Урок математики 6 класс Координатная плоскость. Прямоугольная система координат

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН


Предмет математика класс: 6 дата: _______________ № урока:_145___ кол.час:__8______

Тема: Координатная плоскость. Прямоугольная система координат.

Задачи:

обучающие Систематизация знаний по теме: "Координатная плоскость". Повторение и закрепление приобретённых знаний. Демонстрация тесной связи предметов истории, астрономии, литературы и математики.
развивающие Расширение кругозора учащихся. Развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы. Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету. Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету. Развитие потребности к самообразованию.
воспитывающие Воспитание культуры личности, отношения к математике, как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии. Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе. Показать математику, как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик. Воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.
Оборудование тетради, учебники, презентации.

Тип урока урок закрепления, интегрированный

Методы и приемы обучения: метод контроля, упражнений, логический метод, индивидуальная работа, фронтальная работа, сочетающаяся с общеклассной.


Ход урока


  1. Вводно-мотивационный этап.

а) психологический настрой учащихся;

б) обеспечение нормальной обстановки на уроке;

в) организация учащихся на урок.

Прозвенел и смолк звонок

Всех собрал нас на урок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за свой стол

Начинаем разговор!

Улыбнулись, друг другу создали хорошее настроение и начали работу.

Какую тему мы изучаем? (слайд 1)

Сформулировать цель урока.

Хорош не тот, кто знает, а тот, кто умеет применять свои знания. Итак, сегодня на уроке мы будем строить точки по их координатам, и находить координаты построенных точек. Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Актуализация знаний.

Сейчас мы с вами не много поиграем и во время игры сможем узнать, как вы усвоили материал прошлых уроков. Игра называется: «Я-вопрос, вы-ответ». А поможет нам в этом волшебный «Цветик - семицветик». На его лепестках написаны вопросы, на которые вы должны дать полные ответы. (один ученик с первого ряда отрывает лепесток и просит любого ученика со второго ряда ответить на него, ответивший правильно, отрывает другой лепесток и просит уже ответить ученика с первого ряда). За каждый правильный ответ ученик получает смайлик.

Вопросы:

  1. Как определяется прямоугольная система координат?

(Две перпендикулярные прямые с выбранными направлениями, начало отсчета, единичные отрезки).

  1. Как обозначаются и называются оси координат? (Ось Х - ось абсцисс, ось У - ось ординат).

  2. Как записываются координаты точки на плоскости? (в скобках, сначала Х, потом У (х; у) ).

  3. Сколько координатных четвертей в системе координат? (4)

  4. Как нумеруются координатные четверти? (против часовой стрелки)

  5. Как называют точку пересечения координатных прямых? (началом координат)

  6. Точка С(6;0) лежит на оси ординат? (нет)

Молодцы, я считаю, что с этим заданием вы справились на отлично. И эти знания вы сможете с легкостью применить при выполнении следующих заданий.


  1. Где в практической жизни мы встречаемся с применением координат?

Ответы учеников: при посещении кинотеатра; во время любимой всеми игры в «Морской бой»; во время игры в шахматы; карта географическая и т.д. взрослые же используют это понятие для определения местоположения объектов. (слайды 2-5)

2) Вспомним подвиг Советских людей в годы различных войн.

-Мне очень нравится стихотворение, надеюсь и вам, ребята, оно понравится:

Был у майора Деева

Товарищ - майор Петров,

Дружили еще с гражданской,

Еще с двадцатых годов.

Вместе рубали белых

Шашками на скаку,

Вместе потом служили

В артиллерийском полку.

А у майора Петрова

Был Ленька, любимый сын,

Без матери, при казарме,

Рос мальчишка один.

И если Петров в отъезде,-

Бывало, вместо отца

Друг его оставался

Для этого сорванца.

Всю ночь, шагая как маятник,

Глаз майор не смыкал,

Пока по радио утром

Донесся первый сигнал:

- Все в порядке, добрался.

Немцы левей меня,

Координаты три, десять,

Скорей давайте огня!-

Орудия зарядили,

Майор рассчитал все сам,

И с ревом первые залпы

Ударили по горам.

И снова сигнал по радио:

- Немцы правей меня,

Координаты пять, десять,

Скорее еще огня!

Летели земля и скалы,

Столбом поднимался дым,

Казалось, теперь оттуда

Никто не уйдет живым.

Третий сигнал по радио:

- Немцы вокруг меня,

Бейте четыре, десять,

Не жалейте огня!

Майор побледнел, услышав:

Четыре, десять - как раз

То место, где его Ленька

Должен сидеть сейчас.

Но, не подавши виду,

Забыв, что он был отцом,

Майор продолжал командовать

Со спокойным лицом:

«Огонь!»- летели снаряды.

«Огонь!»- заряжай скорей!

По квадрату четыре, десять

Било шесть батарей.

Радио час молчало,

Потом донесся сигнал:

- Молчал: оглушило взрывом.

Бейте, как я сказал.

Я верю, свои снаряды

Не могут тронуть меня.

Немцы бегут, нажмите,

Дайте море огня!

- Что (4;10) передавал Ленька?

Ответ : (координаты)

В этом году мы будем с вами отмечать 70-летие Победы в ВОВ, эту войну нельзя забывать, надо помнить о тех людях, которые ценой своей жизни одержали Победу. Мы должны знать и тех, кто погиб, и тех кто раненый вернулся домой. С каждым годом ветеранов становится всё меньше и меньше. А мы должны быть им благодарны за то, что мы живем, дышим воздухом и у нас нет никаких военных действий.

- Работая в группах и выполняя различные задания, вы покажете нам свои знания, умения и навыки, способность применять их в различных ситуациях.


  1. Основной этап.

1. Практическое применение:

1) Кто был автором координатной плоскости (Рене Декарт).(Слайд № 6). Сообщение ученика_____

2) Повторить понятие прямоугольной декартовой системой координат - горизонтальная координатная прямая (ось абсцисс), вертикальная координатная прямая (ось ординат), точка пересечения осей - началом координат. (Слайд № 7).

3) повторить определение координат точки, отмеченной на координатной плоскости и знакомство с названиями координат точки (абсциссой и ординатой). (Слайд № 8).

4) (Слайд № 9, Карточка № 1).Учащиеся самостоятельно в тетрадях записывают координаты, отмеченных на координатной плоскости точек. Затем на слайде производим проверку самостоятельно выполненной работы. А(2,2) В(-4,3) С(-5,0) F(4.-1) E(0.-2) D(-3,-2)

5) (Слайд № 10.) Творческая работа. Построить фигуру, последовательно соединяя заданные точки на координатной плоскости. На слайде записаны координаты точек, которые надо последовательно отметить на координатной плоскости, и начерчена координатная плоскость. Учащиеся в тетрадях должны начертить координатную плоскость по заданным размерам. Затем мы вместе при помощи анимации строим точки на плоскости и последовательно соединяем их отрезками. По завершению этой работы учащиеся определяют, что получилось на рисунке.

Задания: Карточка № 2

  1. (-8;1), (-6;2), (-2;0), (1;2), (5;1), (7;-4), (9;-3)

  2. (-2;6), (0;8), (3;7), (5;5), (7;7)

  3. (1;2), (3;9), (4;8), (5;8), (6;9), (6;10), (5;11), (4;11, (3;10), (3;9)

6) Карточка № 3. в координатной плоскости построить точки: А(1;2), В(-2;1), С(3;-1). Точка В является вершиной угла, точки А и С лежат на сторонах угла. Какой получился угол?

Физкульминутка:

Покажем данный угол ручками, ножками. А теперь покажем те углы, какие вы знаете.

7) Продолжим работу с координатной плоскостью. Самостоятельная работа учащихся по закреплению материала по теме

(Слайд № 11). Карточка № 4 Учащимся предлагается самостоятельно по вариантам выполнить подобную творческую работу. Для того, чтобы учащиеся отдохнули от работы с проектором, им раздаются карточки с заданием. Но прежде чем приступить к проявке, давайте вспомним как построить точку по ее координатам /сначала надо пройти по оси Х от начала отсчета, а потом по оси У/.

(Слайд № 12) Проверка задания варианта № 1.

(Слайд № 13) Проверка задания варианта № 2.

Мышонок

1) (3; - 4), (3; - 1), (2; 3), (2; 5),
(3; 6), (3; 8), (2; 9), (1; 9),
(- 1; 7), (- 1; 6),(- 4; 4), (- 2; 3), (- 1; 3), (- 1; 1), (- 2; 1), (-2; - 1), (- 1; 0), (- 1; - 4), (- 2; - 4),
(- 2; - 6), (- 3; - 6), (- 3; - 7),
(- 1; - 7), (- 1; - 5), (1; - 5),
(1; - 6), (3; - 6), (3; - 7),
(4; - 7), (4; - 5), (2; - 5), (3; - 4).

2) Хвост: (3; - 3), (5; - 3), (5; 3).

3) Глаз: (- 1; 5).

Лисица

1) (- 3; 0), (- 2; 1), (3; 1), (3; 2),
(5; 5), (5; 3), (6; 2), (7; 2),
(7; 1,5), (5; 0), (4; 0),(4; - 1,5), (3; - 1), (3; - 1,5),(4; - 2,5),
(4,5; - 2,5), (- 4,5; - 3), (3,5; - 3), (2; - 1,5),(2; - 1), (- 2; - 2),
(- 2; - 2,5), (- 1; - 2,5), (- 1; - 3), (- 3; - 3), (- 3; - 2), (- 2; - 1),
(- 3; - 1), (- 4; - 2), (- 7; - 2),
(- 8; - 1), (- 7; 0), (- 3; 0).

2) Глаз: (5; 2).


  1. Самостоятельная обучающая работа.

А) № П6. 4 № 1137; 1142, 1133 (4)


  1. Рефлексивно-оценочный этап.

1. -под каким углом пересекаются оси?(под прямым)

-как называют пару чисел, определяющих положение точек на плоскости? (координатами)

-расскажите, как построить точку по ее координатам?(Отмечаем абсциссу, а затем ординату)

2.Рефлексия:

Какое предложение каждый из вас продолжит:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило

Мне тоже было с вами интересно.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (работа в группах в парах - взаимопроверка)

1 вариант.

Сколько чисел надо указать, чтобы задать положение точки на координатной плоскости?

Как называется первое число, задающее положение точки на координатной плоскости?

Запишите координату точки К ,если её абсцисса равна 8, а ордината -3.

Чему равна ордината точки B(-5 ;-7)?

В какой четверти координатной плоскости находится точкаC(8;--2)?

2 вариант

Как называются числа , задающие положение точки на координатной плоскости?

Как называется второе число, задающее положение точки на координатной плоскости?

Запишите координаты точки В, если её абсцисса равна -5, а ордината8.

Чему равна абсцисса точкиD (7;-3)

В какой четверти координатной плоскости находится точка P(11;-14)

1. Сегодня мы с вами последний урок посвятим координатам на плоскости.

Цель урока- закрепить свои знания и умения находить координаты точек на плоскости, строить точку по ее координатам.

Построить координатную плоскость.

- Я буду диктовать координаты, а вы на заготовленных координатных плоскостях отмечаете точки и последовательно соединяете их с предыдущей точкой с помощью отрезков. Единичный отрезок равен одной клеточке.

Динозавр

(1;2) (3;4) (7;5) (9;4) (14;0) (20;-6) (10;0) (9;-2) (9;-4) (6;-4) (7;-3) (7;-2) (2;-2)

(2;-4) (-1;-4) (0;-3) (0;0) (-5;4) (-7;4) (-8;5) (-6;7) (-5;7) (1;2) глаз (-6;6).

Урок математики 6 класс Координатная плоскость. Прямоугольная система координат

-Что у вас проявилось ?(динозавр)

Используя построенную систему координат вместе с учителем выполняется построение рисунка по координатам: учитель диктует координаты точек и с использованием презентации и проектора демонстрирует получившийся рисунок.Урок математики 6 класс Координатная плоскость. Прямоугольная система координат

Цветок (- 9; - 13), (- 9; - 11), (-3; - 3), (- 3; 3), (0, 8), (0; 1), (- 3; - 3), (5; 6), (5; 10), (8; 12,), (8; 10,), (11; 11), (10; 8), (12; 8), (10; 5), (6; 5), (0; - 2,), (5;0), (9; - 2), (4;- 4), (0; - 2.), (- 9; - 13).


© 2010-2022