• Преподавателю
  • Математика
  • Научный проект на тему: «Город Риддер в задачах» (Составление задач на основе регионального компонента)

Научный проект на тему: «Город Риддер в задачах» (Составление задач на основе регионального компонента)

"Описание материала: Научный проект учащихся 4 класса по математике под руководством преподавателя с определением темы, гипотезы, цели, применение исторической справки о городе Риддер.Исследовательская работа с выводами и анализом, составленная в виде графиков. Внесение выборочных заданий из сборника задач с применением регионального компонента.Цель работы: создать сборник задач по математике для 2-4 классов на основе сбора данных о городе Риддере. Задачи:1. Изучить информацию в учебной литерату...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Оглавление

Введение 1

1.Исследовательская часть 3

1.1 Изучение вопроса в литературных источниках.

1.1.1 Понятие текстовой задачи 3

1.1.2 Виды задач………...…………………………………………………………..3

1.1.3 Этапы решения задач………………………………...……………………...3

1.2 Информационная справка 4

1.3 Практическая часть сборник задач «г. Риддер в задачах» ………………....…..6

1.4 Апробация сборника задач………………....……………………………………..9

Заключение 10

Список литературы.……………………………………………………………………...11



Введение

Математика-наука, которая ум в порядок приводит. Так говорят ученые. Мы учимся в школе четвертый год и замечаем, что при подготовке домашнего задания большую часть времени тратим на математику. Анализируя себя, понимаем что долго решаем задачи. Почему? Медленно выполняем арифметические действия, трудно понимаем условия задачи, неинтересно или другие причины? А как дела у наших одноклассников?

Мы провели анкетирование.

Вопрос №1

Сколько времени ты выполняешь домашнее задание?

Из 25 учеников: три часа выполняют домашнее задание -2 ученика , 2,5 часа -5 учащихся, 2 часа-12учеников и 1,5 часа - 6 учащихся.

Научный проект на тему: «Город Риддер в задачах» (Составление задач на основе регионального компонента)

Вопрос №2

Сколько(приблизительно) времени уходит на подготовку домашнего задания

по предметам?

Результат:

По русскому языку - 20 мин.

По литературе - 15 мин.

По казахскому языку - 20 мин.

По математике - 40 мин.

Научный проект на тему: «Город Риддер в задачах» (Составление задач на основе регионального компонента)

У наших одноклассников как и у нас математика требует большего времени, чем другие предметы. Почему? Почему решение задач вызывает трудности?

Родилась гипотеза : содержание задач может влиять на внимание, интерес и скорость их выполнения. Задачи можно сделать интереснее.

Цель работы: создать сборник задач по математике для учащихся 2-4 классов на основе данных о нашем городе.

Задачи:

1.Изучить информацию в учебной литературе по составлению математических задач с учетом младшего школьного возраста.

2.Собрать сведения о городе Риддер и Восточно - Казахстанской области.

3.Составить авторские задачи.

4.Апробировать сборник с учителем математики.

Методы:

1.Поисковый(анализ литературы, сбор данных о городе)

2.Исследование(определение типов задач, способов их решения, обработка информации)

3.Практический(составление задач, апробация)

Объект исследований: содержание математических задач.



1.Исследовательская часть

1.1 Изучение вопроса в литературных источниках.

1.1.1 Понятие текстовой задачи

Текстовая задача - есть описание некоторой ситуации с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между ее компонентами или определить вид этого отношения.

Решение задач - это работа несколько необычная, а именно умственная работа. А чтобы научиться какой-либо работе, нужно предварительно хорошо изучить тот материал, над которым придется работать, те инструменты, с помощью которых выполняется эта работа.

Каждая задача - это единство условия и цели. Это очень важно иметь в виду, чтобы проводить анализ текста задачи. Это означает, что анализ условия задачи необходимо соотносить с вопросом задачи и наоборот. Их нельзя разрывать, так как они составляют одно целое.

Математическая задача-это связанный лаконический рассказ, в котором введены значения некоторых величин и предлагается отыскать другие неизвестные значения величин, зависимые от данных и связанные с ними определенными соотношениями, указанными в условии. Любая текстовая задача состоит из двух частей: условия и требования (вопроса).

В условии соблюдаются сведения об объектах и некоторых величинах, характеризующих данные объекта об известных и неизвестных этих величин об отношениях между ними. Требования задачи-указания того что можно найти. Оно может быть выраженно предложением в повелительной или вопросительной форме.

1.1.2 Виды задач:

Все арифметические задачи по числу действий делятся на простые и составные. Задача для решения которой надо выполнить один раз арифметическое действие, называется простой. Задача для решения которой надо выполнить несколько действий. При решении простых задач происходит первое знакомство с задачей и ее составными частями, выполняется арифметическое действие. Составная задача включает в сея ряд простых задач связанных между собой. Для ее решения надо установить систему между данными и искомым, а затем выполнить арифметические действия.

1.1.3 Этапы решения задач

В решении текстовых задач можно выделить несколько этапов:

1.Ознакомление с содержанием задачи

2.Поиск решения задачи.

3.Выполнение решения задачи

4.Проверка решения задачи.



1.2. Информационная справка о г. Риддер

Город Риддер Восточно-Казахстанской области основан в 1786 году как поселок Риддер и назван так в честь первооткрывателя рудных месторождений, горного инженера Филиппа Риддера.

Научный проект на тему: «Город Риддер в задачах» (Составление задач на основе регионального компонента)

Научный проект на тему: «Город Риддер в задачах» (Составление задач на основе регионального компонента)

Постепенно небольшой рудничный поселок с рублеными домами и деревянными тротуарами превратился в многоэтажный и благоустроенный город с большим промышленным потенциалом. Сегодня Риддер является вторым по величине в Усть-Каменогорской агломерации.

История развития г.Риддера связана с эксплуатацией месторождений полиметаллических руд, открытых в конце XVII века. Еще до установления советской власти здесь была построена небольшая электростанция, обогатительная фабрика, проложена железная дорога до Усть-Каменогорска. В двадцатые годы прошлого века, с приходом советской власти началась регулярная эксплуатация Риддерского и других месторождений, с 1923 года начинает давать цинк опытный электролитный завод.
В годы первых пятилеток Риддер стал одним из основных поставщиков цветных металлов в стране. В это время был построен каскад гидростанций, который значительно улучшил электроснабжение населенного пункта.

После Отечественной войны началось обновление города: массовое строительство жилья, объектов культурно-бытового обслуживания, улично-дорожной сети, других инженерных сетей и коммуникаций.

Научный проект на тему: «Город Риддер в задачах» (Составление задач на основе регионального компонента)

Научный проект на тему: «Город Риддер в задачах» (Составление задач на основе регионального компонента)

За период существования статус населенного пункта претерпел следующие изменения:
1786 год - основан поселок Риддер Томской (позднее Алтайской) губернии;
1920 год - директором ВЦИК поселок Риддер включен в состав Киргизской АССР (впоследствии Каз.ССР);
1932 год - поселок получил статус города.

На начало XX века численность населения составляла 4 тыс.человек, максимальной численность была в 70-х годах - более 72 тыс.человек, на сегодня в городе проживает 61,5 тыс.человек.
Территория современного г.Риддера составляет 3387220 тыс.кв.м. В состав административной территории входит 19 населенных пунктов, один сельский и один поселковый округ.


Научный проект на тему: «Город Риддер в задачах» (Составление задач на основе регионального компонента) Географическое положение

Административная территория г.Риддера располагается на северо-востоке Казахстана, в Лениногорской котловине, в горной лесостепной зоне. Лениногорская впадина с юго-востока ограничена хребтом "Ивановский белок", с юга - склонами "Проходного белка", с юго-запада и запада - склонами "Синюхина белка".

Климат резко континентальный, характерные черты - холодная продолжительная зима, умеренно прохладное лето, большие годовые и суточные колебания температуры воздуха. Средняя годовая температура равна +1,5оС, средняя температура января -12,7оС, абсолютный минимум -47оС, средняя температура июля +16,7оС, абсолютный максимум +37оС. Годовое количество осадков составляет 675мм, выпадение в течение года неравномерное: за зимний период (XI-III) выпадает 126мм, за летний (IV-X) - 549мм.

Научный проект на тему: «Город Риддер в задачах» (Составление задач на основе регионального компонента)

Научный проект на тему: «Город Риддер в задачах» (Составление задач на основе регионального компонента)

Город Риддер входит в состав Усть-Каменогорской агломерации, имеет перспективные месторождения полиметаллических руд, обеспечен водными и лесными ресурсами, ресурсами для производства строительных материалов.

Для полиметаллических месторождений характерно преобладание свинцово-цинковых руд с содержанием золота, серебра, кадмия, сурьмы, мышьяка, олова, железа, серы и других элементов. Месторождения строительных материалов представлены кирпичным сырьем, песчано-гравийными смесями и песками.

В Лениногорской впадине развит ландшафт горного лесостепного типа: темнохвойной тайги, смешанных лесов, кустарников и высокого разнотравья. Значительную площадь занимает сосновый бор, располагающийся в окрестностях Риддера. Широкое использование земель в хозяйственных целях затруднено из-за горного рельефа местности.

В регионе имеется хорошо развитая сеть рек: Тихая, Филипповка, Быструха, Громотуха, Журавлиха, Шаравка, множество мелких водотоков и ручьев. Все реки горные, с бурным течением и каменистыми руслами. Источником водоснабжения г.Риддера является Малоульбинское водохранилище, расположенное в горной котловине. Площадь зеркала - 3,7км2, объём - 84 млн.м3.

На территории региона выявлены холодные радоновые воды, которые можно использовать в лечебных целях.



1.3. Практическая часть - сборник задач « Город Риддер в задачах»

Чтобы составить интересные по содержанию задачи мы отправились на поиски данных в Отдел статистики, историко-краеведческий музей, Западно-Алтайский природный государственный заповедник, библиотеку.

На основе собранного материала мы составили 24 задачи и разделили их на 6 групп.

Задача на увеличение.

Высота Тарбагатай - Алтайского хребта 3095м. Высота Курчумского хребта на 209м выше. А хребет Южно-Алтайский на 566м выше Курчумского. Какова высота Южно-Алтайского хребта?

Решение:

(3095+209) +566=3870(м)

Ответ: высота Южно-Алтайского хребта составляет 3870м.

Научный проект на тему: «Город Риддер в задачах» (Составление задач на основе регионального компонента)





Задача на нахождение остатка.

Научный проект на тему: «Город Риддер в задачах» (Составление задач на основе регионального компонента)В Западно-Алтайском заповеднике отмечено 824 вида растений, из них 70 видов являются реликтами, девятая часть оставшихся растений нуждается в особой охране. Сколько видов растений нуждается в охране?

Решение:

(824-70):9 = 83(вида)

Ответ:83 вида нуждается в охране.



Задача на нахождение суммы.

За период ВОВ юноши и девушки г. Лениногорска после учебы работали на предприятиях. Они добыли сверх нормы 150 000т руды, выплавили свинца в 2 раза больше чем руды, а металлолома собрали на 180 000т меньше, чем выплавили свинца. Сколько всего металла добыли юноши и девушки города сверх нормы?

Решение:

1)150 000*2 = 300 000(т выплавили свинца)

2)300 000-180 000= 120 000(т собрали металлолома)

3)150 000+ 300 000+120 000= 570 000(т добыли металла всего)

Ответ: 570 000т сверхнормы.

Научный проект на тему: «Город Риддер в задачах» (Составление задач на основе регионального компонента)




Задача на уменьшение.

Научный проект на тему: «Город Риддер в задачах» (Составление задач на основе регионального компонента)В Казахстане 20 видов звездчатки, из них в Восточно-Казахстанской области на 18 видов меньше. Сколько видов звездчатки в Восточно-Казахстанской области?

Решение: 20-18=2(вида) Ответ:2 вида в ВКО.



Задача на разностное сравнение.

Научный проект на тему: «Город Риддер в задачах» (Составление задач на основе регионального компонента)

Сокольное месторождение было открыто в 1820 году, Ильинское месторождение было открыто на 25 лет позже, а Крюковское месторождение раньше Сокольного на 9 лет. Когда было открыто Крюковское и Ильинское месторождения? Какое было открыто раньше всех?

Решение:

1)1820+25=1845(год) открытие Ильинского месторождения

2)1820-9=1811(год)открытие Сокольного месторождения

3)1845>1820>1811

Ответ: Сокольное месторождение было открыто раньше всех.

Задача на движение.Научный проект на тему: «Город Риддер в задачах» (Составление задач на основе регионального компонента)

Расстояние между Дворцом Культуры и бывшим кинотеатром «Спутник» равно 3900м. с какой скоростью двигались ученики 4 класса, если они прошли этот путь за 1 час?

Решение:

  1. 1 час = 60 мин

  2. 3900:60 = 65(м/мин)

Ответ: 65м/мин скорость учеников.



1.4.Апробация сборника задач.

В эксперименте приняли участие 21 ученик 2-4 классов. Ребятам были предложены для решения задачи обычного ( как в учебнике) содержания и задачи с данными по нашему городу.

Результат:

14 из 21 сделали свой выбор в пользу задач по нашему городу. К тому же такие задачи выбирали более сильные учащиеся.

Вывод:

Задачи с содержанием о нашем городе и области более интересны учащимся, чем обычные

Научный проект на тему: «Город Риддер в задачах» (Составление задач на основе регионального компонента)



Заключение

Итак, в ходе наших исследований мы доказали, что задачи с данными о нашем крае более интересны, привлекают внимание, а потому применимы и необходимы в школьной программе. Кроме этого решая задачи мы узнаем историю, достопримечательности и другие данные, расширяем тем самым кругозор, изучаем свой край.

Нами создан сборник - задачник «Город Риддер в задачах», который можно применить на уроках математики, на занятиях математического кружка, в предметных олимпиадах.

"Предмет математики настолько

серьёзен, что полезно

не упустить случая

сделать его немного занимательным"

Б.Паскаль


Список литературы:


  1. Эко - информацонный бюллетень «Заповедные дали» №1, февраль 2006г.

  2. Эко - информацонный бюллетень «Заповедные дали» №2(10), 2008г.

  3. Журнал «KAZZINC», Усть-Каменогорск, 2005г.

  4. Журнал «Катон-Карагайский государственный национальный природный парк», Усть-Каменогорск, 2008г.

  5. Данные ГУ Департамента статистики Восточно-Казахстанской области, Управления статистики г. Риддер

  6. Цыганов А.В. «Первоцветы Казахстана», Усть-Каменогроск, 1992г.







Министерство Образования и Науки Республики Казахстан

КГУ «Средняя школа №16»






Направление: математика





Научный проект на тему:

«Город Риддер в задачах»

(Составление задач на основе регионального компонента)



Исполнители: Кожемяко Данил

Никонов Ростислав

Учащиеся 4 «А» класса

КГУ «Средняя школа №16»

Г.Риддер ВКО


Руководитель: Тюлькина Р.В.

Учитель начальных классов

КГУ «Средняя школа №16»

Г.Риддер ВКО



2014г.

© 2010-2022