В помощь школьнику

Данный элективный курс поможет ученикампланировать свою учебную деятельность, ликвидировать пробелы в обучении. Задачи этого курса: Выявить основные причины неуспеваемости школьников; определить пути, формы и способы решения проблемы неуспеваемости на различных этапах учебной деятельности; ликвидировать пробелы неуспевающих учеников по предмету «математика».Данный курс направлен на: - обобщение и систематизирование знаний учащихся по пройденным темам; - формирование обще – учебных умений и навыков; - развитие обще – геометрических представлений учащихся. В данном курсе дополнительно рассматриваются те темы, которые вызывают наибольшие затруднения при изучении математики в данных классах. На изучение дополнительного курса отводится 1 час в неделю – 34 часа.
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласовано

Зам. директора по УВР

______Кургалина Т.А.

«___»__________2014 г.

Утверждаю

Директор МОУ «СОШ г. Ермолино»

__________________Полетаева Н.Н.

«___»_____________2014 г.





Рабочая программа дополнительного курса по математике

для 7-8 классов

«В помощь школьнику».









Составитель: Кузнецова Татьяна Алексеевна,

учитель математики






г. Ермолино

2014-2015 уч. год

Пояснительная записка

Мы строго спрашиваем с детей. А если бы дети строго могли требовать от нас, чтобы мы выполняли честно свой долг воспитания, то многие специальные проблемы были бы решены. Хулиганы, невежды растут из малышей из-за нашего безалаберного воспитания, из-за того, что они не могут образумить взрослых - безответственных воспитателей.

Ш.А. Амонашвили


Неуспевающий школьник - фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Эйнштейн, Эдисон, Шекспир, Байрон, Гоголь, Герцен. Последним в математическом классе был Пушкин. Много-много других знаменитых и выдающихся людей испытывали трудности с обучением в начальной школе и были отнесены к категории безнадежных. Эти факты подтверждают, что с отстающим, неуспевающим учеником не все обстоит просто и однозначно.

Возможно, ли сразу определить неуспевающего школьника? Это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним. Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет. Исследования интеллекта отстающих в учебе детей показывают, что по основным показателям они не только не хуже, но даже лучше многих хорошо успевающих школьников. Учителя всегда удивляются: как мог достичь успехов тот или иной школьник, который был безнадежным двоечником? А чуда никакого нет - это был ребенок, которому не подошло то, что ему предложили в школе.

Основные принципы неуспеваемости учащихся:

1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.

2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений, навыков.

3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

Поэтому цель данного курса состоит в:

  1. Создание эмоционально-психологического фона восприятия математики и развития интереса к ней.

  2. Предоставление помощи в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).

  3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

  4. Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

Задачи:

  1. Выявить основные причины неуспеваемости школьников.

  2. Определить пути, формы и способы решения проблемы неуспеваемости на различных этапах учебной деятельности.

  3. Ликвидировать пробелы неуспевающих учеников по предмету «математика».

Место курса в учебном плане основной школы

В соответствии с учебным планом в 7-8 классах изучается дополнительный курс «В помощь школьнику».

Данный курс направлен на:

- обобщение и систематизирование знаний учащихся по пройденным темам;

- формирование обще - учебных умений и навыков;

- развитие обще - геометрических представлений учащихся.

В данном курсе дополнительно рассматриваются те темы, которые вызывают наибольшие затруднения при изучении математики в данных классах.

На изучение дополнительного курса отводится 1 час в неделю - 34 часа.

Учебно-методический план, 7 класс


Тема

Кол-во

часов

1

Выражения, тождества, уравнения.

4

2

Функции.

4

3

Углы. Виды углов.

3

4

Степень с натуральным показателем.

3

5

Многочлены.

3

6

Признаки равенства треугольников.

3

7

Формулы сокращенного умножения.

6

8

Системы линейных уравнений.

6

9

Геометрическое построение

2

Всего:

34

Содержание программы

  1. Выражения, тождества, уравнения (4 ч). Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение. Решение задач методом уравнений.

  2. Функции (4 ч). Функция, область определения функции, способы задания функции. График функции. Функция y=kx+b и её график. Функция y=kx и её график.

  3. Углы. Виды углов (3 ч). Смежные и вертикальные углы. Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

  4. Степень с натуральным показателем (3 ч). Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции y=x2, y=x3, и их графики.

  5. Многочлены (3 ч). Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители.

  6. Признаки равенства треугольников (3 ч). Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

  7. Формулы сокращенного умножения (6 ч). Формулы (a±b)2=a2±2ab+b2, (a±b)3=a3±3a2b±3ab2±b3, a2 - b2 = (a-b)(a+b), a3±b3=(a±b)( a2±ab+b2). Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители.

  8. Система линейных уравнений (6 ч). Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления систем уравнений.

  9. Геометрические построения (2 ч). Построение геометрических фигур с помощью циркуля и линейки.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во

часов

1

Числовые выражения и выражения с переменными.

2

2

Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение.

1

3

Решение задач методом уравнений.

1

4

Функция, область определения функции, способы задания функции.

1

5

График функции.

1

6

Функция y=kx+b и её график.

1

7

Функция y=kx и её график.

1

8

Смежные и вертикальные углы.

1

9

Признаки параллельности прямых.

1

10

Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

1

11

Степень с натуральным показателем и её свойства.

1

12

Одночлен.

1

13

Функции y=x2, y=x3, и их графики.

1

14

Многочлен.

1

15

Действия с многочленами.

1

16

Разложение многочлена на множители. Действия с многочленами

1

17

Треугольник. Признаки равенства треугольников.

1

18

Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

1

19

Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

1

20

Квадрат суммы и квадрат разности.

1

21

Разность квадратов.

1

22

Сумма и разность кубов.

1

23

Преобразование целых выражений.

2

24

Разложение на множители.

1

25

Линейные уравнения с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными.

2

26

Система линейных уравнений с двумя переменными.

2

27

Способ подстановки.

1

28

Способ сложения.

1

29

Геометрическое построение

2

30

Всего:

34






Учебно-методический план, 8 класс


Тема

Кол-во

часов

1

Рациональные дроби.

5

2

Квадратные корни.

3

3

Квадратные уравнения.

5

4

Четырехугольники.

2

5

Неравенства.

5

6

Площади.

2

7

Степень с целым показателем.

2

8

Подобные треугольники.

4

9

Окружность.

3

10

Повторение.

3

Всего:

34


Содержание программы

  1. Рациональные дроби (5 ч). Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция В помощь школьнику и ее график.

  2. Квадратные корни (3 ч). Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция В помощь школьнику, ее свойства и график.

  3. Квадратные уравнения (5 ч). Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.

  4. Четырехугольники (2 ч). Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

  5. Неравенства (5 ч). Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.

  6. Площади (2 ч). Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

  7. Степень с целым показателем. Элементы статистики (2 ч). Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований.

  8. Подобные треугольники (4 ч). Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

  9. Окружность (3 ч). Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

  10. Повторение курса (3 ч).

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во

часов

1

Основное свойство дроби. Сокращение дробей.

1

2

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

1

3

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

1

4

Умножение дробей. Возведение дроби в степень.

1

5

Деление дробей. Функция у=к/х.

1

6

Арифметический квадратный корень.

1

7

Свойства арифметического квадратного корня.

1

8

Применение свойств арифметического квадратного корня.

1

9

Неполные квадратные уравнений.

1

10

Формула корней квадратного уравнения.

1

11

Решение задач. Теорема Виета.

1

12

Дробные рациональные уравнения.

2

13

Виды четырехугольников.

1

14

Осевая и центральная симметрия.

1

15

Сложение и умножение числовых числовые неравенств и их свойства.

2

16

Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной.

3

17

Площади многоугольников.

1

18

Теорема Пифагора.

1

19

Степень с целым показателем.

1

20

Элементы статистики.

1

21

Признаки подобия треугольников.

2

22

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

2

23

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак.

2

24

Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

1

25

Повторение.

3

Всего:

34

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

  1. Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под ред.С.А.Теляковского.- 19-е изд.- М.: Просвещение, 2010.

  2. Геометрия: рабочая тетрадь для 7 кл. / JI. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, И. И. Юдина. - М.: Просвещение, 2008.

  3. Геометрия: учеб. для 7 - 9 кл. / [JI. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2008.

  4. Дудницын Ю.П., Кронгауз В.Л.. Алгебра. 8 класс. Тематические тесты. М.: Просвещение, 2011.

  5. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: ИЛЕКСА, - 2009.

  6. Жохов В. И. Геометрия, 7-9: кн. для учителя / В. И. Жохов, Г. Д. Карташева, JI. Б. Крайнева. - М.: Просвещение, 2008.

  7. Жохов В.И. Алгебра. Дидактические материалы. 8 класс / В.И. Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк.- 14-е изд.- М.:Просвещение, 2009.

  8. Изучение алгебры в 7-9 классах: пособие для учителей / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, С.Б.Суворова, И.С.Шлыкова. - 3-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2009.

  9. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя/ [JI.С.Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2008.

  10. Электронное приложение к учебнику Алгебра: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова.

  11. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк В.И. Жохов. Дидактические материалы по алгебре, 7 класс. - М: Просвещение, 2008 - 160с.

  12. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. Алгебра. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008 г. - 271 с.


© 2010-2022