Эссе на тему Из опыта работы

Обучение математике, для нашей школы, является важной стороной гармонически развитой личности, фактором, формирующим готовность к непрерывному образованию и самообразованию, которое позволяет учащимся стать в дальнейшем гражданами, занимающими активную позицию в обществе. Обучение детей математике направлено на овладение ими системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения математики и смежных учебных предметов (физики, химии, черчения, технологии, информати...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение математике, для нашей школы, является важной стороной гармонически развитой личности, фактором, формирующим готовность к непрерывному образованию и самообразованию, которое позволяет учащимся стать в дальнейшем гражданами, занимающими активную позицию в обществе.

Обучение детей математике направлено на овладение ими системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения математики и смежных учебных предметов (физики, химии, черчения, технологии, информатики и т.д.). Развитие интеллектуальных способностей учащихся направлено на решение практических задач, на развитие логического мышления, пространственного воображения, устной и письменной математической речи, формирование навыков вычислений, алгебраических преобразований, решения уравнений и неравенств, инструментальных и графических навыков, что позволяет использовать эти знания для продуктивной жизни в обществе, в том числе эффективного обучения в различных учебных заведениях.

В последнее десятилетие отмечается следующая тенденция:

  • у детей отсутствует культура логических рассуждений;

  • математический багаж школьников состоит из большего или меньшего числа слабо связанных между собой догматических сведений;

  • вырабатываются более или менее закреплённые навыки выполнения некоторых стандартных операций и типовых заданий;

  • механическое заучивание терминов, теорем, аксиом и т.д.

  • не умеют выразить математическое утверждение, смысл которого им ясен

  • отсутствует культура счета, особенно устного.

Поэтому, я считаю, что основной целью обучения математики является:

  • помогать развивать у детей логическое мышление

  • развивать математическую речь, чтобы выкладки, не подкреплённые рассуждениями, не превращались в механическое заучивание, которое ведёт к некорректному использованию математической символики и грубым ошибкам;

  • уметь выстроить хотя бы простую цепочку умозаключений

  • формирование и развитие математического мышления.

Свою задачу в преподавании математики я вижу в том, чтобы не только выработать у ученика способность запоминать и излагать информацию, передав ему максимально возможную сумму знаний, а в том, чтобы научить его осваивать свой и общественный опыт, сделать его компетентным в решении проблемных ситуаций и в дальнейшем использовать его на военном и гражданском поприще.

Хотелось бы отметить, что необходима непрерывность преподавания математики на всех ступенях средней школы, преемственность.

Хотя опыт работы у меня небольшой, но, проанализировав программу для общеобразовательных школ, предлагаю ввести для обязательного изучения в общеобразовательном курсе тему «Комплексные числа». В данной программе на эту тему часы не предусмотрены, но в учебнике данная тема рассматривается. Так понятие числа в школе заканчивается изучением действительных чисел, что можно считать существенным пробелом в математической подготовке учащихся, т.к. более естественным является формирование понятия комплексного числа. Решение многих задач математики, физики и практики сводится к решению алгебраических уравнений. Поэтому естественно стремление сделать эти уравнения разрешимыми, что в свою очередь приводит к расширению понятия числа. При составлении календарно-тематических планов 8-х классов я стараюсь выделить время на изучение темы «Комплексные числа» и включаю задачи по данной теме на остальных уроках.

Для развития целостной математической составляющей картины мира и для расширения возможностей учащихся по свободному выбору своего образовательного пути я провожу элективный курс «Задачи с параметрами». Данный курс предусматривает не только овладение различными умениями, навыками, приемами для решения задач, но и создаёт условия для формирования мировоззрения ученика, логической и эвристической составляющих мышления. В школьных учебниках таких задач недостаточно, и умение решать их во многом предопределяет успешную сдачу экзамена в любое высшее учебное заведение.

Ребята, которых мы обучаем, безусловно, все разные. Каждый приходит со своим багажом способностей, каждый представляет собой личность, индивидуальность, которая ещё будет развиваться. Одним из путей решения проблемы индивидуализации обучения является его дифференциация. Ее основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям учащихся: явно выделяется уровень обязательной подготовки, который задает достаточную нижнюю границу усвоения материала. Этот уровень, безусловно, доступен и посилен всем школьникам. На его основе формируются повышенные уровни овладения курсом. Учащиеся получают право и возможность, обучаясь в одном классе и по одной программе, выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям.

И, наконец, необходимо признать, что каждый ученик имеет право сам, добровольно выбирать для себя уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда. Именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство уважения к себе и к окружающим, вырабатывает ответственность и способность к принятию решений. Это - моё кредо.

Изучение любой науки - тяжелый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Но для учащихся в младшем звене старшей школы этот труд можно превратить в игру, разумеется, в серьезную игру. Для этого на уроках я стараюсь использовать игровые технологии, составляю кроссворды, ребусы. Решение кроссвордов, например, заставляет искать ответы на разные по степени сложности вопросы. Если ответ дети находят легко, то радуются своим знаниям, если этот поиск труден и долог, то найденный в результате его ответ на долгое время останется в памяти.

В старших классах возникает потребность в самостоятельности, в повышенной ответственности за выбранное дело, ищут выхода творческие способности учащегося. Проблемные уроки, предполагающие поисково-исследовательскую деятельность, дают возможность выявить эти качества, так как здесь требуется значительно большая самостоятельность, предъявляются результаты продолжительной, трудной и творческой работы.

Ребята многие темы пытаются изучить глубже самостоятельно. Представить изученный материал пытаются творчески с помощью проектов. Подготовка и проведение открытых уроков для учителей нашей школы, округа проходила не без помощи моих учеников.

Моя вторая специальность - учитель информатики.

Современное общество придерживается гуманистической парадигмы и, дело учителя - не только передавать информацию, но и осуществлять процесс воспитания учащихся с учётом современных информационных технологий - повышение компьютерной грамотности становится насущной необходимостью.

Ученики очень восприимчивы к развитию информатизации. Через призму информатизации и благодаря информатизации современные дети во многом по-новому воспринимают мироустройство, обретают обновленную тягу к знаниям, образованию, культуре, творческой и трудовой деятельности. Именно учащиеся в первую очередь нуждаются в компьютеризации в учреждениях образования. Для них становится абсолютная потребность в личном (семейном, домашнем) компьютере с выходом в глобальные сети.

Мною проведён открытый урок-обобщение в 9 классе по теме «Квадратный трёхчлен» для учителей города Хабаровска на семинаре «ИКТ как ресурс педагогической деятельности» в рамках мероприятий проекта «Информатизация системы образования». На уроке был поставлен вопрос-проблема - «Как влияет использование знаний о квадратном трёхчлене на решение жизненно-экономических задач». Использование средств новых ИКТ на уроке позволило усилить мотивацию учеников благодаря не только новизне работы с компьютером, интерактивной доской, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможности регулировать предъявленных задач, по трудности поощряя правильные решения. Это помогло повлиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя возможность проявить оригинальность, решить интересную задачу, задать любые вопросы и предложить любые решения без риска получить за это низкий балл. Всё это способствовало формированию положительного отношения к учебе, что и было продемонстрировано на данном уроке.

Мне как учителю математики и информатики очень важно использовать интеграцию этих предметов: использование компьютера, интерактивной доски на уроке математики и использование инструмента, терминологии. Булевой алгебры на уроках информатики. Кроме этого я провожу интегрированные уроки информатики и географии, истории, физики, химии с использованием мультимедийных технологий, телекоммуникаций, позволяющих расширить границы познавательного развития ребёнка. Работа в этом направлении формирует культуру учебной деятельности, информационную культуру и позволяет организовывать экспериментально-исследовательскую деятельность учащихся и учителей. Изменение устоявшихся традиционных форм и методов учебной деятельности, направленное на совершенствование образовательного процесса, вовлекает в свою сферу, как отдельного индивида, так и класс, учительский коллектив, школу в целом, что фактически способствует созданию новой педагогики.

В условиях массовой общеобразовательной школы в каждом классе имеются дети, как с высоким, так и с достаточно низким уровнем развития. Фронтальная форма работы и ориентация на среднего ученика не оправдывают и приводят к потере интереса к происходящему на уроке у самых способных и невозможности для наиболее слабых активно включиться в учебный процесс. Так как наша школа - «школа не полного дня», то у меня есть возможность индивидуальной работы с детьми, т.е. существуют обязательные консультации, что создает условия комфортности при выполнении заданий предусмотренных программой. Всё это позволяет осуществлять познавательное развитие учащихся; искусственного интеллекта, поднимающего уровень обучения до сознательного эксперимента и исследования.

© 2010-2022