Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ СОШ № 37





ПРОЕКТ УРОКА

ТЕМА: Обобщение понятия

степени



Урок проверки и коррекции

знаний и умений

в 11 классе.



Учитель 2 категории

Саломадина А.Ю.



Ульяновск

2004 г.

Тип урока: урок проверки и коррекции знаний и

умений.

Основная дидактическая цель: выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса.


Цели и задачи урока:

Образовательные:

Знания

Ученик должен знать

- определение корня n-степени,

- определение степени числа с рациональным показателем,

- свойства корней,

- свойства степеней с рациональным показателем,

- алгоритмы решения иррациональных уравнений и неравенств.

Понимание

Ученик должен понимать

- алгоритм преобразования выражений, содержащих корни n-степени,

- алгоритм преобразования выражений, содержащих степень с рациональным показателем,

- алгоритмы решения иррациональных уравнений и неравенств,

- причины возникновения посторонних корней при решении иррациональных уравнений.

Применение

Ученик должен уметь

  • использовать свойства корней в преобразовании и упрощении выражений,

  • использовать свойства степеней с рациональным показателем в преобразовании и упрощении выражений,

  • решать иррациональные уравнения и неравенства, исключая посторонние корни,

- вносить и выносить множитель из-под знака радикала.

Ученик имеет возможность выбирать при решении упражнений наиболее рациональные способы.

Развивающие:

  • развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания,

  • развитие операционного мышления, направленного на выбор оптимального решения,

  • развитие у учащихся умения излагать мысли, делать выводы, обобщения,

  • развитие познавательного интереса.

Воспитательные:

  • воспитывать умение преодолевать трудности при решении заданий,

  • усиление познавательной мотивации, осознание ученика своей значимости в образовательном процессе,

  • воспитание у учащихся самостоятельности, ответственности, находчивости.

Форма организации деятельности: фронтальная,

групповая,

индивидуальная.





Форма проведения урока: практикум.

Структура урока

Основные методы обучения

Формы организации познавательной деятельности

Постановка целей урока и мотивация учебной деятельности учащихся

Словесный

Фронтальная

Обзор исторических данных по теме.

Словесный

Индивидуальная

Проверка теоретических знаний учащихся :

  • основные понятия;

  • формулы;

  • умение применять основные понятия и формулы, объяснять правила их применения.

Практический

Фронтальная

Проверка умений учащихся применять полученные знания на практике с использованием учебно-тренировочных материалов для подготовки к ЕГЭ.

Частично-поисковый

Групповая

Проверка умений учащихся применять полученные знания в процессе решения тестовой разноуровневой самостоятельной работы.

Частично-поисковый

Индивидуальная

Подведение итогов урока

Словесный

Фронтальная



Эпиграф: «Алгебра щедра. Зачастую она даёт

больше, чем у нее спрашивают».

Ж. Даламбер.

«Числа не управляют миром, но

показывают, как управляется мир».

И.-В. Гете.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Орг. момент

Сегодня на уроке мы повторяем понятия и свойства степени с рациональным показателем и корня n-степени, начинаем готовиться к контрольной работе по теме «Обобщение понятия степени.»

2. Историческая справка Ученик зачитывает доклад

  • Многие алгебраические понятия пришли к нам из древности, вспомним историю возникновения квадратного корня, термина "радикал".

  • С давних пор, наряду с отысканием площади квадрата по известной длине его стороны, приходилось решать и обратную задачу: "Какой должна быть сторона квадрата, чтобы его площадь равнялась а ?". Такую задачу умели решать еще четыре тысячи лет назад вавилонские ученые. Они составили таблицы квадратов чисел и квадратных корней из чисел. Вавилоняне использовали метод приближенного извлечения квадратных корней.

  • Метод извлечения квадратного корня подробно описан древнегреческим ученым Героном Александрийским.

  • В эпоху Возрождения европейские математики обозначали корень латинским словом Radix (корень), а затем сокращенно буквой R (отсюда произошел термин "радикал", которым принято называть знак корня). Некоторые немецкие математики XV века для обозначения квадратного корня пользовались точкой. Эту точку ставили перед числом, из которого нужно извлечь корень.

  • Позднее вместо точки стали ставить ромбик, а в последствии знак V и над выражением, из которого извлекается корень, проводили черту. Затем знак V и черту стали соединять.




3. Проверка теоретических знаний

Опрос:

  1. Определение корня n-степени.

  2. Определение степени с рациональным показателем.

  3. Свойства корня n-степени - допишите формулы.

  4. Свойства степени с рациональным показателем - найдите ошибку.

Ученики выходят к доске и выполняют задания учителя

1. Определение корня n-й степени :

Корнем n-й степени из числа a .Обозначение : Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени .

Согласно определению корень n-й степени из числа a-это решение уравнения

xУрок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени=a. Число корней зависит от a и n.

Примеры: xУрок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени-81=0, n-чётное число; 2 корня; x=3, x= -3

xУрок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени= -32, n- нечётное число; 1 корень; x= -2

2. Определение степени с рациональным показателем:

Если a>0, m-целое, n-натуральное, то степенью числа a с рациональным показателем Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

Называется число Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени .

3.Дополните формулы свойств корня n-й степени:

Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени=… Если n-нечётно, то Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени=… Если n-чётно, тоУрок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степениb=…

Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени=… Если n-нечётно, то Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени …, а -

Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени. Если n-нечётно, то Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени =….


4. Решение упражнений из учебно-тренировочных материалов для подготовки к ЕГЭ

Учитель предлагает ученикам разбиться на 6 групп, каждая группа получает задания, на решение которых отводится 8 -10 минут, по мере получения результатов представитель от каждой группы оформляет свое решение за доской, затем доски открываются, и начинается проверка предложенных учениками решений и в случае необходимости их коррекция, выслушивая предложения остальных учащихся.

Группы учеников работают с упражнениями предложенными учителем, оформляя решения на доске и в тетрадях.

После выполнения своей части у ребят есть возможность познакомиться с заданиями и решениями другой группы.


I группа вычислите:

1 Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

2 Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

II группа: вычислите:

1 Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

2 Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

III группа : упростите:

1 Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

2 Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

IV группа: упростите:

1 Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

2 Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

V,VI группы: решите уравнение и неравенство

1 Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

2 Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

1 Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

2 Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени






5.Тестовая разноуровневая самостоятельная ра

бота

Учитель раздает текст самостоятельной работы (на листочках оформлены разноуровневые задания с выбором ответа; напротив каждого номера записано количество баллов, по которым номер оценивается; ниже дана шкала оценок, где каждой отметке соответствует определенное количество баллов ).

Ученики выбирают самостоятельно тот уровень с которым, как они считают, могут справиться и решают самостоятельную работу.

У ребят, после выполнения самостоятельной работы, есть возможность увидеть верное решение и понять, где была сделана ошибка.

Вариант 1

Вычислите

Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

1) 3; 2) Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени ; 3)Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени.

Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

1) 8; 2) 12; 3) Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени .

Упростите

Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степениУрок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

1) a; 2) Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени; 3) 1.

Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

1) 1; 2) Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени ; 3) Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

Вычислите

Упростите

Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени1) 7; 2) 2Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени; 3) Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени .Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степениУрок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степениУрок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

1)Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени; 2)Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени; 3)Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени.Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степениУрок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

Решите уравнение

Решите неравенство

Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени=Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

1)решений нет; 2)1; 3)1;-1.

Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степениУрок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

1)xУрок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени; 2)-46Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени; 3)xУрок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

6 баллов-«4»

4-5 баллов-«3»

1-3 баллов-«2»

6 баллов-«5»

5 баллов-«4»

4 балла-«3»

1-3 балла-«2»




Вариант 2

Вычислите

Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

1) 128 2)Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени 3) Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

1) 6 2) 2 3) Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени


Упростите

Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

1) Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени 2) Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени 3) Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

1) Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени 2) Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени 3) Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

Вычислите

Упростите

Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

1) Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени 2) Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени 3) Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

1) Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени 2) Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени 3) Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

Решите неравенство

Решите уравнение

Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

1) Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

2) Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

3) Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

  1. -1

  2. -4;-1

  3. нет решений

6 баллов «4»

4-5 баллов «3»

1-3 балла «2»

6 баллов «5»

5 баллов «4»

4 баллов «3»

1-3 балла «2»







6. Подведение итогов урока.

Предварительные итоги самостоятельной работы.

Итоги урока.

1.После сообщения верного кода ответов самостоятельной работы ученики узнают свои предварительные оценки.

2.Получают разноуровневое домашнее задание.

I уровень

1. Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

2. Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

3 x-6=Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени.

II уровень:

1. Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

2. Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

3. Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

III уровень:

1. Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

2. Найдите наибольшее целое решение неравенства:

Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени

3. Найдите сумму корней (или корень, если он один) уравнения

Урок по алгебре и началам анализа на тему Обобщение понятия степени





Список используемой литературы.


1. Алгебра и начала анализа. Под ред. Колмогорова А.И.

/ учебник для 10-11 кл. М. Просвещение 1991 г./

2. Конструирование современного урока математики.

Составитель: Ф.С. Мухаметзянова / Ульяновск, ИПК ПРО,

1997г./

3. Стандарты знаний по математике 11 кл.

/ под ред. Штрауса Л.А. Ульяновск ИПК ПРО, 1994г./

4. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому

государственному экзамену. Математика. / М. Интеллект-

Центр, 2003г. /

5. Урок математики. Подготовка и проведение./ Зильберберг Н.И.

издательство «Просвещение», 1995г.

6. Зачеты в системе дифференцированного обучения математики. /Л.О. Денищева «Просвещение» М. 1993г./






Проект урока.

Ф. И. О. - Саломадина А.Ю.

МОУ СОШ № 37

Класс - 11

Образовательная область - математика

Предмет - алгебра и начала анализа.

Тема: Степень с рациональным показателем. Действия над степенями. (2 урок)

Тип урока: урок проверки и коррекции знаний и умений.

Основная дидактическая цель: выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

Знания

Ученик должен знать

- определение корня n-степени,

- определение степени числа с рациональным показателем,

- свойства корней,

- свойства степеней с рациональным показателем,

- алгоритмы решения иррациональных уравнений и неравенств.

Понимание

Ученик должен понимать

- алгоритм преобразования выражений, содержащих корни n-степени,

- алгоритм преобразования выражений, содержащих степень с рациональным показателем,

- алгоритмы решения иррациональных уравнений и неравенств,

- причины возникновения посторонних корней при решении иррациональных уравнений.

Применение

Ученик должен уметь

  • использовать свойства корней в преобразовании и упрощении выражений,

  • использовать свойства степеней с рациональным показателем в преобразовании и упрощении выражений,

  • решать иррациональные уравнения и неравенства, исключая посторонние корни,

- вносить и выносить множитель из-под знака радикала.

Ученик имеет возможность выбирать при решении упражнений наиболее рациональные способы.

Развивающие:

  • развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания,

  • развитие операционного мышления, направленного на выбор оптимального решения,

  • развитие у учащихся умения излагать мысли, делать выводы, обобщения,

  • развитие познавательного интереса.

Воспитательные:

  • воспитывать умение преодолевать трудности при решении заданий,

  • усиление познавательной мотивации, осознание ученика своей значимости в образовательном процессе,

  • воспитание у учащихся самостоятельности, ответственности, находчивости.

Форма организации деятельности: фронтальная, групповая,

индивидуальная.

© 2010-2022