Урок по математике для 5 класса по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел»

Данный урок – это урок диагностического самоконтроля умений и навыков учащихся при подготовке к учёту знаний. Такой урок очень важен и нужен в системе уроков, потому что он даёт возможность каждому ребёнку узнать предвари-тельную оценку по тематическому учёту знаний и желание подготовиться ещё раз дома, чтобы улучшить оценку. Таким образом, есть хорошая мотивация для получения более высокой оценки. Тем более, проводя урок в игровой, нестандартной форме, ученик получает положительные эмоции и б...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации г.о. Коломна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12


Конспект урока по математике в 5 классе

«Нестандартный урок» по теме:

«Сложение и вычитание десятичных дробей.

Округление чисел».

Урок диагностического самоконтроля знаний и умений учащихся.

Урок-эстафета «Математическое ралли».

Учитель математики высшей квалификационной категории Монахова Е.В.


г. Коломна - 2013


Образовательная область - математика.

Класс - 5.

Тип урока - урок диагностического контроля знаний и умений.

Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел».

Цели урока:

познавательная

- повторить и систематизировать правила сложения, вычитания, сравнения десятичных дробей, правило округления чисел;

- показать умения применять правила на практике, выявить пробелы, устранить их на уроке и при выполнении дифференцированной домашней работы;

- узнать свой уровень подготовленности по данной теме;

- закрепить устойчивый интерес учащихся к математике нестандартным видом урока;

- пробудить математическую любознательность и инициативу, желание получить хороший результат.

воспитательная

- воспитывать культуру математического мышления: умение мыслить самостоятельно, вырабатывать привычку сосредоточиться, умение сопереживать и радоваться успехам других;

- воспитывать желание лидировать, умение коллективно и самостоятельно добиваться поставленной цели, умение преодолевать трудности.

Оборудование: стационарные доски

компьютер

магнитофон

Форма организации: индивидуальная,

парная, групповая


План урока

  1. Оргмомент - 3 мин.

Старт гонки.

  1. Прохождение этапов: проверим местность - 7 мин.

сверим карту гонки - 7 мин.

гонка по пресечённой местности - 10 мин.

физпауза - 1 мин.

авария - 5 мин.

финиш - 7 мин.

  1. Домашнее задание - 2 мин.

  2. Подведение итогов - 3 мин.

Оформление стационарной доски

Урок - математическое ралли по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел».

Экран гонки

I






Итог

II







III







IV








Девиз гонки: «Торопись медленно»

Жетоны - итог этапа гонки:

Чёрный - 1 балл

Жёлтый - 2 балла

Зелёный - 3 балла

Синий - 4 балла

Красный - 5 баллов








Цель: повторить и систематизировать знания по теме, выявить пробелы, устранить их, подготовиться к учёту знаний.

План гонки:

  1. Проверим местность

  2. Составим карту гонки.

  3. Гонка по пересечённой местности

  4. Авария.

  5. Финиш.

Домашнее задание (индивидуальное, дифференцированное).

Итог урока.


Ход урока.

Оргмомент - 3 мин.

Учитель объявляет тему и форму урока, цели урока.

Ребята, у нас сегодня необычный урок. Этот урок - математическое ралли. Данный урок позволит выявить ваши пробелы пот теме и хорошо подготовиться к учёту знаний. Следующий урок - учёт знаний по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел». Далее следует контрольная работа.

А сейчас вы в групповой и индивидуальной работе подготовитесь к учёту знаний.

Наш класс разбит на 4 команды по 5-6 человек. Каждая команда - это экипаж машины, которому предстоит совершить автопробег по местности с множеством препятствий. Преодолеть эти препятствия может экипаж, который выполнит действия сложения, вычитания десятичных дробей, округлить числа, сравнить десятичные дроби. У экипажа есть капитаны (представить).

Экипаж на гонке должен работать слаженно, сплочённо. От работы каждого члена команды зависит результат гонки.

Победит тот экипаж, который, пройдя по трассе, наберёт большее количество очков. Каждый этап гонки оценивается жетоном. Чем больше будет балл команды, тем лучше члены команды готовы к зачёту.

При выполнении каждого этапа будет звучать музыка.

I этап - проверка местности - 7 мин.

Цель I этапа: проверить, насколько готовы члены экипажа теоретически по данной теме.

Команда отвечает консультантам из числа сильных учеников теоретические правила данной темы (консультанты приходят из другой команды и проверены заранее)

  1. Правило сложения десятичных дробей.

  2. Правило вычитания десятичных дробей.

  3. Правило сравнения десятичных дробей.

  4. Правило округления десятичных дробей до любого разряда целой части.

  5. Правило округления десятичных дробей до любого разряда дробной части.

Учащиеся слушают ответы своих членов экипажа т.о. повторяя правила, выявляют свои пробелы в знаниях.

Итог: консультанты вешают жетон соответствующего цвета на доску с итогом I этапа.

Учитель подводит итог этапа, спрашивает, кто ещё ошибался, кому ещё надо повторить правила к учёту знаний.

II этап - карта гонки - 7 мин.

Цель: отработать умение складывать и вычитать десятичные дроби, выявить пробелы, исправить их.

В специальном конверте учащимся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт.

Учащиеся достают из конверта карточку, решают пример и накрывают ею соответствующий ответ. Карточки накладывают лицевой стороной вниз. Если примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют открытку (картинка с машиной).

13,88 + 8,46 - 2,46

23,63 + 9,78 - 2,62

8,6 + 7,46 - 5,84

15 - 0,99

14,39 +23,61 - 0,63

83 - 82,876

0,251 + 47,479

5,003 + 12,707




37,4 + 3,06778

3,46 - 0,0046


12,3 + 1,23 + 0,123

0,23 + (1,78 + 5,73)


Карта гонки


20,71


10,22

14,01


0,124


37,37

48

Учащиеся разбирают карточки, решают примеры и складывают карту гонки, каждый вносит свой вклад в общее дело. Капитан помогает тем, у кого трудности, проверяет правильность вычислений.

Капитаны вешают жетоны. Учитель проверяет карту каждой команды. Подводит итоги.

III этап. Гонка по пресечённой местности - 10 мин.

Командам раздаются карточки с заданиями.

Цель: отработать умения и навыки сравнения десятичных дробей.

  1. Поставь знак >,<,=

  1. 30,07…30,11

  2. 5,645…5,7

  3. 18,26…17,26

  4. 0,124…0,11

  5. 7,7…7,60

  6. 1,1…1,099

  7. 1,8…1,800

  1. Не восстанавливая цифры, поставьте нужные знаки < и > между числами в следующих парах:

  1. 4,3 и 4,7

  2. ,412 и 0,9

  3. ,742 и 0,741

  4. , и ,

  5. 95,0 и 4,3







Работает каждый член команды, проверка на экране. Учащиеся сверяют ответы, оценивают себя сами, ликвидируют пробелы. Капитан даёт оценку действий команды на доске.

IV этап. Внезапная остановка - авария - 5 мин.

Цель: отработать умение округлять числа.

Необходимо устранить неисправность автомобиля. На карточках приведены решения примеров на округление чисел, но в них ошибки. Ошибки нужно найти и исправить.

Каждый ученик работает самостоятельно, далее ребята проверяют себя по ответам на экране, выявляют пробелы, устраняют их. Жетон на доску вешает один ученик из команды после того, как его работу оценил учитель. Таким образом, ответственность за команду и её результат берёт на себя один из членов экипажа.

Округлить

На экране ответ:

до десятых 15,65 ≈ 15,6

15,7

до единиц 352,4 ≈ 353

352

до сотен 416,2 ≈ 500

400

до сотых 0,125 ≈ 0,12

0,13

до тысячных 1,6923 ≈ 1, 69

1,692

до тысяч 13824,0009 ≈ 13824,001

14000

Итог подводит учитель, обращая внимание на тех учащихся, кто вышел с результатом, и далее они несут ответственность за команду. Они смелые, они молодцы. Остальные учащиеся сверяют результат с ответами на экране, исправляют ошибки.

V этап - Последнее задание - финиш - 7 мин.

Цель: отработать складывать и вычитать десятичные дроби при решении уравнения.

Решить уравнение:

  1. ХХ+7,564=8,24

  1. ХХ-0,57=6

  1. 94,359+2Х=15,359

  1. 66,83+Х=33,00

  1. 33 ,579-Х=0,888

  1. 3Х-0,284=5,716

1

2

3

4

5

6

С

1,676

Е

26,17

Л

6,43

А

2,691

Ж

24,718

Щ

18

Д

0,676

М

26,274

О

5,43

Я

4,467

Р

3

Т

2

В

0,686

Н

24,174

К

6,57

Ю

4,367

Ф

6

Ц

3

По итогам задания команда получает слово «Декарт».

Кто быстрее выполнит задание, получит более высокий балл.

Итог: ребята, узнав ключ к решению, ищут и исправляют ошибки.

Для тех, кто сделает задание быстро, даются дополнительные карточки с уравнениями.

Домашнее задание - 2 мин.

  1. Повторить правила

  2. Номера из учебника, обязательные для всех.

  3. Индивидуальные карточки для детей, у которых выявились пробелы; дети сами разбирают карточки с индивидуальными заданиями по тем этапам гонки, где были ошибки

  4. Карточки для капитанов и более сильных учащихся.

Итог урока - 3 мин.

Мы сегодня провели необычный нестандартный урок. Урок, который каждому из вас дал возможность увидеть свои пробелы по теме, спрогнозировать результат учёта знаний. Те, кто хочет результат улучшить должен дома ещё раз все правила повторить и поработать индивидуально по тем заданиям, в которых допустили ошибки.

Встаньте те, кто оценил себя на 5,4.3,2.

Это прогноз оценки ТУЗ.

Каждый экипаж боролся за победу. Лучше всех готовы к этой теме ребята, которые составляли экипаж машины №… (учитель просит встать победивший экипаж). Ребятам выдаются памятные листы об участии в нестандартном уроке. Спасибо за урок. Вы хорошо поработали, усердно шли к победе. Учитель называет фамилии тех, кто должен дома ещё готовиться.

Спасибо за урок!





Самоанализ урока.

Данный урок - это урок диагностического самоконтроля умений и навыков учащихся при подготовке к учёту знаний. Такой урок очень важен и нужен в системе уроков, потому что он даёт возможность каждому ребёнку узнать предварительную оценку по тематическому учёту знаний и желание подготовиться ещё раз дома, чтобы улучшить оценку. Таким образом, есть хорошая мотивация для получения более высокой оценки. Тем более, проводя урок в игровой, нестандартной форме, ученик получает положительные эмоции и без волнения выполняет задания, зная, что оценку себе он поставит сам и можно исправить положение в случае плохой отметки.

На уроке даются задания, аналогичные тем, что будут на учёте знаний, поэтому ребёнок знает, какого вида будут примеры, у него остаются образцы решения примеров в тетради, а на дом помимо обязательного задания он получит индивидуальную карточку с примерами и ответом для проверки.

Цель урока - подготовиться к учёту знаний будет достигнута.

Урок проходит в соревновательной форме. Это сплочённые экипажи, тут важен и дух соревнования и возможность каждому ученику проявить инициативу, скорость, привести свою команду к хорошему результату, значит и самому быть на хорошем уровне.

Особая ответственность возлагается на капитанов. Их знания должны быть твёрдыми, заранее проверенными. Они - опора учителя на уроке. Это стимулирует сильных ребят дополнительно. Капитаны распределяют примеры в карте гонки, забирая себе более трудные, т.о. идёт дифференциация в работе. На дом сильные ребята так же получают дифференцированные карточки.

В кабинете созданы все условия для проведения такого вида уроков. Есть оборудование, чтобы через проектор вывести на экран нужные для проверки слайды; стационарная доска, где будут отмечаться результаты; магнитофон для рабочего музыкального сопровождения этапов гонки.

На уроке царит дружеская атмосфера соревнования.

На уроках в данном пятом классе я всегда привлекаю игровые ситуации для поддержания и усиления интереса детей к математике. Ребята с удовольствием идут на урок, математика - это один из любимых предметов, где они чувствуют себя комфортно и счастливо, не обижаясь на плохие оценки, а стараются обязательно их исправить. Надеюсь, что такой же результат будет и на этом уроке.

На таких нестандартных уроках дети очень внимательны, сосредоточены, дисциплинированы. У них вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Увлёкшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести своих товарищей.

На уроке я обязательно похвалю слабых детей, которые очень старались.

Дидактический материал, который я использовала, многие годы находится у меня в постоянной работе. Каждый раз я сама придумываю, фантазирую, усовершенствую методику таких уроков.





Урок по математике для 5 класса по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел»

Справка об авторе работы:


- Монахова Елена Васильевна .

- МОУ СОШ № 12.

- учитель математики высшей квалификационной категории.

- педагогический стаж - 30 лет.

- дипломант городского конкурса «Педагог года Коломны - 2004».








Источники, используемые при подготовке к уроку:

  1. Дидактические игры на уроках математики, автор В.Г. Коваленко.

  2. Математика 5-6, учебник-собеседник, автор Л.Н. Шеверин, А.Г. Гейн.

  3. Внеклассная работа по математике, автор З.Н. Альхова, А.В. Макеева.

  4. Уроки учительского мастерства, 5-11 классы, авторы-составители Е.В. Алтухова, Т.Н. Видеман.



© 2010-2022