Доклад на тему Воспитательные аспекты урока математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательные аспекты урока математики

Имамиева Р.Ф.

учитель математики

Формирование дисциплины у детей начинается задолго до поступления их в школу. В семье, саду ребенок получает первые представления о правилах поведения, приучается к выполнению посильных поручений, умению жить и трудиться в коллективе.

С поступлением ребенка в школу изменяется характер его жизни.
Содержание новой для него деятельности требует организованности, самодисциплины, усидчивости и послушания. Используя метод разъяснения учитель терпеливо проводит изучение правил для учащихся, добивается их неукоснительного выполнения. Работа, начатая учителем начальных классов по формированию дисциплинированности учащихся, находит свое дальнейшее продолжение в 5-х - 9-х классах с учетом возрастных особенностей подробностей.

Процесс воспитания школьников в этом возрасте является наиболее сложным, так как этот возраст характеризуется интенсивными изменениями в анатомо-физиологическом, психическом и умственном развитии ребенка, которые влекут за собой изменения в его поведении. У детей отмечается быстрая смена настроения, высокая подвижность, чрезмерное стремление к самостоятельности, независимости, что приводит к неустойчивости поведения.

Ребенок, особенно среднего подросткового возраста, нередко не может осознанно управлять своими поступками и эмоциональным состоянием, становится весьма чувствительным к интонации и характеру предъявляемых к нему требований. Учебный процесс в 5-х - 9-х классах обладает большими возможностями для формирования у школьников понимания сущности дисциплины коллективного труда, роли дисциплинированности человека в достижении поставленных перед ним целей.

Сознательная дисциплина формируется в конкретных делах учащихся.
Многие школьники учатся не в полную силу своих возможностей, из-за чего
"недобирают" знаний, умений и опыта, которые могли бы приобрести в школе.
Важными причинами этого явления являются - недостаточное осознание школьниками жизненной значимости знаний, а также недисциплинированность в учении. Не используя в полной мере данные природой и социальной средой возможности в приобретении знаний, умений и навыков, ученик не может осуществить и развить всех своих возможностей. От этого страдает личность
(недобрала, не смогла, не сформировала в себе все необходимое для подлинного развития), но многое теряет и все окружение в целом.

Дисциплина школьников на уроке - это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий учителя. Подлинная дисциплина учащихся на уроке характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

Одним из ведущих факторов, положительно влияющих на формирование сознательной дисциплины школьников, является РАЗУМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА
КАК ОСНОВНАЯ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. (слайд 3)

Хорошая дисциплина учащихся на уроке бывает тогда, когда педагог обладает способностью организовать целенаправленную деятельность учащихся, увлечь их не развлекательностью приемов, а умением раскрыть значение учебной работы и знаний, четко определить цель и задачи учебных заданий на каждом этапе урока, вовлечь каждого школьника в работу.

Многое зависит от умения учителя организовать себя и свой труд, направленный на руководство познавательной деятельностью школьников.
К.Д.Ушинский в работе "Избранные педагогические сочинения" писал: (слайд 4)"Если мы ввели … порядок и стройность в занятиях … не оставляя ни на одну минуту, ни одного дитя без дела, если мы сумели сделать занятия занимательными для ребенка, внушили детям уважение к исполнению своих обязанностей, сделали эти обязанности не слишком трудными, если, наконец, нравственная природа наша такова, что дети могут полюбить нас,- то классная дисциплина в наших руках."

Изучение широкой школьной практики показало, что основными недостатками организации уроков в школе являются:

а) слабая занятость всех учащихся учебно-познавательной деятельностью в целом на уроке и отдельных его этапах. Это проявляется в том, что деятельность школьников конкретно не определена: не поставлены задачи, не указано, чем, как и почему должны заниматься учащиеся. Потому работа в классе идет в основном с опорой на возможности сильных учеников;

б) нерациональная занятость учащихся на уроке учебно-познавательной деятельностью. Недостатки такой организации состоят в том, что хотя все учащиеся на уроке участвуют в учебной работе, учебные задания по своей сложности не учитывают реальные возможности школьников. В результате сама организация учебного процесса на уроке закладывает предпосылки к низкой учебной продуктивности школьников и создает у них неудовлетворенность своим трудом, порождает недисциплинированность.

В последние годы нравственность сильно понизилась. Это отразилось и на детях. Поэтому я считаю, что учитель должен стараться уделять внимание нравственным вопросам на каждом уроке; пусть совсем чуть-чуть, пусть хоть словечко, но и это словечко не будет сказано зря, поскольку дети очень восприимчивы к хорошему. Любой учитель, будь то учитель литературы или же математики, должен развивать в детях чуткое отношение к жизни. Учитель не может закрывать глаза на ребёнка и видеть лишь объект обучения. Нравственность можно воспитывать по-разному, совсем не обязательно говорить строгим голосом: «Дети, так делать плохо, а так хорошо». Нравственные моменты есть практически везде.

На уроках математики, мы с детьми тоже касаемся вопросов нравственности. Взять хотя бы примеры из истории математики: я показываю детям, что успехов и научных открытий достигают чаще всего те учёные, которые имеют хороший нравственный облик, которые живут, соблюдая некие нравственные нормы.

(слайд 5)Например, жизнь С.В. Ковалевской, ее духовный и нравственный облик, верность науке, борьба за право женщины на умственный труд является прекрасным примером для молодого поколения. А какой поучи­тельной в плане формирования волевых качеств является полная трудностей жизнь М.В. Ло­моносова! (слайд 6)

Через рассказы о «нематематической» деятельности великих ученых привлекаю вни­мание учащихся к общечеловеческим ценностям и культуре. Своим ученикам я рассказываю о разностороннем развитии творцов математики. С.В. Ковалевская об­ладала незаурядным литературным талантом. Философом и поэтом, классиком персидской и таджикской литературы называют известного математика Омара Хайяма. Другой пример - математик и логик Чарльз Л. Доджсон. Под псевдонимом Льюис Кэрролл он хорошо извес­тен как автор сказки «Приключения Алисы в стране чудес».

Остановлюсь еще на одном моменте использования историзма на уроках математики. У многих выдающихся людей: математиков, писателей, философов есть короткие, но содер­жащие много смысла, емкие лаконичные высказывания культурно-развивающего содержания. Считаю, что их необходимо популяризовать среди школьников. Я использую их в качестве эпиграфов на уроках, в игре «Поле чудес», помещаю в кабинете на стендах.

Очень большую духовно-нравственную направленность, на мой взгляд, имеют задачи, решение которых предполагает интересные факты, эпизоды из истории России, родного края. Стараюсь выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. На моих уроках, например, учащиеся с удивлением узнают о русском крестьянском способе умножения; сами составляют решето Эратосфена; рассматривают применение золотого сечения, золотого прямоугольника и золотой спирали в природе, архитектуре, живописи как математических символов идеального соотношения формы и роста. На уроке могу использовать только одно задание, после решения которого, сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение, прослушать музыкальный фрагмент или показать репродукцию.

Иногда мы работаем по группам: я даю, скажем, два задания: решив первое, ученик может получить от 1 до 4, решив второе - от 1 до 5. Ребята сами выбирают, в какую группу им сесть. Поступить честно и постараться решить более лёгкое задание, но самостоятельно или же подсесть к отличнику, списать у него и получить пятёрку. Если я вижу, что ребёнок собирается поступить нечестно, я говорю ему: «Это твой выбор, садись, списывай, но знай, что это выбор в сторону обмана, зла».

Чтобы у школьника была должным образом сформирована учебная деятельность, необходимо в каждый этап включать самооценку. Ученик должен уметь реально оценивать свои силы, видеть, что в теме еще не усвоено и над чем предстоит поработать. Здесь полезны различные дидактические игры. Одним из ведущих средств воспитания учащихся, развития их творческого мышления является самостоятельая работа школьников. Самостоятельная учебная часть --это всегда деятельность ученика, протекающая без посторонней помощи, хотя и под руководством учителя. Самостоятельная работа становится средством активной познавательной деятельности при определенных условиях, а именно:

а) если четко поставлена цель работы

б) если ученик осознал и принял эту цель

в) если в процессе работы ученик преодолевает интеллектуальные затруднения, проявляя при этом волевые усилия

г) если в процессе работы закрепляются или приобретаются новые знания и способы деятельности

д) если в процессе выполнения работы ученик развивает свои нравственные и физические силы.
Организованная таким образом самостоятельная работа предъявляет к учащемуся определенные требования, заставляя его мобилизовать внутренние силы, преодолевая инерцию, проявляя волевые усилия.
Доля самостоятельной работы с возрастом учащихся возрастает. По рекомендации ученых-диктатов она должна составлять в средних классах не менее 50%, а в старших - не менее 60% учебного времени. Самостоятельная работа должна быть посильна для каждого школьника. Задания для учащихся необходимо давать разные по сложности. Однако, если ученик из урока в урок выполняет самостоятельные работы заниженных требований, то это задерживает его умственное развитие, он не справляется с контрольными работами самостоятельно. Вариантность заданий является одним из условий, при соблюдении которого самостоятельная работа становится средством активизации мышления каждого школьника на уроке.
Одним из признаков недисциплинированного поведения школьников на уроке можно назвать отсутствие ВНИМАНИЯ.
Действительно, в практике нередко можно наблюдать, что ученик не слышит того, что происходит в классе. Бывает, что учащиеся сидят на уроке тихо, спокойно, но настоящего внимания и сосредоточенности все-таки нет: взгляд рассеянный, движения ленивые, работа делается нехотя. На вопрос школьникам:
"Считают ли они себя внимательными на уроках?" - каждый третий отвечал, что на уроках бывает недостаточно внимательным. На вопрос: "Почему?" - были ответы: "Трудно быть внимательным на всех уроках", "Неинтересно", "Есть жизненные моменты, от которых не можешь отвлечься", "Работа на уроках не увлекает", "Сказывается усталость", "Лень заставить себя" и другие.
ВНИМАНИЕ - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.
Внимательность рассматривается психологами как ведущая черта личности.
Человек с развитым вниманием умеет легко сосредоточиться, способен лучше воспринимать окружающее, быстрее реагировать на события, глубже их переживать, переключать внимание.
Задача учителя - целенаправленно формировать у учащихся на уроке, во внеурочное время такие качества внимания, как активность, направленность, устойчивость, переключение, широта и др.
Несформированность внимания, бесспорно, является серьезным препятствием в учении школьника.
Невнимание школьников на уроке порождается разными причинами.
В младших классах не всегда учитывается учителем неустойчивость внимания ребенка, в средних и старших - интенсивные физиологические изменения в растущем организме, а также процессы социального созревания.
Серьезные причины, порождающие отсутствие внимания у части школьников на уроке, кроются и в слабой организации урока.
Чтобы слушать учителя, быть внимательным к ответам товарищей, нужны волевые усилия. Воспитание у учащихся внимательности как черты личности мешает частая смена видов деятельности на уроках или однообразия ее форм, т.е. когда на уроке создается видимость активности учащихся, но недостает спокойной углубленной сосредоточености. Однако стремление учителя заставить школьников весь урок трудиться на высоком умственном напряжении приводит к тому, что ученик устает и теряет внимание.
В.А. Сухомлинский очень верно подмечал: "Не потерять на уроке ни одной минуты, ни одного мгновения без активного умственного труда - что может быть глупее в таком тонком деле, как воспитание человека… Нет, нельзя такой ценой добиваться внимательности, сосредоточенности, умственной активности ребят. Умственные силы и нервная энергия учащихся, особенно младшего возраста, - это не бездонный колодец, из которого можно черпать и черпать."
Сохранять и поддерживать внимание учащихся на уроке позволяет чередование заданий воспроизводящего и творческого характера, а также четкая постановка целей и задач урока, разумное включение в урок различых форм учебной деятельности, предоставление возможности школьникам учиться на уроке самостоятельно.
В основе воспитания сознательного и ответственного отношения к учению лежит формирование у школьников положительных, социально значимых мотивов учения.
Различают два основных вида мотивов деятельности:

1. Это социально значимые мотивы (долг, ответственность)

2. Это мотивы познавательного интереса.
Но учебно-познавательная деятельность школьника побуждается не одним каким- либо, а несколькими мотивами.
Для того, чтобы действительно управлять процессом формирования ответственного отношения к учебе, учитель должен хорошо знать мотивы учения учащихся, выяснять причины, тормозящие развитие положительных мотивов.
Пути формирования социально значимых мотивов учения, мотивов долга и ответственности школьников в учении следующие:

а) формирование у школьников научно-теоретического стиля мышления, глубокого понимания роли наук

б) разъяснение школьникам общественной и личной значимости учения и знаний

в) раскрытие учителем роли науки в современном производстве

г) предъявление требований к качеству учебной работы, к дисциплине учебного труда на уроке, организация помощи отстающим

д) объективная оценка знаний, умений и навыков школьника

е) целенаправленная деятельность педагога по развитию самовоситания, формирование объективной оценки, самоанализа и т.д.
Назовем пути и способы формирования познавательного интереса: а) постоянное пробуждение интереса к изучаемому предмету, в результате применения приемов занимательности, развития любознательности учащихся, создания положительных эмоций в учебной деятельности и т.д. Использование в этих целях проблемных ситуаций, познавательных игр, задач, экскурсий, создание ситуаций успеха.

б) включение каждого школьника на уроке в учебно-познавательную деятельность н всех этапах урока, опора на сильные стороны ученика.

в) использование таких методов стимулирования ученика, как одобрение, поддержка, "щадящий" режим и др.
Вся деятельность учителя должна быть направлена на то, чтобы сформировать познавательный интерес и познавательную потребность в знаниях.

За годы обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений. Но все-таки одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности. И если по словам Эразма Роттердамского: "Люди, поверьте мне, не рождаются, а формируются", то учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. П.В. Стратилатов "О системе работы учителя математики"

2. "Методика преподавания математики в средней школе"

3. Ю.К. Бабанский "Оптимизация учебно-воспитательного процесса"

4. Т.И. Шамова, К.А. Нефедова "Воспитание и обучение"

5. К.Д. Ушинский "Избранные педагогические сочинения"

6. А.К. Маркова, А.Б. Орлов "Мотивация учения и ее воспитания у школьников"

7. В.А. Онищук "Урок в современной школе"

8. Журналы: "Математика в школе" № 6 - 1998, № 3 - 1999 и т.д.





© 2010-2022