Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Древневосточные цивилизации

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Древневосточные цивилизации ".

(Интегрированный урок (математика + история)


6 «Б» класс

Урок проводился - 22.10.2009г.

На уроке присутствовали:

- заместитель директора по УВР - Смоляк М. А.

- руководитель метод. объединения учителей математики - Комарова М.И.

- учитель математики МОУ школы № 40 - Шемет С. А.

- учитель математики МОУ школа № 90 - Ковалева Е. В.

Цели урока:

Обучающие:

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока.

Выявить качество и уровень овладения знаниями умениями и навыками, полученными на предыдущих уроках, основами научного мировоззрения через интеграцию истории и математики.

Развивающие:

Развитие монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес.

Воспитательные:

Воспитание положительного отношения к знаниям к процессу учения. Создание условий для воспитания гуманного чувства отношения человека к человеку; для сотрудничества в группе.

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке.

Фронтальная, коллективная, групповая.

Оборудование: медиапроектор, географическая карта по истории.

Структура урока.

  1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.

  2. Входной контроль - учебные действия, в процессе которых происходит актуализация опорных знаний.

  3. Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний; проводится диагностика усвоения системы знаний и умений ее применения для выполнения практических заданий стандарта с переходом на более высокий уровень.

  4. Подведение итогов урока.

  5. Разноуровневое домашнее задание.

  6. Рефлексия.

Ход урока.

1. Организация начала урока.

Сегодня у нас с вами необычный урок. Но прежде чем мы окунемся в новый урок, давайте вспомним, а что же было на прошлом?

Мы изучали тему "Сложение и вычитание дробей с разными знаками".

А также мы решали задачу про инерцию и вам дано было задание, ответить на вопрос «Пользу или вред несёт явление инерция?»

2. Проверка домашнего задания, постановка цели урока.

Дома вы подготовили вопросы по этой теме. Задайте их, пожалуйста, ребятам.

В классе идет обучение умению задавать вопросы. Кто задал самый необычный и коварный вопрос? Наиболее интересные вопросы оцениваются отдельно.

Обсуждается какой из предложенных вопросов самый интересный, ребята приводят аргументы.

Сегодня на уроке мы вместе закрепим понятие "Обыкновенная дробь", вспомним нахождение НОД, НОК и с помощью исторического материала покажем развитие этого понятия, рассмотрим идею единства мира через связь культур.

А теперь ответьте на мои вопросы:

1 вопрос. Об истории, каких древневосточных цивилизаций мы говорили на уроках?
2 вопрос. Что вы знаете об обыкновенных дробях?

3. Решение задач.

(Текст заданий выводится на экран с использованием медиапроектора).

Задание № 1Длина отрезка АВ равна 2 см. Найдите длину отрезка CD, если его длина составляет от длины отрезка АВ.

Ответ: 5.

Вопрос № 1. С какими священными животными, охранявшими вход в столицу Персии, связано число 5?

Задание № 2. Расшифруйте названия рек и скажите по территории, каких древневосточных государств они протекают?

(работа в дифференцированных группах)

Группа 1. Группа 2.

  1. Найти НОД(6и8)

  2. Решить уравнение: 12х-6х = 18

  3. Радиус окружности равен 2см 6мм. Найти диаметр.

Шифр

а = 46
н = 3
к = 5
и = 2
д = 52
о = 4

1. Найти НОК(11и3)
2. Найти 2/3 от 27
3. Упростить 2х-2х
4. Вычислить 64 : 4

Шифр

а = 19
т = 33
е = 9
г = 0
в = х
и = 18
р = 16

Группа 3. Группа 4.

  1. Найти НОД(13и7)

  2. Решить уравнение: 8у-4у = 12

  3. Диаметр окружности равен 15мм. Найти радиус.

Шифр

с = 4
д = 30
е = 4
н = 3
и = 1
а = 51

1. Найти НОК(6и8)
2. Найти 2/5от 10
3. Упростить 7х-7х
4. Вычислить 51 : 3

Шифр

к = х
р = 17
г = 0
м = 48
т = 24
и = 4
ф = 21

Группа 5. Группа 6.

  1. Найти НОД(4и2)

  2. Решить уравнение: 3•х = 9

  3. Радиус окружности равен 2см. Найти диаметр.

Шифр

е = 8
л = 6
и = 2
а = 1
д = 4
н = 3

1. Найти НОК(3и4)
2. Найти 1/4от 8
3. Упростить 3х-3х
4. Вычислить 48 : 3

Шифр

т = 12
и = 2
р = 16
а = 4
г = 0
н = 32

Во время ответа представитель группы должен показать реки на карте.

Задание № 3. Исходя из деления древне-индийского общества на социальные слои составьте две дроби (составляя дроби, учитывайте иерархическое строение общества).

Вопрос № 3.Правильные или неправильные дроби получились? Почему?
Как это соотносится с морально-этическими нормами?
Кто из мыслителей призывал не делать ничего того, чего не пожелал бы себе?

Задание № 4. ( работа в парах)

Составьте числовое выражение и найдите его значение.

1.Если из 1\2 доли года Взятия Вавилона Персами вычесть 2/5 доли года Захвата Египта Персами, то получится…

2.Если из ½ доли года Разрушения Ниневии - Столицы Ассирии вычесть ½ доли года Захвата Египта Персами, то получится…

3.Если к ½ доли первого года Правления Хаммурапи в Вавилонии прибавить 1/3 долю года Разрушения Ниневии - Столицы Ассирии, то получится…

Задание № 5.

Радиус окружности равен 11. Найти диаметр.

Вопрос № 5.

Как полученное вами число может быть связано с финикийской цивилизацией?

Ответ: Финикийский алфавит состоял из 22 букв.

4. Подведение итогов и результатов урока.

Пришло время подведения итогов. О каких древневосточных цивилизациях мы вспомнили сегодня на уроке? Что обозначает обыкновенная дробь? Как была связана тема «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» с историей древневосточных цивилизаций? Два-три объяснения учеников. Беседа по этим вопросам.

Вы совершенно правы: все, что мы только что для себя открыли известно давным-давно, но от этого радость открытия не уходит.

Сегодня за работу на уроке получили оценки (выставление оценок).

Критерии оценивания деятельности учащихся на уроке

Активность учащихся (субъектность) оценивается на уроке если:

- ученик принимал участие в конкурсе домашних вопросов (если вопрос был особенно интересным - ставится отдельная отметка);

- выполнял в течение урока задание на доске;

- участвовал в обсуждении вопросов, заданных на уроке учителем.

Совокупность этих видов деятельности приводит к выставлению оценок на уроке.

5. Разноуровневое домашнее задание.

Разноуровневое домашнее задание.

I уровень - кроссворд.
II уровень - таблица.
III уровень - таблица фраз с пропущенными словами - определениями.

6. Рефлексия

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из списка доске. (Список фраз выводится на экран с использованием медиапроектора).

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…





Анализ открытого урока "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Древневосточные цивилизации ".


Урок проводился - 22.10.2009г. в 6 «Б» классе

Цель посещения: показ методики проведения открытого интегрированного урока по математике и истории.

На уроке присутствовали:

- заместитель директора по УВР - Смоляк М. А.

- руководитель метод. объединения учителей математики - Комарова М.И.

- учитель математики МОУ школы № 40 - Шемет С. А.

- учитель математики МОУ школа № 90 - Ковалева Е. В.

Анализ цели урока.


Цель урока содержит образовательный, развивающий и воспитательный аспекты.

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока.

  • Выявить качество и уровень овладения знаниями умениями и навыками, полученными на предыдущих уроках, основами научного мировоззрения через интеграцию истории и математики.

  • Развитие монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы.

  • Развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

  • Развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес.

  • Воспитание положительного отношения к знаниям к процессу учения.

  • Создание условий для воспитания гуманного чувства отношения человеку к человеку; для сотрудничества в группе.

В нетрадиционной форме Светлана Николаевна представила урок "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями." и с помощью исторического материала показала развитие понятия «Обыкновенная дробь», рассмотрела идею единства мира через связь культур.

Межпредметные связи объединяют все науки в одно целое, способствуют повышению эффективности образовательного процесса, создают предпосылки для формирования представлении о научной картине мира.

Цель урока носит комплексный характер, наличие образовательного, развивающего аспектов и взаимосвязана с целями предшествующих учебных занятий. Тип урока соответствует выбранной цели.

В системе уроков по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" данный урок шестой. Поэтому образовательная цель урока подчинена закреплению введенного ранее понятия, обобщению и систематизированию знаний учащихся по теме урока, выявлению качества и уровня овладения знаниями умениями и навыками. Развивающие и воспитательные цели продиктованы индивидуальными особенностями класса.

Цель урока и задачи поставлены учителем перед учащимися в начале урока. На доске записаны основные этапы урока. Данная форма целесообразна в связи с обилием заданий и разнообразием деятельности учащихся на уроке для целостного восприятия и лучшего закрепления материала.

Поставленная цель в ходе урока достигнута. Ученики не только закрепили пройденный материал, но и сформировали ключевые компетентности: информационную, коммуникативную, социальную, готовность делать осознанный выбор.

Анализ структуры и организации урока.


По структуре данный урок относится к типу совершенствования знаний, умений и навыков учащихся и оптимально способствует достижению поставленных целей.

В структуре урока можно выделить несколько этапов: фронтальная (устная) работа, работа в группах, работа с географической картой, работа с историческим материалом, коллективная работа, работа в парах.

Содержание и структура урока соответствуют целям, этапы и компоненты урока находятся в логикоструктурной зависимости, отобранный для урока дидактический материал соответствует теме.

Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учащихся на высоком уровне, что говорит о достаточной эффективности урока. Время на уроке распределено равномерно.

В процессе урока учителем установлен деловой контакт с учащимися, используются положительные комментарии, стимулирующие интерес учащихся.

В начале урока учитель пояснил учащимся цели данного урока, указал на его интегрированный характер и необычную форму проведения. Ребята были очень заинтересованы и работали активно. Учащиеся познакомились со способами решения разных задач, применяемыми в древнем мире.

Ребята показали хорошие знания математических терминов и знаков, способов решения задач, в процессе которых раскрывалось познавательное содержание, происходило воспроизведение и коррекция учебных знаний.

На этапе закрепления изученного материала в процессе решения задач был использован практический метод, так как содержание темы предусматривало наличие практических заданий. Практически все задания были решены ребятами с удовольствием, особенно "индийское" задание.

Светлана Николаевна учла уровень учебной подготовки ребят, их интересы. Следует отметить высокую степень активности учащихся и высокий темп урока. Все этапы урока были продуманы, логичны, материал урока был дан в доступной форме.

На уроке учащиеся учились слушать товарищей, высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. На уроке было использовано много наглядности. Психологическая атмосфера урока была доброжелательной: все участники урока были взаимно заинтересованы, внимательны.

Данный урок является одним из приёмов осуществления межпредметных связей, которые объединили математику и историю в одно целое и способствовали повышению эффективности образовательного процесса, создали предпосылки для формирования представлений о научной картине мира.

Интегрированный урок математики и истории проводится с использованием приложения Power Poit. Совмещение двух наук - истории, математики и ИКТ - повышает познавательный интерес учащихся к учебе. Такие уроки помогают ребенку преодолевать барьер учитель-ученик, лучше усваивать информацию и успешно применять ее на практике, чувствовать свою значимость в подготовке урока, добывая нужные сведения и воплощая идеи в реальность.

На этапе подведения итогов урока использовался диалоговый метод. Выбор метода продиктован и подчинен достижению воспитательной цели: сформировать позитивное отношение сопричастности к процессу открытия. Ребята осознали, что понятие "обыкновенная дробь" еще будет развиваться и радость открытия им будет доступна.

Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).


Педагог отбирал методы обучения с учетом темы урока, цели, возможности класса и самого учителя. Преобладающий вид деятельности - групповая работа учащихся. Учитель акцентирует внимание детей на ранее изученных понятиях.

Работу в группах учитель организовал исходя из степени подготовленности каждого ребенка, включив в каждую из трех групп как «сильных», так и слабо подготовленных учащихся. Задания 6-тиклассники получили различной степени сложности, таким образом была создана ситуация успешности для каждого ребенка.

Учитель обладает высокой педагогической техникой: правильная дикция, темп речи, точность использования специальной терминологии. Он достаточно эмоционально излагает материал, умея заинтересовать аудиторию и держать ее внимание. В классе на протяжении всего урока соблюдалась дисциплина, учащиеся корректно высказывали критические замечания оппонентам, в момент обсуждения не мешали друг другу. Педагог своим примером показывал правила межличностного общения, внимательно выслушивая ребят, не перебивая, а задавая уточняющие вопросы.

Анализ работы учащихся на уроке.


На всех этапах урока сохранялась высокая активность и работоспособность учащихся, не ослабевал интерес к теме. Ребята владеют рациональными приемами работы на уроке, сами распределяют роли в группе, каждый выполняет свое задание, затем обсуждают полученные результаты и вырабатывают общую позицию. В каждой группе выявились лидеры, которые представляли результаты деятельности в группе. Наиболее активные ученики были отмечены в конце урока. Учащиеся были готовы к групповой работе, заранее составлены рабочие группы, произведен инструктаж.

Качество усвоения материала школьниками определялось в ходе устного опроса, участия в обсуждении проблемных вопросов и решении задач. На данном уроке большинство ребят класса получили оценки «хорошо» и «отлично».

Анализ домашнего задания.


В своей педагогической практике учитель применяет различные методы и приемы проверки домашнего задания. На данном уроке ребята задавали друг другу вопросы по теме. Наиболее интересные вопросы оцениваются отдельно.

Учащиеся на уроке были мотивированы на закрепление ранее пройденной темы, и получили дифференцированное домашнее задание, с учетом степени подготовленности и интереса каждого ребенка. Домашнее задание носило творческий, развивающий характер. Варианты домашнего задания были посильны для выполнения учащимися. Объем домашнего задания не превышал установленных норм для данного класса.

Оценка санитарно-гигиенических условий урока.


Санитарно-гигиенические условия урока соответствуют предъявляемым требованиям. Классная доска чистая, зеленого цвета, пригодна для закрепления наглядности при помощи магнитов. Помимо доски, имеется экран для демонстрации слайдов. Мебель разноростовая, соответствует возрасту 6-классников, дети размещены в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья, зрения.

В классе перед началом занятий произведена влажная уборка и проветривание помещения. Уровень освещенности соответствует нормам СанПИН.

В ходе занятия учитель обращает внимание на осанку учащихся, а также применяет фрагменты релаксации и двигательной активности.

Наглядность, раздаточный материал соответствуют нормам.

При проведении урока полностью соблюдались правила охраны труда и техники безопасности.

Психологический анализ урока.


Психологическое состояние учащихся перед началом урока выражало готовность, собранность в связи с имеющейся предварительной мотивацией на соревнование и домашней подготовкой. Тема занятия находила эмоциональный отклик учащихся на происходящее в классе.

Применение учителем различных методов и приемов, чередование активного обсуждения в классе с самостоятельной работой, смена деятельности школьников способствовали сохранению заданного темпа на протяжении всего занятия и устойчивого внимания 6-классников. В классе не было ребят, которые отвлекались, так как всем было на уроке очень интересно.

Тренировке и развитию памяти учащихся помогала организация урока: это и кратко-зрительный, и непроизвольный вид памяти при работе с заданиями, демонстрирующимися на экране, раздаточным материалом; это и организация на уроке основных процессов памяти: восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения в ходе обсуждения и игровой ситуации.

Через обсуждение проблемных вопросов и выполнение проблемного задания развивается мышление учащихся, и создаются условия для развития творческого мышления.

Педагог привлекает эмоции детей в процессе обучения, а не делает весь расчет на их мыслительную деятельность. Он дал возможность ученикам почувствовать себя в роли участника событий, выработать свою позицию.

Урок способствовал общему развитию личности каждого школьника и детского коллектива в целом, формировал коммуникативные компетентности, давал навыки социальной адаптации, социального поведения на дороге и способность следовать нормам общепринятого поведения.

Учитель владеет знаниями возрастной психологии, имеет психологический контакт с классом, обладает педагогическим тактом, следит в процессе обучения за движениями мысли и чувства каждого ученика.

Проведение рефлексии в конце урока свидетельствует о хорошем настроении во время урока у учащихся. Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, ребята смогли объективно оценить свою активность и качество работы. Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Учебные ситуации, представленные учителем, создавали атмосферу творческого аспекта, способствовали развитию познавательных возможностей учащихся.

Общие выводы, рекомендации:


Урок проведен на высоком уровне. Цели, поставленные учителем, полностью достигнуты и соответствуют требованиям образовательных стандартов.

Достоинства урока:

  • представленная методика проведения интегрированного урока позволяет выявить качество и уровень овладения знаниями умениями и навыками, полученными на предыдущих уроках, основами научного мировоззрения через интеграцию истории и математики.

  • интересная форма урока, предоставляющая возможность формирования творческого мышления и памяти учащихся;

  • развитие монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы;

  • развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать;

  • интересная находка для формирования у школьников компетентности - готовности делать осознанный выбор в виде выбора: пользу или вред несет явление инерция?;

  • формирование информационной компетентности учащихся при закреплении новых понятий;

  • координирующая роль учителя при активной деятельности учащихся;

  • наличие подробного плана-конспекта урока с методическими указаниями к уроку, позволяющими педагогу контролировать смену деятельности учащихся на протяжении всего занятия и активизировать процесс обучения.

Члены комиссии:

- заместитель директора по УВР Смоляк М. А.

- руководитель м/о учителей математики Комарова М.И.

- учитель математики МОУ школы № 40 Шемет С. А.

- учитель математики МОУ школы № 90 Ковалева Е. В.

Ознакомлена Куляпина С.Н.


© 2010-2022