- Преподавателю
- Математика
- Урок Неоднородные дифференциальные уравнения
Урок Неоднородные дифференциальные уравнения
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Яковлева А.Ф. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дифференциальные уравнения: тема «Неоднородные дифференциальные уравнения»
Данное занятие проводится для студентов 2 курса, Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина.
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Цель занятия: Познакомить студентов с новым типом дифференциальных уравнений и научить основным принципам их решения.
Задачи урока:
-
образовательные: ознакомиться с понятием неоднородного дифференциального уравнения, узнать алгоритм решения данного уравнения, научиться решать уравнения нового типа;
-
воспитательные: воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов, стремление к творческой деятельности;
-
развивающие: развивать коммуникативные навыки во время практической работы; организовывать собственную деятельность.
Оборудование:
-
Тетрадь
-
Учебник
-
Задачник
Литература:
-
Беляева Н.А.. Дифференциальные уравнения: Учебное пособие, Сыктывкар, 2011
-
Филиппов А.Ф.. Сборник задач по дифференциальным уравнениям 176 стр. Ижевск: "РХД", 2000
Ход занятия
Этапы занятия, методы, средства, приемы
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
Организационный момент
(3 мин)
Здравствуйте! Я рада Вас видеть, присаживайтесь.
Давайте отметим отсутствующих.
Приветствуют преподавателя.
Староста говорит кто отстуствует.
Психологический настрой и педагогические установки на организацию работы на уроке (2 мин)
На прошлом занятии мы с вами закончили изучение большой главы «Однородные дифференциальные уравнения». Сегодня мы с Вами познакомимся с новым типом дифференциальных уравнений. Материал не представляет особых сложностей, главное, уметь уверенно интегрировать и дифференцировать.
Слушают учителя.
Вызов. Работа по методу ЗХУ.(5 мин)
Тема нашего занятия: Неоднородные дифференциальные уравнения
Сделайте, пожалуйста, табличку в тетради, состоящую из 3ех колонок: 1ая колонка - Знаю, 2ая колонка - Хочу узнать, 3я колонка - Узнал. И подумайте, что могут означать эти 3 слова, какие представления они у вас вызывают. Заполните первые 2 столбика, а 3ий столбик вы заполните по окончании занятия.
-Заполнили? Хорошо, давайте обсудим, что вы уже знаете и что хотели бы узнать по этой теме.
- Вот видите, оказывается, с этими понятиями вы ещё почти и не сталкивались. Так что сегодня мы все вместе пополним ваш багаж знаний.
Учащиеся заполняют таблицу.
Знаю: думаю что неоднородные, значит представляют собой неоднородную функцию
Хочу узнать:
Что это за уравнения, научиться их решать
Сообщение темы и цели урока (2 мин)
Итак, запишите название темы «Неоднородные дифференциальные уравнения». Умение решать такие уравнения очень важно для математиков, т.к. именно такие типы уравнений обычно описывают какие- либо физические и природные явления.
Записывают тему занятия.
Объяснение нового материала (30мин)
Определение линейного уравнения первого порядка
Дифференциальное уравнение вида
y′+a(x)y=f(x),
где a(x) и f(x) − непрерывные функции x, называтся линейным неоднородным дифференциальным уравнением первого порядка. Мы рассмотрим два метода решения указанных уравнений:
-
Использование интегрирующего множителя;
-
Метод вариации постоянной.
Использование интегрирующего множителя
Если линейное дифференциальное уравнение записано в стандартной форме:
y′+a(x)y=f(x),
то интегрирующий множитель определяется формулой:
u(x)=exp(∫a(x)dx).
Умножение левой части уравнения на интегрирующий множитель u(x) преобразует ее в производную произведения y(x)u(x).
Общее решение диффференциального уравнения выражается в виде:
y=∫u(x)f(x)dx+Cu(x),
где C − произвольная постоянная.
Метод вариации постоянной
Данный метод аналогичен предыдущему подходу. Сначала необходимо найти общее решение однородного уравнения:
y′+a(x)y=0.
Общее решение однородного уравнения содержит постоянную интегрирования C. Далее мы заменяем константу C на некоторую (пока еще неизвестную) функцию C(x). Подставляя это решение в неоднородное дифференциальное уравнение, можно определить функцию C(x).
Описанный алгоритм называется методом вариации постоянной. Разумеется, оба метода приводят к одинаковому результату.
Задача Коши
Если, кроме дифференциального уравнения, задано также начальное условие в форме y(x0)=y0, то такая задача называется задачей Коши.
Решение задачи Коши не содержит произвольной константы C. Ее конкретное числовое значение определяется подстановкой общего решения уравнения в заданное начальное условие y(x0)=y0.
Вслед за учителем пишут конспект
Закрепление изученного материала с помощью задачника (30мин)
Рассмотрим пример решения таких уравнений:
Решить уравнение y′−y−xex=0.
Пр.1. Запишем данное уравнение в стандартной форме: y′−y=xex. Будем решать это уравнение, используя интегрирующий множитель:
u(x)=e∫(−1)dx=e−∫dx=e−x.
Тогда общее решение линейного дифференциального уравнения определяется выражением:
y(x)=∫u(x)f(x)dx+Cu(x)=∫e−xxexdx+Ce−x=∫xdx+Ce−x=ex(x22+C).
Пр.2:
Решить дифференциальное уравнение xy′=y+2x3.
Будем решать данную задачу методом вариации постоянной. Сначала найдем общее решение однородного уравнения:
xy′=y,
которое решается разделением переменных:
xdydx=y,⇒dyy=dxx,⇒∫dyy=∫dxx,⇒ln|y|=ln|x|+lnC,⇒y=Cx.
где C − произвольное положительное число.
Теперь заменим константу C на некоторую (пока неизвестную) функцию C(x) и далее будем искать решение исходного неоднородного уравнения в виде:
y=C(x)x.
Производная равна
y′=[C(x)x]′=C′(x)x+C(x).
Подставляя это в дифференциальное уравнение, получаем:
x[C′(x)x+C(x)]=C(x)x+2x3,⇒C′(x)x2+C(x)x=C(x)x+2x3,⇒C′(x)=2x.
Интегрируя, находим функцию C(x):
C(x)=∫2xdx=x2+C1,
где C1 − произвольное действительное число.
Таким образом, общее решение заданного уравнения записывается в виде:
y=C(x)x=(x2+C1)x=x3+C1x.
Давайте попробуем самостоятельно порешать уравнения такого типа, Открываем задачник на стр.56 и выполняем задания: № 431, № 432, № 433, № 434.
Решили?
Работают с учителем. Потом решают самостоятельно с последующим разбором у доски
Выводы, рефлексия, оценивание. Подведение итогов (10мин.).
Наше занятие подходит к концу, давайте подведем итог!
Заполните пожалуйста 3 колонку таблички которую мы заполняли в начале пары! Чему вы сегодня научились, что нового узнали? Через пару минут зачитаем ваши записи.
Заполняют табличку :
Познакомились с новым типом дифференциальных уравнений, изучили методы их решения.
Домашнее задание
(6 мин)
Стр. 56 задачника №436,455,440.
Посмотрите на задачи и задайте вопросы если что то не понятно.
Задают вопросы.
Организационный конец занятия
(2 мин)
На этом наше занятие окончено! Спасибо за работу!
Прощаются с учителем.
Записи студента.
-
В тетради имеются записи алгоритма решения уравнения нового типа.
-
Записи примеров решения уравнений
Литература:
-
Беляева Н.А.. Дифференциальные уравнения: Учебное пособие, Сыктывкар, 2011
-
Филиппов А.Ф.. Сборник задач по дифференциальным уравнениям 176 стр. Ижевск: "РХД", 2000