Разработка урока по теме Теорема косинусов

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 25-26

Тема: «Теорема косинусов»

Цели урока:

  • Доказать теорему косинусов и показать ее применение при решении задач

  • Способствовать усвоению обучающимися стандартного минимума по теме;

  • Формировать и совершенствовать надпредметные умения обобщать путем сравнения, постановки и решения проблем, оперированием уже знакомыми геометрическими понятиями и фактами, рассуждением по аналогии;

  • Развивать тригонометрический аппарат как средство решения геометрических задач;

  • Развивать психические свойства: память, вербальную и образную, произвольное внимание, воображение.

  • Воспитывать чувство коллективизма.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.


  1. Актуализация знаний и умений обучающихся.

  1. Проверка выполнения домашнего задания (разбор нерешенных задач).

Урок № 25: Контроль теоретических знаний обучающихся по теме «Теорема синусов»:

  • Теорема о площади треугольника с доказательством

  • Теорема синусов с доказательством

Урок № 26:

Проводится тест

  1. Если квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов двух других его сторон, то эта сторона лежит против:

а) тупого угла
б) прямого угл
в) острого угла

  1. В Разработка урока по теме Теорема косинусовАВС известны длины сторон АВ и ВС. Чтобы найти сторону АС, необходимо знать величину:

а) угла А
б) угла В
в) угла С

  1. Треугольник со сторонами 5, 6 и 7 см:

а) остроугольный
б) прямоугольный
в) тупоугольный

  1. Если в Разработка урока по теме Теорема косинусовАВС Разработка урока по теме Теорема косинусов А=48°; Разработка урока по теме Теорема косинусов В=72°, то наибольшей стороной треугольника является сторона:

а) АВ
б) АС
в) ВС

  1. Если квадрат стороны треугольника больше суммы квадратов двух других его сторон, то эта сторона лежит против:

а) острого угла
б) прямого угла
в) тупого угла

Самопроверка. Ответы:

1

2

3

4

5

б

б

а

б

в


  1. Новый материал.

Историческая справка:

Впервые теорема косинусов была доказана учёным - математиком аль-Бируни (973-1048 г.г.). С помощью данной теоремы и теоремы синусов , можно будет полностью решить задачу: «Решить треугольник», т.е. как зная одни из основных элементов треугольника (их 6: 3 угла и 3 стороны), найти другие.

Теорема: Квадрат любой стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон без удвоенного произведения этих сторон на косинус угла между ними.

Дано:Разработка урока по теме Теорема косинусов

Треугольник АВС.

Доказать:

1. Разработка урока по теме Теорема косинусов;

2. Разработка урока по теме Теорема косинусов;

3. Разработка урока по теме Теорема косинусов.

Доказательство.

Одно из самых красивых и простых доказательств теоремы косинусов является доказательство её в координатной плоскости.

Внесём в координатную плоскость произвольный треугольник ABC так, чтобы точка А совпала с началом координат, а прямая АВ лежала на прямой ОХ. Введём обозначения AB=c, AC=b, CB=a, a угол CAB=α(пока будем считать что угол α≠90°).
Тогда точка A имеет координаты (0;0), точка B(c;0). Через функцию sin и cos, а также сторону АС=b выведем координаты точки С. С(b×cosα;b×sinα). Координаты точки С остаются неизменными при тупом и остром угле α.
Зная координаты С и B, а также зная, что CB=a, найдя длину отрезка, мы можем составить равенство:
Разработка урока по теме Теорема косинусов
Разработка урока по теме Теорема косинусов
Разработка урока по теме Теорема косинусов
Так как
Разработка урока по теме Теорема косинусов (основное тригонометрическое тождество), то
Разработка урока по теме Теорема косинусов
Теорема доказана.

Стоит отметить, что для прямого угла α, теорема также работает cos90°=0 и a²=b²+с² - известная всем теорема Пифагора.


  1. Формирование умений и навыков обучающихся. Закрепление материала:

Урок № 25: задачи по готовым чертежам. Чертежи проектируются при помощи проектора. При решении задач учащиеся каждый раз проговаривают формулировку теоремы.

Задача 1

Разработка урока по теме Теорема косинусов

Ответ: Разработка урока по теме Теорема косинусов.

Задача 2

Разработка урока по теме Теорема косинусов

Ответ: 4.

Задача 3

Разработка урока по теме Теорема косинусов

Ответ: 60°.

Решение заданий из учебника: №1025(а, в, г, е, и).

Урок № 26: №1026,1027, 1030


  1. Подведение итогов урока.


  1. Домашняя работа: прочитать п. 98, выполнить

Урок № 25: №1025(б, в, г).

Урок № 26: №1028,1031.



4


© 2010-2022