Новые подходы к методике преподавания математики в СО

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное казённое образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»







Доклад




НА ТЕМУ:


«Новые подходы к методике преподавания математики в системе обучения»








Учитель математики:

Салаватова П.М.

Ботлихский район

с. Ботлих







2012 г.

19.10.2012 г.

ФГКОУ СОШ №16

Заседание педсовета

Тема: Новые подходы к методике преподавания математики
в системе обучения

Методы обучения всегда соотносятся с целями и задачами, которые ставит перед школой общество. В разные периоды своего исторического развития школа имела разные цели обучения, всегда основывающиеся на потребностях своего времени. Так, в Средневековье единственной целью схоластической школы было усвоение имеющихся знаний через их воспроизведение. В Новое время в Европе всё более значительную роль в жизни общества играет наука. В этот период познание физического мира строится на изучении знаний, имеющих практическую направленность, поэтому для школы того времени были характерны две цели: не только обучать усваивать знания, но и применять их на практике. Как способы достижения этих целей на уроках применялись и соответствующие им формы обучения: сообщения учителя и показ им эксперимента в подтверждение своего сообщения. От учащихся при этом ожидалось, что они будут воспринимать от учителя информацию и воспроизводить её на практике. Система наглядного обучения, имеющая своей целью сознательное усвоение знаний и реализуемая через применение объяснительно-иллюстративного метода в обучении школьников, просуществовала на практике ещё долгое время.

В середине XX столетия выше указанные цели были дополнены ещё одной - развитие самостоятельности учащихся. По отношению к физическому образованию это означало, что процесс самостоятельного прохождения каждым школьником «всех этапов от овладения знаниями до выработки убеждений формировал их мировоззрение одновременно в единстве с усвоением физического материала». Чтобы жить и работать в строго регламентированном индустриальном обществе, ученику достаточно было запоминать факты, которые он мог бы использовать в будущем. Авторитарная роль учителя и ориентация на среднего ученика - самые яркие характеристики школы этого периода.

Время, в котором мы живём сейчас, характеризуется мощным
информационным взрывом: известно, что каждое десятилетие информация удваивается, и каждые 7 лет обновляется на 50%. В мире (включая и нашу страну) изменились представления о том, чему и как учить. Содержание общего среднего образования, практически сложившееся в другую социально-экономическую эпоху, уже не отвечает потребностям современной жизни, ориентированной на постоянные изменения.
Подвергается дополнениям и пересмотрам «вчерашняя» научная
информация, отбрасываются некоторые идеи и гипотезы. В связи с тем, что уже сейчас обществом востребованы люди-творцы, а не простые исполнители, сегодняшний школьник должен уметь не только воспринимать информацию, но и уметь работать с ней. Поэтому современное образование имеет своей целью помочь ребёнку построить первичный вектор его ближайшего развития, то есть помочь ему ответить на вопрос: как он может развивать в себе то индивидуальное, что у него есть, чтобы двигаться по пути построения своей личности.

В процессе модернизации образования самым существенным
структурным, организационным и содержательным изменениям
подвергается старшая ступень общеобразовательной школы. На
содержательном уровне самое главное изменение в физическом
образовании состоит в том, что математика как учебный предмет будет изучаться на базовом уровне или вообще не изучаться в зависимости от выбора учащихся. Изучение математики на базовом уровне ориентировано на «формирование их общей культуры и связано с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации». Изучение математики на профильном уровне ориентировано на «подготовку учащегося к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности», связанной с этим предметом. Легко понять, что результаты именно образования по математике будут ориентированы на ЕГЭ по предмету и поступление в ВУЗ.

Достижение целей профильного обучения в образовательном
процессе напрямую зависит от того, с использованием каких методов обучения будет спланирована деятельность учителя и учащихся на уроке.
Среди нововведений, касающихся содержания методической работы учителя математики в системе обучения, можно назвать следующие:

  • Освоение содержания новых УМК по математике;

  • Освоение новых технологий преподавания математики;

  • Разработка нового варианта тематического и поурочного

планирования.

В настоящее время учитель работает по ЗУНовскому учебнику. В будущем авторам предстоит создать, а учителю освоить учебник другого содержания, который можно назвать компетентностным. Ученик в результате работы с таким учебником может принимать решение, утверждаться в своём мнении или изменять его. Предполагается, что скрытое содержание компетентностного образования должно способствовать приобретению над предметных умений в ходе критического отношения к утверждениям учебника, решения нестандартных, «некорректных» задач и так далее. Так, например, в большинстве ныне действующих учебников по математике тренировочный материал выстроен от простого к сложному. Совершение учащимся каждого действия изолировано от других не соотносит его с общим контекстом задачи. Механические действия ученика ничего не прибавляют в его компетентности. В учебнике нового поколения предполагается, что цепочка заданий будет составлена так, что каждый последующий шаг приучал бы школьника к постоянным возвращениям к своему собственному действию при планировании следующего шага. Постоянные «челночные» движения от промежуточного результата к условиям и к вопросу составляют основу умения учиться: извлекать уроки из собственного опыта. После создания в недалёком будущем такого учебника нового поколения в процессе апробации учебных материалов будут обязательно создаваться и методики работы с ними.

Одним из новых подходов к планированию учебного процесса в
системе обучения является переход к его блочно-модульному построению.
«Блочные» системы преподавания - название не новое. Традиционно в
преподавании математики в старших классах использовалась лекционно- семинарско-зачётная система, где во время лекции имело место «передающее» образование, когда знания «перекладывались» из головы учителя в голову учащихся, а во время семинарских занятий этот материал отрабатывался и «закреплялся». Новые подходы в методике проведения лекции заключаются в том, что учитель обучает учащихся работать с источниками учебной информации. Например, учитель начинает лекцию с того, что обозначает тему, формулирует образовательные задачи и обсуждает с учащимися, каким образом их можно решить. После этого называет не только источники с указанием страниц, которые он рекомендует прочитать по теме, но и раздаёт хрестоматии, или соответствующие распечатки, которые необходимо использовать на лекции. По той же схеме проводятся и семинарские занятия, начало которых - актуализация знаний - представляет собой вычленение ведущих идей (главных мыслей) в учебном материале, но ни в коем случае не репродуктивную беседу.

Для того, чтобы старшеклассники на занятиях были не пассивными слушателями, а активными участниками образовательного процесса, учителю математики рекомендуется использовать такие современные методики, которые наиболее полно учитывают особенности и потребности учащихся старшего возраста и отвечают задачам обучения:

  • организация самостоятельной познавательной деятельности:
    индивидуальной и групповой;

  • проведение учебных дискуссий, мозговых атак, круглых столов;

  • применение метода проектов;

  • применение исследовательского метода обучения;

  • обучение письменным творческим работам (исследовательские
    отчёты, эссе, рефераты, доклады).

Математика - это один из немногих школьных предметов, в ходе усвоения которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания - от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и экспериментальной верификации выводов. К сожалению, до сих пор на практике не редки случаи, когда овладение умениями экспериментальной работы среди учащихся осуществляется в процессе только воспроизводящей деятельности. Например, учащиеся проводят наблюдения, ставят опыты, описывают и анализируют полученные результаты, используя алгоритм в виде готового описания работы. Известно, что не прожитое деятельностное знание мертво и бесполезно. Важнейшим побудителем любой деятельности является интерес. Для того, чтобы он возник, ничего нельзя давать детям в «готовом виде»: все (или почти все) знания и умения учащиеся должны добывать в процессе их личного труда - индивидуального или в малых группах. Учитель не должен забывать о том, что обучение на деятельностной основе - это совместная работа его как организатора (и только!) деятельности учащегося и школьника, выполняющего эту деятельность.

При планировании на уроке единства и взаимосвязи деятельности учителя и учащихся удобно использовать ниже помещённую таблицу.

Текущее

время

урока

Действия

учителя

Действия обучаемых

Результат

сильные

учащиеся

средние

учащиеся

слабые

учащиеся





В графе «Действия учителя» предложения могут начинаться так: «Ставит вопросы...», «Предлагает поставить эксперимент...», «Просит высказать своё мнение...», «Предлагает пронаблюдать...», «Просит решить задачу...», «Просит сформулировать вывод...» и т.п.

В графе «Действия обучаемых» предложения могут начинаться с глаголов: «Отвечают...», «Высказывают предположения...», «Читают учебник...», «Ведут наблюдения...», «Решают задачу...», «Делают вывод...» и т.п.

В графе «Результат действия» предложения могут начинаться так: «Создаётся мотив к познанию...», «Узнали, что...» (называется добытое учащимися новое для них знание), «Научились...» (называется умение, которым овладели ученики).

Несомненно, образование не может быть личностно значимо для ученика, если его результаты не востребованы в жизни. В современном постоянно меняющемся мире успешность адаптации выпускника школы напрямую зависит от приобретённой им в процессе обучения «устойчивой способности к деятельности» (Е.Н. Огарёв). Чтобы человек начал действовать, он должен иметь способность определять то, что он хочет делать (порождение идеи или принятие для себя чьей-то идеи), инициировать возникновение круга людей, которые эту идею совместно могут реализовать, уметь проектировать ход реализации идеи, уметь анализировать ситуацию, уметь просчитывать ресурсы, уметь представить весь ход работы, уметь выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени, иметь способность учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения целей.

Становление перечисленных ключевых компетентностей - дело не одного дня. В системе профильного обучения учитель только «закладывает» их основы. Совершенствование полученных умений осуществляется человеком в процессе всей его дальнейшей жизни.

© 2010-2022