- Преподавателю
- Математика
- В помощь школьнику
В помощь школьнику
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Миронова Т.А. |
Дата | 06.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Согласовано Зам. директора по УВР ______Кургалина Т.А. «___»__________2014 г. | Утверждаю Директор МОУ «СОШ г. Ермолино» __________________Полетаева Н.Н. «___»_____________2014 г. |
|
|
Рабочая программа дополнительного курса по математикедля 7-8 классов«В помощь школьнику».
Составитель: Кузнецова Татьяна Алексеевна, учитель математики |
г. Ермолино
2014-2015 уч. год
Пояснительная записка
Мы строго спрашиваем с детей. А если бы дети строго могли требовать от нас, чтобы мы выполняли честно свой долг воспитания, то многие специальные проблемы были бы решены. Хулиганы, невежды растут из малышей из-за нашего безалаберного воспитания, из-за того, что они не могут образумить взрослых - безответственных воспитателей.
Ш.А. Амонашвили
Неуспевающий школьник - фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Эйнштейн, Эдисон, Шекспир, Байрон, Гоголь, Герцен. Последним в математическом классе был Пушкин. Много-много других знаменитых и выдающихся людей испытывали трудности с обучением в начальной школе и были отнесены к категории безнадежных. Эти факты подтверждают, что с отстающим, неуспевающим учеником не все обстоит просто и однозначно.
Возможно, ли сразу определить неуспевающего школьника? Это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним. Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет. Исследования интеллекта отстающих в учебе детей показывают, что по основным показателям они не только не хуже, но даже лучше многих хорошо успевающих школьников. Учителя всегда удивляются: как мог достичь успехов тот или иной школьник, который был безнадежным двоечником? А чуда никакого нет - это был ребенок, которому не подошло то, что ему предложили в школе.
Основные принципы неуспеваемости учащихся:
1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений, навыков.
3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
Поэтому цель данного курса состоит в:
-
Создание эмоционально-психологического фона восприятия математики и развития интереса к ней.
-
Предоставление помощи в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).
-
Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
-
Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
Задачи:
-
Выявить основные причины неуспеваемости школьников.
-
Определить пути, формы и способы решения проблемы неуспеваемости на различных этапах учебной деятельности.
-
Ликвидировать пробелы неуспевающих учеников по предмету «математика».
Место курса в учебном плане основной школы
В соответствии с учебным планом в 7-8 классах изучается дополнительный курс «В помощь школьнику».
Данный курс направлен на:
- обобщение и систематизирование знаний учащихся по пройденным темам;
- формирование обще - учебных умений и навыков;
- развитие обще - геометрических представлений учащихся.
В данном курсе дополнительно рассматриваются те темы, которые вызывают наибольшие затруднения при изучении математики в данных классах.
На изучение дополнительного курса отводится 1 час в неделю - 34 часа.
Учебно-методический план, 7 класс
№
Тема
Кол-во
часов
1
Выражения, тождества, уравнения.
4
2
Функции.
4
3
Углы. Виды углов.
3
4
Степень с натуральным показателем.
3
5
Многочлены.
3
6
Признаки равенства треугольников.
3
7
Формулы сокращенного умножения.
6
8
Системы линейных уравнений.
6
9
Геометрическое построение
2
Всего:
34
Содержание программы
-
Выражения, тождества, уравнения (4 ч). Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение. Решение задач методом уравнений.
-
Функции (4 ч). Функция, область определения функции, способы задания функции. График функции. Функция y=kx+b и её график. Функция y=kx и её график.
-
Углы. Виды углов (3 ч). Смежные и вертикальные углы. Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
-
Степень с натуральным показателем (3 ч). Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции y=x2, y=x3, и их графики.
-
Многочлены (3 ч). Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители.
-
Признаки равенства треугольников (3 ч). Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
-
Формулы сокращенного умножения (6 ч). Формулы (a±b)2=a2±2ab+b2, (a±b)3=a3±3a2b±3ab2±b3, a2 - b2 = (a-b)(a+b), a3±b3=(a±b)( a2±ab+b2). Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители.
-
Система линейных уравнений (6 ч). Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления систем уравнений.
-
Геометрические построения (2 ч). Построение геометрических фигур с помощью циркуля и линейки.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Кол-во
часов
1
Числовые выражения и выражения с переменными.
2
2
Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение.
1
3
Решение задач методом уравнений.
1
4
Функция, область определения функции, способы задания функции.
1
5
График функции.
1
6
Функция y=kx+b и её график.
1
7
Функция y=kx и её график.
1
8
Смежные и вертикальные углы.
1
9
Признаки параллельности прямых.
1
10
Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
1
11
Степень с натуральным показателем и её свойства.
1
12
Одночлен.
1
13
Функции y=x2, y=x3, и их графики.
1
14
Многочлен.
1
15
Действия с многочленами.
1
16
Разложение многочлена на множители. Действия с многочленами
1
17
Треугольник. Признаки равенства треугольников.
1
18
Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
1
19
Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
1
20
Квадрат суммы и квадрат разности.
1
21
Разность квадратов.
1
22
Сумма и разность кубов.
1
23
Преобразование целых выражений.
2
24
Разложение на множители.
1
25
Линейные уравнения с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными.
2
26
Система линейных уравнений с двумя переменными.
2
27
Способ подстановки.
1
28
Способ сложения.
1
29
Геометрическое построение
2
30
Всего:
34
Учебно-методический план, 8 класс
№
Тема
Кол-во
часов
1
Рациональные дроби.
5
2
Квадратные корни.
3
3
Квадратные уравнения.
5
4
Четырехугольники.
2
5
Неравенства.
5
6
Площади.
2
7
Степень с целым показателем.
2
8
Подобные треугольники.
4
9
Окружность.
3
10
Повторение.
3
Всего:
34
Содержание программы
-
Рациональные дроби (5 ч). Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция и ее график.
-
Квадратные корни (3 ч). Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция , ее свойства и график.
-
Квадратные уравнения (5 ч). Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
-
Четырехугольники (2 ч). Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
-
Неравенства (5 ч). Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
-
Площади (2 ч). Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
-
Степень с целым показателем. Элементы статистики (2 ч). Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований.
-
Подобные треугольники (4 ч). Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
-
Окружность (3 ч). Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
-
Повторение курса (3 ч).
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Кол-во
часов
1
Основное свойство дроби. Сокращение дробей.
1
2
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
1
3
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
1
4
Умножение дробей. Возведение дроби в степень.
1
5
Деление дробей. Функция у=к/х.
1
6
Арифметический квадратный корень.
1
7
Свойства арифметического квадратного корня.
1
8
Применение свойств арифметического квадратного корня.
1
9
Неполные квадратные уравнений.
1
10
Формула корней квадратного уравнения.
1
11
Решение задач. Теорема Виета.
1
12
Дробные рациональные уравнения.
2
13
Виды четырехугольников.
1
14
Осевая и центральная симметрия.
1
15
Сложение и умножение числовых числовые неравенств и их свойства.
2
16
Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной.
3
17
Площади многоугольников.
1
18
Теорема Пифагора.
1
19
Степень с целым показателем.
1
20
Элементы статистики.
1
21
Признаки подобия треугольников.
2
22
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
2
23
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак.
2
24
Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
1
25
Повторение.
3
Всего:
34
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
-
Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под ред.С.А.Теляковского.- 19-е изд.- М.: Просвещение, 2010.
-
Геометрия: рабочая тетрадь для 7 кл. / JI. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, И. И. Юдина. - М.: Просвещение, 2008.
-
Геометрия: учеб. для 7 - 9 кл. / [JI. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2008.
-
Дудницын Ю.П., Кронгауз В.Л.. Алгебра. 8 класс. Тематические тесты. М.: Просвещение, 2011.
-
Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: ИЛЕКСА, - 2009.
-
Жохов В. И. Геометрия, 7-9: кн. для учителя / В. И. Жохов, Г. Д. Карташева, JI. Б. Крайнева. - М.: Просвещение, 2008.
-
Жохов В.И. Алгебра. Дидактические материалы. 8 класс / В.И. Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк.- 14-е изд.- М.:Просвещение, 2009.
-
Изучение алгебры в 7-9 классах: пособие для учителей / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, С.Б.Суворова, И.С.Шлыкова. - 3-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2009.
-
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя/ [JI.С.Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2008.
-
Электронное приложение к учебнику Алгебра: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова.
-
Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк В.И. Жохов. Дидактические материалы по алгебре, 7 класс. - М: Просвещение, 2008 - 160с.
-
Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. Алгебра. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008 г. - 271 с.