Деятельность преподавателя на уроке

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деятельность преподавателя на уроке




ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЕВЕРО - КАВКАЗСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Деятельность преподавателя на уроке.


Преподаватель }}{математики ГАПОУ «СКАТК»

Дзигасова Роза }Романовна





г.Ардон 2014год




Деятельность преподавателя на уроке.

Урок - клеточка педагогического процесса.

В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.

Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

Скаткин

Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Есть и у В. А. Сухомлинского известная цитата: "Урок - это зеркало общей и педагогической культуры преподавателя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции". Естественно, тщательная подготовка - необхо­димое условие для проведения урока. Ведь, все самое важное для обучающихся совершается на уроке. Деятельность преподавателя на уроке можно представить в виде алгоритма последовательных действий:

- постановка цели урока;

- отбор содержания;

- определение методов и средств обучения;

- формирование качеств личности обучающегося, учет особенностей личности;

- группа личностей составляет коллектив группы, учет особенностей коллектива;

- получение результатов деятельности преподавателя на уроке.

Но этого мало: необходима твор­ческая реализация намеченного плана в группе. Из всего многообра­зия вопросов, связанных с деятельностью преподавателя на уроке, остановлюсь только на главном: каковы функции преподавателя на уроке и как он эти функции должен выполнять?
Преподаватель, прежде всего воспитатель. Поэтому надо обратить особое внимание на воспитательную функцию его на уроке. Воспита­ние - сложный, если не сказать сложнейший, процесс, происходя­щий в ходе обучения. Воспитать обучающегося невозможно путем словес­ных объяснений того, «что такое хорошо и что такое плохо», путем нудных нотаций и наставлений. Воспитывающее воздействие на него, в первую очередь оказывает личность преподавателя. Его образован­ность, манеры поведения, заинтересованное отношение к делу, доб­рожелательное отношение к обучающимся, искренность во взаимоотно­шениях с обучающимися. Умение владеть собой, понять обучающегося, строгая доброта, одеж­да.
Не меньшее значение для воспитания обучающихся имеет умение преподавателя находить в содержании учебного материала такие элементы, которые будет ненавязчиво, исподволь воспитывать обучающихся.

Сильное воспитательное воздействие на обучающихся оказывают ме­тоды и организационные формы обучения. Учебный процесс для них является процессом познания и должен протекать по законам познания. То обстоятельство, что этот процесс познания организует­ся преподавателя и проходит под его руководством в специально создан­ных для этого условиях, не меняет его сущности. Обучающийся в процессе своей учебной деятельности в своеобразной форме и в сокращенные сроки под руководством преподавателя повторяет для себя исторический процесс познания. Задача преподавателя сводится к такой организации учеб­ной деятельности обучающихся, которая обеспечила бы максимальное развивающее и воспитывающее действие.

Учитывая большую роль чувственного восприятия в формирова­нии понятий, в преодолении формализма в знаниях обучающихся, необ­ходимо большое внимание на уроках уделять правильному осуществ­лению принципа наглядности. Большой эффект в обучении дает живое слово преподавателя в сочетании с наглядностью.

Помня слова К.Ф. Гаусса о том, что «математика - наука для глаз, а не для ушей».

Я, как преподаватель математики, считаю, что обучение математике должно быть ориентировано не столько на собственно математическое образование, сколько на формирование личности с помощью математики. Мои ученики с интересом выполняют задания, когда им предлагается исправить преднамеренно сделанные ошибки в решении или решая любую задачу на уроке по геометрии, стараюсь показать чертеж к задаче на примере классной комнаты или на примерах окружающей обстановки, а затем прошу, чтобы изобразили, увиденное в своих тетрадях, это очень- очень интересно нашим студентам, а затем все вместе решаем задачу.
В процессе теоретического объяснения учебного материала исклю­чительное значение имеет продуманная логика изложения и доказа­тельность выдвигаемых положений. Ничто так не вредит развитию и формированию гражданина и человека, как догматизм в обучении. Наука, а вслед за ней и обучение не признают догматов. Наука требу­ет доказательств, а обучение - доступных для обучающихся доказательств. Поэтому необходимо уделить много внимания поиску, доступных для обучающихся, доказательств истинности излагаемого материала.
Обучение невозможно без строгой дисциплины. Вопрос дисцип­лины на уроке - один из первых вопросов, с которым сталкивается преподаватель, входя в группу. Решение этого вопроса в основном зависит от того, сумеет ли преподаватель заинтересовать обучающихся своим предметом, сумеет ли найти верный тон в обращении с обучающимися.
Для установления хорошей рабочей дисциплины необходимо глу­бокое знание предмета, умение четко и интересно его преподнести, заинтересованность в успехах обучающихся, искренность поведения преподавателя в классе и его умение отличить детскую непоседливость от безо­бидной шалости, а безобидную шалость от дурного намерения не­дисциплинированного обучающегося. Отличить и найти соответствующую меру пресечения. На уроке нельзя быть как ни чрезмерно строгим, так и ни чрезмерно мягким. И то и другое противопоказано. Иногда достаточно, только дольше обычного, задержать свой взгляд на обучающемся, нарушившем дисциплину. А иногда следует назвать его по имени или, что строже, по фамилии.
Никогда, ни при каких обстоятельствах не следует выражать свое неудовольствие работой обучающегося или его поведением в обидной для него форме. Хороший преподаватель, нашедший деловой контакт с группой, не предпринимает видимых мер для поддержки дисциплины. Все обучающиеся и сам преподаватель на уроке работают так, что у обучающихся нет ни желания, ни времени отвлечься от этой работы.
Дидактика давно показала, что скука на уроках - злейший враг учения. Теоретически все это признают, а вот на практике на уроках часто царит скука и равнодушие. Это типичные пережитки того этапа развития школы, когда безраздельно господствовала идея, что ко­рень учения горек, а плоды его сладки. Но вся беда в том, что из горького корня учения не вырастают и сладкие плоды: знания, не подкрепленные и не согретые положительными эмоциями, оставля­ют человека холодным и равнодушным, не задевают за живое, быст­ро улетучиваются. Более того, если учение сопровождается отрица­тельными эмоциями, то у обучающихся может на всю жизнь возникнуть отвращение к учению, знаниям, науке, к самым светлым и прогрес­сивным идеям. А это уже очень опасно.
Ч. Дарвин в своей автобиографии вспоминал: «В течение второго года моего пребывания в Эдинбурге я посещал лекции профессора Джемсона по геологии и зоологии, но они были неимоверно скучны. Единственным результатом того впечатления, которое они произве­ли на меня, было решение никогда, пока я буду жив, не читать книг по геологии и вообще не заниматься этой наукой».
Впоследствии, когда Дарвину представилась возможность посе­щать интересные публичные лекции по геологии, он не ходил на них потому, что его, как он пишет, «тошнило от эдинбургских лекций».

Проработав 33года по специальности, я поняла, что эмоциональная окраска урока невозможна без специальной под­готовки преподавателя к уроку. Урок можно дать, можно провести, но луч­ше исполнить, как исполняет свою роль артист на сцене! В работе преподавателя на уроке сливаются воедино знания предмета, профессио­нальное мастерство и искусство, социологии, психологии, педагогики. Преподаватель должен обладать ещё и высокими актёрскими способностями. Работая по одной методике, невозможно добиться успеха, воспитать творческую личность. А положительная мотивация при изучении того или иного предмета - это залог успеха в его изучении. Большое значение для успешной работы на уроке имеет умение видеть всю группу и отдельных обучающихся. Преподаватель должен уметь подме­чать самые незначительные изменения в группе и вовремя принимать необходимые меры. При этом очень важно отметить успехи обучающихся. Успех хорошо успевающего обучающегося надо отметить спокойно и сдер­жанно, а успех слабоуспевающего обучающегося следует отметить громко, с известной долей преувеличения. И в том и в другом случае одобре­ние преподавателя является хорошим стимулом для обучающихся.
Для того чтобы быстрее и в совершенстве овладеть педагогическим мастерством, следует взять за правило тщательно продумывать каждый проведенный урок. При этом важно отметить и свои удачи, и свои промахи, найти истоки и тех и других, выяснить, были ли они «запрограммированы» на стадии подготовки к уроку или явились результатом работы непосредственно на уроке.
При анализе урока опасно и самобичевание, и самолюбование. Необходимо спокойно восстановить в памяти ход урока и отметить в плане свои наиболее существенные выводы о его качестве.
Анализ урока должен опираться на хорошее знание задач, содер­жания и методики учебного предмета, на знания по теории воспита­ния и обучения, психологии. Чтобы правильно проанализировать и оценить отдельно взятый урок, надо выявить его место в системе всех уроков по теме: на какое ранее усвоенное содержание он опира­ется, как развивает это содержание, что нового добавляет, как тем самым готовит почву для сознательного усвоения содержания после­дующих уроков. Такое рассмотрение урока в целостной системе по­зволит оценить, правильно ли определена цель данного конкретного урока.
Правильная постановка общей цели урока и вытекающих из нее конкретных задач - одно из важнейших условий эффективности урока. Например: Цели урока по теме «Логарифмы и их свойства».

Образовательная:

  • знать и уметь записывать определение логарифма, основного логарифмического тождества;

  • уметь применять определение логарифма и основное логарифмическое тождество при решении упражнений;

  • научиться различать свойства логарифмов по их записи;

  • научиться применять свойства логарифмов при решении заданий;

  • закрепить вычислительные навыки;

  • продолжить работу над математической речью.

  • формировать навыки самостоятельной работы, работы с учебником, навыки самостоятельного добывания знаний;

  • формировать самостоятельность мышления, мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, аналогия;

  • показать обучающимся роль систематической работы по углублению и повышению прочности знаний, по культуре выполнения заданий;

Воспитательная:

  • - воспитывать стремление к достижению цели, умение доводить дело до конца;

  • - воспитывать личную ответственность за порученное дело, добросовестное выполнение своих обязанностей;

  • - воспитывать дисциплинированность, организованность, общественную активность;

  • формировать культурные потребности;

Развивающие:

  • - развивать умственные силы и познавательные способности обучающихся;

  • - развивать потребность в образовании, самообразовании, постоянном пополнении своих знаний, расширении общего кругозора; развивать творческое мышление.

Анализируя урок, надо выявить, как понимает преподаватель цель урока. Сегодня она не должна ограничиваться только сообщением суммы знаний и привитием навыков. Урок призван решать также важные задачи воспитания и развития личности. Вытекающие отсюда конк­ретные задачи урока должны быть хорошо осознаны преподавателем, на­правлять его действия.
Далее анализ должен установить, достигнуты ли намеченные цель и задачи урока: какие знания приобрели обучающиеся, каково качество этих знаний, какими умениями и навыками они овладели или начали овладевать. Трудно, а порой и вовсе невозможно установить, сдвиги в воспитании и развитии детей на отдельном уроке - обычно они сказываются в дальнейшем, в результате проведения целой сис­темы уроков. Но, анализируя ход урока, его этапы, надо обратить внимание на те действия, которые предпринимал преподаватель для осуществления намеченных задач воспитания и всестороннего развития, какие учебно-воспитательные ситуации он создавал для этого на уро­ке, насколько удачно это делал.
Какое место отвел преподаватель проверке выполнения домашнего зада­ния и как организовал эту едва ли не самую сложную часть урока?
«Большой бедой многих уроков... - писал В.А. Сухомлинский, - является расточительство времени на первом этапе урока - во время проверки домашнего задания». Как раз здесь больше всего игнорирует­ся целенаправленность урока: преподаватель опрашивает в течение 15-20 ми­нут трех-четырех учеников, ставит им оценки, класс же в это время ничего не делает... С напряжением ожидает группа, кого вызовет преподаватель после того, как предыдущий обучающийся ответил. Но вот преподаватель назвал фамилию вызванного, группа облегченно вздохнула, все стали заниматься своими делами».
Было ли такое расточительство времени на анализируемом уроке? Если нет, то, как преподавателю удалось этого избежать?
Какие учебные ситуации создал преподаватель на уроке, чтобы мобили­зовать внимание обучающихся и подготовить их к восприятию нового учеб­ного материала? Удалось ли вызвать интерес к теме, желание решить проблему, узнать новое, неизвестное?
При анализе урока надо установить, какие и как даны домашние задания.
Очень важно правильно оценить и сам характер домашних зада­ний. Насколько они способствуют развитию, углублению знаний, со­вершенствованию умения учиться. Подготовляют к сознательному ус­воению материала последующих уроков, ориентируют наблюде­нию над предметами и явлениями природы и труда. Стимулируют развитие многогранных духовных потребностей, учитывают особен­ности и возможности слабых и сильных обучающихся и т. д.
Подобный анализ урока позволяет выявить все его сильные и сла­бые стороны и сделать практические выводы для совершенствования последующих уроков.
Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализи­ровать свой труд, писал В. А. Сухомлинский.

В завершении хочу предложить вам красивую притчу.

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», - сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».

Сегодня, я говорила о деятельности преподавателя на уроке. Деятельность - это семена знаний, а знания, полученные нашими обучающимися, и есть сладкие спелые фрукты, если мы настоящие садовники - преподаватели, то мы выращиваем знания у обучающихся и повышаем их качество - урожайность и спелость, следим, чтобы они благодаря нашей деятельности на уроке, не были кислыми и червивыми.

«Величайшее добро, какое ты можешь сделать для другого,- это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства». (Бенджамин Дизраэли)






























.






Деятельность преподавателя на урокеДеятельность преподавателя на уроке


Деятельность преподавателя на урокеДеятельность преподавателя на уроке


Деятельность преподавателя на урокеДеятельность преподавателя на уроке


Деятельность преподавателя на урокеДеятельность преподавателя на уроке




Приложение 5




















© 2010-2022