ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье представлена модель  комплексного сопровождения ребёнка в процессе раскрытия детской индивидуальности, субъектности и защиты природных прав ребёнка. Интеграция в дошкольном учреждении различных видов деятельности  создаёт благоприятную основу для воспитания дошкольника как Человека Культуры. Деятельность      психологической службы  в ДС № 193 г.о. Тольятти базируется на идее комплексного медико-социо-психо-педагогического сопровождения развития ребенка, предложенного профессором Л. М. ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

С. С. Курынова

педагог-психолог

д/с №193 г.о. Тольятти

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


Аннотация

В статье представлена модель комплексного сопровождения ребёнка в процессе раскрытия детской индивидуальности, субъектности и защиты природных прав ребёнка. Интеграция в дошкольном учреждении различных видов деятельности создаёт благоприятную основу для воспитания дошкольника как Человека Культуры.

Abstract.

The article presents the model of complex child`s maintenance in process of disclosure child`s individuality, subjectivity and protection of his natural rights.

An integration of various activities in pre-school institutions can create favorable basis for education a pre-school child as a man of culture.

Совершенствование системы образования находится в центре внимания российских реформ. Ступень дошкольного детства рассматривается как предмет особой государственной политики, направленной на личностное развитие ребёнка. В связи с этим повышается роль индивидуального сопровождения в воспитательном процессе детского сада [1].

Деятельность психологической службы в ДС № 193 г.о. Тольятти базируется на идее комплексного медико-социо-психо-педагогического сопровождения развития ребенка, предложенного профессором Л. М. Шипицыной, которое мы называем «экологией детства» [1].

Актуальность данного направления мы видим в практическом воплощении личностно-ориентированного подхода в воспитании детей.

Сопровождение основывается на интеграции модульной системы деятельности специалистов в виде взаимодействующих модулей (управленческий модуль, медицинский модуль, психологический модуль, педагогический модуль, социально-педагогический модуль, модуль диагностики и комплексного ПМПк) с четким определением задач каждого [1].

При таком построении взаимодействия педагог-психолог занимает позицию ведущего специалиста, способного к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности всех участников образовательного процесса.

Решение этих задач определяет выбор психолого-педагогических технологий в системе комплексного сопровождения.

Индивидуальное сопровождение ребенка начинается с первых дней его пребывания в детском саду. Чтобы адаптация прошла успешно, мы используем комплекс специальных мероприятий - подбираем воспитателей, создаём оптимально комфортные условия жизни и деятельности ребенка, консультируем и просвещаем родителей (содержание работы психологического модуля).

На производственных совещаниях в группах раннего возраста происходит знакомство с условиями развития ребенка в семье и особенностями его привыкания к д/с (медицинский модуль).

Итог актуального развития каждого ребенка формулируется на консилиумах, которые мы делим на входящие, текущие и итоговые [1]. Педагог-психолог согласовывает деятельность всех участников консилиума - воспитателей, узких специалистов, заведующего д/с, зам. заведующего по ВМР, старших медсестёр. Проводятся ПМПк на всех возрастных группах.

По результатам входящих консилиумов, мы условно делим детей на следующие типологические группы: соматически ослабленные (часто болеющие и диспансерные); дети «группы риска» (с проявлениями агрессии, гиперактивности, замкнутости); дети с трудностями в обучении; дети с ярко выраженными способностями; дети без особенностей в развитии.

Далее начинается самый важный и ответственный этап - коррекционная и развивающая работа. На этом этапе помощь оказывается как непосредственно самому ребенку, так и опосредованно - педагогам и родителям.

В индивидуальном сопровождении детей «группы риска» основной задачей специалистов является коррекция негативных форм поведения. С этими детьми работа строится по следующей схеме:

1.Сбор информации о ребенке.

2.Анализ полученной информации.

3.Совместная выработка рекомендаций по сопровождению ребенка для воспитателей, специалистов, родителей.

4.Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблемы ребенка.

5.Решение проблемы, т. е. выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

6.Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками сопровождения.

7.Дальнейший анализ развития ребенка [1].

Эффективно решаются задачи сопровождения через создание образовательной среды (педагогический модуль). Во всех возрастных группах размещены уголки социально-эмоционального развития. Там, где есть дети с проблемами в развитии, уголки пополняются пособиями для коррекционной работы (например, стаканчик для крика, мишень с дротиками, валики - для работы с агрессивными детьми, мягкие игрушки, песок, вода, разноцветные крупы - для работы с гиперактивными детьми и т. д.) [1].

Особое внимание в работе воспитателей и специалистов обращается на кинезиологические упражнении, которые разработаны А. Л. Сиротюк [1]. Это комплекс движений (пальцами рук, руками, ногами), позволяющий акцентировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу полушарий, развивают психические процессы, повышают стрессоустойчивость.

Дальнейший анализ и прогноз развития ребёнка обсуждается на итоговом консилиуме. Участники консилиума констатируют, что организация индивидуального комплексного сопровождения частично или полностью снимает проблему поведения, учит ребенка помогать себе, улучшает его отношения со сверстниками и взрослыми.

Очень важным аспектом индивидуального сопровождения развития детей является взаимодействие с родителями, поиск новых форм просвещения и консультирования (социально-педагогический модуль).

Именно с этой целью в 2004 г. был создан Центр семейного творчества «Земляничкины друзья» [1]. Встречи с родителями и детьми, проходят в разных формах - пикники, мастерские, песенные фестивали, конкурсы, эстафеты.

В каждой возрастной группе для родителей организованы мини-центры, в которых они могут найти полезную информацию об особенностях психического развития детей, рекомендации по взаимодействию с ребенком «группы риска» [2, с. 33]. Данный материал размещён в энциклопедиях, шпаргалках, памятках [3].

Каждый мини-центр содержит портфолио дошкольника. Главной целью его ведения является отслеживание личностного развития детей. Портфолио - это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, копилка его положительных эмоций [4, с. 10].

Важным аспектом в комплексном сопровождении развития ребёнка, по мнению Д. В. Григорьева, Л. М. Шипицыной, является сопровождение сопровождающих [1]. Индивидуальные и групповые формы работы с педагогами вошли в авторскую программу нашего ДС «Педагогическая гармония», в одном из модулей которой раскрываются вопросы комплексного сопровождения [5].

Главным критерием результативности сопровождения для нас выступают качественные изменения после коррекционно-развивающей работы, новообразования ребёнка, а также увлеченность ребенка деятельностью и позитивное отношение к ней, т. е. ощущение комфорта. Смысловое назначение всей системы сопровождения мы связываем с личностным развитием детей. Практическая значимость данного направления работы подтверждается стабильными результатами социопсихологического мониторинга выпускников.

Таким образом, индивидуальное, комплексное сопровождение развития ребенка является центральной идеей в организации работы психологической службы нашего дошкольного учреждения. Оно лежит в основе создания целостной системы и технологий, обеспечивающих оптимальные психолого-педагогические условия, комфортную образовательную среду для развития детей в соответствии с возрастными и типологическими особенностями.

Библиографический список

1.Курынова, С.С. «Экология детства» как основа деятельности психологической службы детского сада// С.С. Курынова / Материалы Региональной Ярмарки социально-педагогических инноваций Самарской области, 8 декабря 2010 г.

2. Курынова, С.С. Комплексное сопровождение развития дошкольника с учётом гендерных особенностей// С.С. Курынова /Тольяттинские агустовские Педагогические чтения «От компетентного учителя к компетентному ученику» (материалы участников). Проблемные секции. Часть II - Тольятти: МОУДПОС «Ресурсный центр», 2009. - 152 с.

3. Курынова, С.С. Памятки как эффективная форма взаимодействия педагога-психолога с родителями в процессе комплексного сопровождения ребёнка.// С.С. Курынова / Материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2010/2011 учебного года (на сайте фестиваля, на компакт -диске и в сборнике тезисов)

4.Портфолио в детском саду: методические рекомендации для руководителей и практических работников детского сада/ сост. О.Е. Тумакова [и др.]; под ред. И.В. Руденко. - Тольятти: ТГУ, 2007. - 58с.

5.Тумакова, О.Е., Руденко, И.В. Педагогическая гармония. Учебно-методическое пособие для дополнительного профессионального образования воспитателей детского сада./ О.Е. Тумакова, И.В Руденко. - Тольятти: ТГУ, 2010. - 126 с.



© 2010-2022