Личностно-ориентированный материал в обучении математики

Современный урок, каков он? Однозначно ответить трудно. Урок сегодня находится в неком промежуточном состоянии. Это уже не жесткий традиционный пятиэлементный урок, но и не свободно моделируемое образовательное пространство.      Урок сегодня утрачивает канонизированные формы, переходит в учебное занятие с особой синергетикой, подвергается декомпозиции.       Урок сегодня - гуманистические человекосберегающие технологии, в первую очередь личностно ориентированные, в основе которых лежат концепции личностной ориентации,  центрированные на личности ученика.      Урок из репродуктивного превращается сегодня в творчески развивающий как личность студента, так и личность учителя. Формирующее образование уступает место интеллектуально развивающему и личностно развивающему образованию
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Личностно-ориентированный поход в обучении математики








Аннотация

В аттестационной работе разработана технология организации урока в системе личностно ориентированного подхода, обоснована методика использования результатов работы в учебном процессе, способствующая качеству математической подготовки выпускников колледжа.

Обоснование актуальности решаемой проблемы обусловлена потребностями в учете личностных качеств обучаемых: направленности личности, её интересов, ценностных ориентаций, жизненных планов, доминирующих мотивов поведения деятельности поведения деятельности, потребности в самовоспитании и самосовершенствовании. Однако существует противоречие между необходимостью учета личностных качеств студентов и недостаточной разработанностью методического обеспечения для проведения личностно ориентированных уроков по математике для студентов колледжа.

Поэтому разработка индивидуальных заданий по курсу математики и их применение в процессе группового обучения направлена на разрешение возникшего противоречия.

Цель работы: повышение качества освоения личностно ориентированной образовательной программы по математике для студентов колледжа в условиях группового обучения.

Задачи работы:

  1. разработать методику учета личностных свойств студентов при проектировании индивидуальных учебных заданий по дисциплине «математика»;

  2. разработать индивидуальные задания для проведения уроков по математике;

  3. выполнить практическую апробацию разработанного методического обеспечения и оценить результативность разработки.

Объект исследования: цикл математических и естественно-научных дисциплин в системе подготовки студентов колледжа.

Предмет исследования: технология личностно ориентированного обучения студентов колледжа по учебной дисциплине «математика».

Обоснование выбора моделей и методов исследования

В работе использовались педагогические идеи личностно ориентированного обучения, педагогические технологии проблемного обучения, технологии дифференцированного обучения, технологии группового обучения с учетом учебных стилей каждого ученика.

Реализация решения поставленной задачи

Сущность личностно ориентированного воспитания

Современный урок, каков он? Однозначно ответить трудно. Урок сегодня находится в неком промежуточном состоянии. Это уже не жесткий традиционный пятиэлементный урок, но и не свободно моделируемое образовательное пространство.

Урок сегодня утрачивает канонизированные формы, переходит в учебное занятие с особой синергетикой, подвергается декомпозиции.

Урок сегодня - гуманистические человекосберегающие технологии, в первую очередь личностно ориентированные, в основе которых лежат концепции личностной ориентации, центрированные на личности ученика.

Урок из репродуктивного превращается сегодня в творчески развивающий как личность студента, так и личность учителя. Формирующее образование уступает место интеллектуально развивающему и личностно развивающему образованию.[5]

«Современный урок, - пишет И.С. Якиманская, - стал более гибким по целям и задачам, вариативны по формам и методам проведения, разнообразным по техническим средствам, используемым учителем, и все же далеко не всегда его можно считать личностно ориентированным»[7] Личностно ориентированным он может стать лишь тогда, когда индивидуальность личности учителя и индивидуальность личности студента включаются в структуру педагогической технологии, а «реализация собственной индивидуальности есть необходимый момент достижения педагогической цели»[2]

Современный урок - это авторский урок, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются индивидуальные особенности студента и учителя. Осознание данной стратегии поставило теорию обучения перед необходимостью пересмотра сложившейся ранее адаптивной парадигмы, апеллирующей к определённым знаниям, умениям, навыкам и личностным параметрам, среди которых наибольшую непреложную и подчас исключительную ценность представляли исполнительность, коллективизм и т.д.

Сегодня решение воспитательных поурочных задач направлено прежде всего на развитие и саморазвитие личности как уникальной целостности, которая вызывает к жизни потребность строить и совершенствовать себя. В этой связи изменяются сегодня роль и характер деятельности и учителя, и студента. Поэтому урок в системе личностно ориентированного воспитания выполняет, кроме образовательной функции, функцию педагогической помощи и поддержки в раскрытии и стимулирования потенциальны личностный возможностей всех студентов.

В свете личностно ориентированных концепций ( Е.В.Бондаревская,

О.С. Газман, С.В. Кульневич, И.Б. Котова, Е.Н.Шиянов, Н.Е. Щурькова и др.) воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, стержень которой составляет педагогическая поддержка свободного саморазвития личности, деятельность и учителя, и студента с целью развития того единичного, особого, своеобразного, что заложено природой и что приобретено в индивидуальном опыте.

В технологическом смысле педагогическая поддержка в концепциях личностно ориентированного плана представлена этапами деятельности и учителя, и студента: диагностический, организационный, рефлексивный. Основной акцент направлен не на формирование заданных качеств личности, а на поддержку развития и саморазвития субъектных свойств личности - саморегуляции, самоуправляемости, самоконтролируемости, самоактуализации, самоорганизации, самореализации потенциальных возможностей личности.

Авторы личностно ориентированных концепций обучения подчеркивают, что для учителя сегодня первостепенное значение наряду со знанием возрастных и индивидуальных особенностей студентов имеет учет

( диагностика) личностных характеристик и возможностей. Идентификация по доминантности - недоминантности, мобильности - ригидности, экстравертности - интровертности, являющимися наиболее стабильными и общими личностными свойствами - все может быть использовано на диагностическом этапе.

Личностный подход в обучении понимается как опора на личностные качества: направленность личности, её интересы, ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы поведения в деятельности, образ «я», потребность в самовоспитании и самосовершенствовании. Идея личностного подхода связана с трактовкой воспитания как субъект - субъектного процесса.

Личностный подход - «последовательное отношение педагога к студенту как личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как субъекту воспитательного взаимодействия»[6]

Личностный подход предполагает прежде всего помощь студенту в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении личностно значимых и общественно приемлемых способов самореализации и самоутверждения.

Авторы личностно ориентированных концепций воспитания рассматривают педагогическую технологию как составную часть педагогической культуры.

Педагогическая культура - это и педагогическая грамотность, это и мастерство, это и гуманистическая направленность личности, и т.д. и т.п., в том числе и владение современными педагогическими технологиями.

Основные направления личностно ориентированных технологий.

К основными направлениям личностно ориентированных технологий можно относятся: организация смыслопоисковой деятельности, личностное развитие и саморазвитие, индивидуальная педагогическая помощь и поддержка отдельных студентов и личностно ориентированная помощь и педагогическая поддержка группы студентов. Под понятием «педагогическая технология» имеется в виду определенное нормированное устройство учебного процесса (форма организации, содержание, методы подготовки, продукты и результаты на выходе) или учебной деятельности, которое целевым образом меняет учеников или позволяет им измениться самостоятельно. Каждая конкретная технология имеет собственное назначение, границы применения и возможности в инновационной подготовке. В ядре схемы понятия педагогической технологии лежит процесс, в ходе которого, при помощи различных технических устройств, одни люди целевым образом изменяют других людей. Необходимо различать этот процесс и естественную жизнь человека. Естественная жизнь человека есть процесс превращений, которые происходят с ним случайным образом. Люди живут в процессах превращений до тех пор, пока не попадают в системы подготовки, туда, где работают педагогические технологии.

Личностно-ориентированный материал в обучении математики

Технология есть искусственная организация процесса изменений, происходящих в человеке, а если есть процесс и он кем-то организован, то необходимо выделять фазы и этапы в этом процессе. Первой такой фазой является введение. На этой фазе человеку нужно объяснить, что с ним будет происходить в технологическом процессе, чтобы он мог сознательно принимать то, что с ним будет делать технология. Введение не требуется по отношению к материалу природы: железо и дерево можно брать и сразу обрабатывать, а вот людей к обработке нужно предуготовить. Заключительным этапом процесса является выход из технологии. При этом на этапе введения нужно обозначать то, что может и должно быть получено на выходе. Результаты, которые должны быть получены, или то, чему человек должен научиться, делятся на три части: человек за счет прохождения педагогической технологии должен научиться нечто делать, правильно это дело понимать и правильно по поводу понятого и сделанного высказываться. Внутри процесса должны быть организованы как минимум две итерации, поскольку для того чтобы научиться делать, понимать и высказываться, нужно обязательно получить право на попытки-пробы. Между этими двумя попытками, или после каждой попытки, человеку должна быть дана возможность проанализировать то, что с ним произошло. Рефлексивный анализ - не естественное состояние для человека, рефлексия должна быть организована. И это есть непременное условие и инструмент педагогической технологии. Если человек не рефлектирует свои мысли и действия, это значит, что он ничему не учится. В рефлексии человек может приобщиться к содержанию осваиваемой деятельности, которое представлено в виде понятий и описаний способов работы. В ходе выполнения действий, заданных технологически, человек осваивает операторно-процедурную составляющую деятельности: инструменты, средства, операции. И одновременно с этим формирует собственные техники (лучше всего под руководством тренера). Не бывает «безлюдных» педагогических технологий. Все они обязательно требуют присутствия фигуры того, кто технологией владеет, может ее эксплуатировать, с кем можно поговорить («войти в коммуникацию»). Наиболее эффективная, «дотехнологическая» форма трансляции деятельности новым поколениям - это индивидуальная педагогика, работающая по принципам:
- один ученик (небольшая группа учеников) - один учитель. Пример: Аристотель и Александр. Эта форма уникальная, принципиально нетехнологичная и дорогая. Чтобы получить в свое распоряжение подлинного учителя, нужно родиться в царской семье или увидеть улыбку фортуны. Системы массовой подготовки людей построены на педагогических технологиях. При помощи педагогических технологий одни люди осуществляют преобразования в других людях: выращивают способности, формуют сознание, передают умения и навыки, ставят позицию, организуют пространство деятельности и обозначают жизненные ориентации, цели и устремления. Педагогическая технология может предоставлять людям возможность свободы воли и выбора, а может быть принудительной. Конструкционный материал педагогической технологии - люди-носители определенного опыта и подготовки (методик, норм, правил). Они опираются на соответствующее инструментальное оснащение: информационные инфраструктуры, учебные материалы, тексты, фильмы, фонограммы, картины, схемы и прочее. Существо и содержание педагогической технологии определяются тем, как она создает и транслирует универсум культуры. Поясним это на примере. Суть конвейерной технологии - массовая последовательная сборка сложных изделий из множества деталей. Суть такой биотехнологии, как брожение, - создание специальных условий для активной жизнедеятельности определенных микроорганизмов. Пользуясь моделью, можно утверждать следующее. Внешне педагогические технологии напоминают производственные. Например, классно-урочная система похожа на конвейерную сборку: на ученика-изделие множество преподавателей «навешивают» свои предметы-детали. А то, что в педагогике называют «образовательно-воспитательной средой», можно представить по аналогии с «брожением». Что при этом происходит с человеком, учеником-изделием? Он обучается, учится, воспитывается? Чему и как? Но у него ведь есть (должно быть) собственное «я», есть среда малой группы, рефлексия, наконец. Все это активно сопротивляется «навешиванию». Непонятно кто, чему и как сопротивляется. Все непонятное в людях педагогика отдает психологам. Они и должны разбираться с состояниями «человеческого материала». Такой подход - по аналогии - хорош для исследователя-эмпирика, но не может устроить инженера-технолога. Инженер должен не познавать, но создавать. А для этого он должен адекватно понимать, что и как происходит «внутри» технологического процесса. Отсюда следует требование на раскрытие существа педагогических технологий и необходимость отвечать на вопросы:

- Что транслируется данной педагогической технологией?
- Как обеспечивается трансляция? Средства, методы и формы организации трансляции и есть то, что транслируется?
- Как организована и воспроизводится собственно деятельность трансляции? Каково институциональное устройство данной технологии? [8]

Личностно-ориентированный материал в обучении математикиХарактерные черты педтехнологии:

- гуманистическая направленность;

- сотрудничество;

- сотворчество;

- диалогичность;

- деятельностно - творческий характер;

- педагогическая помощь и поддержка саморазвития личности;

- стимулирование свободы выбора и ответственности;

- культуросообразность.

Обучение, ориентированное на развитие личности, достигает своей в той степени, в какой складывается ситуация саморазвития.

Личностно ориентированное воспитание требует исключения из образовательной системы любых методов и форм давления на студента и всемерного поощрения и развития практики включения с раннего возраста в ситуации выбора, за который они сами несут ответственность, самостоятельного принятия решений, вариативного обучения и других механизмов гуманизации и гуманитаризации образовательно-воспитательной системы. Понимание механизмов развития личности на каждом возрастном этапе требует адекватности не только содержания, но и методов, технологий воспитания. Приоритетное значение в системе личностно ориентированного обучения в младшем школьном возрасте приобретают технологии развивающего характера, в подростковом - технологии, имеющие ценностно ориентированный характер, стимулирующие развитие способностей к выбору и ориентации в окружающем мире, в старшем школьном возрасте - технологии рефлексивно - творческой направленности, построенные на диалогической, личностно-смысловой основе.

Личностно ориентированное обучение по своей сути подразумевает создание условий для саморазвития личности студента. Но проблема состоит в том, как понимать личность и где искать источники её развития.[4]

Исходя из того, что структура личности складывается из видового строения человеческой деятельности можно охарактеризовать её содержание следующими потенциалами:

- гностическим (познавательным);

- аксиологическим (ценностным);

- креативным (творческим, созидательным, продуктивным);

- коммуникативным.

Гностический (познавательный) потенциал определяется объёмом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Потенциал включает в себя психологические процессы, с которыми связана познавательная деятельность человека. Это память, внимание, ощущение, восприятие, мышление, воображение.

Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется обретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций в различных сферах, т.е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь здесь идет о единстве сознания личности и её самосознания, которое вырабатывается с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.

Креативный (творческий, созидательный, продуктивный) потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному и разрушительному, продуктивному и репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда.

Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, выбором партнеров общения, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.

Таким образом, личность определяется не столько своим характером, темпераментом, физическими качествами, а тем что и как она знает и как к этому относится; что и как она ценит и как к этому относится; что и как она созидает и как к этому относится; с кем и как она общается и как к этому относится.

Представления о личности как субъекте сознания и деятельности помогают в целостном виде представить структуру образования личности как формирование личностью своего «образа я », своих «образа мыслей», «образа действий» и «образа жизни».

Личностно-ориентированный материал в обучении математикиЛичностно-ориентированный материал в обучении математикиОбраз «я»

Образ мыслей ЛИЧНОСТЬ Образ действий

Личностно-ориентированный материал в обучении математикиЛичностно-ориентированный материал в обучении математики

Образ жизни

Особенность личностно ориентированного обучения заключается в том, что оно позволяет перейти от обучения «частичного» человека к обучению целостной личности, способной к самоактуализации, самореализации и саморазвитию. Основная стратегия-усиление личностно-смысловой направленности воспитания.

Личностно ориентированное воспитание как система

Формирующий подход рассматривает воспитание как процесс разносторонних воздействий на личность, отражающих всякие интересы

(государственные, общественные) за исключением интересов самой личности.

Современное понимание воспитания не ограничивается формированием сугубо исполнительных функций сознания. Воспитание, с точки зрения личностно ориентированного подхода, - это специально организованная деятельность по созданию условий для раскрытия и дальнейшего развития потенциальных возможностей личности. Воспитание призвано способствовать становлению и проявлению субъективных свойств личности. Благодаря такой переориентации понимания воспитания появилась возможность обращаться к тому в личности, что представляет наибольшую ценность для развития.

Очевидно сегодня и другое: целостности как существенной характеристике человека должна соответствовать целостность воспитания студента, которая может быть достигнута в результате организации воспитания как системы, причём системообразующим звеном выступает технология воспитания.

Вопрос сегодня не в том, нужна или не нужна воспитательная технология. Современное понимание воспитания включает в себя в качестве цели создание условий для саморазвитие личности. Одним из основополагающих условий и выступает технологичность процесса воспитания.

Вопрос сегодня даже не в том, возможен ли перенос общей схемы производственной технологии в сферу воспитания личности. Технологическая воспитательная цепочка уже утвердилась, прочно вошла в теорию и практику воспитания.

Вопрос сегодня даже и не в том: не противоречит ли внедрение технологии в воспитательный процесс педагогическому творчеству. Проблема состоит в следующем: только в воспитательном процессе, работая по определённой технологии, учитель получает реальную возможность действовать творчески в зависимости от конкретных условий, имеющихся возможностей и с обязательным учётом уровня личностного саморазвития студента.

Принятая технология должна пронизывать действия всех уровней системы. Принятие решений в любом звене не должно противоречить достижению заданной цели, а, напротив, должно соотноситься с ней.

Процесс воспитания сегодня принимает такую организационную форму, которая обеспечивает объединение и взаимодействие всех его компонентов на основе соответствующей технологии. Любая система рассматривается как совокупность, единство, взаимосвязь определенных элементов. Элементами в воспитательной системе выступают цель, задачи, принципы - условия средства, формы, методы, приёмы, содержание, результат. Представить себе воспитательную систему можно используя следующую схему.

ЦЛичностно-ориентированный материал в обучении математикиель


ЗЛичностно-ориентированный материал в обучении математикиадачи


ПЛичностно-ориентированный материал в обучении математикиринципы


СЛичностно-ориентированный материал в обучении математикиредства


ФЛичностно-ориентированный материал в обучении математикиормы, методы, приёмы


СЛичностно-ориентированный материал в обучении математикиодержание


Результат

Таким образом, личностно ориентированная система основана на антропоцентрических ценностях: на саморазвитии, самоактуализации, самореализации, самоопределении.

Технология организации урока в системе личностно ориентированного воспитания.

Всякое обучение по своей сути подразумевает создание условий для развития личности ребенка. Но проблема состоит в том, как понимать личность и где искать источники её развития.

Нередко личностное развитие в образовательном процессе сводится к интеллектуальному развитию. При этом ведущая роль принадлежит внешним воздействиям.

В противовес такой трактовке личностно ориентированный урок нацелен прежде всего на саморазвитие личности ученика. Причем внешние педагогические воздействия лишь исходная точка, первый толчок к переходу от диагностики к самодиагностике, от организации к самоорганизации, от стимулирования к самостимулированию, от контроля к самоконтролю. Степень помощи студенту должна постепенно убывать. Помощи взрослых не должно быть «слишком», иначе она будет не столько стимулом, сколько тормозом активности самого студента.[1]

Постепенный переход от педагогической помощи к педагогической поддержке и затем к педагогическому продвижению, несмотря на некоторую условность этих понятий и отсутствие четкой границы между ними, предполагает переакцентировку с методов и приёмов педагога к способам учебной деятельности самого студента.

Вместе с тем предполагается, что данная технология в целом вписывается в структуру классно-урочной системы обучения, является не слишком трудоемкой для педагогов-практиков, нацеливает педагога при выборе форм, методов, приёмов, средств обучения не только на тему и тип урока, но и, что принципиально важно в данном случае - на уровень личностного развития и саморазвития.

В.В. Гузеев определяет дидактическую технологию как трансформацию абстрактных теоретических постановок и обобщений дидактики и методики преподавания в практическую деятельность - процедуры, операции, перед выполнением которых обязательно ставится определенная дидактическая цель.[3]

Понятие «технология воспитания» рассматривается как обобщающее, включающее целеполагание, планирование, организацию, выбор методов, форм и средств, наиболее соответствующих целям и содержанию воспитания, в интересах повышения эффективности и обучения и воспитания, т.е. педагогического процесса.

Исходными при организации урока в системе личностно ориентированного воспитания выступают:

- целевая ситуация;

- личностно - образовательная ситуация;

- оценочная ситуация.

Целевая ситуация определяет приоритетную для данной группы модель педагогической помощи. Целеполагание ориентирует учителя на создание осознанного образа действий посредством обращения к соответствующей комбинации форм, методов и средств обучения.

Личностно - образовательная ситуация учитывает не только учебные возможности студента (способность свободно, творчески оперировать знаниями, гибкость и мобильность способов учебной деятельности), но и образовательные приоритеты личности (являются ли знания для студента ценностью, ставит ли он перед собой цель перейти из учебной деятельности к самообучению и самообразованию), а также коммуникативные способности (умение наилучшим образом выбирать форму, способ сотрудничества, умение применять знания, не причиняя вреда природе и людям.

Оценочная ситуация позволяет учителю отслеживать процесс раскрытия личностных потенциальных возможностей студентов и на этой основе определять педагогическую тактику.[5]

Технологические требования к уроку в системе личностно ориентированного воспитания.


  1. Обеспечение единства и взаимосвязи познавательной, коммуникативной, ценностной, творческой подсистем урока.

  2. Диагностичность обучения.

  3. Соответствие темпа и ритма учебной работы зоне ближайшего личностного развития.

  4. Адресная помощь, поддержка, продвижение.

  5. Непротиворечивость и постепенное смещение акцента с методов и приёмов целеполагания, организации, анализа урока учителем к способам самостоятельной постановки учебных задач, самореализации и самоанализу студентами.

  6. Убывающая помощь, поддержка, продвижение и, как следствие, развитие способов познавательной самостоятельности.

  7. Комбинация форм, методов, средств, приёмов обучения с учетом личностной образовательной ситуации.

Отличия традиционного урока от урока в системе личностно-ориентированного воспитания.

Традиционный урок

Личностно-ориентированный урок

Цель

ЗУН +социализация

Личностный рост ученика и учителя

Ценности

Соответствие стандарту

Своеобразие (неповторимость) личности

Управляемость ученика

Ответственный и свободный выбор

Условия

Признание ведущей роли внешних воздействий педагогического руководства.

Преобладание монолога.

Позитивная мотивация учителя и ученика на саморазвитие.

Владение учителем диагностикой и технологией личностно-ориентированного урока.

Стиль общения и взаимодействия - межличностный диалог.

Позиции студентов

Жесткая фиксация ролей, асимметричность функций:

учитель руководит, организует, контролирует

ученик слушает, воспринимает, выполняет

Разнообразие позиций на основе сотрудничества.

Постепенный переход от организации

к самоорганизации, от контроля к самоконтролю.

Технологичность

Нормативность содержания, методов, форм урока

Технология педагогической помощи, поддержки, продвижения, предполагающая вариативность содержания, методов, форм обучения с учетом уровня личностного развития студентов.

Критерии и способы оценивания

Выполненное задание. Количественные показатели выполнения, скорость, объём.

Личностный рост учителя и студента, измеряемый по индивидуальным показателям в сравнении с собственными прошлыми и настоящими результатами.


Практическая организация личностно ориентированного обучения студентов ФГОУ СПО Пензенский автомобильно-дорожный колледж на уроках математики.

Личностно ориентированный подход обучения математики основан на результатах тестирования психологом студентов первого курса, в котором выявляются типы темперамента. Для успешной работы проводится тестирование студентов в начале каждого учебного года. В тестирование включаются вопросы по определению базы математических знаний студентов; определению типа внимания. По результатам этих тестов планируется индивидуальную работу с каждым студентом. В своём планировании учитываются также результаты входных срезов.
Рассмотрим практическую организацию личностно ориентированного обучения в разделе «Правильные многогранники» курса «Математика». Программа по названной теме включает 16 занятий (по 2 часа в каждом):

1. Общие вопросы, связанные с темой «Правильные многогранники».

2. Теорема Эйлера о выпуклых многогранниках. Следствия из нее.

3-4. Существование (построение) правильных многогранников.

5-6. Симметрия правильных многогранников.

7-8. Объемы и площади поверхностей правильных многогранников.

9-10. Правильные многогранники и шар.

11-13. Моделирование многогранников (правильных и полуправильных).

14-15. Итоговое занятие. Решение задач.

16. Контрольная работа.

В каждое занятие включены следующие вопросы: основной теоретический материал, вопросы для студентов, задачи для решения на занятии, домашнее задание (общее для всей группы и индивидуальное). В содержание занятий включены также: исторический материал, задачи повышенной трудности, элементы современной математики, прикладные аспекты. Это позволяет проводить занятия по данной программе со студентами различных специальностей, уделяя большое внимание соответствующим вопросам содержания. Здесь рассматриваются методические особенности изложения наиболее важных вопросов данной темы. Анализируется определение многогранника, который рассматривается как тело, поверхность которого состоит из конечного числа многоугольников. Понятие тела уточняется с помощью начальных понятий топологии, таких как внутренняя и граничная точки, внутренность, граница тела и др. Вводится понятие выпуклого многогранника, рассматриваются примеры как выпуклых, так и невыпуклых многогранников.

На уроках геометрии при изучении раздела «Многогранники» на втором курсе предлагаются следующие карточки - задания для студентов

а) имеющих различные уровни подготовленности

Тема: «Объёмы и площади поверхностей правильных многогранников»

Задачи:

  1. Вычислить объём и площадь поверхности куба, если известно ребро куба, равное 0, 02 м.

  2. Вычислить площадь поверхности октаэдра с ребром 0, 04 м.

  3. Найти объём и площадь поверхности додекаэдра, если его ребро равно 0, 05 м.

Студентам, имеющим низкий уровень подготовленности предлагается на выбор одна из задач, со средним - две задачи, с высоким - все три задачи.

Тест по теме «Правильные многогранники»

1. Многогранник называется правильным

а) если в основании лежит правильный многоугольник;

б) если боковые грани - параллелограммы;

в) если боковые грани - ромбы.

2. Объём куба с ребром 0, 1 м равен

а) 0, 001 куб. м;

б) 0, 01 куб. м;

в) 0, 3 м.

3. Октаэдр - это правильный многогранник, у которого

а) число граней 8, число ребер 12;

б) число граней 10, число ребер 16;

в) число граней 6, число ребер 18.

4. Чему равно ребро куба, если равновеликий ему додекаэдр имеет объём 0,12 куб.м

а) 0, 3 м;

б) 0, 4 м;

в) 0, 25 м.

5. Площадь поверхности октаэдра с ребром а равна

а) 3, 765а;

б) 3, 4641а;

в) 5, 678а.

6. Осью симметрии куба является

а) высота;

б) диагональ;

в) ребро.

б) имеющих различные типы темпераментов

1) для меланхоликов

Задача:

Вычислить объём тетраэдра и куба, если ребро каждого из них равно

0, 05 м.

2) для сангвиников

Задача:

Даны два равновеликих многогранника - тетраэдр и октаэдр. Вычислить ребро тетраэдра, если ребро октаэдра равно 0, 07 м.

На выполнение данных задач меланхолику требуется больше времени для решения, а сангвинику меньше. Поэтому количество действий выполнения задачи меньше, одинаково сложность задач одинаковая.

в) имеющие разные специальности («Автомеханик», «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ»

Студентам предлагается творческое задание: привести примеры правильных многогранников, которые используются в будущей профессии.

Обоснование признаков научной или учебно-методической ценности

Личностно ориентированный подход к проведению уроков математики в колледже ранее не использовался. Учебно-методическая ценность разработки заключается в расширении возможностей учета личностных свойств студентов, уровня их предшествующей подготовки и профиля специальности при освоения курса математики.

Теоретическая ценность исследования - результаты работы расширяют представления о целесообразности повышения качества освоения личностно ориентированной образовательной программы колледжа как фактора развития и повышения качества подготовки специалистов.

Практическая ценность исследования заключается в том, что данная методика может быть использована другими преподавателями при изучении разделов математики, а также в других учебных заведениях аналогичного профиля. Практическая ценность подтверждается тем, что количество студентов, успевающих на «4» и «5» увеличилось с 50% до 60%.

Апробация полученных результатов: апробация и внедрение результатов исследования докладывались в 2006-2007 учебном году на научно-практической конференции «Ступени в будущее», заседаниях методической комиссии математических и естественно-научных дисциплин, педагогических советах.

Выводы:

  1. разработана методику учета личностных свойств студентов при проектировании индивидуальных учебных заданий по дисциплине «математика»;

  2. разработаны индивидуальные задания для проведения уроков по математике;

  3. выполненная практическая апробация разработанного методического обеспечения подтвердила повышение результативности программы по математике. Количество студентов, занимающихся на «4» и «5» увеличилось с 50% до 60 %.

























Список литературы

1. Алексеев Н.И. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. - Тюмень: Издательство Тюм. ГУ. 1997

2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания//Педагогика, 1995, №4

3. Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. - М.: Знание, 1992

4. Каган М.С. Человеческая деятельность.-М., 1974

5. Кутеева О.Г. Урок в системе личностно ориентированного воспитания/ О.Г. Кутеева, Г.П. Редя, И.Ф. Смирнова.-Пенза, 2002

6. Мудрик А.В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании// Новые ценносит образования, 1996, №6

7. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996.

Интернет-ресурсы

8. mirrabot.com/work/work Проектирование педагогической технологии личностно ориентированного воспитания






Титульный лист



Тема: Разработка технологии организации урока математики в системе личностно ориентированного воспитания студентов колледжа







































Содержание

1. Введение…………………………………………………………….

2. Сущность личностно ориентированного воспитания………….

3. Основные направления личностно ориентированных технологий

4. Личностно ориентированное воспитание как система………...

5. Технология организации урока в системе личностно

ориентированного воспитания………………………………………

6. Технологические требования к уроку в системе личностно ориентированного воспитания………………………………………

7. Отличия традиционного урока от урока в системе личностно-ориентированного воспитания………………………………………









Содержание


  1. Сущность и основные направления личностно ориентированного воспитания.

  2. Технологические требования к уроку в системе личностно ориентированного воспитания.

  3. Практическая организация личностно ориентированного обучения студентов ФГОУ СПО Пензенский автомобильно-дорожный колледж на уроках математики.














31

© 2010-2022