ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Цель использования материала национально-регионального компонента – это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.         Важно, чтобы на уроках с применением национально-регионального компонента широко использовалась наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы. Интеграция элементов национально-регионального компонента в другие ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Филоненко Ольга Сергеевна,

Учитель математики

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа»

В многонациональной, многоконфессиональной России важнейшей целью является формирование у граждан патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Истинным патриотом является человек, который беззаветно любит и ценит свою Родину, свой народ, традиции, историю, а, с другой стороны, с уважением относится к культуре и менталитету другого народа.

В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент. Использование материала с национально-региональным компонентом на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике.

Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами - ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных цели - это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им нравится.

Цель использования материала национально-регионального компонента - это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.

Важно, чтобы на уроках с применением национально-регионального компонента широко использовалась наглядность - это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы. Интеграция элементов национально-регионального компонента в другие предметы требуют активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, наблюдения, конкурсы, викторины, творческие работы и

т.д.

В учебном плане по математике не предусмотрено часов на изучение национально-регионального компонента, но на уроках, я данный материал частично использую, т.к. считаю, что национально - региональный компонент способствует формированию положительной мотивации обучения математике.

Перед учителем математики стоит важная задача - научить школьников с математической точки зрения разбирать жизненные практические ситуации, обучить теоретическому анализу их. Только при этом условии математические знания могут стать подвижными и действенными.

Содержание школьных учебников математики (теоретический и задачный материал) носит абстрактный характер, не учитывающий особенностей культуры, образа жизни и восприятия детей разных национальностей. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью использования принципа региональности в обучении математике учащихся и его слабой реализацией в современной национальной школе из-за отсутствия соответствующей базы.

Есть две возможности в повседневной работе учителя:

1.ведение уроков по учебнику и по задачникам;

2.проявлять творчество и строить уроки в интеграции с другими предметами, раскрывая прикладную сущность «математики».

Творчество учителя вознаграждается повышением творческих способностей его учеников и положительной эмоцией на уроке. В полной мере достигаются образовательные, развивающие и воспитательные цели урока.

Намного интереснее ребятам решать на уроке задачи с использованием местного материала. При изучении математики в 5-7 классах имеются большие возможности включения прикладных задач с региональным содержанием. Это активизирует учащихся и открывает возможность применения математических знаний на повседневной практике и в жизни.

Например:

- при решении задач на движение в 5 классе: Расстояние от Троицка до Магнитогорска равное 225 км легковой автомобиль преодолевает за 2 часа 30 минут, а грузовая машина за 3 часа. На сколько скорость легкового автомобиля больше скорости грузовой машины?

- в 6 классе устный счет можно провести следующим образом. Задать ребятам вопрос: Какое крупное озеро Челябинской области включено в список 100 ценных водоемов земного шара?

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Ключ к ответам:

А

Б

В

Г

Д

Е

Е

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

- при подготовке к экзамену в 9 классе, рассматривая задачи по анализу таблиц, диаграмм и графиков, стараюсь использовать данные по Челябинской области. Например:

Число прибывших в челябинскую область из-за пределов России, чел.

1990г.

2000г.

2009г.

Всего прибыло

18566

12273

6403

в том числе из:

Азербайджана

584

191

302

Армении

168

334

433

Белоруссии

628

194

56

Грузии

287

178

179

Казахстана

5947

8492

2420

Киргизии

687

393

808

Таджикистана

896

327

819

Узбекистана

1934

692

556

Украины

2728

1020

353

Укажите страны, число прибывших из которых, в 2009 году преобладает над числом прибывших в 1990 году. 1)Армения, Киргизия, Грузия 2)только Армения 3)Армения, Киргизия

Породный состав лесов Челябинской области


Какое из следующих утверждений неверно: 1)сосен больше, чем осин 2)более половины составляют березы 3)более четверти - сосны

На развитие творческих способностей направлены нестандартные домашние задания на составление и решение задач с использованием национально-регионального компонента. Многие учащиеся не всегда могут в процессе обучения на уроке проявить себя в силу своих личных особенностей. Когда же они работают самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, то могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме. А если у ребенка есть возможность выбора, то есть самостоятельность и ответственность. Это могут быть задания на составление задач, плана своего дома, диаграмм и графиков по результатам опроса и т.д.

Важно отметить, что 23% заданий ЕГЭ по математике составляют прикладные задачи на проверку использования приобретенных знаний и умений в практической повседневной деятельности, таким образом, целесообразно при отработке навыка данных задач, включать НРК.

Применение национально-регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку. Изучение математики в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика.



















© 2010-2022