- Преподавателю
- Математика
- Деятельность преподавателя на уроке
Деятельность преподавателя на уроке
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дзигасова Р.Р. |
Дата | 22.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Деятельность преподавателя на уроке.
Преподаватель }}{математики ГАПОУ «СКАТК» Дзигасова Роза }Романовна
г.Ардон 2014год
|
|
Деятельность преподавателя на уроке.
Урок - клеточка педагогического процесса.
В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.
Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Скаткин
Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Есть и у В. А. Сухомлинского известная цитата: "Урок - это зеркало общей и педагогической культуры преподавателя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции". Естественно, тщательная подготовка - необходимое условие для проведения урока. Ведь, все самое важное для обучающихся совершается на уроке. Деятельность преподавателя на уроке можно представить в виде алгоритма последовательных действий:
- постановка цели урока;
- отбор содержания;
- определение методов и средств обучения;
- формирование качеств личности обучающегося, учет особенностей личности;
- группа личностей составляет коллектив группы, учет особенностей коллектива;
- получение результатов деятельности преподавателя на уроке.
Но этого мало: необходима творческая реализация намеченного плана в группе. Из всего многообразия вопросов, связанных с деятельностью преподавателя на уроке, остановлюсь только на главном: каковы функции преподавателя на уроке и как он эти функции должен выполнять?
Преподаватель, прежде всего воспитатель. Поэтому надо обратить особое внимание на воспитательную функцию его на уроке. Воспитание - сложный, если не сказать сложнейший, процесс, происходящий в ходе обучения. Воспитать обучающегося невозможно путем словесных объяснений того, «что такое хорошо и что такое плохо», путем нудных нотаций и наставлений. Воспитывающее воздействие на него, в первую очередь оказывает личность преподавателя. Его образованность, манеры поведения, заинтересованное отношение к делу, доброжелательное отношение к обучающимся, искренность во взаимоотношениях с обучающимися. Умение владеть собой, понять обучающегося, строгая доброта, одежда.
Не меньшее значение для воспитания обучающихся имеет умение преподавателя находить в содержании учебного материала такие элементы, которые будет ненавязчиво, исподволь воспитывать обучающихся.
Сильное воспитательное воздействие на обучающихся оказывают методы и организационные формы обучения. Учебный процесс для них является процессом познания и должен протекать по законам познания. То обстоятельство, что этот процесс познания организуется преподавателя и проходит под его руководством в специально созданных для этого условиях, не меняет его сущности. Обучающийся в процессе своей учебной деятельности в своеобразной форме и в сокращенные сроки под руководством преподавателя повторяет для себя исторический процесс познания. Задача преподавателя сводится к такой организации учебной деятельности обучающихся, которая обеспечила бы максимальное развивающее и воспитывающее действие.
Учитывая большую роль чувственного восприятия в формировании понятий, в преодолении формализма в знаниях обучающихся, необходимо большое внимание на уроках уделять правильному осуществлению принципа наглядности. Большой эффект в обучении дает живое слово преподавателя в сочетании с наглядностью.
Помня слова К.Ф. Гаусса о том, что «математика - наука для глаз, а не для ушей».
Я, как преподаватель математики, считаю, что обучение математике должно быть ориентировано не столько на собственно математическое образование, сколько на формирование личности с помощью математики. Мои ученики с интересом выполняют задания, когда им предлагается исправить преднамеренно сделанные ошибки в решении или решая любую задачу на уроке по геометрии, стараюсь показать чертеж к задаче на примере классной комнаты или на примерах окружающей обстановки, а затем прошу, чтобы изобразили, увиденное в своих тетрадях, это очень- очень интересно нашим студентам, а затем все вместе решаем задачу.
В процессе теоретического объяснения учебного материала исключительное значение имеет продуманная логика изложения и доказательность выдвигаемых положений. Ничто так не вредит развитию и формированию гражданина и человека, как догматизм в обучении. Наука, а вслед за ней и обучение не признают догматов. Наука требует доказательств, а обучение - доступных для обучающихся доказательств. Поэтому необходимо уделить много внимания поиску, доступных для обучающихся, доказательств истинности излагаемого материала.
Обучение невозможно без строгой дисциплины. Вопрос дисциплины на уроке - один из первых вопросов, с которым сталкивается преподаватель, входя в группу. Решение этого вопроса в основном зависит от того, сумеет ли преподаватель заинтересовать обучающихся своим предметом, сумеет ли найти верный тон в обращении с обучающимися.
Для установления хорошей рабочей дисциплины необходимо глубокое знание предмета, умение четко и интересно его преподнести, заинтересованность в успехах обучающихся, искренность поведения преподавателя в классе и его умение отличить детскую непоседливость от безобидной шалости, а безобидную шалость от дурного намерения недисциплинированного обучающегося. Отличить и найти соответствующую меру пресечения. На уроке нельзя быть как ни чрезмерно строгим, так и ни чрезмерно мягким. И то и другое противопоказано. Иногда достаточно, только дольше обычного, задержать свой взгляд на обучающемся, нарушившем дисциплину. А иногда следует назвать его по имени или, что строже, по фамилии.
Никогда, ни при каких обстоятельствах не следует выражать свое неудовольствие работой обучающегося или его поведением в обидной для него форме. Хороший преподаватель, нашедший деловой контакт с группой, не предпринимает видимых мер для поддержки дисциплины. Все обучающиеся и сам преподаватель на уроке работают так, что у обучающихся нет ни желания, ни времени отвлечься от этой работы.
Дидактика давно показала, что скука на уроках - злейший враг учения. Теоретически все это признают, а вот на практике на уроках часто царит скука и равнодушие. Это типичные пережитки того этапа развития школы, когда безраздельно господствовала идея, что корень учения горек, а плоды его сладки. Но вся беда в том, что из горького корня учения не вырастают и сладкие плоды: знания, не подкрепленные и не согретые положительными эмоциями, оставляют человека холодным и равнодушным, не задевают за живое, быстро улетучиваются. Более того, если учение сопровождается отрицательными эмоциями, то у обучающихся может на всю жизнь возникнуть отвращение к учению, знаниям, науке, к самым светлым и прогрессивным идеям. А это уже очень опасно.
Ч. Дарвин в своей автобиографии вспоминал: «В течение второго года моего пребывания в Эдинбурге я посещал лекции профессора Джемсона по геологии и зоологии, но они были неимоверно скучны. Единственным результатом того впечатления, которое они произвели на меня, было решение никогда, пока я буду жив, не читать книг по геологии и вообще не заниматься этой наукой».
Впоследствии, когда Дарвину представилась возможность посещать интересные публичные лекции по геологии, он не ходил на них потому, что его, как он пишет, «тошнило от эдинбургских лекций».
Проработав 33года по специальности, я поняла, что эмоциональная окраска урока невозможна без специальной подготовки преподавателя к уроку. Урок можно дать, можно провести, но лучше исполнить, как исполняет свою роль артист на сцене! В работе преподавателя на уроке сливаются воедино знания предмета, профессиональное мастерство и искусство, социологии, психологии, педагогики. Преподаватель должен обладать ещё и высокими актёрскими способностями. Работая по одной методике, невозможно добиться успеха, воспитать творческую личность. А положительная мотивация при изучении того или иного предмета - это залог успеха в его изучении. Большое значение для успешной работы на уроке имеет умение видеть всю группу и отдельных обучающихся. Преподаватель должен уметь подмечать самые незначительные изменения в группе и вовремя принимать необходимые меры. При этом очень важно отметить успехи обучающихся. Успех хорошо успевающего обучающегося надо отметить спокойно и сдержанно, а успех слабоуспевающего обучающегося следует отметить громко, с известной долей преувеличения. И в том и в другом случае одобрение преподавателя является хорошим стимулом для обучающихся.
Для того чтобы быстрее и в совершенстве овладеть педагогическим мастерством, следует взять за правило тщательно продумывать каждый проведенный урок. При этом важно отметить и свои удачи, и свои промахи, найти истоки и тех и других, выяснить, были ли они «запрограммированы» на стадии подготовки к уроку или явились результатом работы непосредственно на уроке.
При анализе урока опасно и самобичевание, и самолюбование. Необходимо спокойно восстановить в памяти ход урока и отметить в плане свои наиболее существенные выводы о его качестве.
Анализ урока должен опираться на хорошее знание задач, содержания и методики учебного предмета, на знания по теории воспитания и обучения, психологии. Чтобы правильно проанализировать и оценить отдельно взятый урок, надо выявить его место в системе всех уроков по теме: на какое ранее усвоенное содержание он опирается, как развивает это содержание, что нового добавляет, как тем самым готовит почву для сознательного усвоения содержания последующих уроков. Такое рассмотрение урока в целостной системе позволит оценить, правильно ли определена цель данного конкретного урока.
Правильная постановка общей цели урока и вытекающих из нее конкретных задач - одно из важнейших условий эффективности урока. Например: Цели урока по теме «Логарифмы и их свойства».
Образовательная:
-
знать и уметь записывать определение логарифма, основного логарифмического тождества;
-
уметь применять определение логарифма и основное логарифмическое тождество при решении упражнений;
-
научиться различать свойства логарифмов по их записи;
-
научиться применять свойства логарифмов при решении заданий;
-
закрепить вычислительные навыки;
-
продолжить работу над математической речью.
-
формировать навыки самостоятельной работы, работы с учебником, навыки самостоятельного добывания знаний;
-
формировать самостоятельность мышления, мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, аналогия;
-
показать обучающимся роль систематической работы по углублению и повышению прочности знаний, по культуре выполнения заданий;
Воспитательная:
-
- воспитывать стремление к достижению цели, умение доводить дело до конца;
-
- воспитывать личную ответственность за порученное дело, добросовестное выполнение своих обязанностей;
-
- воспитывать дисциплинированность, организованность, общественную активность;
-
формировать культурные потребности;
Развивающие:
-
- развивать умственные силы и познавательные способности обучающихся;
-
- развивать потребность в образовании, самообразовании, постоянном пополнении своих знаний, расширении общего кругозора; развивать творческое мышление.
Анализируя урок, надо выявить, как понимает преподаватель цель урока. Сегодня она не должна ограничиваться только сообщением суммы знаний и привитием навыков. Урок призван решать также важные задачи воспитания и развития личности. Вытекающие отсюда конкретные задачи урока должны быть хорошо осознаны преподавателем, направлять его действия.
Далее анализ должен установить, достигнуты ли намеченные цель и задачи урока: какие знания приобрели обучающиеся, каково качество этих знаний, какими умениями и навыками они овладели или начали овладевать. Трудно, а порой и вовсе невозможно установить, сдвиги в воспитании и развитии детей на отдельном уроке - обычно они сказываются в дальнейшем, в результате проведения целой системы уроков. Но, анализируя ход урока, его этапы, надо обратить внимание на те действия, которые предпринимал преподаватель для осуществления намеченных задач воспитания и всестороннего развития, какие учебно-воспитательные ситуации он создавал для этого на уроке, насколько удачно это делал.
Какое место отвел преподаватель проверке выполнения домашнего задания и как организовал эту едва ли не самую сложную часть урока?
«Большой бедой многих уроков... - писал В.А. Сухомлинский, - является расточительство времени на первом этапе урока - во время проверки домашнего задания». Как раз здесь больше всего игнорируется целенаправленность урока: преподаватель опрашивает в течение 15-20 минут трех-четырех учеников, ставит им оценки, класс же в это время ничего не делает... С напряжением ожидает группа, кого вызовет преподаватель после того, как предыдущий обучающийся ответил. Но вот преподаватель назвал фамилию вызванного, группа облегченно вздохнула, все стали заниматься своими делами».
Было ли такое расточительство времени на анализируемом уроке? Если нет, то, как преподавателю удалось этого избежать?
Какие учебные ситуации создал преподаватель на уроке, чтобы мобилизовать внимание обучающихся и подготовить их к восприятию нового учебного материала? Удалось ли вызвать интерес к теме, желание решить проблему, узнать новое, неизвестное?
При анализе урока надо установить, какие и как даны домашние задания.
Очень важно правильно оценить и сам характер домашних заданий. Насколько они способствуют развитию, углублению знаний, совершенствованию умения учиться. Подготовляют к сознательному усвоению материала последующих уроков, ориентируют наблюдению над предметами и явлениями природы и труда. Стимулируют развитие многогранных духовных потребностей, учитывают особенности и возможности слабых и сильных обучающихся и т. д.
Подобный анализ урока позволяет выявить все его сильные и слабые стороны и сделать практические выводы для совершенствования последующих уроков.
Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд, писал В. А. Сухомлинский.
В завершении хочу предложить вам красивую притчу.
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», - сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».
Сегодня, я говорила о деятельности преподавателя на уроке. Деятельность - это семена знаний, а знания, полученные нашими обучающимися, и есть сладкие спелые фрукты, если мы настоящие садовники - преподаватели, то мы выращиваем знания у обучающихся и повышаем их качество - урожайность и спелость, следим, чтобы они благодаря нашей деятельности на уроке, не были кислыми и червивыми.
«Величайшее добро, какое ты можешь сделать для другого,- это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства». (Бенджамин Дизраэли)
.
Приложение 5