- Преподавателю
- Математика
- Урок-ролевая игра по теме: Десятичные дроби
Урок-ролевая игра по теме: Десятичные дроби
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шпилёва Е.В. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок - ролевая игра: « Знания имей отличные по теме Дроби десятичные»
Тема: « Десятичные дроби»
Цель: организовать работу обучающихся на повторение и обобщение изученного материала по теме « Десятичные дроби»; способствовать развитию математической речи; развитию самостоятельности, умению оценить свою работу; воспитать интерес к математике, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.
Ход урока:
1 этап. Учитель: Ребята! Вы знаете, что уже в глубокой древности приходилось считать. "В результате счёта предметов появились числа 1,2,3,4,5…- натуральные числа. Измерение расстояний, деление предмета на равные части привели людей к дробным числам. Сначала люди пользовались простыми дробями ; ; (половина, треть, четверть), а затем и более сложными. Из множества дробных чисел они выделили те, которые имеют знаменатели 10, 100, 1000,…, т.е. записываются единицей с последующими нулями. Их как вы знаете, назвали десятичными.
Вспомним, что в записи любого натурального числа значение цифры зависит от занимаемого ею места, от её позиции. Такую систему записи называют позиционной.
Если перемещаться слева направо, то в записи чисел, которой мы пользуемся, единица каждого следующего разряда меньше в 10 раз единицы предыдущего. Сейчас нам кажется: как же это просто! Но к этому способу записи люди шли очень долго. Об этом подготовил доклад один из учеников класса.
1 Ученик: « Решать задачу облегчения вычислений начали ещё с древних времён. Но только в 15 веке самаркандский астроном ал- Каши в трактате « Ключ к арифметике» разработал полную теорию десятичных дробей и подробно изложил правила действий с ними. Труды ал-Каши не были известны европейским учёным. А потребность в упрощении вычислений с десятичными дробями возрастала всё больше и больше. Это было связано с развитием техники, мореплавания, производства, торговли. Нужно было быстро и точно вычислять: складывать, умножать, вычитать и делить десятичные дроби, о способ записи их в виде обыкновенных дробей не давал возможности это делать. Прошло полтора века после открытий ал-Каши. И вот талантливый инженер и учёный Симон Стевин в своей книге « Десятая»( 1585) описал арифметические действия с десятичными дробями. Он ввёл символику, которая приближалась к современному виду. Популяризация десятичных дробей - огромная заслуга Стевина перед наукой. Обычно он и признаётся их изобретателем.
Учитель: « Посмотрим, почему же употребление десятичных дробей в современной форме записи значительно облегчило вычислительную работу?»
( К доске выходит ученик и начинает свой рассказ)
Ученик : « Современный способ записи десятичных дробей одинаков со способом записи натуральных чисел. Правила тоже мало отличаются от правил действий с натуральными числами. (Учащиеся работают в парах, рассказывают друг другу правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей)
Дело только в запятой! ( Ученик демонстрирует способ сложения десятичных дробей, второй ученик выходит к доске и демонстрирует умножение десятичных дробей, а третий - деление).
Учитель: « Большое удобство представляет позиционная система для умножения и деления их на 10, 100, 1000, … (Класс повторяет правила умножения и деления на 10, 100, 1000,…)
2 этап. ( Выбегает Запятая - ученица, несколько учеников держат в руках таблички с цифрами)
Ученица -запятая: Ну-ка, цифры! Стройтесь в ряд.
Для себя найду я место.(занимает место между цифрами)
Получилось число.
Попрошу я ребят прочитать его
Тихо всем вместе!
Задания классу:
-
Запятая меняет место, ученик из класса читает получившееся число.
-
Поставить цифры в ряд, Запятая в стороне, ученики говорят ,куда поставить запятую, чтобы число содержало только целые единицы.
-
Запятая стоит в середине. Указать, где она должна стоять, чтобы число увеличилось (уменьшилось) в 10, 100,… раз.
3 этап.
Учитель: « Десятичные дроби, записанные в позиционной системе, очень удобны в расчётах. Во-первых, величины, выраженные ими, можно записать с любой степенью точности и, во-вторых, эти величины легко сравнивать.
Сравнение величин очень важная операция, точность в расчётах необходима.
(В подтверждение этих слов учащиеся читают стихотворение Вл. Лифшица « Три десятых»)
Это кто из портфеля швыряет в досаде
Ненавистный учебник, пенал и тетради?
И суёт свой дневник, не краснея при этом,
Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом?..
Познакомьтесь , пожалуйста , Костя Жигалин,
Жертва вечных придирок,- он снова провален.
И шипит, на растрёпанный глядя задачник:
-Просто мне не везёт!.. Просто я неудачник!..
В чём причина обиды его и досады?
Что ответ не сошёлся лишь на три десятых!
Это сущий пустяк, и к нему, безусловно,
Придирается строгая Марья Петровна!
Три десятых…Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
Три десятых… И всё же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.
Если б строя ваш дом, тот, в котором живёте,
Архитектор немного ошибся в расчёте -
Чтоб случилось, ты знаешь ли, костя Жигалин?
Этот дом превратился бы в груду развалин!
Ты вступаешь на мост, он надёжен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, костя, свалившись в холодную реку
Не сказал бы спасибо тому человеку!
Вот турбина, в ней вал токарями расточен.
Если б токарь в расчётах не очень был точен,
Совершилось бы, Костя, большое несчастье,
Разнесло бы турбину на мелкие части.
Три десятых - и стены возводятся косо!
Три десятых - и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека -
Станет ядом лекарство для человека!..
Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно
И скажи - не права ль была Марья Петровна?
Если честно подумаешь, Костя, об этом,
То не долго лежать дневнику под буфетом!
4 этап. Соревнование « Думай и соображай!»
Задачи предлагаются всему классу. Дети записывают решение в тетрадях и выполняют взаимопроверку, ставят баллы в листок контроля)
-
Какой знак можно поставить между числами 7 и 8, чтобы получилось число больше 7 и меньше 8 ?
-
Между числами 5,2 и 5,3 поставьте число большее 5,2 и меньшее 5,3 .
-
Даны суммы 2,18+4,36+6,53+8,77 и 7,82+5,64+3,47+1,23. Найдите сумму этих сумм.
-
Найдите устно значение выражения: (13 - 2,46: 3.54)∙(о,5 - ).
5 этап. Игра « Заполни клетку».
(Учащиеся получают листочки, текст которых приведен в таблице)
Вариант 1. Фамилия ______________
Вариант 2 Фамилия_______________
1,4+0,6 =
- - 1,7 =
∙ 1,2 =
: 9 =
+0,96 =
- 0,2 =
∙0,5 =
: 0,02 =
2,6 + 0,4 =
- 2,8 =
∙1,8 =
: 12 =
+ 0,97 =
- 0,1 =
∙ 0,5 =
: 0,15 =
( Правило заполнения в том, что ответ предыдущего ставится в первую клетку следующего)
6 этап. Учитель: « На урок к нам сегодня Незнайка пришёл.
Ему смысл запятой не понятен.
Мы решать, объяснять должны так хорошо,
Чтобы смысл запятой ему тоже стал ясен».
Незнайка. Я хотел бы дом построить,
Пять окон должно быть в нём,
Я даю вам все размеры,
Разместите окна верно.
Задание. Разместить окна верно на одной стене так, чтобы расстояние между окнам , окном и крайними стенами были одинаковые. Расстояния сверху и снизу тоже одинаковые. Размер окна: высота - 1,5 м, ширина - 1,16 м.
Размер стены: высота 2,5 м, длина 10 м.
Решение: 1) 1,16∙5=5,8(м) - ширина всех окон.
2)10-5,8 = 4,2(м) - длина всех пролётов.
3) 4,2: 6 = 0,7 (м)- расстояние между окнами.
4) (2,5 - 1,2): 2 = 0,5(м)- расстояние сверху и снизу.
(В тетрадях ученики делают чертёж стены с окнами в соответствующем масштабе.)
7 этап. Незнайка: « Знаменитый инженер дал для крыши мне размер.
Сколько шифера купить, чтобы крышу мне покрыть?»
Размеры шифера: 0,75м на 1,7 м; размер крыши: 10,2м на 7,5 м.
(Решение выполняется самостоятельно, с последующей взаимопроверкой)
Решение: 1) 0,75 ∙1,7 = 1,275(м2) - площадь одного куска шифера.
2) 10,2∙ 7,5 = 76.5 ( м2) - площадь крыши.
3) 76.5 : 1,275 = 60 (листов)
Ответ: 60 листов.
7 этап. Незнайка:
А ещё одна беда
Приключилася со мной -
В накладной стоит цена без единой запятой.
Если дом мой столько стоит,
Мне его ведь не построить!
Но, побыв у вас в гостях,
Сам теперь пойму я:
Где, когда, в каких местах,
Ставить запятую.
И теперь смогу я сам загадать загадку вам.
Задание
Если 25∙11 = 275, то
2,5∙ 11 =
25∙ 1,1 =
0,25 ∙ 11=
2,5 ∙0,11 =
0,25 ∙ 0,11 =
(Выполняют самостоятельно, взаимопроверка)
8 этап. Запятая:
Ну, спасибо вам , ребятки,
Что меня вы так почли.
Я за вас теперь спокойна- вы решить ведь всё смогли.
В математике успех вас ожидает пусть большой.
Никогда не забывайте важность, нужность запятой.
9 этап. Подведение итогов ( подсчёт баллов в листе контроля)