами 10, 17, 21 см. вписан прямоугольник так, что две его вершины на одной стороне треугольника, а две другие - на двух других сторонах треугольника. Найти стороны прямоугольника, если известно, что его периметр равен 22,5 см.

Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник

Решение.

Можно ли вписать прямоугольник и как?

  1. Определим вид треугольника: 102 = 100, 172 = 289, 212 = 441.

212>102 + 172 => треугольный, а, значит, вписать в него прямоугольник можно только одним способом - расположить две вершины на большей стороне.

  1. Найдем HB.

hb =Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник

HB=Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник= 8(см)

  1. Пусть ED = х, тогда EF = 11,25-x , BF = 8-x

∆BEF  ∆ABC, значит, Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник (отношение соответственных высот равно коэффициенту подобия) Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник ; х=6.

Стороны прямоугольника 6 см. и 5,25 см.

Задача: В треугольнике АВС известно, что угол АСВ, сторона ВС на 2 см. больше стороны АВ, а Ас = 5см. Найти АС и АВ?

Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник

Решение.

  1. Проведем биссектрису АD угла САВ, получим, что  ВАD= DAC = ACB.

  2. ∆АDC - равнобедренный => AD = DC.

  3. Пусть АВ = х, AD=DC=y, тогда ВС = х + 2, BD = х + 2 - у.

  4. ∆ ADB  ∆ABC, т.к. В - общий, BAD=BCA

Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник

Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник, Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник .

  1. Составим систему:

Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник или Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник

5y-10 = 2y,

3y=10

y=Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник

Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник; 3x=2x+4; x=4

Ответ: АВ = 4см, ВС = 6см.

Замечание:

Если ∆АВС∆DEF, то выполните следующее:

  1. Загоните стороны одного треугольника в числители:

Методические рекомендации по теме Элементарные и опорные задачи по теме Треугольник

  1. соответственными сторонами считаются те, которые лежат против равных углов: AB и DE, BC и DF.

Задачи для самостоятельного решения.

  1. определите вид треугольника (задача решена)

  2. В треугольнике АВС отрезок, соединяющий середины АВ и ВС, равен 3, стороны АВ = 7, угол С = 600. Найти сторону ВС.

  3. В треугольнике АВС известны стороны АС = 2, АВ = 3, ВС = 4. Пусть BD - высота этого треугольника ( D - на стороне АС). Найти длину отрезка CD.

  4. В треугольнике со сторонами 3, 4 и 6 проведана медиана к большей стороне. Определите косинус угла, образованного медианой с меньшей стороной треугольника.


© 2010-2022