ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Е.А. Ходзицкая

Формирование ключевых компетентностей школьников в процессе обучения математике

Одним из перспективных направлений в работе современной школы является метод проектов, ориентированный на становление личности учащегося через активную практическую деятельность. Эта форма обучения получает все большее распространение в отечественном образовании. Введение в практику метода проектов предполагает коренное изменение не только системы организации образовательного процесса, но и роли педагога в нем. В связи с этим полезен любой опыт его освоения. В статье представлен успешный опыт организации проектной деятельности учащихся в физико-математических классах многопрофильного лицея № 20 города Ульяновска.

Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить.

А. Дистервег

Проблема.

Современный учитель призван создавать необходимые условия для всестороннего развития личности своих подопечных. Его задачей является не только формирование у школьников глубоких предметных знаний, но и умения самостоятельно применять усвоенные знания и приобретённые навыки в практической деятельности и повседневной жизни. Это способствовало бы адаптации молодых людей в социальной среде и успешной их реализации в профессиональной деятельности.

Исследования показывают, что люди удерживают в памяти лишь 10% того, что они читают, 26% того, что слышат, 30% того, что видят, и 50% того, что они читают, видят и слышат. И сравните: в памяти остаётся 70% того, что обсуждалось с другими, 80% того, что основано на личном опыте и 95% того, чему люди обучались самостоятельно.

Здесь следует задуматься: а что остаётся в голове нашего ученика после традиционного, привычно организованного урока, центром которого является учитель - единственный источник и распространитель знаний? Урока, на котором основной упор делается на усвоение готовых знаний, а обучение происходит за счёт эксплуатации памяти учащихся? Уместно вспомнить высказывание французского философа-гуманиста Мишеля Монтеня (1533 - 1592 гг.): «Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью».

Вывод напрашивается сам собой: нужно вводить педагогические технологии, ориентированные на бо́льшую самостоятельность в учении, выработку исследовательских умений, логического мышления, развитие творческих, организаторских, коммуникативных способностей, формирование личной ответственности учащихся за результат своей работы. Грамотное, продуманное, сбалансированное использование классических методов и новых технологий, несомненно, пойдёт на пользу современному школьному образованию.

Актуальность.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) чётко определяет приоритеты общего среднего образования. Главными задачами школы являются: духовно-нравственное развитие ребёнка, овладение ключевыми компетентностями, формирование универсальных учебных действий.

Новые подходы, запросы, приоритеты в современном школьном образовании требуют и изменений в сознании самих учителей. Однако этот процесс идёт значительно медленнее, чем того требует жизнь.

И дело не только в нежелании учителя меняться, идти в ногу со временем. Хотя и этот факт имеет место быть. Ведь это требует значительных усилий, изменения привычного уклада жизни, отказа от стереотипов, от сложившихся в течение десятилетий педагогических устоев, и, конечно, требует отдачи, творчества и особого напряжения мысли.

Но даже готовность педагога к переменам не является гарантией успеха и не всегда даёт положительные результаты. Причиной этому является элементарное неумение учить детей по-новому, незнание методик, реализующих поставленные временем задачи.

Учитель ищет ответы в специальной литературе, периодической печати, Интернете, но не всегда находит то, что нужно. С одной стороны, в силу своей загруженности он бывает лишён возможности быстро и с пользой освоить огромные объёмы новой информации.

С другой стороны, обилие появившихся в последнее время публикаций носит в большинстве своём достаточно поверхностный, общий характер. Цель их состоит в том, чтобы убедить читателей в необходимости перемен в современном школьном образовании. А вот как это сделать рядовому учителю не в теории, а на практике, в своей непосредственной каждодневной работе с реальными детьми и на реальном уроке - этот вопрос часто остаётся без конкретного ответа. Вот и получается, что «по-старому учить уже нельзя, а по-новому не получается».

Для выхода из этого положения существуют два пути: можно попытаться изобрести свою методику обучения школьников, а можно изучить опыт коллег по цеху, и из всего многообразия предложенных вариантов выбрать тот, который наилучшим образом подходит именно вам и вашим ученикам. Какой бы из путей вы не выбрали, пренебрегать опытом и советами коллег в любом случае представляется неразумным.

В последние годы широкое распространение среди школьных учителей получил метод проектов. И это не случайно. Правильно организованная проектная работа основывается на вопросах, ответы на которые не могут быть получены зубрёжкой. Это вынуждает ученика занимать активную позицию: исследовать проблему, принимать решения, искать и осваивать в процессе работы новую информацию, анализировать, систематизировать её, оформлять выводы, сотрудничать с другими людьми, документировать процесс своей деятельности, отстаивать свои взгляды. То есть участие в проектной деятельности формирует у учащихся качества, которые характерны для успешных, деятельных, инициативных людей, современных лидеров политики, искусства, бизнеса.

Эти качества, называемые «ключевыми компетентностями», нужно формировать с детства, чтобы после окончания школы молодой гражданин своей страны мог наилучшим образом адаптироваться в современном обществе, успешно реализоваться в выбранной сфере профессиональной деятельности. А где же и когда человеку учиться, если не за школьной партой?

Шаг 1. Вводные уроки. Предварительная подготовка.

Обучение проектной деятельности - процесс длительный и кропотливый. Ученику, впрочем, как и учителю, впервые столкнувшемуся с таким методом обучения, трудно перестраиваться, менять привычный уклад школьной жизни, непривычно брать на себя ответственность и проявлять инициативу. Возможно, по этой причине многие школьники вначале принимают такую работу без особого энтузиазма, она для них не совсем понятна, трудна и слабо мотивирована.

Именно поэтому полноценной и успешной проектной деятельности, на наш взгляд, должна предшествовать предварительная подготовка, направленная на мотивацию школьников к такого рода самостоятельному труду. Учителю необходимо приложить весь свой талант и усилия, чтобы заинтересовать учащихся, пробудить в них интерес к проектированию. На первых уроках следует рассказать о достоинствах метода, продемонстрировать учебные работы, выполненные ранее другими учениками, их ровесниками. От того, насколько убедительным будет учитель, насколько он сам будет активен, заинтересован, поглощён такой работой, во многом будет зависеть и отношение учащихся к ней.

Первые уроки необходимо также посвятить знакомству с историей возникновения и развития метода, учёными, чьи имена неразрывно связаны с проектной деятельностью в образовании. Следует довести до будущих проектантов цели, принципы и основополагающие идеи метода проектов. Ученики должны чётко представлять, какая цепь последовательных этапов работы предшествует получению качественного продукта проектной деятельности. Публикации на эту тему можно в достаточном количестве найти и на полках магазинов, и в Интернете.

Нельзя поручать выполнение проекта ребёнку, заведомо зная, что без помощи наставника он не сможет сделать самостоятельно ни одного шага. От такой работы больше вреда, чем пользы. Нужно понимать, что приступать к учебному проекту готов лишь тот ученик, у которого уже сформированы определённые первоначальные знания, умения и навыки. Это поможет ему на первых порах хотя бы часть работы выполнять самостоятельно. В противном случае применение метода проектов, общепризнанной деятельностной технологии, теряет всякий смысл, поскольку именно воспитание самостоятельности, ответственности, инициативы - одна из основополагающих идей метода проектов.

Кроме того, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Понятно, что учащимся 5-6 классов требуется постоянная помощь педагога практически на всём протяжении работы над проектом, в то время как 9-11-классники могут все этапы проектной деятельности осуществлять самостоятельно.

Однако, независимо от возраста, от неподготовленных детей, не имевших ранее опыта работы с проектами, нельзя ожидать и тем более требовать выдающихся результатов в этой области.

Поэтому следующий, не менее важный этап предварительной подготовки учащихся к работе по методу проектов - обеспечение их необходимым инструментарием для выполнения намеченных действий.

Шаг 2. Формирование первичных навыков.

Прежде чем нацелить учащихся на подготовку серьёзного проекта, сначала надо обучить их планированию своих действий, поиску информации по заданной теме, отбору, анализу и систематизации найденных фактов, умению работать со справочной литературой, сотрудничеству с другими членами команды. Необходимо формировать творческие, исследовательские, организаторские, артистические способности школьников.

И ещё одна особенность современного этапа образования - всепроникающая роль информационных технологий во все сферы обучения. Невозможно представить проектную деятельность современного школьника без использования компьютера на любом этапе подготовки проекта - от поиска, обработки, хранения и передачи огромных объёмов информации до оформления творческой работы и сопроводительной документации. И хотя многие школьники владеют компьютерной грамотностью лучше, чем разговорным языком, тем не менее, опыт показывает, что их увлечение часто принимает однобокий характер. Учащиеся тратят массу времени на интернет-общение, компьютерные игры, развлечения, упуская из виду безграничные возможности Интернета для развития и образования.

Значит, руководитель проектной деятельности должен обучать начинающих проектантов рациональному, умелому и эффективному использованию Интернет-технологий в образовательных целях, правилам работы в поисковых системах. Необходимо спланировать и уроки знакомства с наиболее популярными в проектной деятельности компьютерными программами (Microsoft Office Word, Microsoft Power Point, Windows Movie Maker, Paint, Microsoft Office Excel и др.). Очень уместны были бы на этом этапе рассказы учащихся о своих достижениях в этой области, уроки по обмену знаниями, умениями между школьниками. Опыт ровесников подтверждает досягаемость намеченных целей, прекрасно мотивирует учащихся, заинтересовывает, побуждая их осваивать новые знания, добиваться своих личных успехов.

Продолжительность данного этапа каждый учитель определяет для себя сам, исходя из возрастных особенностей конкретного коллектива школьников, их способностей, уровнем необходимых знаний и умений. По опыту знаем, что в слабо подготовленных классах на эту работу может уйти от нескольких месяцев до учебного полугодия. В любом случае пренебрегать этим этапом, предшествующим полноценной проектной работе, не следует. Чем лучше будет подготовлен ученик, тем больше он будет испытывать уверенность в своих силах. Чем большими практическими навыками он будет обладать, тем самостоятельнее будет его деятельность в дальнейшем, тем шире простор для творчества, разнообразнее по содержанию и интереснее по форме будут подготовленные им творческие, исследовательские проекты.

Понятно, что за один день этой серьёзной задачи не решить, но, поверьте, затраченное время будет оправдано качественными, интересными, яркими творческими работами, продуктом ума и рук ваших учащихся.

Шаг 3. Формирование основных навыков.

Итак, первый, подготовительный этап завершился. Учащиеся снабжены основными, необходимыми любому современному человеку знаниями, т.е. «рабочим инструментом», с помощью которого будут формироваться специальные, «проектные» умения. Наступает череда обучающих занятий и творческих домашних заданий, направленных на формирование навыков работы с большими объемами незнакомой информации: поиском, обобщением, систематизацией, оформлением, презентацией материала. С этой целью мы предлагаем начинающих проектантам ряд обучающих упражнений такого рода:

Упражнение №1. Обучение работе с новой информацией.

Коллектив разбивается на группы по 2-3 человека по желанию учащихся. Учитель предоставляет ученикам творческие работы, изготовленные ранее другими авторами. Задание для учащихся:

а) подготовить аннотацию проекта,

б) сформулировать задачи, решаемые в данной работе,

в) указать круг возможных пользователей данного продукта,

г) написать рецензию на изученный материал.

Далее проводится коллективное обсуждение подготовленных вариантов ответов, заслушиваются замечания, предложения, в результате чего вырабатывается наиболее удачный вариант ответа. Для закрепления полученных понятий и навыков учащиеся получают домашнее задание: проделать аналогичную работу дома с другим материалом, оформить полученные выводы в печатном виде с использованием компьютера.

Упражнение №2. Обучение самостоятельному поиску новой информации.

Задание для учащихся: по возможности используя все виды источников информации (в том числе Интернет-ресурсы), подготовить папку с разнообразным материалом по теме, указанной учителем (например, «Симметрия», если говорить о математике). Описать, следуя правилам оформления, предварительно изученным на занятии, библиографические данные источников информации.

Упражнение №3. Формирование навыков обработки информации.

Задание для учащихся: изучить собранный ранее материал (упражнение №2), проанализировать его, выбрать главное, систематизировать и составить связный текстовый документ объемом в несколько печатных страниц. Оформить документ на компьютере, используя рисунки, графики, диаграммы, таблицы и пр.

Элементы такого упражнения для лучшего понимания и усвоения его учащимися желательно предварительно выполнить на уроке с последующим коллективным обсуждением результатов и выработкой наиболее приемлемого варианта.

Упражнение №4. Обучение навыкам компьютерного оформления результатов работы.

Учащиеся формируются в группы по 2-3 человека для подготовки компьютерных версий учебных работ. Задание для образовавшихся мини-коллективов:

а) выбрать из предложенного учителем списка любую понравившуюся тему;

б) подготовить краткий сценарий фильма или презентации;

в) используя Microsoft Power Point, Windows Movie Maker или другие компьютерные программы, создать слайдовую презентацию, видеофильм или мультфильм по выбранной тематике, максимально реализуя возможности соответствующей программы (анимации, эффекты, рисунки, гиперссылки, видео и пр.).

Упражнение №5. Обучение навыкам публичного выступления.

Подготовка творческих групп к защите своих работ. Задание для учащихся:

а) Составить текст выступления. В нём указать состав группы, проблему, над которой она работала, цели, которых авторы старались достичь. Кроме этого, учащиеся могут рассказать об основных идеях, отличительных чертах своей работы, о способах осуществления своих задумок, о сфере применения, о круге возможных пользователей своей работы и пр.

б) Составить сценарий защиты. Продумать и распределить роли, которые будут исполнять участники группы во время публичной демонстрации учебной работы.

в) Выучить тексты своих выступлений, провести предварительные репетиции своей защиты.

Далее следуют занятия, на которых происходит демонстрация подготовленных учебных работ и их защита перед руководителем и одноклассниками в соответствии с продуманным сценарием.

Упражнение №6. Формирование оценочных и самооценочных навыков.

Авторы учебных работ должны быть готовы в конце защиты своей работы ответить на вопросы зрителей, описать, какие проблемы возникали в процессе работы, и какими методами они преодолевались. Проанализировать, что из задуманного удалось, а что не получилось и по каким причинам.

Остальные учащиеся, свободные от защиты своих работ, в этот день играют роль жюри. Их задачи:

а) проанализировать выступление группы, написать отзыв, в котором следует оценить качество работы, отметить положительные её стороны, указать на недостатки и предложить пути их устранения;

б) коллективно обсудив, предложить возможные критерии оценки будущих проектов.

Опыт показывает, что процедуру защиты творческих работ не надо форсировать, она должна занимать не одно, а несколько занятий. Предварительно следует составить график защиты, в котором будут указаны даты проведения соответствующих уроков и очередность выступления рабочих групп. Временной фактор играет очень важную роль. Дозированное поступление нового материала поможет избежать утомляемости учащихся, будет способствовать лучшему восприятию и усвоению новой информации. Кроме того, разбор достоинств и недочётов уже защищённых работ играет свою положительную роль, помогая другим учащимся учесть замечания и советы и не повторять выявленных ошибок. Гибкий график позволяет ученикам выделить достаточно времени для коррекции своих работ, для более качественной и серьёзной их обработки.

Что касается критериев оценки, то учащиеся вносят довольно объективные и важные предложения уже на этом этапе пробных защит, а по мере накопления опыта проектной работы список критериев пополняется, корректируется, совершенствуется. Эта работа играет очень важную воспитательную роль. Ученики чувствуют себя полноценными участниками творческого процесса, своего рода «законодателями», людьми, с которыми считаются и чьё мнение уважают взрослые. Школьники относятся к этой работе серьёзно и обстоятельно, понимая, что сами формируют список качеств, которым в дальнейшем они и их работы должны будут соответствовать. Критерии, предложенные и утверждённые ученическим коллективом, кажутся школьникам более объективными и вызывают больше доверия, чем те, что «спущены сверху».

Этап 4. Проектная деятельность.

Итак, подготовительный этап закончился, учащиеся имеют в арсенале сумму исторических, теоретических знаний и практических навыков, которые уверенно могут применять в дальнейшей работе. Понятно, что такой подход к организации проектной деятельности учащихся поможет им плавно и органично влиться в процесс созидания, сделает его эффективным, полезным и приятным для каждого ученика.

Мониторинг проектной деятельности должен быть ясным и открытым для учащихся. Очень хорошо, если в классе будет оформлен стенд, на котором учащиеся могли бы найти всю необходимую информацию. Там можно разместить исторические и теоретические материалы, образцы необходимой сопроводительной документации (проектной папки, паспорта проектной работы), памятку для учащихся, графики консультаций, объявления, критерии оценки проектов и пр. Чтобы стенд был работающим, информация должна быть интересна учащимся, динамично меняться и отражать текущее состояние проектной работы в коллективе.

Учитель должен сознавать, что от степени самостоятельности учащихся напрямую зависит развивающий эффект проектного метода. Организатору проектной деятельности придётся отказаться от доминирующей роли в коллективе, он призван играть роль консультанта, советчика, старшего помощника, эксперта, координатора учебных действий. «Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения», - говорил В.Сухомлинский. Школьники должны быть полностью свободны в выборе темы, вида, формы своего проекта, видов деятельности для достижения поставленных целей. Они сами несут ответственность за создаваемый их силами творческий продукт.

Благодаря учителю, школьники уже знают, какие последовательные этапы им предстоит пройти для создания собственного проекта. Однако нелишне будет напомнить им об этом ещё раз.

Первый этап. Постановка проблемы. Целеполагание.

Важно помнить, что метод проектов имеет одну важную особенность, которую следует учитывать уже при выборе темы: каждый проект должен быть ориентирован на решение какой-либо проблемы, которую учащихся считают значимой и интересной. Нет проблемы - нет проекта. Следует подчеркнуть, что выбор проекта - от его темы до способа презентации - наши учащиеся осуществляют самостоятельно. Они руководствуются своими вкусами, интересами, предпочтениями. Единственное ограничение, которое ставит перед ними учитель в период выбора темы проекта - это использование предметных знаний текущего учебного года. В нашем случае это были проекты по математике, и поэтому перед учащимися было поставлено условие: обязательное применение математических методов в подготовке проекта. Такая постановка вопроса, как показала практика, имеет много «плюсов».

К примеру, учащийся выбирает любую тему алгебры или геометрии, которую ему ещё только предстоит изучать в этом учебном году. Мало того, что он должен самостоятельно разобраться во всех тонкостях выбранного материала, т.е. по сути, приобретать навыки самообразования, ему ещё предстоит создать, а затем и защитить полезный, практичный продукт своей деятельности с использованием приобретённых знаний. А поскольку работа школьника соответствует программному материалу, то вполне уместно использование его на уроках изучения соответствующей темы в классе. А это в свою очередь способствует лучшему усвоению данного материала другими учащимися, их заинтересованности, способствует росту авторитета автора проекта, убеждает зрителей в практической пользе данного вида деятельности, стимулируя их собственный труд. «Если раньше мы умели работать только с тем, что нам преподавалось, и делать то, что заранее оговаривалось, то теперь нам приходится выполнять проекты в незнакомой обстановке, самими быть учителями, а также актерами» (Михеева Елена, ученица 11 класса).

Например, группа в составе трёх десятиклассников нашей школы в начале учебного года провела опрос учащихся десятых-одиннадцатых классов. В результате была выявлена следующая закономерность: в период перехода от планиметрии к стереометрии, от плоских образов к объёмным телам школьники испытывают серьёзные сложности с пространственным воображением (справедливость этих выводов может подтвердить любой учитель математики). Учащимся непросто даётся теоретический материал, им сложно усваивать теоремы, решать стереометрические задачи, т.к. они с трудом представляют себе, как изучаемые объекты выглядят и взаимодействуют в пространстве. Проблема? Проблема! Оценив ситуацию, группа определяет цель: помочь десятиклассникам в изучении стереометрии. За основу наши проектанты выбрали наиболее сложные темы геометрии: «Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей».

Итак, группы сформированы, темы выбраны, цели определены. Учащиеся подают руководителю заявки на участие в проектной деятельности, в которых указывается состав группы, тема проекта и его цель. Можно переходить к следующему этапу проектной деятельности.

Второй этап. Планирование действий.

Проблема определена, цели установлены. Пора приступать к полноценной деятельности, которая должна начинаться с планирования, грамотного распределения имеющихся ресурсов (исполнителей, времени, материала). Это один из важнейших этапов, в результате которого становятся понятны не только отдалённые перспективы, но и последовательные шаги к достижению поставленной цели.

Участникам необходимо сформулировать задачи своей работы, распределить роли в группе, определить сроки поэтапного исполнения работ (составить график проектной деятельности), самостоятельно выбрать форму продукта и способы его презентации. Школьникам предоставляется полная свобода в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать, они сами несут ответственность за создаваемый их силами творческий продукт. «Не было никаких рамок того, каким должен быть наш проект. Мы сами ставили себе задачи, сами искали пути их решения. И это потрясающе, когда ты знаешь, что, зачем и для чего ты делаешь. Ты сам себе начальник!» (Пискун Юлия, 11 класс).

Группа учащихся, о которой шла речь выше, решила создать учебный видеофильм, в котором все теоремы, сопутствующие теме «Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей», были бы озвучены и наделены яркими пространственными иллюстрациями. Все стереометрические «участники» теорем согласно подготовленному сценарию должны были бы двигаться, поворачиваться, демонстрируя зрителям свой «внешний вид», расположение в пространстве и взаимодействие друг с другом в соответствии с текстом теорем.

Для создания такого учебного продукта участникам пришлось запланировать самостоятельное изучение теорем, подготовку эскизов к ожидаемому фильму, поиск и изучение компьютерных программ, позволяющих создавать анимированные 3D-объекты, искать «актрису» с приятным голосом для озвучивания фильма. Согласитесь, что это неплохой стимул к самообразованию и прекрасный полигон для развития творчества и продуктивного общения с другими людьми. Важно, что и сами участники проектной деятельности прекрасно осознают это. «Если во время подготовки проекта ничему не учишься, то какой смысл его делать?» (Пахарева Полина, 11класс). Авторы учебного видеофильма «Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей» представляли себе и практическую значимость своей работы. Это был продукт, появления которого с нетерпением ждали и учителя математики, и ученики.

Понятно, что по мере продвижения к поставленной цели каждый из запланированных на данном этапе параметров проектной деятельности может быть изменён и скорректирован участниками процесса.

Учащиеся должны завести дневник проектной деятельности, в котором отражались бы текущий и все последующие этапы работы, фиксировались идеи, выводы, результаты исследований, опросов, поиска информации, изменения планов группы и пр. В нём также фиксируются проблемы, возникающие по ходу выполнения проекта, варианты их решения, советы и рекомендации научного руководителя, результаты совещаний, дискуссий с членами своей рабочей группы и пр. Дневник можно вести в произвольной, удобной для учащихся форме. Авторов проектов эта работа будет дисциплинировать, служить сохранению ценных идей, анализу собственных действий, планомерному и осознанному продвижению к намеченной цели. Кроме того, накопленный материал послужит основой для подготовки письменной части проекта (отчёта о проделанной работе).

Аналогичный дневник (или журнал) проектной деятельности ведёт и руководитель. В нём отражается вся деятельность группы, фиксируются детали, отражается степень активности каждого участника, учитывается его вклад в общее дело, рост и продвижение в работе над проектом. Журнал проектной деятельности руководителя - это прекрасный инструмент для ведения качественного мониторинга проектной деятельности. Такой документ позволяет также своевременно выявить ситуации, в которых уместна методическая помощь учителя. В дальнейшем этот документ создаст базу для объективной, обоснованной оценки участия каждого проектанта в создании творческого продукта.

Третий этап. Реализация намеченного плана.

На этом этапе учащиеся осуществляют поиск необходимой для создания проекта информации, анализируют, обрабатывают, систематизируют её, при необходимости проводят исследования, опросы, опыты, строят гипотезы, общаются со специалистами в изучаемой области и пр.

Так, группа учениц 10 класса нашего лицея планировала после окончания школы поступление на экономические факультеты вузов. И темы проектов, ими выбранные, не только опирались на математические методы (в соответствии с требованиями руководителя), но и способствовали их самообразованию в области экономики. Учащиеся, серьёзным образом поработав в библиотеках, изучив большие объёмы информации в Интернете, выбрали для себя наиболее интересные темы: волновую теорию Эллиотта, числа Фибоначчи и их всепроникающее влияние на все сферы жизни. Они поставили цель: доказать, что даже самые привычные и обыденные явления в природе, астрономии, архитектуре, экономике, истории тоже поддаются закономерностям и математическим расчётам.

В процессе подготовки проекта учащиеся проявили самостоятельность, инициативу и деловой подход. Неоднократно они получали консультации и брали интервью у школьных специалистов: учителей математики, истории, обществознания, астрономии. Кроме того, школьницы сумели договориться с преподавателем экономического факультета Ульяновского университета о проведении специальной лекции по интересующим их проблемам, пригласив на неё своих одноклассников. Запись этой лекции они потом продемонстрировали и во время защиты своего проекта. Трудно переоценить степень важности приобретённых навыков для дальнейшего профессионального становления и роста.

Четвертый этап. Оформление проекта. Подготовка сопроводительной документации (портфолио проекта).

Получение практического результата, готового, «осязаемого» продукта - основополагающая идея метода проектов. Чтобы проект приобрёл завершённый, «товарный» вид, необходимо приложить немало усилий, творчества, фантазии. Здесь пригодятся среди прочих и навыки работы с компьютерными программами, которые были изучены ранее на уроках или освоены учащимися самостоятельно в ходе проектной деятельности.

Формы, которые приобретают проектные продукты учащихся, интересны и разнообразны. Среди них учебно-познавательные сайты, компьютерные презентации, тематические тесты, макеты архитектурных сооружений, результаты социологических опросов, видео и мультфильмы, модели геометрических тел, демонстрационные материалы, разработки уроков, учебные пособия, задачники и многое другое.

К примеру, группа учениц, занимавшаяся темой «Волновая теория Эллиотта и числа Фибоначчи», подготовила небольшую научно-популярную книгу, которая прошла рецензию декана физико-математического факультета педагогического университета и была опубликована. Компьютерный набор, идеи, стиль, оформление - от начала до конца работа авторов. Представьте себе, какие чувства испытывает школьник, держа в руках собственную книгу - результат продолжительного и добросовестного труда его ума и рук, плод его инициативы, творчества и фантазии. И это не первый опыт издания проектных работ наших учащихся. Такой результат является мощным стимулом и для самих авторов книги, и для тех, кто их окружает. А сколько деловых, коммуникативных качеств, профессиональных навыков приобретено в период подготовки такого проекта!

Важной частью работы является подготовка сопроводительной документации к своей работе, так называемой проектной папки или портфолио проекта. Туда входят: паспорт проекта, дневник проектной деятельности, подробный отчёт о проделанной работе, а также все собранные по теме материалы, наброски, эскизы и пр.

В паспорте могут быть указана следующая информация:

  • название проектной работы,

  • состав проектной группы,

  • образовательное учреждение,

  • класс,

  • руководитель проекта,

  • консультант(ы),

  • учебный предмет, в рамках которого проводится работа,

  • дисциплины, близкие к теме проекта,

  • тип проекта,

  • цель проекта,

  • необходимое оборудование,

  • аннотация,

  • предполагаемый круг пользователей продукта и прочее.

Очень важная составляющая часть проекта - так называемая письменная, представляющая собой отчёт о ходе проектной работы и полученных результатах. Ни в коем случае нельзя пренебрегать этим видом деятельности учащихся. Письменная часть проекта имеет глубокий смысл, поскольку побуждает школьников осуществлять рефлексивную оценку своих действий, анализировать свои успехи и промахи, искать причины неудач и находить иные, более эффективные варианты их решений.

Отчёт должен отражать весь ход проектной деятельности от начала до конца, содержать первоначальный план работы, описание предполагаемого вида продукта, поставленных целей, способа распределения ролей в группе. Учащимся следует описать методы решения поставленных задач, указать проблемы, возникшие в ходе работы над проектом, изменения в плане и их причины, провести анализ выполненной работы, её соответствие задуманному плану, дать оценку эффективности предпринятых действий, сделать выводы и рассмотреть перспективы на будущее. Чем старше и опытнее учащиеся, тем более развёрнутым, серьёзным, продуманным должен быть отчёт.

Шестой этап. Презентация продукта.

Одним из важных качеств современного человека в условиях конкуренции является умение достойно преподнести окружающим свои деловые качества и умело презентовать продукты своего труда. Метод проектов предоставляет учащимся возможность развивать в себе эти навыки. Как уже известно, работа над проектом должна завершаться получением готового продукта. Защита ученических проектов - это демонстрация (презентация) продуктов проектной деятельности творческих групп. В ходе защиты школьники учатся представлять результаты своего труда, обосновывать полученные выводы, отвечать на вопросы, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, свой взгляд на проблему.

Первые, пробные уроки защиты творческих проектов мы практикуем проводить на «малой сцене», в знакомой обстановке, внутри классных коллективов. Проектные работы учащихся в этом случае оценивают их же одноклассники. А в последующем мы расширяем границы нашей аудитории: проводим научно-практические конференции общелицейского масштаба с приглашением родителей, администрации, учителей и учащихся лицея, студентов педагогического университета и их руководителей. Постепенно, с приобретением проектного опыта, уверенности в себе наши учащиеся выходят и за границы лицея: представляют свои проекты на вузовских научно-практических конференциях, имеют опыт выступления перед учителями города и области, принимают участие в городских, областных и всероссийских конкурсах.

Разумеется, не все проекты одинаково успешны, однако даже не очень удачный проект важен для его создателей, вносит значительный вклад в их развитие и имеет большое воспитательное значение. Как говорил американский философ и педагог Джон Дьюи (1859 - 1952), «человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов».

Отзывы учащихся свидетельствуют о том, что данная система обучения получила несомненное признание и самих участников проектной деятельности. Школьники отмечают, что метод проектов эффективно способствует раскрытию их природных талантов, развитию конструкторских, организаторских, артистических, художественных и других творческих способностей. Такой метод обучения побуждает их осваивать новые современные технологии, заниматься поиском, изучением, анализом больших объёмов новой информации из разных областей знаний, способствуя тем самым их самообразованию и развитию. «Школьные проекты учат нас, детей, не только добывать знания и работать по шаблону, но и применять эти знания на практике, проявлять самостоятельность, что очень важно для дальнейшей жизни. Я не думаю, что наш труд пропадет даром. И даже важно не то, какой материал мы нашли, а то, как мы искали и обрабатывали информацию, выделяли главное и преподносили его читателям. После столь сложной проделанной работы я поняла, что могу работать самостоятельно, мыслить творчески, выполнять работу так, как хочу, а не по образцу» (Ушакова Екатерина, 10 класс).

Иногда можно получить и вовсе непрогнозируемые результаты. «Мои главные враги - это лень и нервы. С ними очень трудно бороться. И я неожиданно для себя заметила, что именно проектная деятельность помогает мне с ними справляться» (Смирнова К., 11 класс).

Так что идите вперёд! Дерзайте! В любом случае выйдете победителями!

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования. Методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д. ф.-м. н. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. - 176с.

  2. Зеленская, Е. В. Поэтапная организация учебной проектной деятельности учащихся / Е. В. Зеленская // Школьные технологии. - 2009. - № 5. - С. 122-127.

  3. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр «Акадкмия», 2007.

  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 80с.

  5. Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. - Ярославль: Академия развития, 2008. - 256с.



© 2010-2022