План урока в 5 классе Деление десятичной дроби на натуральное число

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок в 5 «а» классе

по теме :«Деление десятичной дроби на натуральное число»

учитель математики МБОУ СОШ№2 Печковский Виталий Леонидович

г.Белореченск Краснодарский край


27.02.2015

Цели урока:

Образовательные: (формирование познавательных УУД):

- провести актуализацию знаний по темам: «Натуральные числа», «Десятичные дроби»;

- помочь сформулировать правило деления десятичной дроби на натуральное число;

- научить применять данное правило при выполнении заданий.

Развивающие: (формирование регулятивных УУД)

-создать условия для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, развития интеллектуальных качеств: внимания, воображения, памяти, умения анализировать, обобщать, выделять главное;

-создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирования положительного мотива учения.

Воспитывающие: (формирование коммуникативных и личностных УУД):

-воспитание культуры математической речи, умения высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге;

-способствовать формированию способности к позитивному сотрудничеству.

Тип урока:

урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учеников.

2. Мотивация урока. (Слайд 2)

Поэт Роман Сеф написал такие строчки:

Кто ничего не изучает,

Тот ничего не замечает.

Кто ничего не замечает

Тот вечно хнычет и скучает.

А чтобы не было вам, ребята, скучно на уроке, каждый должен принимать активное участие.

3. Актуализация опорных знаний.

- О каких числах мы говорим на уроках в последнее время?

- Давайте вспомним, какие действия мы выполняли с десятичными дробями.

- Чтение и запись десятичных дробей.

- Сложение и вычитание. Умножение десятичных дробей на натуральные числа.

- Сравнение.

(Слайд 3)

7,2 > 5,59; 18,04 < 18,4; 0,36 > 0,3; 4,806 < 4,93; 7,040 = 7,04

Интересное в природе.

(Слайд 4)

Вы знаете, что некоторые бабочки, как и птицы, улетают на зимовку? Сейчас вы узнаете название такой бабочки.

Работа в парах.

Выполните вычисления. Рядом впишите буквы, соответствующие найденным ответам.

8,4 + 3,2 = _____

13,6 + 4,02 = _____

7,5 - 0,7 = _____

6,9 + 0,4 = _____

3,6 х 3 = _____

0,02 х 15 = _____

17,62

0,03

17,8

3,4

7,3

70

о

е

и

у

а

я

11,6

10,8

6,8

11,12

0,4

0,3

м

р

н

з

к

х

(Слайд 5)

Бабочки Монархи - короли в мире бабочек. Это единственные насекомые, способные преодолевать огромные расстояния более 3000 километров до мест своей зимовки в теплых странах. Сотни и тысячи этих бабочек, разместившись на ветках деревьев, создают впечатление пестрой листвы и цветов. А почему они улетают на зимовку, вы нам расскажете на следующем уроке.

(В течение своей жизни им приходится сталкиваться с множеством трудностей - они не могут пережить холодную погоду, а основной источник их пищи не растет в местах зимовки. Монархи питаются растениями, выделяющими млечный сок, который не растет в привычной среде обитания зимой. Именно потому им приходится мигрировать на север.)

4. Объяснение нового материала.

А теперь перейдем к задаче.

(Слайд 6)

Кусок ленты длиной 19,2 м разрезали на 8 равных частей. Найдите длину каждой части. Как это сделать?

19,2:8

Можем мы это выполнить? Какое действие и с какими числами нужно выполнить? Какая тема нашего урока? Какова цель нашего урока?

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока. (Слайд 7)

(Слайд 8)

Как можно решить эту задачу?

1)19,2 м=192 дм

2) 192:8=24 (дм) - длина ленты

3) 24 дм=2,4 м

Значит, 19,2:8 = 2,4
Тот же ответ можно получить, не переводя метры в дециметры.

(Слайд 9)

Давайте вспомним, что значит разделить?

Это значит найти такое число, при умножении которого на делитель получим делимое.

Разделить десятичную дробь на натуральное число - значит найти такую дробь, которая при умножении на это натуральное число дает делимое.

Дети должны попытаться сами вывести правило, если у них это не получается , можно предложить решить еще одну подобную задачу.

(Для этого надо разделить 19,2 на 8, не обращая внимания на запятую, и поставить в частном запятую, когда кончится деление целой части. )

С чего мы начинали выполнять деление чисел столбиком? С определения количества цифр в частном. Так же мы будем поступать и при делении десятичных дробей на натуральные числа, с тем лишь отличием, что это будет количество цифр в целой части частного.

(Слайд 10)

Солнце всходит,
Скрылась ночь,
Запятая встать не прочь,
Целую разделишь часть-
Запятой не дай пропасть.
Ставь ее и часть потом
Дробную дели с трудом.
Потому что без труда
Не разделишь никогда!

После этого учитель предлагает ученикам самостоятельно сформулировать правило деления десятичной дроби на натуральное число , а затем и сам его четко формулирует.

5. Этап первичного осмысления и закрепления знаний

Рассмотрим примеры. Учитель записывает на доске, беседуя с детьми.

23,45 : 5 = 4,69

243,2 : 8 = 30,4

А что делать, если целая часть меньше делителя ( не делиться на число)?

(Если целая часть меньше делителя, то частное начинается с
нуля целых)

1,8 : 4 = 0,45


6. Физкультминутка.

(Слайд 11)

(Ученики за учителем повторяют движения)

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась.
Два - изящно покружилась.
Три - нагнулась и присела.
На четыре - улетела.


7. Обобщение и систематизация полученных знаний

(Слайд 12)

Повторить с учащимися еще раз правило и алгоритм выполнения действия.

Устно:

4,8 : 4 = 2,4 : 2 =
8,4 : 2 = 5,5 : 5 =

2,4 : 8 =

Для контроля и проверки усвоения полученных знаний учащиеся решают самостоятельную работу с последующей проверкой (взаимопроверка)

(Слайд 13)

В первом задании каждому правильному ответу соответствует буква. Решите пример, найдите в таблице ответ, замените буквой, получите зашифрованное слово. Ответы второго задания на обратной стороне отворотной доски.(можете подойти и свериться)

1)2,45 : 5 = 1)3,43 : 7 =

36,12 : 8 = 27,09 : 6 =

2,8 : 8 = 3,15 : 9 =

17,78 : 7 = 20,32 : 8 =

241,2 : 9 = 107,2 : 4 =

4,5 : 6 = 3,75 : 5 =

2) 24, 5:10= 2) 34,3;10=

36,12:100= 27,09:100=

2,8:10= 3,15:10=

17,78:100= 20,32:100=

4,5:1000= 3,75:1000=

По окончанию самостоятельной работы учитель предлагает ученикам самостоятельно сформулировать правило деления десятичной дроби на 10 ,на100 , на1000 ,затем сам четко его формулирует.


0,75

2,54

4,515

0,49

26,8

0,35

3,5

0,075

н

и

р

у

ц

а

о

м

(Слайд 14)

Ура. Все вы большие умницы.

)

8. Итого урока.

Итак, расскажите, как выполнять деление на десятичную дробь. Поставьте в дневник «5» те, кто правильно выполнил всю самостоятельную работу и «4»-кто допустил 1-2 ошибки.

9. Домашнее задание.

(Слайд 15)

п. 35, № 1340 (а - д), 1376, о бабочке Монарх.

10. Рефлексия. (Слайд 16)

У каждого учащегося есть картинки для рефлексии "солнышко и тучка".

- Ребята, я прошу вас дать оценку своей деятельности на уроке.

(Изображение "солнышко" - старался, все получалось; работал в полную силу своих возможностей; чувствовал себя уверенно.

Изображение "солнышко, прикрытое тучкой" - старался, но не все получалось, испытывал чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.

Изображение "тучка" - не старался, у меня не было желания работать, сегодня не мой день.

С этими карточками дети знакомы, так как работаем с ними регулярно, наряду с другими приемами )

(Слайд 18) Спасибо за урок!

(Слайд 19)

Литература :

1)Учебник: Математика, 5 класс. /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд./ М.: Мнемозина, 2012 и последующие издания.

2) Поурочные разработки к учебнику Н.Я.Виленкина. Книга для учителя. З.С.Стромова. Волгоград.

Интернет - ресурсы :

Источник шаблона: сайт pedsovet.su

Бабочка картинки : images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%85&img_url=http%3A%2F%2Fs61.radikal.ru%2Fi173%2F1003%2Fa5%2F5a82db4afe89t.jpg&pos=0&rpt=simage&lr=56&noreask=1&source=wiz

О бабочке :

lifeglobe.net/entry/1848

«Анимашка - бабочка» : mirgif.com/babochki.htm

«Анимашка - солнышко» :

images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%BE&img_url=http%3A%2F%2Fschool22z.narod.ru%2Fimages%2Fsemja2008%2Fimages%2Fkartinki%2Fso2.gif&pos=2&rpt=simage&lr=56&noreask=1&source=wiz

Приложение 1.

8,4 + 3,2 = _____

13,6 + 4,02 = _____

7,5 - 0,7 = _____

6,9 + 0,4 = _____

3,6 х 3 = _____

0,02 х 15 = _____

17,62

0,03

17,8

3,4

7,3

70

о

е

и

у

а

я

11,6

10,8

6,8

11,12

0,4

0,3

м

р

н

з

к

х

Приложение 2.

Вариант 1

2,45 : 5 =

36,12 : 8 =

2,8 : 8 =

17,78 : 7 =

241,2 : 9 =

4,5 : 6 =

Вариант 2

3,43 : 7 =

27,09 : 6 =

3,15 : 9 =

20,32 : 8 =

107,2 : 4 =

3,75 : 5 =



© 2010-2022