- Преподавателю
- Математика
- Элективный курс: Решение уравнений
Элективный курс: Решение уравнений
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Востриков В.В. |
Дата | 24.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В методике преподавания математике есть три ключевых вопроса: что преподавать, как преподавать, зачем преподавать? Главный из них-последний, но именно он долгое время был у нас не самым актуальным. А
для сегодняшних прагматичных российских школьников на первое место выходит вопрос зачем.
Вопрос, зачем что-то изучается в том или ином школьном учебном предме-
те, соотносится в первую очередь с социальным заказом, который делает общество образованию. Если в недавние годы социальный заказ нацеливал
педагогическую общественность на то, что главное в образовании-обуче-
ние, передача информации, то сегодня главное - развитие, формирование
общей культуры человека, способного, в частности, самостоятельно добывать и перерабатывать информацию. Поэтому если раньше учили математике, то сегодня учат и математике, и математикой.
Одной из главных целей обучения этой науке становится теперь интеллектуальное развитие учащихся. Личностная ориентация обучения
позволяет дать простой ответ на роль учебного предмета «математика» в
школьном образовании: «математика для всех и для профессионалов». Но
эта «разная математика» на самом деле - одна и та же, но по-разному представленная разным ученикам, которые имеют разные интересы, устремления и возможности.
Уже давно сформировалась особая «математика вступительных экзаменов,
и обучение этой весьма специфической науке стало главной целью и учени-
ков, и учителей. Однако она зачастую весьма далека как от школьной, так и
от той, которая действительно нужна для обучения в вузе.
Ярким примером может служить решение уравнений, которые системати-
чески встречаются на экзаменах. Решение уравнений -тема очень актуаль-
ная, востребованная, так как связана с жизнью, развивает гибкость мышления, без данной темы невозможно познать современную технику.
Вместе с тем изучению этих тем в школьной программе не уделено достаточного внимания, что показывает анализ образовательной практики.
Часто учащиеся испытают затруднения при решении уравнений.
Возникает противоречие между уровнем изучаемого материала и уровнем предлагаемого материала на вступительных экзаменах. А потому, тема
данного элективного курса связана именно с указанной выше темой
«Решение уравнений».
ЦЕЛЬ ДАННОГО КУРСА:
*Обобщение, углубление и систематизирование знаний учащихся по теме
«Решение уравнений».
*Приобретение практических навыков решения уравнений.
*Познакомиться с некоторыми нестандартными приемами при решении
уравнений.
*Повышение уровня математической подготовки учащихся.
*Развитие логического мышления учащихся.
ЗАДАЧИ ДАННОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА:
*Способствовать формированию познавательного интереса к математике.
*Научить работать со справочной литературой.
*Формирование потребности в дальнейшем изучении математики.
*Подготовить учащихся к ЕГЭ.
*Развитие коммуникативных умений.
*Сформировать умения и навыки при решении уравнений различных видов.
*Сформировать основные теоретические понятия об уравнениях.
Программа элективного курса «Решение уравнений» предназначена учащимся 9-х классов. Кроме того, она может быть использована при
обобщении и систематизации знаний при обучении в 10-11 класса и подго-
товки к ЕГЭ. Программа рассчитана на 16 часов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ 4-Е ОСНОВНЫХ БЛОКА.
БЛОК № 1
ЦЕЛЫЕ АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ.
*Линейные уравнения
*Квадратные уравнения
*Теорема Виета
*Системы и совокупности уравнений.
*Уравнения содержащие переменную под знаком модуля.
*Посторонние корни.
БЛОК №2
ДРОБНЫЕ АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ,Т.Е. УРАВНЕНИЯ,
СОДЕРЖАЩИЕ МНОГОЧЛЕНЫ И АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ДРОБИ.
*Область определения уравнений.
*Рациональные уравнения, приводящиеся с помощью преобразований к линейным и квадратным.
*Разложение на множители.
*Решение уравнений методом введения новой переменной.
*Решение задач с помощью составления уравнений.
БЛОК №3
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ
*Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень.
*Введение новых переменных.
*Посторонние корни.
БЛОК № 4
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ
*Общее понятие.
*Преобразование уравнений, разложение на множители.
*Замена неизвестного.
*Отбор корней в тригонометрическом уравнений.
*Системы тригонометрических уравнений. Запись ответа в системах тригонометрических уравнений.
*Нестандартные тригонометрические уравнения.
*Уравнения, содержащие обратные тригонометрические функции.
Таким образом содержание курса охватывает основные виды решения уравнений.
№
Название темы
Количество
часов
Форма
занятия
1
2
3
4
1
2.
3.
4.
Блок № 1
Введение. Систематизация теоретических знаний об
уравнениях.
Системы и совокупности уравнений.
Уравнение, содержащие переменную под знаком модуля.
Уравнение с параметрами.
1
1
1
1
Собеседование
Защита личных версий
Лекция
Урок- диалог
1.
2.
3.
Блок № 2
Основные методы решения рациональных уравнений.
*Разложение на множители.
*Замена переменных.
Графическое исследование уравнений.
Решение задач с помощью составления уравнений.
1
1
1
1
Семинар
Защита личных версий
Урок-диалог
Практикум
1.
2.
3
Блок № 3
Систематизация знаний по теме: «Иррациональные уравнения».
Метод введения новых переменных.
Посторонние корни.
1
1
1
Практикум
Защита личных версий
Собеседование
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА.
1.
2.
3.
4.
5.
Блок № 4.
Тригонометрические уравнения. Общие положения.
Системы тригонометрических уравнений.
Нестандартные тригонометрические уравнения.
Обзорная контрольная работа.
Обобщённый урок.
1
1
1
1
1
Защита личных версий
Практикум
Семинар
Зачёт
Урок-презентация
Всего
16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1.Галицкий, М. Л. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: учебное пособие для учащихся школ и классов углубленным изучением математики/
М. Л. Галицкий, А.М.Гольдман.-М.: Просвещение, 1999.-271с.
2.Крамор, В. С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа / В.С. Крамор. -М.: Просвещение, 1990.-416с.
3.Шабунин,М.И. Математика для поступающих в вузы: пособие /
М.И.Шабунин. -М.: Бином, 2003-695с.
4.Шарыгин,И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач.: учебное пособие для учащихся / И.Ф. Шарыгин.- М.: Просвещение, 1991-
383с.
5.Шарыгин,И.Ф. Математика для поступающих в вузы.: учебное пособие /
И.Ф.Шарыгин.-М., 1995-416с.
«Решение уравнений» учителя математики и
физики
Программа элективного курса по математике в рамках
предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов
«Решение уравнений».
Выполнил: учитель математики и
физики
Востриков В. В.
Долгоруково 2009