Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса

"Описание материала: Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» предполагает эффективную подготовку выпускников 11 класса к сдаче ЕГЭ по математике, а именно предназначена для тренировки решения задания типа С1. В систему повторения входят примерное планирование учебного времени при организации повторения темы «Отбор корней в тригонометрических уравнениях», план-конспект урока-обобщения по теме «Отбор корней при решении тригонометрических уравнений», проверочная р...
Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях»

учителя МОУ Октябрьская СОШ Радищевского района Ульяновской области


Волик Татьяны Геннадьевны


  1. Примерное планирование учебного времени при организации повторения темы «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» (проведено на занятиях кружка «Готовимся к ЕГЭ по математике» в 11 классе)


Содержание занятий

Цели занятий

Количество часов

Простейшие тригонометрические уравнения

Повторить общие и частные случаи решения простейших тригонометрических уравнений, опираясь на единичную окружность. Деление множеств корней уравнений sinx=a и cosx=a на две группы с целью упрощения дальнейшего отбора.

1

Виды тригонометрических уравнений и методы их решения

Повторение основных методов решения тригонометрических уравнений: однородных 1 и 2 степеней - делением на степень косинуса; вынесением общего множителя за скобки; применением формул приведения, двойного угла, понижения степени и т.д.

2

Отбор корней при решении тригонометрических уравнений

Повторение алгоритмов отбора корней в тригонометрических уравнениях: по единичной окружности; непосредственным перебором; аналитически с помощью решения неравенств; графически.

2

Проверочная работа по теме «Отбор корней при решении тригонометрических уравнений

Проверка умений решать задания ЕГЭ типа С1.

1




  1. План-конспект урока-обобщения по теме

"Отбор корней при решении тригонометрических уравнений"

Цели:

- повторить основные тригонометрические формулы и закрепить их знания в ходе выполнения упражнений;

-развивать вычислительные навыки, логическое мышление, навыки контроля и самоконтроля, умение работать с компьютерной презентацией;

-воспитание ответственного отношения к учебному труду, воли и настойчивости для достижения конечных результатов;

-рассмотреть основные способы отбора корней при решении тригонометрических уравнений:
аналитический, графический, по единичной окружности, перебором целых значений.

Девиз урока: «Не бойтесь формул!

Учитесь владеть этим инструментом

Человеческого гения!

В формулах заключено величие и могущество

разума…»

Марков А.А.

Тип урока: обобщающий

Оборудование: дидактические карточки, мультимедийная аппаратура.

Ход урока

  1. Актуализация. Оргмомент.

  2. Проверка знаний учащимися тригонометрических формул.

У доски 3 уч-ся записывают тригонометрические формулы:

1 уч.: Формулы, которые устанавливают соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла.

2 уч.: Формулы сложения.

3 уч.: Формулы суммы и разности и разности тригонометрических функций.

В это время с остальными уч-ся провести устную разминку.

Устная разминка (задания на экране):

1.Какому выражению соответствует значение Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса ?

а) sin30Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса; б) cosСистема повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса; в) tgСистема повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса

2.Выбрать возможный вариант.

а) sin =Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса; б) cos = Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса -2; в) sin = -3,7.

3. Какой из углов является углом II четверти?

а) Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса ; б) -145 ; в) Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса

4.В каких четвертях sin и cos имеют разные знаки?

а) II, III и IV; б) I и III; в) I и IV.

5. Каким выражением можно заменить Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса ?

а) cos ; б) sin ; в) - sin.

  1. Работа в парах.

Задание: заполнить 3 столбец таблицы: формулы решения простейших тригонометрических уравнений .

Значения

а

Уравнение

Формулы решения уравнений

Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса

sinx=a

Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса

Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса

sinx=a

уравнение решений не имеет

а=0

sinx=0

Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса

а=1

sinx= 1

Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса

а= -1

sinx= -1

Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса

Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса

cosx=a

Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса

Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса

cosx=a

уравнение решений не имеет

а=0

cosx=0

Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса

а=1

cosx= 1

Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса

а= -1

cosx= -1

Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса

Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса

tgx=a

Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса

Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса

ctgx=a

Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса

Учащиеся заполняют 3 столбец таблицы, проверка осуществляется сразу же по слайду на экране.

  1. Учащимся предлагается выполнить задание С1:

а) Решите уравнение Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса .

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса .

Решение.

а) (один ученик у доски):
Так какСистема повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса (формула косинуса двойного угла), Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса (формула приведения), то Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса , Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса , Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса (вынесение за скобки общего множителя).

Корни уравнения: Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса , Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса .

б) Работа по группам:

1 группа. Отбор корней по единичной окружности.

Корни уравнения Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса изображаются точками А и В, а корни уравнения Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса - точками C и D, промежуток Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса изображен жирной дугой (см. рис.). В указанном промежутке содержатся три корня уравнения: Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса и Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса .

Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса

б)Ответ: Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса .

2 группа. Отбор корней по графику.

б) Корни, принадлежащие промежуткуСистема повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса, отберем по графикуСистема повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса. Прямая Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса (ось Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса ) пересекает график в единственной точкеСистема повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса, абсцисса которой принадлежит промежуткуСистема повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса.

Прямая Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса пересекает график ровно в двух точках, абсциссы которых принадлежатСистема повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса(см. рис.). Так как период функцииСистема повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса равен Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса , то эти абсциссы равны, соответственно, Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса и Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса .

Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса

В промежуткеСистема повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 классасодержатся три корня: Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса .

3 группа. Отбор корней перебором значений.

б) Пусть Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса .Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса Подставляя Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса , получаем Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса . ПромежуткуСистема повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса принадлежит только Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса .

Пусть Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса . Подставляя Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса , получаем:

Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса .

ПромежуткуСистема повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса принадлежат только Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса .

ПромежуткуСистема повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса принадлежат корни: Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса .



4 группа. Отбор корней аналитически с помощью неравенств.

б) Отберем корни, принадлежащие промежуткуСистема повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса.

Пусть Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса .Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса. Тогда Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса .

Корень, принадлежащий промежуткуСистема повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса: Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса .

Пусть Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса Z.

Тогда Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса .

Корень, принадлежащий промежуткуСистема повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса: Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса .

Пусть Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса Z.

Тогда Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса .

Корень, принадлежащий промежуткуСистема повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса: Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса .

ПромежуткуСистема повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса принадлежат корни: Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса .


Отчет групп.

Каждая группа подробно рассказывает о процедуре отбора корней уравнения.

  1. Рефлексия.

В каких случаях необходимо производить отбор корней в тригонометрических уравнениях?

Какими способами можно произвести отбор корней?

Какой способ вам показался легче и понятнее? Почему?

  1. Домашнее задание.





  1. 6 sin2x + cos x Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса если x∊Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса.



  1. 4 cos2x + 4cos (Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 классаесли x∊Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса.



  1. cos 2x + 3 sin2x = 1,25, если x∊Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса.



  1. sin 2x = cos x|cosx|, удовлетворяющие условию x Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса [0; 2Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса].













  1. Проверочная работа по теме «Отбор корней при решении тригонометрических уравнений»

Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса







Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса





Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса





Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса





Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса



Система повторения по теме «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» для 11 класса





  1. Краткий анализ результатов

Количество выполнявших работу

Процент учащихся, допустивших ошибки в №1-№2

Процент учащихся, допустивших ошибки в применении формул приведения

Процент учащихся, допустивших ошибки при решении простейшего тригонометрического уравнения

Процент учащихся, допустивших ошибки при отборе корней

21

20

30

10

40

Результаты показывают, что тема «Отбор корней в тригонометрических уравнениях» представляет большую сложность для многих учащихся, чем весьма оправдано включение задания на эту тему во вторую часть ЕГЭ. Несмотря на это 60% выполнявших работу верно отобрали корни. Из этих учащихся 40 % выбрали способ отбора корней с помощью решения неравенств, 20 % - способ отбора по единичной окружности, графический способ и способ перебора целых значений не выбрал никто.

Выводы: продолжить работу по закреплению навыков отбора корней в тригонометрических уравнениях, применяя при этом различные способы.

© 2010-2022