Методические указания для студентов специальности 270843

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические указания для студентов специальности 270843МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «Сызранский политехнический техникум»













Методические указания для студентов

по выполнению практических занятий


ЕН.01 МАТЕМАТИКА


«математический и общий естественнонаучный цикл»

основной профессиональной образовательной программы

по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий





















Сызрань, 2015

ОДОБРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

предметной (цикловой) комиссией

Методическим советом

математических и общих естественнонаучных дисциплин

ГБПОУ «Сызранский политехнический техникум»

Протокол № ______

Протокол № ______

от «___» _____________2015 г.

от «___» _____________2015 г.

Заместитель директора по учебной

Председатель: _____ Ю.Е.Кветкина

работе:____________Е.В.Вернер

Составитель: Разиева Т.С., преподаватель математики ГБПОУ «Сызранский политехнический техникум»

Методические указания для выполнения практических занятий) являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ «Сызранский политехнический техникум» по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Методические указания по выполнению практических занятий адресованы студентам очной формы обучения.

Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практических занятий студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.


СОДЕРЖАНИЕ



Название практических занятий



1

Действия над приближёнными значениями чисел

6

2

Исследование функции на непрерывность. Нахождение точек разрыва

10

3

Применение производной к исследованию функций

13

4

Нахождение дифференциала функции

17

5

Методы интегрирования

20

6

Вычисление различных величин с помощью определённого интеграла


24

7

Решение дифференциальных уравнений с разделяющими переменными


30

8

Решение дифференциальных уравнений второго порядка

34

9

Геометрическая интерпретация комплексного числа

38

10

Действия над комплексными числами в тригонометрической и показательной формах


42





























Введение


УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!


Методические указания по дисциплине ЕН.01 МАТЕМАТИКА для выполнения практических занятий созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим занятиям, правильного составления отчетов.

Приступая к выполнению практического задания, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практического задания, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • находить производную элементарной функции;

  • выполнять действия над комплексными числами;

  • вычислять погрешности результатов действия над приближенными числами;

  • решать простейшие уравнения и системы уравнений.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • основные понятия и методы математического анализа;

  • методику расчета с применением комплексных чисел;

  • базовые понятия дифференциального и интегрального исчисления;

  • структуру дифференциального уравнения;

  • способы решения простейших видов уравнений;

  • определение приближенного числа и погрешностей.

Содержание дисциплины должно быть ориентировано на овладению профессиональными компетенциями:

ПК 2.4. Участвовать в проектировании силового и осветительного электрооборудования.

ПК 3.3. Участвовать в проектировании электрических сетей.

ПК 4.2. Контролировать качество выполнения электромонтажных работ

ПК 4.3. Участвовать в расчётах основных технико-экономических показателей.

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК):

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Все задания к практическому занятию Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

Отчет о практическом занятии Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

Наличие положительной оценки по практическим занятиям необходимо для получения зачета по дисциплине или допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическое занятие Вы должны найти время для его выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим занятиям или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.



Желаем Вам успехов!!!

Раздел 1 Элементы вычислительной математики


Тема 1.1 Погрешности приближённых значений чисел


Практическое занятие № 1. Действия над приближёнными значениями чисел

Учебная цель:

Приобрести навыки и умения при выполнении действий над приближенными значениями чисел

Учебные задачи:

1. Повторить понятия абсолютной и относительной погрешности.

2. Научиться выполнять действия с приближенными числами.

3. Учить рассуждать и логически мыслить.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

  1. Тетрадь для практических занятий

  2. Раздаточные материалы (инструкционные карты)

  3. Ручка.

  4. Карандаш простой.

  5. Калькулятор.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

Пусть X - точное значение некоторой величины, а х - наилучшее из известных ее приближенных значений. В этом случае погрешность (или ошибка) приближения х определяется разностью Х-х. Обычно знак этой ошибки не имеет решающего значения, поэтому рассматривают ее абсолютную величину:

Методические указания для студентов специальности 270843

(1)

Величина ех, называемая абсолютной погрешностью приближенного значения х, в большинстве случаев остается неизвестной, так как для ее вычисления нужно точное значение X. Вместе с тем, на практике обычно удается установить верхнюю границу абсолютной погрешности, т.е. такое (по возможности наименьшее) число Методические указания для студентов специальности 270843 для которого справедливо неравенство

Методические указания для студентов специальности 270843

(2)

Число Методические указания для студентов специальности 270843 в этом случае называется предельной абсолютной погрешностью, или границей абсолютной погрешности приближения х.

Таким образом, предельная абсолютная погрешность приближенного числа х - это всякое число Методические указания для студентов специальности 270843, не меньшее абсолютной погрешности ех этого числа.

Пример: Возьмем число Методические указания для студентов специальности 270843. Если же вызвать Методические указания для студентов специальности 270843 на индикатор 8-разрядного МК, получим приближение этого числа: Методические указания для студентов специальности 270843Попытаемся выразить абсолютную погрешность значения Методические указания для студентов специальности 270843. Получили бесконечную дробь, не пригодную для практических расчетов. Очевидно, однако, что Методические указания для студентов специальности 270843 следовательно, число 0,00000006 = 0,6 * 10-7 можно считать предельной абсолютной погрешностью приближения Методические указания для студентов специальности 270843, используемого МК вместо числа Методические указания для студентов специальности 270843

По абсолютной погрешности нельзя в полной мере судить о точности измерений или вычислений. Качество приближения характеризуется величиной относительной погрешности, которая определяется как отношение ошибки ех к модулю значения X(когда оно неизвестно, то к модулю приближения х).

Предельной относительной погрешностью (или границей относительной погрешности) Методические указания для студентов специальности 270843 приближенного числа называется отношение предельной абсолютной погрешности к абсолютному значению приближения х:

Методические указания для студентов специальности 270843

(5)

Формула (5) позволяет при необходимости выражать абсолютную погрешность через относительную:

Методические указания для студентов специальности 270843

(6)

Относительную погрешность выражают обычно в процентах.

Пример Определим предельные погрешности числа х=3,14 как приближенного значения π. Так как π=3,1415926…., то Методические указания для студентов специальности 270843|π-3,14|<0,0015927<0,0016=Методические указания для студентов специальности 270843по формуле связи получаем Методические указания для студентов специальности 270843таким образом Методические указания для студентов специальности 270843


Верные и значащие цифры. Запись приближенных значений

Цифра числа называется верной (в широком смысле), если ее абсолютная погрешность не превосходит единицы разряда, в котором стоит эта цифра.

Пример. Х=6,328 Методические указания для студентов специальности 270843Х=0,0007 Методические указания для студентов специальности 270843X<0,001 следовательно цифра 8-верная

Пример: А). Пусть 0 = 2,91385, Методические указания для студентов специальности 270843 В числе а верны в широком смысле цифры 2, 9, 1.

Б) Возьмем в качестве приближения к числу Методические указания для студентов специальности 270843= 3,141592... число Методические указания для студентов специальности 270843= 3,142. Тогда Методические указания для студентов специальности 270843 (рис.) откуда следует, что в приближенном значении Методические указания для студентов специальности 270843= 3,142 все цифры являются верными.

Первая отброшенная (неверная) цифра часто называется сомнительной.

Говорят, что приближенное данное записано правильно, если в его записи все цифры верные. Если число записано правильно, то по одной только его записи в виде десятичной дроби можно судить о точности этого числа. Пусть, например, записано приближенное число а = 16,784, в котором все цифры верны. Из того, что верна последняя цифра 4, которая стоит в разряде тысячных, следует, что абсолютная погрешность значения а не превышает 0,001. Это значит, что можно принять Методические указания для студентов специальности 270843 т.е. а = 16,784±0,001.

Значащими цифрами в записи числа называются все цифры в его десятичном изображении, отличные от нуля, и нули, если они расположены между значащими цифрами или стоят в конце для выражения верных знаков.

Пример:

а) 0,2409 - четыре значащие цифры;

б) 24,09 - четыре значащие цифры;

в) 100,700 - шесть значащих цифр.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Какое число называют приближённым значением с недостатком?

  2. Приближённым значением с избытком?

  3. Что значит округлить число до целых?

  4. Сформулируйте правило округления числел.

  5. Что надо сделать с последней оставленной цифрой,если после неё идёт цифра 8 ? цифра 5 ? цифра 3?

  6. Какие цифра называется значащей, верной?

Задания для практического занятия (лабораторной работы):


I вариант.

  1. Вычислите сумму Методические указания для студентов специальности 270843, взяв приближенные значения корней с точностью до 0,001.

  2. Вычислите площадь параллелограмма, если а=68,7 и h=52,6. Укажите верные цифры ответа.

  3. Найдите границу абсолютной погрешности произведения двух приближенных значений чисел а=7,36±0,004 и b=8,61±0,005.

  4. Вычислите относительную погрешность Методические указания для студентов специальности 270843.

  5. С какой точностью надо измерить радиус круга, чтобы относительная погрешность площади круга не превышала 0,5%? Грубое приближенное значение R=8м.

II вариант.

  1. Вычислите разностьМетодические указания для студентов специальности 270843 с четырьмя значащими цифрами.

  2. Вычислите площадь прямоугольника, если а=78,6 и h=48,7. Укажите верные цифры ответа.

  3. Вычислите Х=(а+b)с, если а=82,6, b=93,8 с=61,9. Укажите границу абсолютной погрешности.

  4. Вычислите относительную погрешность Методические указания для студентов специальности 270843 .

  5. С какой точностью надо измерить сторону квадрата, чтобы относительная погрешность площади квадрата не превышала 1%? Приближенное значение стороны квадрата а=9 м.

Критерии оценок:

На оценку «3» выполнить правильно 3 задания и ответить правильно на 3 вопроса для закрепления.

На оценку «4» выполнить правильно 4 задания и ответить правильно на 4 вопроса для закрепления;

На оценку «5» выполнить правильно 5 заданий и ответить правильно на все вопросы для закрепления.

Инструкция по выполнению практического занятия

  1. Познакомиться с конспектами лекций и краткой теоретической справкой

  2. Ответить устно на контрольные вопросы.

  3. Используя конспекты лекций, решить практические задания.

Порядок выполнения отчёта по практической работе:

1. Выполнить задания.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала (устно).

3. Оформить отчёт по практической работе.

Образец отчёта по практической работе:

Тема.

Учебная цель.

Название практической работы.

Решение заданий практической работы.

Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.





Раздел 2 Элементы математического анализа


Тема 2.1 Функция. Предел функции. Непрерывность функции

Практическое занятие № 2. Исследование функции на непрерывность. Нахождение точек разрыва.

Учебная цель:

Сформировать умение исследовать функцию на непрерывность и наличие точек разрыва, определять род точек разрыва.

Учебные задачи:

  1. Научиться исследовать функцию на непрерывность и наличие точек разрыва.

  2. Научиться определять тип точек разрыва.

  3. Учить рассуждать и логически мыслить

Обеспеченность занятия (средства обучения):

  1. Тетрадь для практических занятий

  2. Раздаточные материалы (инструкционные карты)

  3. Ручка.

  4. Карандаш простой.

  5. Чертежные принадлежности: (линейка).

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

Функция Методические указания для студентов специальности 270843 называется непрерывной в точке х0, если она: 1) определена в точке х0; 2) имеет конечный предел при Методические указания для студентов специальности 270843; 3) этот предел равен значению функции в этой точке Методические указания для студентов специальности 270843

Функция называется непрерывной на некотором промежутке Х, если она непрерывна в каждой точке этого промежутка.

Точка х0 называется точкой разрыва функции, если в этой точке не выполнено хотя бы одно из условий 1-3 непрерывности функции. Все элементарные функции непрерывны во всех точках, где они определены.


Классификация точек разрыва:

  1. х0 - точка устранимого разрыва, если а) Методические указания для студентов специальности 270843

б) в точке х0 функция не определена

  1. х0 - точка разрыва I рода, если Методические указания для студентов специальности 270843

Методические указания для студентов специальности 270843- скачок функции

  1. х0 - точка разрыва II рода, если хотя бы один из односторонних пределов равен бесконечности или не существует

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Какая функция называется непрерывной?

  2. Какая точка называется точкой разрыва?

  3. Назовите типы точки разрыва.

Задания для практического занятия:

Задание 1. Доказать, что функция является непрерывной

Методические указания для студентов специальности 270843

Задание 2. Найти точки разрыва и установить их тип

Методические указания для студентов специальности 270843

Критерии оценок:

На оценку «3» выполнить правильно 1 задание и ответить правильно на 1 вопрос для закрепления.

На оценку «4» выполнить правильно 1-2 задания и ответить правильно на 2 вопроса для закрепления.

На оценку «5» выполнить правильно 2 задания и ответить правильно на все вопросы для закрепления.

Инструкция по выполнению практического занятия

При выполнении заданий рассмотреть пример.

Пример 1:

Найти точки разрыва функции и установить их тип

Методические указания для студентов специальности 270843

Порядок выполнения отчёта по практической работе:

1. Выполнить задания.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала (устно).

3. Оформить отчёт по практической работе.

Образец отчёта по практической работе:

Раздел.

Тема.

Учебная цель.

Название практической работы.

Решение заданий практической работы.

Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.



Раздел 2 Элементы математического анализа

Тема 2.2 Производная и дифференциал функции


Практическое занятие № 3. Применение производной к исследованию функций.


Учебная цель: Приобрести умения по применению производной к исследованию функций.

Учебные задачи:

  1. Научиться применять производную для исследований функций.

  2. Научиться строить графики функций.

  3. Учить рассуждать и логически мыслить

Обеспеченность занятия:

  1. Тетрадь для практических занятий

  2. Раздаточные материалы (инструкционные карты)

  3. Ручка.

  4. Карандаш простой.

  5. Чертежные принадлежности: (линейка).

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Правило нахождения экстремумов функции Методические указания для студентов специальности 270843 с помощью второй производной:

1. Найти производную Методические указания для студентов специальности 270843

2. Найти критические точки функции, в которых Методические указания для студентов специальности 270843.

3. Найти вторую производную Методические указания для студентов специальности 270843.

4. Исследовать знак второй производной в каждой из критических точек. Если при этом вторая производная окажется отрицательной, то функция в такой точке имеет максимум, а если положительной - минимум. Если вторая производная равна нулю, то экстремум функции надо искать с помощью первой производной.

5. Вычислить значения функции в точках экстремума.


Направление выпуклости графика функции

Кривая Методические указания для студентов специальности 270843 называется выпуклый вниз в промежутке Методические указания для студентов специальности 270843, если она лежит выше касательной в любой точке этого промежутка. Кривая Методические указания для студентов специальности 270843 называется выпуклой вверх в промежутке Методические указания для студентов специальности 270843, если она лежит ниже касательной, в любой точке этого промежутка.

Выпуклость вниз или вверх кривой характеризуется знаком второй производной функции Методические указания для студентов специальности 270843: если в некотором промежутке Методические указания для студентов специальности 270843, то кривая выпукла вниз в этом промежутке; если же Методические указания для студентов специальности 270843, то кривая выпукла вверх в этом промежутке.


Правило нахождения точек перегиба графика функции Методические указания для студентов специальности 270843Методические указания для студентов специальности 270843.

1. Найти вторую производную Методические указания для студентов специальности 270843.

2. Найти критические точки функции Методические указания для студентов специальности 270843, в которых Методические указания для студентов специальности 270843 образуется в нуль или терпит разрыв.

3. Исследовать знак второй производной Методические указания для студентов специальности 270843 в промежутках, на которых найденные критические точки делят область определения функции Методические указания для студентов специальности 270843. Если критическая точка разделяет промежутки выпуклости противоположных направлений, то она является абсциссой точки перегиба графика.

4. Вычислить значения функции в точках перегиба.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Правило нахождения экстремумов функции с помощью второй производной.

2. Какие точки функции называются критическими?

3. Что называется экстремумом функции?

4. В каком случае кривая выпуклая вниз, и в каком случае - вверх?

5. Правила нахождения точек перегиба графика функции Методические указания для студентов специальности 270843.

Задания для практического занятия:

Вариант 1

Вариант 2

1. Исследуйте функцию на экстремум с помощью второй производной

Методические указания для студентов специальности 270843

Методические указания для студентов специальности 270843

2. Найдите промежутки выпуклости и точки перегиба кривых

Методические указания для студентов специальности 270843

Методические указания для студентов специальности 270843

3. Дан закон прямолинейного движения точки (t - в секундах, s - в метрах). Найдите максимальную скорость движения этой точки.

Методические указания для студентов специальности 270843

Методические указания для студентов специальности 270843


Критерии оценок:

На оценку «3» выполнить правильно1 задание и ответить правильно на 2 вопроса для закрепления.

На оценку «4» выполнить правильно 2 задания и ответить правильно на 3 вопроса для закрепления.

На оценку «5» выполнить правильно 3 задания и ответить правильно на все вопросы для закрепления.


Инструкция по выполнению практической работы


При выполнении первого задания рассмотрите пример.

Исследовать функцию на экстремум с помощью второй производной

Методические указания для студентов специальности 270843.

1) Производная Методические указания для студентов специальности 270843

Методические указания для студентов специальности 270843.

2) Критические точки Методические указания для студентов специальности 270843:

Методические указания для студентов специальности 270843

Методические указания для студентов специальности 270843

Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843 - критические точки.

3) Вторая производная Методические указания для студентов специальности 270843

Методические указания для студентов специальности 270843.

4) Исследовать знак второй производной в каждой критической точке:

Методические указания для студентов специальности 270843, значит, Методические указания для студентов специальности 270843 является точкой максимума

Методические указания для студентов специальности 270843, значит, Методические указания для студентов специальности 270843 является точкой минимума.

5) Вычислим значения функции в этих точках:

Методические указания для студентов специальности 270843

Методические указания для студентов специальности 270843

Ответ: Методические указания для студентов специальности 270843; Методические указания для студентов специальности 270843.

2. При выполнении второго задания рассмотрите пример.

Найти промежутки выпуклости и точки перегиба кривой Методические указания для студентов специальности 270843

1)Производная Методические указания для студентов специальности 270843: Методические указания для студентов специальности 270843

2) Вторая производная Методические указания для студентов специальности 270843: Методические указания для студентов специальности 270843

3) Критические точки: Методические указания для студентов специальности 270843.

Методические указания для студентов специальности 270843

Методические указания для студентов специальности 270843

Методические указания для студентов специальности 270843- критическая точка.

4) Исследуем знак второй производной Методические указания для студентов специальности 270843 в промежутках Методические указания для студентов специальности 270843 и Методические указания для студентов специальности 270843

Методические указания для студентов специальности 270843; Методические указания для студентов специальности 270843

Методические указания для студентов специальности 270843точка перегиба

Найдём Методические указания для студентов специальности 270843

Методические указания для студентов специальности 270843

Ответ: на промежутке Методические указания для студентов специальности 270843 кривая выпукла вниз; на промежутке Методические указания для студентов специальности 270843 кривая выпукла вверх; Методические указания для студентов специальности 270843- точка перегиба.

3. При выполнении третьего задания рассмотрим пример.

Найти максимальную скорость движения точки, если закон прямолинейного движения задан уравнением Методические указания для студентов специальности 270843 (Методические указания для студентов специальности 270843в метрах, Методические указания для студентов специальности 270843в секундах).

Скорость движения точки есть первая производная пути во времени:

Методические указания для студентов специальности 270843

Исследуем эту функцию на максимум и минимум с помощью второй производной:

Методические указания для студентов специальности 270843

Методические указания для студентов специальности 270843

Методические указания для студентов специальности 270843

Методические указания для студентов специальности 270843

Методические указания для студентов специальности 270843

Вторая производная отрицательна, следовательно, скорость является наибольшей при Методические указания для студентов специальности 270843сек.

Найдём значение скорости в момент Методические указания для студентов специальности 270843сек:

Методические указания для студентов специальности 270843.

Ответ: Методические указания для студентов специальности 270843.

Порядок выполнения отчёта по практической работе

1. Выполнить задания.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.


Образец отчёта по практической работе

Раздел.

Тема.

Учебная цель.

Название практической работы.

Решение заданий практической работы.

Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.






Раздел 2 Элементы математического анализа

Тема 2.2 Производная и дифференциал функции


Практическое занятие № 4. Нахождение дифференциала функции.

Учебная цель: приобрести навыки и умения нахождения дифференциала функции

Учебные задачи:

  1. Научиться находить дифференциал функции.

  2. Учить рассуждать и логически мыслить

Обеспеченность занятия:

  1. Тетрадь для практических занятий

  2. Раздаточные материалы (инструкционные карты)

  3. Ручка.

  4. Карандаш простой.

  5. Калькулятор.


Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Определение. Дифференциалом функции Методические указания для студентов специальности 270843или дифференциалом первого порядка называется произведение производной этой функции на дифференциал аргумента.

Методические указания для студентов специальности 270843

Дифференциалом второго порядка называется дифференциал от дифференциала первого порядка.

Методические указания для студентов специальности 270843

(таблица дифференциалов прилагается).

Геометрический смысл: дифференциал функции Методические указания для студентов специальности 270843 геометрически изображается приращением ординаты касательной, проведенной в точке Методические указания для студентов специальности 270843 при данных значениях Методические указания для студентов специальности 270843 и Методические указания для студентов специальности 270843.

Методические указания для студентов специальности 270843.

1) Методические указания для студентов специальности 270843

2) Методические указания для студентов специальности 270843

3)Методические указания для студентов специальности 270843

Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе.

1. Что называется дифференциалом функции?

2. Как обозначается дифференциал функции?

3*. Каков геометрический смысл дифференциала функции?

Задания для практического занятия:

Задание: Найти дифференциал функций.

Вариант 1. Вариант 2.

1) Методические указания для студентов специальности 270843 1) Методические указания для студентов специальности 270843

2)Методические указания для студентов специальности 270843 2) Методические указания для студентов специальности 270843

3) Методические указания для студентов специальности 270843 3) Методические указания для студентов специальности 270843

4) Методические указания для студентов специальности 270843 4) Методические указания для студентов специальности 270843

5) Методические указания для студентов специальности 270843 5) Методические указания для студентов специальности 270843

6) Методические указания для студентов специальности 270843 6) Методические указания для студентов специальности 270843

7) Методические указания для студентов специальности 270843 7) Методические указания для студентов специальности 270843

8) Методические указания для студентов специальности 270843 Методические указания для студентов специальности 270843 8) Методические указания для студентов специальности 270843 Методические указания для студентов специальности 270843

Критерии оценок:

На оценку «3» выполнить правильно 6 заданий и ответить правильно на 2 вопроса для закрепления;

На оценку «4» выполнить правильно 1-6. 8 задания и ответить правильно на 2 вопроса для закрепления;

На оценку «5» выполнить правильно 8 заданий и ответить правильно на все вопросы для закрепления.

Инструкция по выполнению практического занятия

При выполнении заданий рассмотреть примеры

Примеры.

Найдите дифференциал функции.

1)Методические указания для студентов специальности 270843

Методические указания для студентов специальности 270843

2) Методические указания для студентов специальности 270843

Методические указания для студентов специальности 270843

3) Методические указания для студентов специальности 270843

Методические указания для студентов специальности 270843

4) Методические указания для студентов специальности 270843

Методические указания для студентов специальности 270843

5) Методические указания для студентов специальности 270843

Методические указания для студентов специальности 270843.

6) Методические указания для студентов специальности 270843; Методические указания для студентов специальности 270843

7) Методические указания для студентов специальности 270843; Методические указания для студентов специальности 270843 Методические указания для студентов специальности 270843


Порядок выполнения отчёта по практической работе

1. Выполнить задания.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Оформить отчет к практическому заданию


Образец отчёта по практической работе

Раздел.

Тема.

Учебная цель.

Название практической работы.

Решение заданий практической работы.

Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.



























Раздел 2 Элементы математического анализа


Тема 2.3 Интеграл и его приложения


Практическое занятие № 5. Методы интегрирования

Учебная цель: приобрести навыки и умения при нахождении интегралов функций различными методами.

Учебные задачи:

  1. Закрепить умение находить неопределенные интегралы для элементарных функций.

  2. Научиться интегрировать методом замены переменной по частям.

  3. Учить рассуждать и логически мыслить.


Обеспеченность занятия:

  1. Тетрадь для практических занятий

  2. Раздаточные материалы (инструкционные карты)

  3. Таблица интегралов

  4. Ручка.

  5. Карандаш простой.


Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Определение: Дифференцируемая функция F(x) называется первообразной функции f(x), если в каждой точке интервала (a,b) справедливо равенство Методические указания для студентов специальности 270843

Определение: Множество всех первообразных функции f(x) называется неопределенным интегралом от этой функции и обозначается символом

Методические указания для студентов специальности 270843

Иначе, по определению,

Методические указания для студентов специальности 270843, где F(x) - какая-либо первообразная функции f(x); С- произвольная постоянная.

При нахождении неопределенных интегралов применяем следующие правила:

1) Постоянный множитель можно выносить за знак интеграла, т.е. если Методические указания для студентов специальности 270843, то Методические указания для студентов специальности 270843.

2) Неопределенный интеграл от алгебраической суммы функций равен алгебраической сумме интегралов от этих функций в отдельности, т.е. Методические указания для студентов специальности 270843

Пример1:

Методические указания для студентов специальности 270843

В основе интегрирования методом замены переменной (методом подстановки) лежит формула

Методические указания для студентов специальности 270843

Алгоритм вычисления неопределенного интеграла методом подстановки:

  1. Определяют, к какому табличному интегралу приводится данный интеграл (предварительно преобразовав подынтегральное выражение, если нужно).

  2. Определяют, какую часть подынтегральной функции заменить новой переменной, и записывают эту замену.

  3. Находят дифференциалы обеих частей записи и выражают дифференциал старой переменной (или выражение, содержащее этот дифференциал) через дифференциал новой переменной.

  4. Производят замену под интегралом.

  5. Находят полученный интеграл.

  6. В результате производят обратную замену, т.е. переходят к старой переменной. Результат полезно проверять дифференцированием.

Пример 2:

Методические указания для студентов специальности 270843

Методические указания для студентов специальности 270843

Интегрирование по частям.
Некоторые виды интегралов, вычисляемых по частям

Если производные функций Методические указания для студентов специальности 270843 и Методические указания для студентов специальности 270843 непрерывны, то справедлива формула:

Методические указания для студентов специальности 270843Методические указания для студентов специальности 270843 (3)

называемая формулой интегрирования по частям.

В качестве Методические указания для студентов специальности 270843 обычно выбирают функцию, которая упрощается при дифференцировании.

Пример 3:

Методические указания для студентов специальности 270843Методические указания для студентов специальности 270843

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:


1. Почему интеграл называется неопределенным?

2. Что означает C в определении неопределенного интеграла?

3. Сформулируйте основные правила неопределенных интегралов.

4. Какие из следующих равенств записаны верно, а какие нет:

а) Методические указания для студентов специальности 270843

б) Методические указания для студентов специальности 270843

в) Методические указания для студентов специальности 270843

Задания для практического занятия:

№ задания

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Найти неопределенный интеграл, пользуясь таблицей основных интегралов.

(3 балла за каждый пример)

Методические указания для студентов специальности 270843

Методические указания для студентов специальности 270843

Методические указания для студентов специальности 270843

    Методические указания для студентов специальности 270843

    Методические указания для студентов специальности 270843

    Методические указания для студентов специальности 270843

      Методические указания для студентов специальности 270843

      Методические указания для студентов специальности 270843

      Методические указания для студентов специальности 270843

        Методические указания для студентов специальности 270843

        Методические указания для студентов специальности 270843

        Методические указания для студентов специальности 270843

          Методические указания для студентов специальности 270843

          Методические указания для студентов специальности 270843

          Методические указания для студентов специальности 270843

          Найти неопределенный интеграл, преобразуя выражения стоящие под знаком интеграла. (4 балла)

            Методические указания для студентов специальности 270843

            Методические указания для студентов специальности 270843

            Методические указания для студентов специальности 270843

            Найти неопределенный интеграл методом подстановки.

            (4 балла за каждый пример)

              Методические указания для студентов специальности 270843

              Методические указания для студентов специальности 270843

              Методические указания для студентов специальности 270843

                Методические указания для студентов специальности 270843

                Методические указания для студентов специальности 270843

                Методические указания для студентов специальности 270843

                  Методические указания для студентов специальности 270843

                  Методические указания для студентов специальности 270843

                  Методические указания для студентов специальности 270843

                  Найти неопределенный интеграл , интегрируя по частям.

                  (5 баллов за каждый пример)

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Критерии оценок:

                    Оценка «3» - не менее 23 баллов;
                    Оценка «4» - от 29 до 33 баллов;
                    Оценка «5» - от 34 до 36 баллов.

                    Инструкция по выполнению практического занятия

                    1. При выполнении первого и второго задания рассмотрите первый пример.

                    2. При выполнении третьего задания рассмотрите второй пример.

                    3. При выполнении четвертого задания рассмотрите третий пример.

                    Порядок выполнения отчёта по практической работе:

                    1. Выполнить задания.

                    2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала (устно).

                    3. Оформить отчёт по практической работе.

                    Образец отчёта по практической работе:

                    Раздел.

                    Тема.

                    Учебная цель.

                    Название практической работы.

                    Решение заданий практической работы.











                    Раздел 2 Элементы математического анализа


                    Тема 2.3 Интеграл и его приложения


                    Практическое занятие № 6. Вычисление различных величин с помощью определённого интеграла

                    Учебная цель:

                    Приобрести умения по вычислению площадей плоских фигур и объемов тел вращения с помощью определённого интеграла.

                    Учебные задачи:

                    1. Рассмотреть примеры на применение определенного интеграла.

                    2. Научиться вычислять площади плоских фигур и объемов тел.

                    Обеспеченность занятия:

                    1. Тетрадь для практических занятий

                    2. Раздаточные материалы (инструкционные карты)

                    3. Таблица интегралов

                    4. Ручка.

                    5. Карандаш простой.

                    6. Чертежные принадлежности: (линейка)

                    7. Калькулятор простой.


                    Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

                    Найдём площадь S криволинейной трапеции, ограниченной кривой Методические указания для студентов специальности 270843, осью Ox и двумя прямыми x=a и x=b, где Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843.

                    Так как дифференциал переменной площади S есть площадь прямоугольника с основанием dx и высотой Методические указания для студентов специальности 270843,т.е. Методические указания для студентов специальности 270843, то интегрируя это равенство в пределах от a до b, получим Методические указания для студентов специальности 270843.

                    Методические указания для студентов специальности 270843Методические указания для студентов специальности 270843


                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Если криволинейная трапеция прилегает к оси Oy так, что Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843, то дифференциал переменной площади S равен Методические указания для студентов специальности 270843, откуда Методические указания для студентов специальности 270843.

                    В том случае, когда криволинейная трапеция, ограниченная кривой Методические указания для студентов специальности 270843, осью Ox и прямым Методические указания для студентов специальности 270843 и Методические указания для студентов специальности 270843, лежит под осью Ox, площадь находится по формуле Методические указания для студентов специальности 270843.

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Если фигура, ограниченная кривой Методические указания для студентов специальности 270843, осью Ox и прямыми Методические указания для студентов специальности 270843и Методические указания для студентов специальности 270843, расположена по обе стороны от оси Ox, то Методические указания для студентов специальности 270843.

                    Пусть, наконец, фигура S ограничена двумя пересекающимися кривыми Методические указания для студентов специальности 270843 и Методические указания для студентов специальности 270843 и прямыми Методические указания для студентов специальности 270843 и Методические указания для студентов специальности 270843 и Методические указания для студентов специальности 270843. Тогда её площадь находится по формуле Методические указания для студентов специальности 270843. Методические указания для студентов специальности 270843


                    Пример. Вычислите площади фигур, ограниченных указанными линиями.

                    1) Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843

                    В данном случае требуется вычислить площадь криволинейной трапеции, ограниченной параболой Методические указания для студентов специальности 270843, прямыми Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843, и Методические указания для студентов специальности 270843. Посмотрим эти линии. Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Ответ: 1,5 кв. ед.

                    2) Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843Методические указания для студентов специальности 270843

                    Ответ: 3,5 кв. ед.

                    3) Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843.

                    Методические указания для студентов специальности 270843-парабола

                    Методические указания для студентов специальности 270843-парабола

                    Методические указания для студентов специальности 270843 Методические указания для студентов специальности 270843 Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843кв. ед.

                    Ответ:Методические указания для студентов специальности 270843кв. ед.

                    4) Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843. Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843-парабола

                    Методические указания для студентов специальности 270843,

                    Методические указания для студентов специальности 270843,

                    (1;2) - вершина параболы

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843-прямая

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Для нахождения точек пересечения решим систему:

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843,

                    Методические указания для студентов специальности 270843,

                    Методические указания для студентов специальности 270843,

                    Методические указания для студентов специальности 270843,

                    Методические указания для студентов специальности 270843,

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843Методические указания для студентов специальности 270843кв. ед.

                    Ответ: 9,5 кв. ед.

                    Объем тела вращения.

                    Рассмотрим кривую, заданную уравнением y = f(x). Предположим, что функция f(x) непрерывна на отрезке [a, b]. Если соответствующую ей криволинейную трапецию с основаниями а и b вращать вокруг оси Ох, то получим так называемое тело вращения. Методические указания для студентов специальности 270843

                    Т.к. каждое сечение тела плоскостью x = const представляет собой круг радиуса Методические указания для студентов специальности 270843, то объем тела вращения может быть легко найден по полученной выше формуле:

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Формулы объемов тел вращения около:

                    оси Ох Методические указания для студентов специальности 270843; оси Оу Методические указания для студентов специальности 270843

                    Пример. Вычислить объем тела, образованного вращением вокруг оси Оx площадки, ограниченной линиями y2 = 4x и y = x.

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Решение. Решив систему находим точки пересечения параболы и прямой: О (0; 0) и А (4; 4). Следовательно, пределы интегрирования a = 0 и b = 4. Объем тела вращения представляет собой разность объемов параболоида, образованного вращением кривой y2 = 4x (V1) и конуса, образованного вращением прямой y = x (V2). Тогда

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    x

                    0

                    y

                    y2 = 4x

                    y = x

                    A

                    x = 4

                    Ответ: Методические указания для студентов специальности 270843 (куб. ед.)

                    Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

                    1. Какова формула вычисления площади криволинейной трапеции, ограниченой кривой Методические указания для студентов специальности 270843, осью Ox и прямые Методические указания для студентов специальности 270843 и Методические указания для студентов специальности 270843?

                    2. Какова формула вычисления полощади криволинейной трапеции, ограниченной кривой Методические указания для студентов специальности 270843, осью Ox и прямыми Методические указания для студентов специальности 270843 и Методические указания для студентов специальности 270843, лежит под осью Ox?

                    3. Какова площадь фигуры ограниченной двумя пересекающимися кривыми Методические указания для студентов специальности 270843 и Методические указания для студентов специальности 270843 и прямыми Методические указания для студентов специальности 270843 и Методические указания для студентов специальности 270843, где Методические указания для студентов специальности 270843 и Методические указания для студентов специальности 270843?

                    4.От чего зависит выбор формулы для нахождения объема тела вращения?

                    Задания для практического занятия:


                    Вариант I

                    Вариант II

                    1. Вычислите площади фигур, ограниченных указанными линиями

                    а)Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843;

                    б) Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843;

                    в) Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843;

                    г) Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843.

                    а) Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843;

                    б) Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843;

                    в) Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843;

                    г) Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843.

                    2. Найти объемы тел вращения, образованных вращением вокруг оси Оx площадей, ограниченных линиями

                    y2 - 4x = 0, x - 2 = 0, x - 4 = 0, y = 0

                    y2 - 6x = 0, x - 2 = 0, x - 6 = 0, y = 0


                    Критерии оценок:

                    На оценку «3» выполнить правильно 3 задания и ответить правильно на 2 вопроса для закрепления;

                    На оценку «4» выполнить правильно 4 задания и ответить правильно на 3 вопроса для закрепления;

                    На оценку «5» выполнить правильно 5 заданий и ответить правильно на все вопросы для закрепления.

                    Инструкция по выполнению практического занятия

                    1. Познакомиться с конспектами лекций и краткой теоретической справкой

                    2. Ответить устно на контрольные вопросы.

                    3. Используя конспекты лекций, решить практические задания.

                    Порядок выполнения отчёта по практической работе:

                    1. Выполнить задания.

                    2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала (устно).

                    3. Оформить отчёт по практической работе.

                    Образец отчёта по практической работе:

                    Раздел.

                    Тема.

                    Учебная цель.

                    Название практической работы.

                    Решение заданий практической работы.





                    Раздел 2 Элементы математического анализа


                    Тема 2.4 Дифференциальные уравнения

                    Практическое занятие №7. Решение дифференциальных уравнений с разделяющими переменными

                    Учебная цель:

                    Приобрести умения по решению дифференциальных уравнений с разделяющими переменными.

                    Учебные задачи:

                    1. Научиться решать дифференциальные уравнения с разделяющими переменными.

                    2. Учить рассуждать и логически мыслить.

                    Обеспеченность занятия:

                    1. Тетрадь для практических занятий

                    2. Раздаточные материалы (инструкционные карты)

                    3. Таблица интегралов

                    4. Ручка.

                    Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

                    Дифференциальным уравнением называется уравнение, связывающее между собой независимую переменную х, искомую функцию у и ее производное или дифференциалы.

                    Символически дифференциальное уравнение записывается так: Методические указания для студентов специальности 270843Методические указания для студентов специальности 270843.

                    Дифференциальное уравнение называется обыкновенным, если искомая функция зависит от одного независимого переменного.

                    Порядком дифференциального уравнения называется порядок старшей производной (или дифференциала), входящей в данное уравнение.

                    Решением (или интегралом) дифференциального уравнения называется такая функция, которая обращает это уравнение в тождество.

                    Общим решением (или общим интегралом) дифференциального уравнения называется такое решение, в которое входит столько независимых произвольных постоянных, каков порядок уравнения. Так, общее решение дифференциального уравнения первого порядка содержит одну произвольную постоянную.

                    Частным решением дифференциального уравнения называется решение, полученное из общего при различных числовых значимых произвольных постоянных. Значения произвольных постоянных находятся при определенных начальных значениях аргумента или функции.

                    График частного решения дифференциального уравнения называется интегральной кривой.

                    Общему решению дифференциального уравнения соответствует совокупность (семейство) всех интегральных кривых.

                    Дифференциальным уравнениям первого порядка называются уравнение, в которое входят производные (или дифференциалы) не выше первого порядка.

                    Дифференциальным уравнением с разделяющимися переменными называются уравнения вида

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Для решения этого уравнения нужно сначала разделить переменные:

                    Методические указания для студентов специальности 270843, а затем проинтегрировать обе части полученного равенства:

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Пример. Найдите общее решение уравнений с разделяющимися переменными.

                    а) Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843Методические указания для студентов специальности 270843;

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    б) Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843


                    Пример. Найдите частные решения дифференциальных уравнений.

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843;

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843 - общее решение уравнения.

                    Найдем частное решение, удовлетворяющее условию Методические указания для студентов специальности 270843.

                    Методические указания для студентов специальности 270843Методические указания для студентов специальности 270843Методические указания для студентов специальности 270843.

                    Подставим найденное значение: Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843,

                    Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843 - решение задачи Коши.

                    Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

                    1. Что называется дифференциальным уравнением?

                    2. Что называется решением дифференциального уравнения?

                    3. Что называется частными решениями дифференциального уравнения?

                    4. Какой вид имеет дифференциальное уравнение с разделяющимися переменными?

                    5. Что нужно сделать для решения дифференциальных уравнений с разделяющимися переменными?

                    Задания для практического занятия:

                    I вариант:

                    II вариант:

                    III вариант:

                    1. Проверить, является ли решением данного дифференциального уравнения указанная функция:

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    2. Решите уравнение с разделяющими переменными

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    3. Найдите частное решение, удовлетворяющее начальному условию

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    у(0)=2

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    у(0)=1

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Критерии оценок:

                    На оценку «3» выполнить правильно 1-2 заданий и ответить правильно на 3-5 вопросов для закрепления;

                    На оценку «4» выполнить правильно 2 задания и ответить правильно на все вопросы для закрепления;

                    На оценку «5» выполнить правильно 3 задания и ответить правильно на все вопросы для закрепления.


                    Инструкция по выполнению практического занятия

                    1. Ответить устно на контрольные вопросы.

                    2. Используя конспекты лекций, решить практические задания.

                    Порядок выполнения отчёта по практической работе:

                    1. Выполнить задания.

                    2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала (устно).

                    3. Оформить отчёт по практической работе.

                    Образец отчёта по практической работе:

                    Раздел.

                    Тема.

                    Учебная цель.

                    Название практической работы.

                    Раздел 2 Элементы математического анализа


                    Тема 2.4 Дифференциальные уравнения

                    Практическое занятие №8. Решение дифференциальных уравнений 2-го порядка.


                    Учебная цель:

                    Приобрести умения по решению дифференциальных уравнений 2-го порядка.


                    Учебные задачи:

                    1. Научиться решать дифференциальные уравнения с разделяющими переменными.

                    2. Учить рассуждать и логически мыслить.


                    Обеспеченность занятия:

                    1. Тетрадь для практических занятий

                    2. Раздаточные материалы (инструкционные карты)

                    3. Таблица интегралов

                    4. Ручка.

                    5. Карандаш простой.

                    6. Чертежные принадлежности: (линейка)

                    7. Калькулятор простой.

                    Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

                    Уравнение, содержащие производные (или дифференциалы) не выше второго порядка, называется дифференцированным уравнением второго порядка. В общем виде уравнение второго порядка записывается следующим образом:

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Общее решение дифференциального уравнения второго порядка содержит две произвольные постоянные.

                    Линейным однородным дифференциальным уравнением второго порядка с постоянными коэффициентами называется уравнение вида

                    Методические указания для студентов специальности 270843 (1)

                    где p и q - постоянные величины.

                    Для отыскания общего решения уравнения (1) заменой Методические указания для студентов специальности 270843 на соответствующие степени Методические указания для студентов специальности 270843причем сама функция Методические указания для студентов специальности 270843заменяется единицей.

                    Тогда общее решение дифференциального уравнения (1) строится в зависимости от корней Методические указания для студентов специальности 270843 и Методические указания для студентов специальности 270843 характеристического уравнения (2). Здесь возможны три случая.

                    I случай. Корни Методические указания для студентов специальности 270843 и Методические указания для студентов специальности 270843- действительны и различные. В этом случае общее решение уравнения (1) имеет вид:

                    Методические указания для студентов специальности 270843 (3)

                    II случай. Корни Методические указания для студентов специальности 270843 и Методические указания для студентов специальности 270843- действительные и равные: Методические указания для студентов специальности 270843 Тогда общее решение уравнение (1) записывается так:

                    Методические указания для студентов специальности 270843 (4)

                    III случай. Корни Методические указания для студентов специальности 270843 и Методические указания для студентов специальности 270843- комплексно-сопряженные: Методические указания для студентов специальности 270843 В этом случае общее решение уравнения (1) записывается следующим образом:

                    Методические указания для студентов специальности 270843 (5)

                    Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

                    1. Какое уравнение называется дифференциальным уравнением второго порядка?

                    2. Какой общий вид уравнения второго порядка?

                    3. Какой общий вид линейного однородного дифференциального уравнения второго порядка с постоянным коэффициентами?

                    Задания для практического занятия:


                    I вариант:

                    II вариант:

                    1. Решите уравнения 2го порядка

                    а) Методические указания для студентов специальности 270843Методические указания для студентов специальности 270843

                    б) Методические указания для студентов специальности 270843Методические указания для студентов специальности 270843

                    а) Методические указания для студентов специальности 270843Методические указания для студентов специальности 270843

                    б) Методические указания для студентов специальности 270843Методические указания для студентов специальности 270843

                    1. Найдите частные решения дифференциальных уравнений

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843


                    Критерии оценок:

                    На оценку «3» выполнить правильно 1-2 заданий и ответить правильно на 1-3 вопросов для закрепления;

                    На оценку «4» выполнить правильно 2 задания и ответить правильно на все вопросы для закрепления;

                    На оценку «5» выполнить правильно 3 задания и ответить правильно на все вопросы для закрепления.


                    Инструкция по выполнению практического занятия

                    1. При выполнении первого задания рассмотреть примеры 1-2.

                    Пример 1. Решить уравнение Методические указания для студентов специальности 270843

                    Характеристическое уравнение: Методические указания для студентов специальности 270843

                    Общее решение: Методические указания для студентов специальности 270843

                    Пример 2. Решить уравнение Методические указания для студентов специальности 270843

                    Характеристическое уравнение: Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Общее решение: Методические указания для студентов специальности 270843


                    1. При выполнении первого задания рассмотреть примеры №3.

                    Пример 3. Найдите частные решения дифференциальных уравнений.

                    Методические указания для студентов специальности 270843при Методические указания для студентов специальности 270843 при Методические указания для студентов специальности 270843.

                    Составим характеристическое уравнение и найдите его корни.

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Так как корни характеристического уравнения действительны и различны, то общее решение данного дифференциального уравнения согласно формуле (3) запишется так:

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Для нахождения искомого частного решения нужно определить значения постоянных С1 и С2. Подставив в общее решение значения Методические указания для студентов специальности 270843 получим:

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Продифференцировав общее решение и подставив в полученное выражение Методические указания для студентов специальности 270843, имеем:

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Таким образом, искомое частное решение имеет вид

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Порядок выполнения отчёта по практической работе:

                    1. Выполнить задания.

                    2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала (устно).

                    3. Оформить отчёт по практической работе.

                    Образец отчёта по практической работе:

                    Раздел.

                    Тема.

                    Учебная цель.

                    Название практической работы.

                    Раздел 3 Линейная алгебра


                    Тема 3.1 Комплексные числа

                    Практическое занятие № 9. Геометрическая интерпретация комплексного числа

                    Учебная цель:

                    Познакомиться с геометрической интерпретацией комплексного числа, научиться находить модуль и аргумент комплексного числа.

                    Учебные задачи:

                    1. Научиться находить модуль и аргумент комплексного числа.

                    2. Научиться показывать комплексные числа на координатной плоскости.

                    Обеспеченность занятия:

                    1. Тетрадь для практических занятий

                    2. Раздаточные материалы (инструкционные карты)

                    3. Таблица интегралов

                    4. Ручка.

                    5. Карандаш простой.

                    6. Чертежные принадлежности: (линейка)

                    Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

                    Рассмотрим на плоскости декартову прямоугольную систему координат хОу. Каждому комплексному числу z=a+bi можно сопоставить точку с координатами (a,b), и наоборот, каждой точке с координатами (c,d) можно сопоставить комплексное число w=c+di.

                    Таким образом, между точками плоскости и множеством комплексных чисел устанавливается взаимно однозначное соответствие. Поэтому комплексные числа можно изображать как точки плоскости. Плоскость, на которой изображают комплексные числа, обычно называют комплексной плоскостью.

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Пример 1: Изобразим на комплексной плоскости числа: z1=2+i, z2=3i, z3=-3+2i, z4=-1-i, z5=-3

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Однако чаще комплексные числа изображают в виде вектора с началом в точке О, а именно, комплексное число z=a+bi изображается радиус-вектором точки с координатами (a,b). В этом случае изображение комплексных чисел из предыдущего примера будет таким:

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Отметим, что изображением суммы двух комплексных чисел Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843является вектор, равный сумме векторов, изображающих числа Методические указания для студентов специальности 270843и Методические указания для студентов специальности 270843. Иными словами, при сложении комплексных чисел складываются и векторы, их изображающие.


                    Пусть комплексное число z=a+bi изображается радиус-вектором. Тогда длина этого вектора называется модулем числа z и обозначается Методические указания для студентов специальности 270843. Из рисунка очевидно, что Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Рис. Модуль и аргумент

                    Угол, образованный радиус-вектором числа z с осью Ox, называется аргументом числа z и обозначается arg z. Аргумент числа определяется не однозначно, а с точностью до числа, кратного Методические указания для студентов специальности 270843. Однако, обычно аргумент указывают в диапазоне от 0 доМетодические указания для студентов специальности 270843 или в диапазоне от Методические указания для студентов специальности 270843до Методические указания для студентов специальности 270843. Кроме того у числа Методические указания для студентов специальности 270843 аргумент не определен.

                    На рис. arg z равен углу Методические указания для студентов специальности 270843. Из того же рисунка очевидно, что Методические указания для студентов специальности 270843

                    С помощью этого соотношения можно находить аргумент комплексного числа:

                    Методические указания для студентов специальности 270843или Методические указания для студентов специальности 270843


                    причем первая формула действует, если изображение числа z находится в первой или четвертой четверти, а вторая, если -- во второй или третьей. Если a=0, то комплексное число изображается вектором на оси Оу и его аргумент равен Методические указания для студентов специальности 270843 или Методические указания для студентов специальности 270843.

                    Пример 2: Найдите модуль и аргумент комплексных чисел: z1=-1+i, z2=4, Методические указания для студентов специальности 270843, z4=5i, z5=-2-3i

                    Решение. Запишем числа со строгим указанием действительной и мнимой части:

                    Методические указания для студентов специальности 270843Методические указания для студентов специальности 270843

                    Тогда находим:

                    Методические указания для студентов специальности 270843Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

                    1. Какое число называется комплексным?

                    2. Что такое мнимая единица?

                    3. Как выглядит комплексное число в алгебраической форме?

                    4. Как изображаются комплексные числа на координатной плоскости?

                    5. Что такое модуль и аргумент комплексного числа?


                    Задания для практического занятия:

                    «3»

                    «4», «5»

                    1 вариант

                    2 вариант

                    1 вариант

                    2 вариант

                    1. Найдите модуль комплексного числа

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    2. Изобразите геометрически сумму двух комплексных чисел

                    2. Что представляет геометрически множество всех комплексных чисел Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843; Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843; Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843Методические указания для студентов специальности 270843

                    3. Найдите аргумент комплексного числа

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843


                    Инструкция по выполнению практического занятия

                    1. Ответить устно на контрольные вопросы.

                    2. Используя конспекты лекций и краткую теоретическую справку, решить практические задания.

                    Порядок выполнения отчёта по практической работе:

                    1. Выполнить задания.

                    2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала (устно).

                    3. Оформить отчёт по практической работе.

                    Образец отчёта по практической работе:

                    Раздел.

                    Тема.

                    Учебная цель.

                    Название практической работы.

                    Раздел 3 Линейная алгебра


                    Тема 3.1 Комплексные числа

                    Практическое занятие № 10. Действия над комплексными числами в тригонометрической и показательной формах.

                    Учебная цель:

                    Приобрести умения по нахождению действий над комплексными числами в тригонометрической и показательной формах.

                    Учебные задачи:

                    1. Научиться находить модуль и аргумент комплексного числа.

                    2. Научиться показывать комплексные числа на координатной плоскости.

                    Обеспеченность занятия:

                    1. Тетрадь для практических занятий

                    2. Раздаточные материалы (инструкционные карты)

                    3. Таблица интегралов

                    4. Ручка.

                    5. Карандаш простой.

                    Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

                    Комплексными числами называются числа вида Методические указания для студентов специальности 270843, где а и b - действительные числа, а число i, определяемое равенством Методические указания для студентов специальности 270843называется мнимой единицей.

                    Комплексные числа вида Методические указания для студентов специальности 270843 и Методические указания для студентов специальности 270843 называются противоположными.

                    Модулем комплексного числа Методические указания для студентов специальности 270843 называется число Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843.

                    Из определения тригонометрических функций следует, что если Методические указания для студентов специальности 270843, то имеют место равенства Методические указания для студентов специальности 270843 (1)

                    Пусть Методические указания для студентов специальности 270843- модуль, а Методические указания для студентов специальности 270843- одно из значений аргумента комплексного числа Методические указания для студентов специальности 270843.

                    Так как из соотношений (1) вытекает, что

                    Методические указания для студентов специальности 270843, то Методические указания для студентов специальности 270843 (2)

                    Таким образом, любое комплексное число Методические указания для студентов специальности 270843 можно записать по формуле (2), где

                    r - модуль, а Методические указания для студентов специальности 270843 - одно из значений аргумента этого числа.

                    Представление комплексного числа в виде Методические указания для студентов специальности 270843, где Методические указания для студентов специальности 270843, называется тригонометрической формой записи комплексного числа.

                    Произведение комплексных чисел

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    находится по формуле Методические указания для студентов специальности 270843, (3)

                    т.е. Методические указания для студентов специальности 270843

                    Частное комплексных чисел Методические указания для студентов специальности 270843находится по формуле Методические указания для студентов специальности 270843, т.е. Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843.

                    Для возведения комплексного числа Методические указания для студентов специальности 270843 в n-ю степень используется формула

                    Методические указания для студентов специальности 270843которая называется формулой Муавра.

                    Для извлечения корня n-й степени из комплексного числа Методические указания для студентов специальности 270843используется формула

                    Методические указания для студентов специальности 270843(4)

                    где Методические указания для студентов специальности 270843-арифметический корень, k=0,1,2,….,n-1.

                    Для комплексных показателей остаются в силе основные правила действия с показателями; например при умножении чисел показатели складываются, при возведении в степень - перемножаются.

                    Показательная функция имеет период, Методические указания для студентов специальности 270843, т.е. Методические указания для студентов специальности 270843.

                    В частности, при Методические указания для студентов специальности 270843 получается соотношение Методические указания для студентов специальности 270843.

                    Тригонометрическую формулу комплексного числа Методические указания для студентов специальности 270843 можно заменить показательной формой:

                    Методические указания для студентов специальности 270843(5)

                    Умножение, деление, возведение в целую положительную степень и извлечения корня целой положительной степени для комплексных чисел, заданных в показательной форме, выполняются по следующим формулам:

                    Методические указания для студентов специальности 270843(6)

                    Методические указания для студентов специальности 270843(7)

                    Методические указания для студентов специальности 270843(8)

                    Методические указания для студентов специальности 270843(9)

                    Представление комплексного числа в виде Методические указания для студентов специальности 270843, где Методические указания для студентов специальности 270843, называется тригонометрической формой записи комплексного числа.

                    Для представления комплексного числа Методические указания для студентов специальности 270843в тригонометрической форме необходимо найти:

                    1) модуль этого числа;

                    2) одно из значений аргумента этого числа.

                    В силу многозначности Методические указания для студентов специальности 270843тригонометрическая форма комплексного числа также неоднозначна.

                    Пример: Найдите произведение.

                    Методические указания для студентов специальности 270843Методические указания для студентов специальности 270843.

                    Пример: Выполнить деление.

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Пример: Возвести в степень.

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Пример: Извлечь корень из комплексного числа Методические указания для студентов специальности 270843

                    Представим число 1 в тригонометрической форме:

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    По формуле (4) находим

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Если Методические указания для студентов специальности 270843, то

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Степень Методические указания для студентов специальности 270843 с комплексным показателем Методические указания для студентов специальности 270843 определяется равенством Методические указания для студентов специальности 270843.

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    В частности, при Методические указания для студентов специальности 270843 получается соотношение

                    Методические указания для студентов специальности 270843(6)

                    которое называются формулой Эйлера.

                    Пример. Представить в тригонометрической форме следующие числа:

                    1. Методические указания для студентов специальности 270843; 2)Методические указания для студентов специальности 270843; 3) Методические указания для студентов специальности 270843; 4) Методические указания для студентов специальности 270843; 5) Методические указания для студентов специальности 270843.

                    Решение.

                    а) Методические указания для студентов специальности 270843

                    Так как вектор, изображающий число 2 лежит на положительной полуоси Ox, то главное значение аргумента Методические указания для студентов специальности 270843, следовательно

                    Методические указания для студентов специальности 270843или

                    Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843Методические указания для студентов специальности 270843.

                    1. Методические указания для студентов специальности 270843

                    Поскольку вектор, изображающий число 6i, лежит на положительной полуоси Oy, главное значение аргумента Методические указания для студентов специальности 270843, поэтому Методические указания для студентов специальности 270843, или

                    Методические указания для студентов специальности 270843, Методические указания для студентов специальности 270843.

                    3) Методические указания для студентов специальности 270843

                    z лежит во 2-й четверти

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Значит

                    Методические указания для студентов специальности 270843или

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    4) Методические указания для студентов специальности 270843

                    z лежит в 4-ой четверти

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843или

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    5) Методические указания для студентов специальности 270843

                    z лежит в 3-ей четверти,

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843или

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Пример. Представить в алгебраической форме числа:

                    1) Методические указания для студентов специальности 270843

                    2) Методические указания для студентов специальности 270843

                    Решение.

                    1) Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    2) Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Тригонометрическую формулу комплексного числа Методические указания для студентов специальности 270843 можно заменить показательной формой:

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Пример. Представить в показательной форме числа:

                    1) Методические указания для студентов специальности 270843 2) Методические указания для студентов специальности 270843

                    Решение.

                    1. Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Согласно формуле Методические указания для студентов специальности 270843 получим Методические указания для студентов специальности 270843

                    1. Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Пример. Найти: 1) Методические указания для студентов специальности 270843; 2)Методические указания для студентов специальности 270843.

                    1. По формуле Методические указания для студентов специальности 270843 получим: Методические указания для студентов специальности 270843

                    2. Методические указания для студентов специальности 270843

                    Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

                    1. Какие числа называются комплексными?

                    2. Что называется модулем комплексного числа?

                    3. Какая формула используется для возведения в степень комплексного числа?

                    4. Какая формула используется для извлечения корня n-й степени из комплексного числа?

                    5. Какая тригонометрическая форма записи комплексного числа?

                    6. Какая показательная форма записи комплексного числа?

                    Задания для практического занятия:


                    Вариант I

                    Вариант II

                    1. Найдите произведение

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    2. Выполните деление

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    3. Возведите в степень

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    4. Извлеките корень

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    Методические указания для студентов специальности 270843

                    5.Представьте в тригонометрической форме комплексные числа:

                    а) Методические указания для студентов специальности 270843 б) Методические указания для студентов специальности 270843 в) Методические указания для студентов специальности 270843

                    а) Методические указания для студентов специальности 270843

                    б) Методические указания для студентов специальности 270843

                    в)Методические указания для студентов специальности 270843

                    6. Представьте в алгебраической форме числа

                    а) Методические указания для студентов специальности 270843

                    б) Методические указания для студентов специальности 270843

                    а) Методические указания для студентов специальности 270843

                    б) Методические указания для студентов специальности 270843

                    7. Найдите

                    а) Методические указания для студентов специальности 270843

                    а) Методические указания для студентов специальности 270843

                    б) Методические указания для студентов специальности 270843

                    б) Методические указания для студентов специальности 270843

                    8. Представьте в показательной форме числа:

                    а) Методические указания для студентов специальности 270843

                    б) Методические указания для студентов специальности 270843

                    а) Методические указания для студентов специальности 270843

                    б) Методические указания для студентов специальности 270843


                    Инструкция по выполнению практического занятия

                    1. Ответить устно на контрольные вопросы.

                    2. Используя конспекты лекций, решить практические задания.

                    Порядок выполнения отчета по практической работе

                    1. Выполнить задание.

                    2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

                    3. Оформить отчет по практической работе.

                    Образец отчета по практической работе

                    Раздел.

                    Тема.

                    Учебная цель.

                    Название практической работы.

                    Решения заданий практической работы.

                    Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.


                    © 2010-2022