- Преподавателю
- Математика
- Формирование познавательной компетенции на уроках математики
Формирование познавательной компетенции на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Клыкова Н.В. |
Дата | 16.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ФОРМЫ НА УРОКАХ.
Клыкова Наталья Викторовна, учитель математики.
В настоящее время велико влияния информатизации на различные сферы нашей жизни, в частности, на образование. В условиях формирования информационного общества для дальнейшего прогресса в условиях возрастающей глобальной конкуренции наиболее важными факторами конкурентоспособности являются квалифицированные человеческие ресурсы и научная база. Одним из приоритетных становится такое понятие как "компетенция".
Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность - совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае мы будем говорить об образовательной компетенции.
Образовательная компетенция - требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Иначе говоря, компетенция - это те знания, умения и навыки,
которыми овладевает школьник и использует их во всех сферах
своей дальнейшей жизнедеятельности.
По моему мнению, важнейшей частью данного определения является его вторая часть, которая отличает компетентностный подход от других образовательных подходов, главной целью которых является именно приобретение ребенком знаний, умений и навыков. Компетентностный подход призван помочь всем детям в освоении базовых знаний по математике.
Особенность нашего времени - это потребность в предприимчивых,
деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере
деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально
"функционировать в сложном и требовательном обществе". А быть
грамотным в быстро меняющемся мире означает быть просто лучше
образованным. Чем выше уровень образованности, тем выше
профессиональная и социальная мобильность. На своих уроках
предлагаю ученикам различные виды деятельности, требующие
мобилизации знаний, умений, способности принимать решения,
брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе
и преодолению трудностей. В процессе такой работы ученики
привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в
значимости образования.
А теперь давайте воспользуемся литературным приемом, который я позаимствовала у своих коллег. Конечно, так не бывает, но представим себе, что какое-нибудь волшебство возвращает кого-либо из нас в школьный возраст и он снова садится за парту как самый обыкновенный школьник, но при этом ведет дневник. Вот что в нем может быть написано.
«Первый урок - история. Учительница вызывает Сашу. Он путается, мямлит. Класс шумит. Нам всегда говорят, что надо слушать ответы товарищей, что это закрепление материала. Но как слушать человека, который плохо знает и плохо говорит? А таких в классе много. И спрашивают их чаще, чем хороших. Наши учителя больше всего занимаются слабыми учениками. А я средний, и мне внимания меньше, а им больше. Обидно.
Второй урок - литература. Сначала три человека бодрят отвечают наизусть стихотворение «Железная дорога». Я вчера весь вечер его учил, доучился до того, что слышать больше не могу, а тут три раза подряд! Я не могу, а каково учительнице? Одна мамина знакомая учительница рассказывает, что запрещает своим домашним читать вслух стихи из школьной программы: боится попасть в сумасшедший дом. Потом до конца урока нам объясняли основные мотивы лирики Некрасова, но я уже плохо слушал: устал.
Третий урок - алгебра. Он начинается оживленно: учитель дает всему классу вопросы «на соображение». Мне казалось, что я вот-вот соображу, мне так хотелось понять самому! Но я всегда немного опаздываю. У меня только начинает что то намечаться, как несколько человек уже подняли руки, а ведь учительница не будет ждать долго! Она посмотрела на них, спросил: «Кто еще?» Я так хотел, чтобы он подождал немного, но он уже вызвал хорошего ученика. Так мне и не удалось додумать самостоятельно. А потом Вася решал задачу на доске, а мы все - в тетради, и думать самому было совсем не обязательно.
На истории меня вызвали. Я знал урок, и мне ужасно хотелось ответить получше. Я не люблю рассказывать словами из учебника, мне нравиться говорить по своему, но это труднее, кое-где запинаешься. И вот когда я останавливался, учительница досказывала за меня. В общем-то она поставила мне четвертку, но все-таки обидно не удалось все рассказать самому.
По дороге домой я думал, почему я так устал в школе, ведь на уроках почти ничего не делал»
Прочитав этот детский дневник, будучи взрослыми, можно сказать, что школьнику было не так уж хорошо в школе. Он скучал, и скука эта происходила от пассивности. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».
Всем известно, что уроки математики, как правило, не имеют ярко окрашенный эмоциональный фон, восполнить дефицит эмоциональности способна игра.
Детство и игра неотделимы. Ребенок в игре живет, одновременно постигая и познавая окружающее. В игре раскрывается потенциал ребенка, развиваются такие качества как сообразительность, находчивость, инициатива, организаторские навыки. Поэтому совершенно оправданно игра является важнейшим видом обучающей деятельности, как на уроке, так и во внеурочное время. Существует множество игр, разнообразных по своему содержанию, организации и назначению, которые можно применить в учебном процессе. Это - познавательно-развивающие игры, ролевые и деловые игры, соревновательные игры, игры, моделирующие известные теле- и радио передачи., такие как «КВН», «Своя игра», «Что? Где? Когда?» и т.д.
Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий, хотя это деление условно.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций, при урочной форме занятий, происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом
Во время дидактической игры важным моментом является дисциплина. По мнению многих учителей, урок математики считается идеальным с точки зрения дисциплины, если школьники сосредоточенны, внимательны, в меру активны, занимаются только индивидуальной самостоятельной работой. Они могут высказывать свое мнение или вносить предложения только при поднятии руки и при разрешении учителя.
Я расскажу о самых простых аспектах применения мною игровых видов деятельности на уроке.
С самого первого урока в 5 классе мы с ребятами отправляемся в путешествие по стране математики. Путешествуем то на корабле, то на поезде. На факультативах - это станция «угадай-ка», «переливай-ка», «дядюшки Гаврилы» и другие. На уроках математики сначала дети отправляются в страну Натуральных чисел, так как посещали ее в начальной школе. Мы повторяем законы этой страны, посещая города Сложение, Вычитание, Деление, Умножение, область Уравнений и край Задач, море Устного счета. При этом опрос учащихся может принимать самые разнообразные формы. Например, дети готовят дома теоретические вопросы по пройденному материалу и на уроке задают их своему однокласснику. Отвечающий затем тоже должен задать не менее двух вопросов, тому, кто его спрашивал. Затем они оценивают ответы и вопросы друг друга. Опрос по билетам - 3-4 ученика выходят к столу учителя и вытягивают билеты, затем отвечают поочередно. В связи с введением обязательного ЕГЭ по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня (части А и некоторые задачи части В) При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Поэтому, я на своих уроках выделяю устный счет как этап урока. Это может быть начало урока, как актуализация знаний, либо это разминка в середине урока. Два, три учащихся поочерёдно проговаривают вычисления ( развивая при этом речь, память, внимание, быстроту реакции), а класс при этом «отвечает молча» с помощью сигнальных карточек. Это игра «Молчанка». В игре «Листочки» - учащиеся устно выполняют задание, а результат записывают, например, фломастером, крупно на листке. Таким образом можно тоже быстро тех, кто допустил ошибку (если в 5-6 классах устный счет - это выполнение действий с числами: натуральные, десятичные дроби, обыкновенные дроби, то в старших - это могут быть совершенно разные операции, навык выполнения которых надо довести до автоматизма.) Устный счет -соревнование на время. Ученик справившийся с заданием - поднимает руку, а я называю количество секунд за которое он справился. Проверяем фронтально с помощью сигнальных карточек. Элемент соревнования - активизирует мыслительную деятельность. Тренировка выполнения таких заданий позволяет учащимся улучшать свой результат, а также стимулирует учащихся потренироваться дома, так как такие задания есть в учебнике Дорофеев, Петерсон. В которых указано время за которое они должны справиться с заданием.
Важным стимулом познавательного интереса, связанным с содержанием обучения, является знание истории математики. Известный французский математик, физик и философ Ж.А. Пуанкаре отмечал, что «…всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета». Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика - наука безымянная, знакомлю их с именами людей, творивших науку, эпизодами их жизни. Часто в этом мне помогают сами учащиеся, подготавливая доклады или сообщения в виде презентаций, составление кроссвордов.
Кроссворды на уроке, могут быть использованы не только с целью актуализации знаний, но и при повторении темы, на контрольно- проверочном уроке.
В качестве домашнего задания можно дать ребятам возможность
самим попробовать составить кроссворд по заданной теме. Лучше
такое задание дать не индивидуально каждому, а попросить их
выполнить эту работу в паре. Благодаря такому виду парной работы
можно избежать большого числа грамматических ошибок, научить
ребят находить взаимовыручке, поддержке.
При составлении кроссвордов ребята прочитывают большой объем как
нового, так и изученного материала, стараясь найти интересные и
трудные вопросы. Можно попросить учащихся выполнить эту работу на
компьютере,
В игре заложены огромные развивающие, воспитательные и образовательные возможности. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия.
Игры очень хорошо уживаются с "серьезным" учением. Включение их в урок делает процесс обучения интенсивным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
Во время игр- путешествий ставлю, прежде всего, учебные и развивающие цели: развитие логического мышления, речи, творческого воображения, смекалки.
Включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, нужно всегда помнить об их целях и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс и задача учителя - научить ребёнка самостоятельно учиться, формировать у него потребность активно относиться к учебному процессу, помочь сделать серьезный труд детей продуктивным.
В чём же, на мой взгляд, ценность такого урока, включающего в учебный процесс игры и игровые моменты? Во-первых, серьёзный труд делается для детей занимательным. Они работают с интересом, увлечённо, не отвлекаются, легко переключаются с одного вида деятельности на другой -
всё это положительно влияет на результативность обучения. Во-вторых, планируя урок, учитель тесно связывает его с жизнью, а это в свою очередь помогает ему активизировать познавательную деятельность детей. И, в-третьих, на таком уроке нет необходимости искусственно привязывать воспитательную цель.
Игра - это еще школа социальных отношений. Именно в условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. Однако следует помнить, что на уроках не должно быть чрезмерного увлечения играми. Игра не предшествует обучению (поиграем, а потом начнем учиться) и не чередуется с ним (поучимся, а потом поиграем). Игра должна стать формой организации руководства учителем учебной деятельностью класса.
Таким образом, все изложенное мною абсолютно соответствует теории и практике компетентностного подхода в образовании.
Благодаря игровым методам, используемым педагогом, формируется самостоятельная и в целом общеучебная деятельность учащихся. Они научатся планировать, анализировать, действовать в нестандартных ситуациях, работать в группе, в коллективе, владеть различными социальными ролями и методами самооценки, а также многому другому.
Конференция 31 марта 2009 года.
МАОУ гимназия № 2.