Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график

План-конспект урока Тема  урока:  функция  y =  и её график Цели: повторить понятие функции; ввести понятие функции «обратная пропорциональность»; формировать умение строить график этой функции; сформулировать свойства функции «обратная пропорциональность»; развивать вычислительные навыки учащихся; Развитие зрительной памяти, внимания, смысловой памяти, умений анализировать, обобщать, сопоставлять. Воспитание коммуникативной культуры, умения работать в группе, оценивать ответы своих товарищей. Формировать представление о компьютере как о средстве обучения.
Раздел Математика
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока
Тема урока: функция y = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график и её график

Цели: повторить понятие функции; ввести понятие функции «обратная пропорциональность»; формировать умение строить график этой функции; сформулировать свойства функции «обратная пропорциональность»; развивать вычислительные навыки учащихся;

Развитие зрительной памяти, внимания, смысловой памяти, умений анализировать, обобщать, сопоставлять.

Воспитание коммуникативной культуры, умения работать в группе, оценивать ответы своих товарищей. Формировать представление о компьютере как о средстве обучения.

Ход урока

I. Организационный момент. Учащиеся рассаживаются для работы в группах; каждой группе выдается оценочный лист, выбирается ответственный за работу.

II. а) Устная работа. (на доске)

- Выразите из формулы величину х:

а) y = x · z; г) 3а = сх;

б) а = b · x; д) y = 2xz;

в) t = 7x;

- Что такое функция?

-Что такое график функции?

- Что такое прямоугольная система координат?

-Как называются функции, задаваемые формулами:

У=2х+3; у=-Разработка урока по теме Функция у=к/х и её графикх+4; у=2х; у=-3х; у=х2, у=х3, что представляет собой их график, как он расположен? Укажите область определения и область значений каждой из функций.

б). Индивидуальное задание. Задание на повторение - работа на компьютере «Координаты на плоскости» (презентация) (стр.55)

III. Объяснение нового материала.

Объяснение проводится в несколько этапов:

1. В в е д е н и е ф у н к ц и и обратная пропорциональность.

Начать нужно с рассмотрения реальных процессов и ситуаций.

Пример 1. Иван отправился в поход. Какой путь он пройдет за 4 часа?

S=4Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график

-Какая величина зависимая и от какой величины?

Пример 2. Какое время затратит на весь путь Иван, если ему надо пройти 2 км со скоростью Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график км/ч?

t = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график.

-Какая величина зависимая и от какой величины?

Пример 3. Найдите площадь прямоугольника, стороны которого 12см и ɑ см

Пример 4. Площадь прямоугольника равна 60 см2, а одно из его измерений равно ɑ см. Тогда второе измерение можно найти по формуле b = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график.

Пример 5. Количество товара т, которое можно купить на одну и ту же сумму денег в 500 р., зависит от его стоимости Р (в рублях). Эта зависимость выражается формулой т = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график.

Полученные в примерах формулы выносятся на доску:

t =Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график; b = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график; т = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график.

- Что общего имеют все данные формулы?

После этого записать полученные зависимости в общем виде:

y = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график

- Заметим, что в данной формуле величины находятся в обратно пропорциональной зависимости, поэтому функцию y = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график называют обратной пропорциональностью.

На доску выносится СЛАЙД 3:

Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график



Функция, заданная формулой вида y = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график, где k ≠ 0,
называется обратной пропорциональностью.


Полезно предложить учащимся устное задание, проверяющее правильность усвоения новой функции.

Н а доске:

- Укажите, какие из функций являются обратной пропорциональностью.

а) y = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график; д) y = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график;

б) у = 2х - 1; е) y = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график;

в) y = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график; ж) y = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график;

г) y = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её графикx; з) y = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график.

Физкультпауза.

- Рассмотрим, что представляет график данной функции y = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график и её свойства,

при k = 2Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график

Подробно остановиться на вопросе построения графика функции
y = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график.

Вопросы: - Какова область определения функции?

- Какова область значений функции?

Проблема: - Что представляет собой график?

- Сколько точек необходимо для построения графика?

- Постройте в тетради таблицу и задайте значения аргумента и вычислите значения функции

х

Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график

Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график

1

2

4

8

у

8

4

2

1

Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график

Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график



х

Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график

Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график

-1

-2

-4

-8

у

-8

-4

-2

-1

Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график

Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график

На доску выносится СЛАЙД 4

Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график

- Постройте прямоугольную систему координат и отметьте на ней полученные координаты точек.

На доску выносится СЛАЙД 5

Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график

По этому графику дается название графика и описание некоторых свойств функции.

Свойства функции:

  • Д(у): любые х, кроме х=о

  • Е(у): любые у, кроме у=0

  • График - гипербола

Из истории: одним из первых, кто начал изучать эту кривую был ученик знаменитого Платона, древнегреческий математик МЕНЕХМ в 4 веке до нашей эры, но так и не сумел её полностью изучить. А вот исследовал свойства и дал ей название крупнейший геометр древности АПОЛОНИЙ ПЕРГСКИЙ в 3 веке до нашей эры

На доску выносится СЛАЙД 6 ,

Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график

и выводятся остальные свойства функции:

  • Убывает при х є (0: +∞) и при х є (-∞: 0), возрастает - нет

  • у > 0 при х > 0, у < 0 при х < 0

  • Унаим.не сущ., унаиб.не сущ.

  • Функция непрерывна на промежутках (-∞: 0) и (0: +∞)

  • Асимптоты х = 0, у = 0.

  • Обладает центральной симметрией с центром в точке (0:0).

Затем построить график функции y = -Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график и сопоставить его с графиком функции y = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график.

Вывести свойства новой функции:

  • D(у) = (-∞: 0) U (0: +∞)

  • Е(у) = (-∞: 0) U (0: +∞)

  • Возрастает при х є (-∞: 0) и при х є (0: +∞)

  • у > 0 при х < 0, у < 0 при х > 0.

  • унаим .не сущ., унаиб не сущ.

  • Функция непрерывна на промежутках (-∞: 0) и (0: +∞)

  • Асимптоты х = 0, у = 0.

  • Обладает центральной симметрией с центром в точке (0:0).

После этого полезно сделать вывод о расположении гиперболы в зависимости от коэффициента k.

Выполнить № 192. , 193

После его выполнения желательно, чтобы учащиеся занесли в тетрадь следующую иллюстрацию и записали общие свойства функции у =Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график :

на доске

Функция y = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график

График - гипербола

Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график

IV. Формирование умений и навыков.

  1. На доске: Обратная пропорциональность задана формулой у = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график. Определите, принадлежит ли графику этой функции точка: А(-0,05; -200); В(-0,1; 100); С(500; -0,02); М(400; 0,025).

Вопрос: - Какие точки можно сразу исключить?

2. Графиком какой из функций y = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её графикx, y = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график, y = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график является гипербола? Постройте эту гиперболу.

.

3. Сильным в учебе учащимся можно предложить выполнить дополнительно № 257 (а, д).

Решение: а) Для построения графика функции y = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график необходимо рассмотреть два случая. При х > 0 данная функция совпадает с функцией y = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график, а при х < 0 - с функцией

y = -Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график. Поэтому получим график:

Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график

д) y = -Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график.

Рассуждая аналогично, получим график:

Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график

V. Итоги урока.

Вопросы учащимся:

- Функция какого вида называется обратной пропорциональностью?

- Что является графиком функции y = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график?

- В каких координатных четвертях расположен график функции y = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график в зависимости от k?

- Какова область определения функции y = Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график?

- Подведение итогов в группах.

Рефлексия: наш урок закончился и мне хочется узнать, как вы поняли сегодняшний материал, интересно ли было вам на уроке.

-Дорисуй рожицу клоуну.

Урок понравился. Но не все вопросы были понятны. -

Урок не понравился, многое не понятно, считаю, что нужна еще консультация Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график

Урок очень понравился. Все понятно, не выясненных вопросов не осталось Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график

Разработка урока по теме Функция у=к/х и её график

.

Домашнее задание: № 180, № 185, №194(а).


© 2010-2022