• Преподавателю
  • Математика
  • Методическая разработка: «Оценка учебных достижений обучающихся как инструмент повышения качества образования»

Методическая разработка: «Оценка учебных достижений обучающихся как инструмент повышения качества образования»

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка: «Оценка учебных достижений обучающихся как инструмент повышения качества образования»

Общее образование не есть изучение предметов,

а есть развитие личности предметами.

На первом плане стоит личность, субъект,

его интересы, а предметы - на втором.

П.Ф. Каптерев

Существующая система оценки и контроля работы учащихся в школе не может, в полной мере, удовлетворять современным требованиям. Имеющиеся тенденции перехода к новым типам обучения, передовым технологиям требуют перехода к новым, более объективным и стимулирующим формам контроля и оценки.

Основная цель уроков - создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Каковы средства достижения этой цели?

-образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков;

-воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения;

-развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Определить место урока в системе уроков, сообщить не только тему, но и предполагаемый порядок организации учебной деятельности, совместно с учениками выбирать пути, способы и примеры решения учебных задач. При этом стремиться создать условия, обеспечивающие ученику позицию субъекта при постановке учебных задач, в ходе их реализации.

На уроках создать атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительного эмоционального настроя на работу в течение всего урока.

Поведение учителя на уроке - это умение владеть классом. Стараться организовать работу каждого школьника, создавая рабочий настрой, искреннее общение и деловой контакт. Все это повышает интерес, внимание, активность. На уроках сочетать различные формы коллективной и индивидуальной работы, организую самостоятельную работу учащихся. Создать на уроках ситуацию активного общения, не только монолога, но и диалога, позволяющих ученику выразить себя, проявить инициативу, самостоятельность в способах выбора познавательной деятельности, типов заданий, вида и форм учебного материала.

Дифференцированный подход рассматривается в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Работа по группам позволяет проводить уровневую дифференциацию, вследствие чего, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, учащиеся усваивают материал на уровне своих возможностей. Каждый решает самостоятельно ограничиться базовым уровнем или же продвигаться дальше. Цель: включить в действие все имеющиеся задатки ребенка.

Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе».

Первая группа учащихся с высоким уровнем интеллекта получает задания повышенного уровня сложности. Вторая группа - со средним уровнем способностей, выполняет типовые задания, то, что заложено в образовательном стандарте. А третьей - с низким уровнем мыслительной деятельности - оказываю помощь в выполнении алгоритмических действий с целью достижения ими базовых знаний. При организации групповой работы происходит не только дифференцированное обучение, но и формируются коммуникативные навыки и навыки самооценки, взаимооценки, поскольку после выполнения самостоятельных заданий в группах подвигаю их на взаимопроверку, взаимопомощь, самооценку.

Данные технологии позволяют выстраивать процесс познания «от ученика»:

  • осознание школьниками хода своих умственных действий;

  • коллективный поиск на основе наблюдения, сравнивания, группировки, выяснения закономерностей;

  • интенсивная самостоятельная работа;

  • работа в паре «ученик-ученик» во время проведения самоконтроля и самооценки;

  • групповая работа в процессе поиска способа решения учебной задачи (учитель играет роль консультанта);

  • межгрупповое взаимодействие при обобщении, формулировании выводов;

  • индивидуальная работа во время выполнения заданий по пройденному материалу и творческих работ;

  • оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждения использовал, почему и в чём ошибся;

  • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что нового узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому.

Очень важной является процедура оценивания, которая также должна быть направлена на раскрытие потенциальных возможностей учащихся с учётом их индивидуальных достижений. В начале урока или перед началом вида работы, которую предстоит оценить вместе с учениками, определять, каким образом будет оцениваться их учебная деятельность. При этом оговариваются возможные уровни выполнения работы и требования, соответствующие каждому уровню, определяются требования к освоению учащимися изучаемой темы.

Проблемы оценивания.

  • Тенденциозность. Отметки зависят от отношения учителя к ученику.

  • Жесткость оценки. Учителя занижают оценки учащихся, у них трудно получить высокие оценки и отметки.

  • Ошибки великодушия. Педагоги завышают оценки.

  • Ошибки центральной тенденции. Педагог не решается ставить крайних отметок, особенно учащимся, которых не совсем хорошо знает.


  • «Счетоводный подход». Отметка выставляется в зависимости от того, сколько заданий из заданного количества выполнил ученик.

  • Среднеарифметический подход. Вызывает возражение среднеарифметический подход к выставлению четвертной и годовой отметки. Двойка в начале четверти может существенно повлиять на итоговую отметку за четверть.

  • Взаимоотношения родителей и учащихся. Плохие отметки ухудшают отношения родителей с детьми. Дети не сообщают своих отметок, стараясь избежать наказаний.

  • Логические ошибки. Преподаватель оценивает ответ в соответствии со своей логикой. Если логика ответа учащегося правильная, но расходится с логикой преподавателя, то оценивается ниже.

  • Отсроченность отметки. Отметки выставляются в дневник отсрочено. Это может быть в конце недели или даже через месяц.

  • Объявление оценок. Объявление отрицательных отметок пред всем классом унижает достоинство детей, формирует отрицательное отношение как учащихся к отвечающему, так и самого отвечающего к классу.

  • Критерии оценки. Нет однозначности, конкретности и четкости в их перечне и их использовании.

  • Прогностические возможности. Оценивание не может оценить способности учащихся. Поэтому рассогласование между отметкой в школе и успешностью карьеры человека обусловлено не совершенством оценивания, а тем, что успешность жизнедеятельности зависит еще от многих других факторов.

Контроль знаний и умений обучающихся - один из важнейших элементов учебного процесса. Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается обучающимися материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач. Причем, контроль знаний и умений конкретного ученика предусматривает оценку этих знаний и умений только по результатам его личной учебной деятельности.

Предмет математика нужен для овладения системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; для интеллектуального развития, формирования качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе. Он формирует ясность и точность мысли, критичность мышления, развивает интуицию и логическое мышление, тренирует способность к преодолению трудностей.

Педагогическая оценка как стимул.

Педагог должен сознательно стремиться к объективной и реальной оценке выполненной учащимся работы. Кроме того, необходимо каждый раз объяснять обучающимся, какая, почему и за что выставляется оценка.

Использование рейтинговой системы - оценивание работы учащихся определенным количеством баллов и оценивание работы на уроках с помощью геометрических фигур.

На протяжении обучения ребята получают те или иные баллы за разную работу. Но даже отличное выполнение всех письменных работ не может гарантировать получение учащимися оценки «5» в четверти, если ребенок будет пропускать уроки без уважительных причин, не будет работать на уроках, будет регулярно не готов к уроку.

Для улучшения рейтингового положения существует способы «подтягиваний». Ученик может исправить свое положение, выполнив дополнительное творческое задание. Улучшить рейтинговое положение можно активной работой на уроках, более хорошим написанием работ, выполнением всех предъявляемых требований, выполнением дополнительных работ.

Рейтинг учащегося зависит от выполнения всех письменных работ, посещения и работы на всех уроках, выполнения всех творческих домашних заданий. Количество баллов, которое можно реально заработать, отображено в таблице №1.

Но для того, чтобы работа учащегося по предмету была систематической в течение всей четверти, ввела не только поощрения, но ряд «штрафов» (таблица №2):

  • за отсутствие на уроке без уважительной причины - минус 1 балл;

  • за опоздание на урок - минус 0,5 балла;

  • за невыполненное домашнее задание - минус количество баллов, в которое оценено домашнее задание;

  • не готов к уроку (нет учебника, рабочей тетради, инструментов,...) - минус 2 балла;

В конце четверти составили сравнительную рейтинговую таблицу, в которой описано общее количество баллов, а также рейтинг ученика

Таблица №1.

Область оценивания

3 четверть

Посещение уроков

0,25б.*52ч.=13б.

Работа на уроках

0-0,5б. за урок

до 26б. за четверть

Творческие домашние задания (ТДР)

5б.*5 работы=25б.

Зачеты (З)

№5-10б.

№6-10б.

Контрольные работы (КР)

№6-5б.

№7-5б.

№8-5б

Практические работы (ПР)

№3-10б.

№4-10б.

Самостоятельные работы (СР)(4 работы)

до 20 б. за четверть

Способы «подтягивания»:

Сообщение по теме

0-5 б.

Участие в заочных олимпиадах и математических конкурсах

0-5 б.

Решение дополнительных заданий

0-5б.

Таблица №2

Система «штрафов»

Количество баллов

отсутствие на уроке без уважительной причины - минус 1 балл

минус 1 балл

опоздание на урок

минус 0,5 балла

невыполненное домашнее задание

минус количество баллов, в которое оценено домашнее задание

не готов к уроку (нет учебника, рабочей тетради, инструментов,...)

минус 2 балла

Таблица№3

Отметка «5» в четверти

Свыше 130б.

Отметка «4» в четверти

100 - 130 б.

Отметка «3» в четверти

70 - 100 б.

Отметка «2» в четверти

Менее 70б.

Все мы знаем, что наш предмет один из самых сложных для учащихся и способности усвоения знаний у всех учащихся разные. В каждом классе есть такие дети, которые имеют склонность и интерес к изучению математики, но не имеющих математических способностей даже больше. Наша работа связана с целым рядом трудностей. Одна из них обусловлена обилием теоретических сведений, которые ученики должны усвоить.

Нет, и не может быть двух школьников, не говоря о целом классе, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления и т. д. Для кого-то из детей средний уровень предъявляемых требований оказывается непосильным, а кто-то, наоборот, недополучает знаний и умственной нагрузки. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Таким образом, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием.



© 2010-2022