«Формы и методы работы в старшей школе, повышающие интерес к учению»

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован…   Главная задача учителя - не только дать обучающимся определенную сумму знаний, но и развивать интерес к учению, научить учиться. Важнейший компонент структуры учебной деятельности – мотивация, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности, и это достигается через самостоятельность и активность, ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ

ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ


Тюрина Юлия Александровна

студент 4курса, кафедра психологии и педагогики начального образования ВСГАО, г.Иркутск

E-mail: [email protected]

Попова Инга Маркеловна

научный руководитель, ст.преподаватель ВСГАО,г.Иркутск


Система образования сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. А это значит, что школа должна подготовить своих учеников к жизни за её пределами. Поэтому сегодня важно вооружить ученика такими универсальными способами действий, которые помогут ему самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем присвоения нового социального опыта.

Одной из главных задач ФГОС НОО является формирование у младших школьников познавательных УУД. Значимость формирования данных действий заключается в том, что именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования данного феномена. По окончании начальной школы дети должны владеть всеми необходимыми логическими действиями, навыками работы с информацией, уметь работать с знаково-символическими моделями и так далее.

Познавательные универсальные учебные действия - это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации [1]. В настоящее время существует множество средств формирования универсальных учебных действий, в том числе и познавательных логических УУД. Многие из них проверены временем.

По мнению Демидовой А.Ю., замечательным средством формирования познавательных логических УУД является технология развития креативного мышления. Данная технология развивает не только познавательную сферу младшего школьника, но и интеллектуальную и коммуникативную сферы [2].

А.М.Матюшкин считает, что наиболее эффективным способом формирования познавательных логических УУД, является использование в уроках проблемных ситуаций [3].

Мы считаем, что эффективными для указанных целей являются задания из технологии Общей Теории Сильного Мышления - Теории Решения Изобретательских Задач (ОТСМ-ТРИЗ). Многолетний опыт использования ТРИЗ-технологии говорит о том, что дети, получившие серьёзную подготовку по ТРИЗ, проявляют больший интерес к учёбе, они начинают задумываться о стратегической линии своей жизни. Освоение новых знаний даётся им легче [4].

Главная особенность ТРИЗ-технологии заключается в том, что в ней практически отсутствуют интуитивные варианты поиска решения, а основной упор перенесен на осознанные операции мышления. ТРИЗ-технология создавалась, чтобы заменить интуитивноемышление такой стратегией мышления, которая позволяла бы каждому хорошо подготовленному специалисту осознанно и целенаправленно получать такие же результаты [4].

Основу ТРИЗ-технологии составляют творческие задания.В нашей статье мы ориентируемся на определение И.Э.Унта. Он говорит о том, что творческие задания - это задания, которые «требуют от учащихся творческой деятельности», в которых ученик должен «найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое» [5].

Проанализировав литературу, мы пришли к выводу о том, что наиболее важными условиями формирования познавательных логических УУД у младших школьников являются:

  • подбор приемов в соответствии с формируемыми познавательными логическими УУД;

  • разработанные учебные задания должны отвечать требованиям творческих заданий;

  • применение игрового метода в контексте урока.

Далее коротко раскроем данные условия.

Очень важно продумать, с помощью какого метода мы будем применять приемы ТРИЗ-технологии в работе с младшими школьниками. Наиболее приемлемой и эффективной является метод игры, потому что для учащихся начальной школы именно игровой мотив является более действенным. В игре дети получают свободу и независимость, добровольное принятие на себя определённых правил и законов. Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. Также эффективное воздействие имеют и дидактические игры, использование которых в качестве учебного материала позволяет педагогу учить детей сравнивать предметы, сопоставлять их, многократно упражняясь в названии цвета, формы, величины, производя простейшую классификацию [4].

Для наиболее полного понимания специфики формирования познавательных логических УУД, мы сопоставили творческие задания технологии ТРИЗ с соответствующими им логическими УУД.

Таблица 1.

Соответствие познавательных логических УУД творческим заданиям и приемам ТРИЗ-технологии

Познавательные логические УУД

Творческие задания и приемы технологии ТРИЗ.

1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-Модель «Элемент - Имя признака (Признак) - Значение признака»

«Элементами мира» (или просто «элементами») назовем все, что мы рассматриваем, анализируем, изучаем, чем оперируем в процессе решения проблем (объект, процесс, модель, инструмент, эффект, прием, характеристику). Элемент мира может быть как материальным, так и не материальным. Важно, что он описан в модели ЭПЗ, т.е. имеет ряд признаков.

Признак (имя признака) - название характеристики, параметр описания. Каждый признак имеет множество значений.


Мы вводили эту модель в начальной школе, объясняя следующее:

Признак - это вопрос об элементе, а значение признака - ответ на вопрос («какого цвета (признак) шарик (элемент)? - красного (значение признака)»).

-Морфологический анализ

-Данетка

2. синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-Обучение ведению картотек

Воздух

В какой оболочке Земли «живет» - В атмосфере

Волшебные свойства - Сжимаемость, проводимость, …

Что умеет делать? - Делать ветер (теплый и холодный)

На кого похож? - Он невидим

-Морфологический анализ

-Данетка

3. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

-Синектика

-Модели загадок

позволяют отрабатывать операцию сравнения, учить выделять существенные признаки.

Какой? / Что делает?

Что такое же?

С перьями

А НЕ

Подушка

Со шпорами

Офицер

Всех будит

Будильник

4. подведение под понятие, выведение следствий;

-Данетка

-Модели «Реального мира» и «Зазеркалья»

Реальный мир:

ЧТО ВИЖУ? ОСТРОВ

Зазеркалье:

НА ЧТО (НА КОГО) ПОХОЖ? НА ЧЕРЕПАХУ

5. установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

-Данетка

-Системный оператор«Формы и методы работы в старшей школе, повышающие интерес к учению»

6. построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

-«Наоборот» или «Перевертыши»

День-ночь

Южный полюс-Северный полюс

Шторм-штиль ….

-Синектика

7. доказательство;

-«Улучшение будущего» - улучшение какого-либо предмета или модели, присвоение им новых признаков, свойств и функций.

-Мозговой штурм

-Данетка

8. выдвижение гипотез и их обоснование.

-Полная многоэкранная схема конкретной системы ("онтогенез")

Используется в целях:

исследования эволюции конкретного объекта (характера героя - в гуманитарных курсах, живого организма - в курсе биологии);

отслеживания связей между различными "экранами";

выдвижения гипотез;

объяснения эффектов.

На основе анализа литературы (Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, М.А.Данилов, А.М.Матюшкин и др.) мы выделили следующие требования к творческим заданиям, которые мы будем использовать в своем исследовании:

  • открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия) - для формирования познавательных логических УУД в творческих заданиях должно присутствовать такое содержание, с помощью которого дети могли бы найти новое решение существующей проблемы;

  • возможность разных способов решения - это значит, что дети должны перебрать всевозможные варианты решения данной проблемы и в конце прийти к одному наиболее верному и рациональному;

  • учет актуального уровня развития и учет возрастных особенностей учащихся - задания должны быть соразмерны способностям младших школьников. Учитель должен использовать для этого принцип дифференциации обучения.

Перед тем, как апробировать нашу программу по формированию познавательных логических УУД, мы провели исследование. Испытуемыми были ученики 2 класса. Для выявления исходного состояния уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся мы использовали следующие методики: «Выделение существенных признаков», «Логические закономерности», «Исследование словесно-логического мышления младших школьников (Э.Ф.Замбацявичене)».

Рисунок 1. - Показатели сформированности познавательных логических УУД у второклассников на констатирующем этапе исследования.

На основании полученных результатов, мы сделали вывод о том, что у 80 % учащихся выявлен средний уровень сформированности познавательных логических УУД, у 10 % - высокий уровень сформированности познавательных логических УУД, а у 10 % - низкий уровень.

На следующем этапе исследования решалась следующая цель: в педагогическом процессе экспериментально создать и апробировать программу по формированию познавательных логических УУД посредством ТРИЗ-технологии для учащихся 2 класса.

Программа по формированию познавательных логических УУД рассчитана на 2 месяца и включает проведение 7 уроков по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. Уроки проводились в контексте предмета «Окружающий мир».

При составлении уроков использовались: тематическое планирование по окружающему миру, составленное учителем; учебник Е. В. Чудиновой и Е. Н. Букварёвой «Окружающий мир» для 2 класса начальной школы; материалы Н. Н. Хоменко «ТРИЗ-технология», В.А. Курышева «ТРИЗовый подход при решении задач».

На начальном этапе разработки нашей программы мы выбрали те логические действия, которые мы хотим сформировать у второклассников. Для этого мы опирались на результаты диагностических методик, которые были проведены на констатирующем этапе нашей работы. Этими логическими действиями оказались: анализ, синтез, сравнение, обобщение, построение логической цепочки рассуждения, выдвижение гипотез и их обоснование.

Далее осуществлялся подбор приемов ТРИЗ-технологии. Здесь выполнялось следующее условие нашего исследования: подобранные приемы должны соответствовать формируемым логическим УУД. О данной сопоставительной таблице мы говорили выше.

На следующем этапе разработки нашей программы мы наполняли подобранные приемы ТРИЗ-технологии учебным содержанием. Данное учебное содержание основывалось на материалах курса «Окружающий мир». Учебные задания формулировались в соответствии с требованиями к творческим заданиям. Обращалось внимание на то, смогут ли дети выполнить данные задания. Задания формировались в соответствии с темами уроков. Например, метод (прием) «Синектика - личностная аналогия» был использован в уроке «Луна - естественный спутник Земли». В данном учебном задании детям необходимо было разделиться на группы и показать схему движения Луны, Земли и Солнца. Причем, догадаться, как это сделать они должны были самостоятельно по представленной схеме. В группе было 3 человека: ученик-Солнце, ученик-Луна и ученик-Земля.

На заключительном этапе разработки нашей программы формирования познавательных логических УУД мы выяснили, какие приемы мы можем использовать вместе с игровым методом. Это было третье условие реализации нашей программы. Наиболее приемлемым, по нашему мнению, оказался прием «Данетка». Данный прием очень легко переделать в дидактическую игру. В нашей программе это была дидактическая игра с мячом, проводилась она на заключительном этапе урока для обобщения и систематизации материала.

Одной из основных задач нашего исследования является проверка эффективности разработанной программы формирования познавательных логических УУД у младших школьников посредством ТРИЗ-технологии.

Для решения данной задачи был проведен контрольный срез с целью выявления возможных изменений уровня сформированности познавательных логических УУД у младших школьников.

На данном этапе были выполнены повторная диагностика уровня сформированности познавательных логических УУД у второклассников и сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов.

На контрольном этапе для определения уровня сформированности познавательных логических УУД у учащихся 2 класса нами были использованы следующие диагностические методики: «Выделение существенных признаков», «Логические закономерности», «Исследование словесно-логического мышления младших школьников Э.Ф.Замбацявичене». Результаты контрольного этапа даны в сравнении с полученными данными на констатирующем этапе исследования.

Проанализировав результаты по всем показателям, можно сравнить уровни сформированности познавательных логических УУД на констатирующем и контрольном этапах.

Рисунок 2. Сравнительный результат показателей сформированности познавательных логических УУД у второклассников на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Так по сравнению с данными констатирующего эксперимента, на контрольном этапе количество учащихся со средним уровнем сформированности познавательных логических УУД остановилось на отметке 80%; увеличилось количество учащихся с высоким уровнем сформированности познавательных логических УУД (было 10% - стало 20%). Произошли положительные изменения, исчезли учащиеся с низким уровнем сформированности познавательных логических УУД (было 10% - стало 0%).

Итак, проблема формирования логических действий в младшем школьном возрасте обладает актуальностью, её изучение имеет высокое значение, как для теоретических разработок, так и для решения практических задач.

Результаты экспериментальной деятельности позволяют утверждать, что предложенная в данной работе программа может являться одним из путей решения проблем формирования логических действий.

Данная программа может быть использована педагогами в работе с младшими школьниками.

Нам кажется перспективным формирование всех универсальных учебных действий у младших школьников посредством ТРИЗ-технологии.

Список литературы:

  1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - №9. С.18-22

  2. Демидова, М. Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: в 2 ч / М. Ю. Демидова - М.: Просвещение, 2009.

  3. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М.Матюшкин. - М.: Просвещение, 1972.- 208с.

  4. Мурашковска И. Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста / И. Н. Мурашковска // Пачатковая школа. - 2000. - №2.

  5. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. - М.: Просвещение, 1990. - 260 с



© 2010-2022