«Технология коррекционно-развивающего обучения в малых группах»

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «Технология коррекционно-развивающего обучения

в малых группах»

Коровкина Н.М. зам. директора по УВР, учитель математики Китовской муниципальной средней общеобразовательной школы Шуйского района Ивановской области.

Одной из форм преодоления проблем у учащихся в обучении, вызванных негативным отношением к учению, неадекватной (заниженной или завышенной) самооценкой, низким уровнем развития высших психических процессов (внимания, памяти, мышления) несформированностью структурных компонентов учебно-познавательной деятельности (целеполагания, положительной мотивации, планирования деятельности, способов ее выполнения, самоконтроля и самооценки), является создание групп КРО.

Коррекционно-развивающее обучение - это комплексный процесс преодоления серьезных проблем в обучении детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению.

В своей работе учителя нашей школы используют концептуальные основы теории КРО, которые были разработаны на кафедре социальной педагогики и акмеологии Шуйского Государственного педагогического университета под руководством профессора В.Н. Тарасовой.

Диагностика, проведенная во 2 - 11 классах под руководством психолога позволила выявить проблемы учащихся. На психолого-педагогических консилиумах были выработаны комплексные решения о путях преодоления выявленных проблем через оказание индивидуальной и психолого-педагогической помощи учащимся. Были сформированы группы КРО по математике и русскому языку для учащихся 2 - 7классов. Занятия проводятся по одному часу в неделю.

Программный материал для занятий в группах КРО организован иначе, чем в обязательной программе. Каждая большая тема обязательно включает Госстандарт плюс " дополнительные сведения по теме. Большая тема строится в технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ). Восстановление пробелов учащихся посредством УДЕ в психофизиологическом плане означает подключение резервных (подсознательных) механизмов переработки информации (мысленное манипулирование символами, изменение их порядка и т.д.).

Программы в системе КРО заставляют учителя исходить из того, что он должен обеспечить неуспевающему ученику возможность, выделять в наиболее простой форме связь между свойствами изучаемого объекта и способами действия с ним, шаг за шагом прослеживать видоизменение этих способов в связи с усложнением условий задачи, осознать необходимость всё более полного учёта свойств и отношений объекта. Организация коррекционно-развивающих занятий в группах имеет свою специфику. В структуре занятий групп КРО обязательно есть три ступени: ( Приложение1)

1) формирование готовности к работе над темой;

2) основная часть, которая представляет собой изучение темы;

3) заключительная часть.

На начальный этап занятий отводится от 5 до 7 минут для формирования физической, коммуникативной, анализаторской, интеллектуальной и мотивационной готовности к работе над темой.

Физическая готовность необходима потому, что, как правило, мы имеем дело с соматически ослабленными детьми, которые быстро утомляются, медленно мобилизуются, у них наблюдается мышечное напряжение, они плохо расслабляются. Поэтому учитель предлагает несколько упражнений для работы мышц, позвоночника в сочетании с дыхательной гимнастикой, чтобы снять мышечную зажатость..

Так как среди детей с трудностями в обучении есть закомплексованные учащиеся, некоммуникабельные и порой агрессивные, важно настроить всех к доброжелательному взаимодействию и сотрудничеству на занятиях. Это может быть доброе слово , улыбка или игра. Есть много других способов, которые изобретают учителя.

Чтобы обеспечить культуру восприятия изучаемой темы, важно привести в активное состояние анализаторы учащихся, т.к. дети с трудностями в обучении не умеют сосредотачиваться, часто отвлекаются, смотрят по сторонам. У них нет готовности к восприятию. Тогда учитель предлагает небольшие задания для работы зрительного, слухового анализатора чтобы обострить ощущения и научить при восприятии, концентрировать внимание. Например, младшим школьникам дается картинка «Школа в лесу», где учениками являются лесные звери. Предварительно дается установка учащимся: быстро все рассмотреть и постараться запомнить всех любимых зверушек, чтобы потом о них рассказать. Через 10-20 секунд учитель убирает картинку и задает вопросы. На первых занятиях дети перечисляют зверей, но не могут ответить, чем каждый из них занят, что у них в руках.

На занятиях по математике , например: можно показать (предъявлять) ряд чисел, геометрических фигур, для концентрации внимания, чтобы увидеть их особенности или выделить существенные признаки т.д.

Для восприятия на слух можно давать незнакомые четверостишья, математические фразы и т.д.

Когда анализаторная готовность к восприятию темы появилась, необходимо привести в активное состояние весь интеллект, особенно мышление. Для этого используются различные интеллектуальные игры, особенно на догадку.

Только после этого начинается основной этап занятий, который начинается с объявления темы и стимулирования интереса к ней (организация мотивационной готовности) Какие же приемы стимулирования мотивации могут помочь учителю? Это показ значимости темы для жизни учащихся, создание проблемных ситуаций, исторические экскурсы, доступные исследовательские задания, использование парадоксов, курьезные моменты, дидактические игры и др. При изучении новой темы ребенок действует сам по заданию учителя, поэтому должна использоваться разнообразная наглядность: реальная, изобразительная, графическая, слухо-зрительная, презентации и т.д. Но все учебные действия учащихся осуществляются в коммуникативном процессе при стимулировании учителя и оказании им дозированной помощи.

В основной части коммуникативную готовность целесообразно организовывать через активные формы учебно-познавательной деятельности (УПД): парную работу, групповую работу, дискуссионные формы (обсуждение, рефлексия выполненных заданий). Эти формы УПД постепенно расширяют сферу взаимодействия каждого ученика, обеспечивают совместный поиск способов выполнения задания, коллективное принятие решений, выявление затруднений , преодоление закомплексованности и неудач. Совместная работа учащихся под руководством учителя подводит учащихся к выводам по теме и извлечению собственных уроков из проделанной работы, Кроме этого, она открывает учащихся друг другу с положительной стороны, преодолевая недоверие и отчужденность некоторых учащихся. А это уже важный аспект социализации личности.

Работа над теоретической частью темы завершается приемами запоминания усвоенных знаний, которые учащимся предлагает учитель. Заключительная часть занятия состоит из 2 этапов. .На первом этапе учащиеся получают индивидуальные или дифференцированные задания для преодоления пробелов в знаниях.

На втором этапе заключительной части занятия подводятся итоги проделанной работы. Все начинается с саморефлексии учащихся: чем интересна (или важна) тема занятия, что узнали, чему научились. Учитель характеризует работу каждого ученика, стараясь показать группе ребят, все его малейшие достижения и дает советы, что осталось доработать и как лучше это сделать. Затем учитель в целом оценивает работу группы: их внимание, сосредоточенность, активность, желание достичь правильного результата , слаженность в работе.

Приложение 1

«Технология коррекционно-развивающего обучения в малых группах»

«Технология коррекционно-развивающего обучения в малых группах»«Технология коррекционно-развивающего обучения в малых группах»


3

© 2010-2022