Научная статья по математике “Виды учебной деятельности на уроках математики”

Математика, как учебный предмет, является одним из самых сложных и интересных . Традиционные методы и формы проведения уроков способствуют выработке системы знаний, умений и навыков. Известно, что обучение есть постижение неизвестного с опорой на известное. В этом процессе существенную помощь оказывают несложные устные упражнения. Они также способствуют формированию у учащихся умению обобщать.        Формы использования упражнений в учебном процессе самые разные. Полезен фронтальный опрос после ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Научная статья на тему:

"Виды учебной деятельности на уроках математики".

Одним из видов учебной работы на уроках математики является устный счет. Несмотря на то, что устному счету в начальных классах уделялось огромное внимание, учащиеся 8-11 классов, затрудняются выполнит ь в "в уме" такие простейшие вычисления, как умножение 32 на 5; или 4/х = 8, 1/2а = 15. Возникает проблема повышение эффективности устного счета на уроках. Как сделать эту работу полезной и интересной для всех учащихся, Одним из действенных средств является расширение целей устной работы на уроке. Но тогда уже речь идет не об устном счете, а об устных упражнениях. Правильно организованные упражнения учащихся - важное средство активации мыслительной деятельности учащихся и развитие их творческих способностей. Они эффективны кажущейся легкостью, эмоционально, действуют на учащихся мобилизующе, своей простотой увлекают и слабых учеников, создают обстановку соревновательности. Устные упражнения способствуют развитию внимания и памяти учащихся. Но они требуют учащихся большого умственного напряжения и поэтому сравнительно быстро утомляет их.

Наряду с чисто устными (слуховыми) упражнениями практикуются полуустные (зрительно-слуховые), когда задания предварительно записываются на доске или проецируются с помощью технических средств на экран, при этом допускаются отдельные записи числовых данных, промежуточных результатов, наброски чертежа и т.д.

Устные упражнения оказывают существенную помощь в изучении нового материала. В начале урока нужно настроить каждого ученика на самостоятельную работу. В классе, психологически не готовым к занятиям математикой, рискованно начинать урок, полагая, что сам материал овладеет вниманием учащихся. В то же время для овладения вниманием учащихся вряд ли стоит прибегать к искусственным приемам на постороннюю тему, так как подобные приемы отвлекают учащихся от предмета. Здесь верный путь - устные упражнения. При этом важно проследить, все ли учащиеся поняли задание, все ли включились в работу; помочь слабым разобраться в условии, обеспечить рабочую атмосферу и, когда будет создан необходимый психологический настрой, приступить к выполнению плана урока. Через систему упражнений осуществляется работа, направленная на формирование наглядных образов и конкретных представлений, на основе которых может быть введено новое понятия. Усвоение понятия происходит не при заучивании, а в процессе самостоятельных поисков его существенных признаков. При этом следует давать больше несложных примеров, так как сложные задания уводят ученика от главного и требует много времени.

Известно, что обучение есть постижение неизвестного с опорой на известное. В этом процессе существенную помощь оказывают несложные устные упражнения. Они также способствуют формированию у учащихся умению обобщать.

Формы использования упражнений в учебном процессе самые разные. Полезен фронтальный опрос после изучения наиболее значимой части раздела программы.

Опыт работы показывают, что устные упражнения умелом их использовании играют немаловажную роль в повышении эффективности урока. Здесь имеет значение, какие упражнения подбираются для каждого конкретного урока, в какой момент они предлагаются и т.д. Устные упражнения должны проводиться в быстром темпе, если речь идет об обработке навыков, но если они используются с целью закрепления только что изученного, то нецелесообразно торопить учащихся Чем осознаннее будет их действия в начале формирования навыка, тем глубже и прочнее будет его усвоение. После прочтения задан и следует сделать паузу, и только после этого спрашивать учащихся. Форма ответа зависит от цели задания. В случае ошибочных ответов надо учитывать, что устные упражнения выполняются всеми учащимися, и прерывать их длительным объяснением вряд ли целесообразно, в то же время оставить ошибку без внимания нельзя. Ученик, сделавший ошибку, должен исправить ее или выполнить аналогичное задание, иногда при этом требуется индивидуальная работа. Не следует также сразу подтверждать правильность полученного ответа, надо выяснить, нет ли других ответов, хотя бы и неправильных. Устные задачи должны быть по возможности связанные с практическими, жизненными вопросами, отличаются легкостью настроения, ясностью и

конкретностью содержания. Устные упражнения помогают учителю добиться оптимального решения педагогических задач на всех этапах обучения.



© 2010-2022