Особенности усвоения предмета математики, учащимися с ограниченными возможностями

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности усвоения предмета математики, учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение математике строится в тесной связи с формированием словесной речи слабослышащих школьников, так как усвоение системы математических знаний находится в прямой зависимости от уровня их речевого развития. Одним из существенных принципов, положенных в основу обучения таких детей данному предмету, является принцип связи с жизнью, которая обеспечивается как содержанием учебного материала, так и большим числом заданий практического характера. Овладение системой знаний и практических умений должно подготовить учащихся к практической деятельности в период обучения в школе и после ее окончания.

Изучение материала, предусмотренного программой 5-9 классов школы слабослышащих и глухих, предполагает наличие у учащихся достаточно высокого уровня словесно-логического мышления. Предъявляя серьезные требования к словесно-логическому мышлению школьников, процесс обучения математики в то же время содействует его совершенствованию, так как математические знания оказывают влияние на развитие мыслительных операций и приемов умственной деятельности, посредством которых они и усваиваются. Чтобы уроки математики могли вооружить глухих учащихся системой научных знаний и оказать заметное влияние на преобразование их познавательной деятельности, они должны быть направлены на развитие этой деятельности. При этом важно строить процесс обучения с опорой на потенциальные возможности учащихся, которые лежат в зоне их ближайшего развития.

Надо так строить обучение, чтобы оно содействовало и развитию у учащихся словесной речи и словесно-логического мышления, и преодолению трудностей усвоения математических знаний. Активизация учебного процесса способствуют методы обучения, направленные на развитие учащихся творческой мысли и элементов поисковой деятельности, на привитие им навыков самостоятельной работы с учебным материалом. Работа над речевым материалом должна строиться так, чтобы она не отвлекала учащихся от содержания текста. Специальной лексикой, а именно словами и словосочетаниями собственно математического характера, учащиеся овладевают в процессе формирования математических понятий. Существуют объективные показатели уровня познавательной активности: стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение при решении в нестандартных ситуациях, самостоятельность. Можно разделить учащихся по степени развития познавательной активности на 4 группы: нулевой, относительно - активный, исполнительно-активный и творческий. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе - это изменяющийся показатель. Учитель может помочь учащемуся перейти с нулевого уровня на относительно-активный и т.д. Учащиеся с нулевым уровнем познавательной активности с трудом включаются в учебную работу, их активность возрастает постепенно. Для учащихся с относительно-активным уровнем познавательной активности характерна заинтересованность в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока или необычными приемами преподавания. Такие учащиеся с желанием приступают к новым видам работы, но при первых затруднениях легко теряют интерес к учению. Учащихся с активным отношением к познавательной деятельности отличают стабильность и постоянство. Эти ребята умеют сосредоточиться на задании, внимательно изучать условия, активизировать имеющиеся знания, выбрать наиболее удачный вариант решения. Таким учащимся скучно на уроке, если материал достаточно прост. Основные приемы, стимулирующие учащихся на исполнительно - активном уровне - это проблемные, частично-поисковые ситуации, которые создаются на уроке. Стратегия учителя для учащихся с высокой степенью познавательной активности заключается в том, что бы побуждать ученика самоактивности в учении.

Главный критерий урока - это включение в учебную деятельность всех учащихся на уровне их потенциальных возможностей.

Цыдыпова В.Б. - учитель математики высшей категории

© 2010-2022