Программа курса по выбору В мире логических задач

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің Дружба орта мектебі» ММ
ГУ «Дружбинская средняя школа отдела образования акимата города Костаная»




Программа

«В мире логических задач»

( курс по выбору для учащихся 5-7 классов)


Составители: Рязяпкина Л. М.

учитель математики первой категории

Кажиякбаров Б. К.,

учитель информатики

первой категории




г. Костанай 2015 г.

Рецензент:

Иванова Е. И. - магистр педагогических наук, старший преподаватель Костанайского государственного педагогического института

Составители:

Рязяпкина Л. М. - учитель математики первой категории ГУ «Дружбинская средняя школа отдела образования акимата г.Костаная»

Кажиякбаров Б. К.- учитель информатики первой категории ГУ «Дружбинская средняя школа отдела образования акимата г.Костаная»

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по математике и информатики. Он расширяет базовый курс математики и информатики и дает возможность познакомиться с интересными задачами. Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки программы общеобразовательной школы, но встречаются на ЕНТ. Решение нестандартных задач включает в себя мотивационный компонент учения, повышает интерес как к задачам обозначенного типа, так и к математике и информатике в целом, то есть создаются предпосылки для расширения круга учеников, для которых эти предметы становятся личностно-значимыми. Данный курс рекомендуется для учащихся 5-7 классов и ориентирован на развитие способов умственной и исследовательской деятельности средствами специальных задач, содержание которых отражает житейские, сказочные и математические ситуации.

Пояснительная записка.

На данном этапе развития современного казахстанского общества важным результатом в системе общеобразовательной школы является формирование математического стиля мышления учащихся, проявляющегося в определенных умственных навыках.

Логические занимательные задачи являются неотъемлемой частью духовного наследия народа. Это разнообразные задачи, созданные человечеством в течение многих лет и показывающие практическое применение математических знаний в повседневной жизни. Логические занимательные задачи позволяют учащимся усвоить программный материал на более высоком уровне, способствуют развитию логического мышления.

В процессе математической деятельности по решению "логических задач" у учащихся формируется совокупность приемов мышления, основанные на анализе и синтезе, индукции и дедукции, обобщении и конкретизации и т.п.

Решать логические задачи очень увлекательно и интересно. В них вроде бы нет явной математики - нет ни чисел, ни функций, ни треугольников, ни векторов, а есть только лжецы и мудрецы, истина и ложь и т.п. В то же время дух математики в них чувствуется ярче всего, т.к. чтобы придти к решению любой логической задачи необходимо детально разобраться в условии, выявить и осознать все связи между участвующими объектами.

Основной результат учебной деятельности учащихся при изучении математики состоит в том, чтобы развить логику мышления, умения анализировать, планировать, который развивает как прикладную, так и творческую стороны мышления. К тому же, решение нестандартных задач включает в себя мотивационный компонент учения, повышает интерес, как к задачам обозначенного типа, так и к математике в целом, то есть создаются предпосылки для расширения круга учеников, для которых математика становится личностно-значимым предметом.

Программа курса по выбору «В мире логических задач» предназначена для обучения учащихся решению задач, не входящих в обязательную программу изучения математики.

Данный курс рекомендуется для учащихся 5-7 классов и ориентирован на развитие способов умственной и исследовательской деятельности средствами специальных задач, содержание которых отражает житейские, сказочные и математические ситуации, а также для реализации задачи -подготовки к ЕНТ.

В связи с этим, данный курс по обучению решению логических задач призван реализовать следующие цели:

- познакомить с различными способами решения логических задач,

-обучить учащихся решению предлагаемых видов логических задач,

Задачами курса являются:

1) развитие логической культуры учащихся, навыков аналитического мышления;

2) интеллектуальное развитие учеников, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;

3) расширение знаний о методах и способах решения логических задач;

4) формирование умения моделировать реальные ситуации;

5) развитие коммуникативных умений.

6) через решение логических задач развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать;

7) посредством организации занятий воспитывать усидчивость, настойчивость в достижении цели, интерес к математике.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю в течение учебного года), включает теоретический материал, игровые и исследовательские занятия, тестирование.

Занятия курса рекомендуется проводить по классно-урочной системе. Для того чтобы реализовать цели курса целесообразно использовать проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы обучения. Немаловажным аспектом повышения эффективности учебно-воспитательного процесса является сочетание разнообразных форм организации учебной деятельности учащихся и форм проведения учебного занятия, например, занятие может проходить в форме игры, урока-практикума, урока с использованием компьютерной техники.

Перед началом изучения данного курса необходимо провести установочное тестирование, которое поможет определить уровень имеющегося логического мышления у учащихся.

Для контроля за качеством усвоения программы курса рекомендуется использовать обучающие, творческие самостоятельные работы, тестирование.

Целесообразно на учебных занятиях использовать материалы учебно-методических пособий для данного курса, представляющие отдельные сборники:

- сборник логических задач

- Методические рекомендации к программе курса по выбору «В мире логических задач» для учащихся 5-7 классов

Содержание программы.

Модуль 1. Основы логики и история ее развития. Логические задачи для разминки (5 часов).

Понятие « логическая задача». История возникновения логических задач. Значение логических задач в развитии мышления и приёмы мыслительной деятельности, способствующие развитию умения решать логические задачи. Логические задачи для разминки.

Модуль 2. Методы решения логических задач (8 часов).

Метод рассуждений. Метод таблиц. Метод графов. Метод кругов Эйлера - Венна.

Модуль 3. Виды логических задач (10 часов). Истинноностные задачи. Задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Задачи типа «Кто есть кто?». Задачи на пересечение и объединение множеств. Математические ребусы. Задачи типа «Переправы». Задачи типа «фальшивый объект».

Модуль 4. Задачи- шутки (6 часов).

Старинные логические задачи. Задачи-шутки. Задачи со спичками.

Модуль 5. Решение логических задач ЕНТ (5 часов).

Решение логических задач ЕНТ.







Календарно-тематическое планирование курса.

Содержание материала

Количество часов

Модуль 1. Основы логики и история ее развития. Логические задачи для разминки

5

1

Понятие « логическая задача». История возникновения логических задач.

2

2

Логические задачи для разминки.

3

Модуль 2. Методы решения логических задач.

8

3

Метод рассуждений.

2

4

Метод таблиц

2

5

Метод графов

2

6

Метод кругов Эйлера - Венна.

2

Модуль 3. Виды логических задач.

10

7

Истинноностные задачи.

2

8

Задачи, решаемые с конца.

1

9

Задачи на переливание.

1

10

Задачи на взвешивание.

1

11

Задачи типа «Кто есть кто?».

1

12

Задачи на пересечение и объединение множеств.

1

13

Математические ребусы.

1

14

Задачи типа «Переправы».

1

15

Задачи типа «фальшивый объект».

1

Модуль 4. Задачи- шутки.

6

16

Старинные логические задачи.

2

17

Задачи-шутки.

2

18

Задачи со спичками.

2

Модуль 5. Решение логических задач ЕНТ.

5

19

Решение логических задач ЕНТ.

4

20

Тестирование.

1

Требования к уровню подготовки учащихся:

- формирование целостной систем математических знаний;

- научить мыслить и рассуждать самостоятельно;

- различные подходы к решению нестандартных задач несколькими способами;

- практическое применение теории;

- формирование мыслительной культуры.

Планируемые результаты обучения

В результате изучения прикладного курса учащиеся должны:

-понимать сущность понятия "логическая задача";

-знать алгоритмы решения алгоритмических логических задач и уметь применять их на практике;

-знать алгоритм творческой деятельности по поиску решения неалгоритмических логических задач и уметь применять его на практике.

- уметь ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи;

- проводить обобщения, выдвигать гипотезы;
- уметь находить информацию в разных источниках, отбирать и систематизировать ее.

Рекомендуемая литература.

1. Байиф Ж.-К. Логические задачи: Пер. с франц. / Перевод Сударева Ю. Н.; Под редакцией и с послесл. И. М. Яглома. - М.: Мир, 1983. - 172 с.
2. Болховитинов В. Н., Колтовой Б. И., Лаговский И. К. Твое свободное время. - М.: Детская литература, 1970. - 464 с.
3. Клименченко Д. В. Задачи по математике для любознательных: Кн. для учащихся 5 - 6 кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1992. - 192 с.: ил.
4. Магия чисел и фигур. Занимательные материалы по математике / авт.-сост. В. В. Трошин. - М.: Глобус, 2007. - 382 с.: ил.

5. Занимательная математика. 5 - 11 классы. (Как сделать уроки математики не скучными)/ Авт.-сост. Т. Д. Гаврилова. - Волгоград: Учитель, 2005. -96 с.

6. Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2003. - 93 с.

7. Сборники тестов ЕНТ АСТАНА - 2012, 2013, 2014, 2015 года.

© 2010-2022