Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение-гимназия №1








Реферат


«Теорема Пифагора вне школьной программы»







Выполнил: ученик 9 « В» класса

Сиренко Станислав









Учитель : Макоева Наталья Семеновна





с. Красногвардейское

2016 год

Содержание

Введение

  • Пифагор Самосский

Основная часть

  • За легендой - истина

  • История открытия теоремы

  • Способы доказательства теоремы Пифагора

  • Доказательства теоремы Пифагора

  • Теорема косинусов

  • Комплексные числа

  • Стереометрия

  • Неевклидова геометрия

  • Примитивные тройки

  • Свойства

  • Примеры

  • История троек

Заключение

  • Применение теоремы

  • Литература





Введение.

Трудно найти человека, у которого имя Пифагора не ассоциировалось бы с его теоремой. Теорема Пифагора - важнейшее утверждение геометрии. Теорема формулируется так: площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах.

Кроме того, теорема Пифагора имеет огромное значение: она применяется в геометрии буквально на каждом шагу, и тот факт, что существует около 500 различных доказательств этой теоремы (геометрических, алгебраических, механических и т.д.), свидетельствует о гигантском числе ее конкретных реализаций.

Во времена Пифагора она звучала так: «Доказать, что квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равновелик сумме квадратов, построенных на катетах».

Еще в Древнем Вавилоне с помощью теоремы Пифагора вычисляли работу равнобедренного треугольника по основанию и боковой стороне, стрелку сегмента по диаметру окружности и хорде, устанавливали соотношения между элементами некоторых правильных многоугольников. С помощью теоремы Пифагора доказывается ее обобщение, позволяющее вычислить сторону, лежащую напротив острого или тупого угла:

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Теорема Пифагора существует только в евклидовой геометрии. Ни в геометрии Лобачевского, ни в других неевклидовых геометриях она не имеет места. Не имеет места аналог теоремы Пифагора и на сфере. Два меридиана, образующие угол 90 градусов, и экватор ограничивают на сфере равносторонний сферический треугольник, все три угла которого прямые. Для него Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы , а не Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы , как на плоскости.

После того, как была открыта теорема Пифагора, возник вопрос, как отыскать все тройки натуральных чисел, которые могут быть сторонами прямоугольных треугольников. Они были открыты еще пифагорейцами, но какие-то общие методы отыскания таких троек чисел были известны еще вавилонянам. Одна из клинописных табличек содержит 15 троек. Среди них есть тройки, состоящие из настолько больших чисел, что не может быть и речи о нахождении их путем подбора.

Пифагор Самосский.

Древнегреческий философ и математик, прославившийся своим учением о космической гармонии и переселении душ. Предание приписывает Пифагору доказательство теоремы, носящей его имя. Многое в учении Платона восходит к Пифагору и его последователям.

Письменных документов о Пифагоре Самосском, сыне Мнесарха, не осталось, а по более поздним свидетельствам трудно восстановить подлинную картину его жизни и достижений. Известно, что Пифагор покинул свой родной остров Самос в Эгейском море у берегов Малой Азии в знак протеста против тирании правителя и уже в зрелом возрасте (по преданию в 40 лет) появился в греческом городе Кротоне на юге Италии. Пифагор и его последователи - пифагорейцы - образовали тайный союз, игравший немалую роль в жизни греческих колоний в Италии. Пифагорейцы узнавали друг друга по звездчатому пятиугольнику - пентаграмме. Но Пифагору пришлось удалиться в Метапонт, где он и умер. Позднее, во второй половине V века до н.э., его орден был разгромлен.

На учение Пифагора большое влияние оказала философия и религия Востока. Он много путешествовал по странам Востока: был в Египте, Вавилоне. Там Пифагор познакомился и с восточной математикой. Пифагорейцы верили, что в числовых закономерностях спрятана тайна мира. Мир чисел жил для пифагорейца особой жизнью, числа имели свой особый жизненный смысл. Числа, равные сумме своих делителей, воспринимались как совершенные (6, 28, 496, 8128); дружественными считали пары чисел, из которых каждое равнялось сумме делителей другого (220, 284). Пифагор впервые разделил числа на четные и нечетные, простые и составные, ввел понятие фигурного числа. В его школе были подробно рассмотрены пифагоровы тройки натуральных чисел, у которых квадрат одного равнялся сумме квадратов двух других ( Великая теорема Ферма).

Естественно, что геометрия у Пифагора была подчинена арифметике. Это ярко проявилось в теореме, носящей его имя и ставшей в дальнейшем основой применения численных методов геометрии. По-видимому, пифагорейцы знали правильные тела: тетраэдр, куб и додекаэдр.

С именем Пифагора связывают учение об арифметических, геометрических и гармонических пропорциях.

В последующие столетия фигура самого Пифагора была окружена множеством легенд: его считали перевоплощенным богом Аполлоном, полагали, что у него золотое бедро, и он был способен преподавать в одно и то же время в двух местах. Отцы раннехристианской церкви отвели Пифагору почетное место между Моисеем и Платоном. Еще в XVI в. были нередки ссылки на авторитет Пифагора в вопросах не только науки, но и магии.

Основная часть.

За легендой - истина.

Открытие теоремы Пифагора окружено ореолом красивых легенд. Прокл, комментируя последнее предложение 1 книги «Начал» Евклида, пишет: «Если послушать тех, кто любит повторять древние легенды, то придется сказать, что эта теорема восходит к Пифагору; рассказывают, что он в честь этого принес в жертву быка». Легенда эта прочно срослась с теоремой Пифагора и через 2000 лет продолжала вызывать горячие отклики.

Так, оптимист Михайло Ломоносов писал: «Пифагор за изобретение одного геометрического правила Зевсу принес на жертву сто волов. Но ежели бы за найденные в нынешние времена от остроумных математиков правила по суеверной его ревности поступать, то едва бы в целом свете столько рогатого скота сыскалось».

А вот ироничный Генрих Гейне видел развитие той же ситуации немного иначе: «Кто знает! Кто знает! Возможно, душа Пифагора переселилась в беднягу кандидата, который не смог доказать теорему Пифагора и провалился из-за этого на экзаменах, тогда как в его экзаменаторах обитают души тех быков, которых Пифагор, обрадованный открытием своей теоремы, принес в жертву бессмертным богам».

История открытия теоремы.

Обычно открытие теоремы Пифагора приписывают древнегреческому философу и математику Пифагору ( VI в. До н.э.). Но изучение Вавилонских клинописных таблиц и древнекитайских рукописей ( копий еще более древних манускриптов) показало, что это утверждение было известно задолго до Пифагора, возможно, за тысячелетия до него. Заслуга же Пифагора состояла в том, что он открыл доказательство этой теоремы.

Исторический обзор начнем с древнего Китая. Здесь особое внимание привлекает математическая книга Чу-пей. В этом сочинении так говорится о пифагоровом треугольнике со сторонами 3, 4 и 5: «Если прямой угол разложить на составные части, то линия, соединяющая концы его сторон, будет 5, когда основание есть 3, а высота 4».

Также теорема Пифагора была обнаружена и в древнекитайском трактате «Чжоу - би суань цзинь» («Математический трактат о гномоне»), время создания которого точно не известно, но где утверждается, что в XV в. До н.э. китайцы знали свойства египетского треугольника, а в XVI в. До н.э. - и общий вид теоремы.

Кантор (крупнейший немецкий историк математики) считает, что равенство 32 + 42 = 52 было известно уже египтянам еще около 2300 г. До н.э. во времена царя Аменемхета I (согласно папирусу 6619 Берлинского музея).

По мнению Кантора, гарпедонапты, или «натягиватели веревок», строили прямые углы при помощи прямоугольных треугольников со сторонами 3 ,4 и 5.

Несколько больше известно о теореме Пифагора у вавилонян. В одном тексте, относимом ко времени Хамураппи, т.е. к 2000г. До н.э., приводится приближенное вычисление гипотенузы прямоугольного треугольника. Отсюда можно сделать вывод, что в Двуречье умели производить вычисления с прямоугольными треугольниками, по крайней мере, в некоторых случаях.

Но несмотря на все эти доказательства, имя Пифагора столь прочно сплавилось с теоремой Пифагора, что сейчас просто невозможно представить, что это словосочетание распадется. То же относится и к легенде о заклинании быков Пифагора. Да и вряд ли нужно препарировать историко-математическим скальпелем красивые древние предания.

Способы доказательства теоремы.

Доказательство теоремы Пифагора учащиеся средних веков считали очень трудным и называли его Dons asinorum - ослиный мост, или elefuga - бегство «убогих», так как некоторые «убогие» ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии. Из-за чертежей, сопровождающих теорему Пифагора, учащиеся называли ее также «ветряной мельницей», составляли стихотворения вроде «Пифагоровы штаны на все стороны равны», рисовали карикатуры.

Доказательства теоремы Пифагора.

На данный момент в научной литературе зафиксировано 367 доказательств данной теоремы. Вероятно, теорема Пифагора является единственной теоремой со столь внушительным числом доказательств. Такое многообразие можно объяснить лишь фундаментальным значением теоремы для геометрии.

Данный факт даже нашёл отражение в художественной литературе: в повести «Приключения Электроника» Евгения Велтистова главный герой на школьном уроке математики приводит у доски 25 различных доказательств теоремы Пифагора, повергнув в изумление учителя и всех одноклассников.

Разумеется, концептуально все их можно разбить на малое число классов. Самые известные из них: доказательства методом площадей, аксиоматические и экзотические доказательства (например, с помощью дифференциальных уравнений).

  • Через подобные треугольники

Следующее доказательство алгебраической формулировки - наиболее простое из доказательств, строящихся напрямую из аксиом. В частности, оно не использует понятие площади фигуры.

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Пусть ABC есть прямоугольный треугольник с прямым углом C. Проведём высоту из C и обозначим её основание через H. Треугольник ACH подобен треугольнику ABC по двум углам. Аналогично, треугольник CBH подобен ABC. Введя обозначения

| BC | = a, | AC | = b, | AB | = c

получаем

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Что эквивалентно

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Сложив, получаем

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

или

a2 + b2 = c2, что и требовалось доказать

  • Доказательство методом площадей

Ниже приведённые доказательства, несмотря на их кажущуюся простоту, вовсе не такие простые. Все они используют свойства площади, доказательства которых сложнее доказательства самой теоремы Пифагора.

  • Доказательство через равнодополняемость

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Рис.1

  1. Расположим четыре равных прямоугольных треугольника так, как показано на рисунке 1.

  2. Четырёхугольник со сторонами c является квадратом, так как сумма двух острых углов 90°, а развёрнутый угол - 180°.

  3. Площадь всей фигуры равна, с одной стороны, площади квадрата со стороной (a+b), а с другой стороны, сумме площадей четырёх треугольников и площади внутреннего квадрата.

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Что и требовалось доказать.

  • Доказательство Евклида

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Чертеж к доказательству Евклида

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Иллюстрация к доказательству Евклида

Идея доказательства Евклида состоит в следующем: попробуем доказать, что половина площади квадрата, построенного на гипотенузе, равна сумме половин площадей квадратов, построенных на катетах, а тогда и площади большого и двух малых квадратов равны.

Рассмотрим чертеж слева. На нём мы построили квадраты на сторонах прямоугольного треугольника и провели из вершины прямого угла С луч s перпендикулярно гипотенузе AB, он рассекает квадрат ABIK, построенный на гипотенузе, на два прямоугольника - BHJI и HAKJ соответственно. Оказывается, что площади данных прямоугольников в точности равны площадям квадратов, построенных на соответствующих катетах.

Попытаемся доказать, что площадь квадрата DECA равна площади прямоугольника AHJK Для этого воспользуемся вспомогательным наблюдением: Площадь треугольника с той же высотой и основанием, что и данный прямоугольник, равна половине площади заданного прямоугольника. Это следствие определения площади треугольника как половины произведения основания на высоту. Из этого наблюдения вытекает, что площадь треугольника ACK равна площади треугольника AHK (не изображённого на рисунке), которая, в свою очередь, равна половине площади прямоугольника AHJK.

Докажем теперь, что площадь треугольника ACK также равна половине площади квадрата DECA. Единственное, что необходимо для этого сделать, - это доказать равенство треугольников ACK и BDA (так как площадь треугольника BDA равна половине площади квадрата по указанному выше свойству). Равенство это очевидно: треугольники равны по двум сторонам и углу между ними. Именно - AB=AK, AD=AC - равенство углов CAK и BAD легко доказать методом движения: повернём треугольник CAK на 90° против часовой стрелки, тогда очевидно, что соответствующие стороны двух рассматриваемых треугольников совпадут (ввиду того, что угол при вершине квадрата - 90°).

Рассуждение о равенстве площадей квадрата BCFG и прямоугольника BHJI совершенно аналогично.

Тем самым мы доказали, что площадь квадрата, построенного на гипотенузе, слагается из площадей квадратов, построенных на катетах. Идея данного доказательства дополнительно проиллюстрирована с помощью анимации, расположенной выше.

Данное доказательство также получило название «Пифагоровы штаны».

  • Доказательство Леонардо да Винчи

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Доказательство Леонардо да Винчи

Главные элементы доказательства - симметрия и движение.

Рассмотрим чертёж, как видно из симметрии, отрезок CI рассекает квадрат ABHJ на две одинаковые части (так как треугольники ABC и JHI равны по построению).

Пользуясь поворотом на 90 градусов против часовой стрелки вокруг точки A, мы усматриваем равенство заштрихованных фигур CAJI и DABG.

Теперь ясно, что площадь заштрихованной нами фигуры равна сумме половин площадей маленьких квадратов (построенных на катетах) и площади исходного треугольника. С другой стороны, она равна половине площади большого квадрата (построенного на гипотенузе) плюс площадь исходного треугольника. Таким образом, половина суммы площадей маленьких квадратов равна половине площади большого квадрата, а следовательно сумма площадей квадратов, построенных на катетах равна площади квадрата, построенного на гипотенузе.

  • Доказательство методом бесконечно малых

Следующее доказательство при помощи дифференциальных уравнений часто приписывают известному английскому математику Харди, жившему в первой половине XX века.

Рассматривая чертёж, показанный на рисунке, и наблюдая изменение стороны a, мы можем записать следующее соотношение для бесконечно малых приращений сторон с и a (используя подобие треугольников):

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Доказательство методом бесконечно малых

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Пользуясь методом разделения переменных, находим

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Более общее выражение для изменения гипотенузы в случае приращений обоих катетов

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Интегрируя данное уравнение и используя начальные условия, получаем

c2 = a2 + b2 + constant.

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Таким образом, мы приходим к желаемому ответу

c2 = a2 + b2.

Как нетрудно видеть, квадратичная зависимость в окончательной формуле появляется благодаря линейной пропорциональности между сторонами треугольника и приращениями, тогда как сумма связана с независимыми вкладами от приращения разных катетов.

Более простое доказательство можно получить, если считать, что один из катетов не испытывает приращения (в данном случае катет b). Тогда для константы интегрирования получим

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы



Теорема косинусов

Теорема Пифагора - это частный случай более общей теоремы косинусов, которая связывает длины сторон в произвольном треугольнике.

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

где θ - угол между сторонами a и b.

Если θ равен 90 градусов, тогда cosθ = 0 и формула упрощается до обычной теоремы Пифагора.

Комплексные числа

Теорему Пифагора используют, чтобы найти расстояние между двумя точками в декартовой координатной системе, и эта теорема справедлива для всех истинных координат: расстояние s между двумя точками (a, b) и (c, d) равно

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Не возникает проблем с формулой, если к комплексным числам относиться как к векторам с действительными компонентами x + i y = (x, y).. Например, расстояние s между 0 + 1i и 1 + 0i рассчитываем как модуль вектора (0, 1) − (1, 0) = (−1, 1), или

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Тем не менее, для операций с векторами с комплексными координатами необходимо провести определенное усовершенствование формулы Пифагора. Расстояние между точками с комплексными числами (a, b) и (c, d); a, b, c, и d все комплексные, сформулируем, используя абсолютные величины. Расстояние s основано на векторной разнице (a − c, b − d) в следующем виде. пусть разница a − c = p + i q, где p - действительная часть разницы, q - мнимая часть, и i = √(−1). Аналогично, пусть b − d = r + is. Тогда:

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

где Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы - это комплексное сопряженное число для Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы. Например, расстояние между точками (a, b) = (0, 1) и (c, d) = (i, 0), рассчитаем разницей (a − c, b − d) = (−i, 1) и в результате мы бы получили 0, если бы не были использованы комплексные сопряженные. Следовательно, используя усовершенствованную формулу, получим

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Модуль определен следующим образом:

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

что представляет собой Эрмитово скалярное произведение.

Стереометрия

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Теорема Пифагора в трехмерном пространстве связывает диагональ AD с тремя сторонами.

Теорема Пифагора может быть применена для стереометрии в следующем виде. Рассмотрим прямоугольный параллелепипед, как показано на рисунке. Найдем длину диагонали BD по теореме Пифагора:

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

где три стороны образуют прямоугольный треугольник. Используем горизонтальную диагональ BD и вертикальное ребро AB, чтобы найти длину диагонали AD, для этого снова используем теорему Пифагора:

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

или, если все записать одним уравнением:

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Этот результат - это трехмерное выражение для определения величины вектора v (диагональ AD), выраженного через его перпендикулярные составляющие {vk} (три взаимно перпендикулярные стороны):

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Это уравнение можно рассматривать как обобщение теоремы Пифагора для многомерного пространства. Однако, результат на самом деле есть не что иное, как неоднократное применение теоремы Пифагора к последовательности прямоугольных треугольников в последовательно перпендикулярных плоскостях.

Значительным обобщением теоремы Пифагора для трехмерного пространства является теорема де Гуа, названная в честь Ж.-П. де Гуа: если тетраэдр имеет прямой угол (как в кубе), тогда квадрат площади грани, лежащей напротив прямого угла, равен сумме квадратов площадей других трех граней. Этот вывод может быть обобщен как «n-мерная теорема Пифагора»

Неевклидова геометрия

Теорема Пифагора выводится из аксиом евклидовой геометрии и, фактически, не действительна для неевклидовой геометрии, в том виде, в котором записана выше. (То есть теорема Пифагора оказывается своеобразным эквивалентом постулату Евклида о параллельности) Другими словами, в неевклидовой геометрии соотношение между сторонами треугольника обязательно будет в форме, отличной от теоремы Пифагора. Например, в сферической геометрии все три стороны прямоугольного треугольника (скажем a, b и c), которые ограничивают собой октант (восьмую часть) единичной сферы, имеют длину π/2, что противоречит теореме Пифагора, потому что a2 + b2 ≠ c2.

Рассмотрим здесь два случая неевклидовой геометрии - сферическая и гиперболическая геометрия; в обоих случаях, как и для евклидова пространства для прямоугольных треугольников, результат, который заменяет теорему Пифагора, следует из теоремы косинусов.

Однако, теорема Пифагора остается справедливой для гиперболической и эллиптической геометрии, если требование о прямоугольности треугольника заменить условием, что сумма двух углов треугольника должна равняться третьему, скажем A+B = C. Тогда соотношение между сторонами выглядит так: сумма площадей кругов с диаметрами a и b равна площади круга с диаметром c.



Примитивные тройки.

Поскольку уравнение Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программыоднородно, при домножении Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы, Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программыи Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программына одно и то же натуральное число получится другая пифагорова тройка. Пифагорова тройка Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программыназывается примитивной, если она не может быть получена таким способом из какой-то другой пифагоровой тройки, то есть, Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы являются взаимно простыми числами.

Нетрудно видеть, что в примитивной тройке Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы числа x и y имеют разную чётность, причем чётное делится на 4, а z - всегда нечётно.

Любая примитивная пифагорова тройка Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы, где x - нечётно, а y - чётно, однозначно представляется в виде Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы для некоторых натуральных взаимно простых чисел Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы разной чётности, которые можно вычислить по формулам:

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Наоборот, любая такая пара чисел Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы задаёт примитивную пифагорову тройку Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Свойства.

Треугольник, длины сторон которого равны пифагоровым числам, является прямоугольным. Кроме того, любой такой треугольник является героновым, то есть, все его стороны и площадь являются целочисленными. Простейший из них - египетский треугольник со сторонами Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Всякая пифагорова тройка Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программызадаёт точку с рациональными координатами Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программына единичной окружности Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы

Неизвестно, существуют ли две различные пифагоровы тройки, имеющие одинаковое произведение.

Примеры.

Некоторые пифагоровы тройки (отсортированы по возрастанию максимального числа, выделены примитивные):

(3, 4, 5), (6, 8, 10), (5, 12, 13), (9, 12, 15), (8, 15, 17), (12, 16, 20), (15, 20, 25), (7, 24, 25), (10, 24, 26), (20, 21, 29), (18, 24, 30), (16, 30, 34),(21, 28, 35), (12, 35, 37), (15, 36, 39), (24, 32, 40), (9, 40, 41), (27, 36, 45), (14, 48, 50), (30, 40, 50), …

Возможные значения z в пифагоровых тройках образуют последовательность:

5, 10, 13, 15, 17, 20, 25, 26, 29, 30, 34, 35, 37, 39, 40, 41, 45, 50, … (последовательность A009003 в OEIS)

Основываясь на свойствах чисел Фибоначчи, можно составить из них, например, такие пифагоровы тройки:

Творческая работа ученика Теорема Пифагора вне школьной программы.

История.

Пифагоровы тройки известны очень давно. В архитектуре древнемесопотамских надгробий встречается равнобедренный треугольник, составленный из двух прямоугольных со сторонами 9, 12 и 15 локтей. Пирамиды фараона Снофру (XXVII век до н. э.) построены с использованием треугольников со сторонами 20, 21 и 29, а также 18, 24 и 30 десятков египетских локтей.

Заключение.

Применение теоремы.

Еще в древности возникла необходимость вычислять стороны прямоугольных треугольников по двум известным сторонам.

Построение прямых углов египтянами.

Нахождение высоты объекта и определение расстояния до недоступного предмета.

Подобные задачи решаются и в нашей повседневной жизни: в строительстве и машиностроении при проектировании любых строительных объектов.

В результате проделанной работы, я узнал очень многое про давно известную мне теорему, и, думаю, что те, кто прочтет мою работу, почерпнут для себя много интересных и полезных фактов. И, конечно же, пополнят свою копилку знаний.























Литература





  • Энциклопедический словарь для юношества. Математика от «А» до «Я» /Сост. А. П. Савин. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский дом «Современная педагогика», 2002. - 512 с.



  • Геометрия: учебник для 7-9 классов сред. Шк. / авт.-сост. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 1994. - 335с.



  • Геометрия. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. - 13-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 206 с.



  • Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: учеб. Пособие для учащихся школы и классов с углубленным изучением математики / авт. - сост. М. Л. Галицкий, А. М. Гольдман, Л. И. Звавич. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 1997.- 271 с.



  • Цыпкин, А. Г. Справочник по математике для средней школы. - М., 1981. - 400 с.



  • Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / глав. Ред. М. Д. Аксенова. - М.: Аванта+, 2002. - 688 с.



  • INTERNET



© 2010-2022