Развитие самостоятельности обучающихся на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

средняя общеобразовательная школа с.Борискино-Игар

муниципального района Клявлинский Самарской области







«Развитие самостоятельности обучающихся на уроках математики.»





Выполнила:_Плохова Елена Владимировна

учитель математики



2014г.

I Введение.

В настоящее время повсеместно осуществляется переход школ на работу по новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Наша школа в 2012-2013 учебном году вступает в эксперимент по введению ФГОС в 5 классах.

1. Актуальность.

Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение

постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям

и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного

усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение

учиться, приоритетна. Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому планируемые

результаты стандартов второго поколения ( ФГОС ) определяют не только

предметные,но и метапредметные (умственные действия учащихся направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью), а также личностные результаты.

Важнейшей задачей современной системы образования является

формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих

школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и

самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих

видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и

сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов

универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Актуальность мотивирована тем, что современное образования предусматривает значительное увеличение доли самостоятельности учащегося как субъекта учебного процесса, способного успешно самореализоваться в стремительно изменяющемся мире, и осуществлять непрерывное образование в течение всей жизни.

Актуальность данной проблемы бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Данная проблема актуальна для современной школы.

Ученик, пришедший в 5 класс, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, следовательно, эта проблема актуальна и для общества в целом.

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность учащихся.

Самостоятельность - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником. Присутствие самостоятельности необходимо на уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Учителю на уроках математики необходимо опираться на самостоятельную работу учеников, самостоятельное рассуждение, умозаключение.

Самостоятельность - это метод, который очень помогает учителю для выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы как представление цели работы ее выполнение, проверка, исправление ошибок.

2. Цель и задачи:

Цель: Теоретически выявить и путем опытно-эксперементальной работы проверить комплекс условий формирующих самостоятельную познавательную деятельность учащихся на уроках математики.

Задачи :

1. Определить уровень сформированности навыков самостоятельной работы на уроках математики.

2. Определить систему упражнений по формированию навыков самостоятельной работы у учащихся при изучении математики.

3. Выявить развитость у учащихся самостоятельности на уроках математики.

3. Ожидаемые результаты:

Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие самостоятельности , принципиально изменяет позицию учащегося - существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Учащийся не бездумно принимает готовый образец или инструкцию преподавателя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения - принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. У учащихся развиваются критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей.

II Основная часть.

Процессы модернизации в системе образования потребовали пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов обучающихся. Цели образования на сегодняшний день перестают выступать в виде «знаний, умений и навыков», которыми должен владеть выпускник школы 21 века, а предстают в виде характеристики сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей. «Человек знающий» заменяется на «человек, подготовленный к жизнедеятельности». В образовании складывается концепция государственных образовательных стандартов 2-го поколения. Приоритетным направлением которых является реализация развивающего потенциала образования. Одной из важнейших задач при этом становится развитие универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования.

Образовательный стандарт основного общего образования по математике до введения ФГОС был направлен на достижение следующих целей:

интеллектуальное развитие учащихся:

воспитание качеств личности, связанных с изучением математики

овладение математическими знаниями и умениями,

формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры,

По новым ФГОС изучение математики в основной школе звучит иначе и направлено достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития

2) в метапредметном направлении

3) в предметном направлении

В соответствии с ФГОС представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные

С переходом на ФГОС в основной школе изменился подход к составлению календарно-тематического планирования.

Расширились разделы календарно-тематического планирования:

Всеми нами известные графы тема уроки, тип урока, количество часов, предметные планируемые результаты (знания, умения, навыки) остались без изменений, добавилось: добавились личностные и метапредметные планируемые результаты, которые в свою очередь поделились на личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД.

III. Выводы:

Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения математике. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель, которая стоит перед нами, учителя математики, - научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательной среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов, таких как информационные и телекоммуникационные технологии, метод реализации проблемного обучения, практических работ, опорных схем или карточек-информаторов, метод анализа и синтеза, метод тестирования, использование различных форм ИКТ.


© 2010-2022