Конспект урока Сложение и вычитание чисел на координатном луче

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока "Сложение и вычитание чисел на координатном луче"

Учитель математики

МБОУ СОШ №70 г. Липецка

Хохлова Наталья Александровна

Предмет: математика.

Класс: 5.

Тема: Сложение чисел на координатном луче.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели и задачи урока.

  • Образовательные: изучение алгоритма сложения чисел на координатном луче, проверка усвоения учебного материала по темам «Натуральные числа и шкалы» при выполнении теста.

  • Развивающие: развитие логического мышления учащихся, развитие памяти, внимания, монологической речи, умения рассуждать, выделять главное, самостоятельно приобретать знания, навыки и применять их на практике, развитие умения давать объективную самооценку.

  • Воспитательные: воспитание уважительного отношения к одноклассникам, формирование самостоятельности, развития эстетического вкуса учащихся, аккуратности, внимательности, создание успеха.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран

Исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся для данной темы.

Учащиеся знают:

  • определение натурального числа и действия с натуральными числами;

  • обозначение чисел на координатном луче;

  • свойства сложения;

  • перевод одних единиц в другие;

умеют:

  • выполнять действия с натуральными числами;

  • сравнивать натуральные числа;

  • переводить одни единицы в другие;

  • различать истинные и ложные утверждения;

  • выделять главное, делать обобщения.

  • находить закономерность;

  • решать логические задачи.

Методы: репродуктивный, частично - поисковый.

План урока с хронометражем.

Содержание урока

Время

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Организационный момент

Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала

Проверка домашнего задания.

Актуализация опорных знаний и их коррекция.

Изучение нового материала

Организация самостоятельной работы с последующей самопроверкой.

Организация коллективной работы.

Подведение итогов.

Этап информации о домашнем задании.

1 мин.

2 мин.

10 мин.

7 мин.

10 мин.

4 мин.

8 мин.

1 мин.

2 мин.

1. Орг. момент

2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала

Вступительное слово учителя.

- В июле 2005 года исполнилось 140 лет с момента первого издания сказки Чарльза Лютвиджа Доджсона. Правда, это имя мало кому что говорит, а вот псевдоним математика из Оксфорда - Льюис Кэролл - известен многим. Когда-то Кэролл написал: «В отчаянной попытке придумать что-то новое, я отправил героиню, названную по имени Алисы Лиддел - дочери моего коллеги по колледжу - вниз по кроличьей норе, совершенно не думая о том, что случится потом». Но вот мы перелистнули последнюю страницу - сказка окончена, но нам так не хочется её покидать. Поэтому мы вместе с вами сейчас напишем её продолжение. А отправится наша Алиса в мир знакомых нам всем понятий - страну математики. (слайд 1)

Итак, тишина! Говорю только я!

За сказочной сверстницей следом

Фантазия нас поведёт в те края,

Где наш распорядок неведом.

Страна математики станет страною чудес!

Что значится в нашем названье,

Поход продолжается, след не исчез,

И сказка становится явью!

- А сопровождать нас весь урок будут высказывания известных людей, которые собирает «Чеширский кот». (слайд 2)

❧ «Да, что знаешь в детстве - знаешь на всю жизнь, но и: чего не знаешь в детстве - не знаешь на всю жизнь.» М. Цветаева (слайд 3)

- Сегодня мы будем работать в двух тетрадях: в обычных тетрадях запишите число, классную работу и отложите в сторону; а в специально подготовленных для сегодняшнего урока тетрадях запишите своё имя и фамилию, заполните лист настроения. (слайд 4)

3. Проверка домашнего задания.

- Помогите Алисе попасть снова в страну чудес, для этого выполните тест.

Тест выполняется в специальных тетрадях на 2 варианта. (см. приложение)

Далее проводится самопроверка с выставлением оценки, ответы и нормы оценки на экране (слайд 5).

Заполняется лист настроения.

4. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

❧ «То, чем в прежние эпохи занимались зрелые умы учёных мужей, в более поздние времена стало доступно пониманию мальчишек». Гегель (слайд 6)

- Алиса встретилась с Королевой и та начала задавать ей вопросы, давайте и мы ответим на эти вопросы (слайд 7).

А) Учитель пишет на доске число 24 и задаёт быстро вопросы:

  • Что вы можете сказать об этом числе?

  • Назовите одно число большее 24.

  • Назовите одно число меньшее 24.

  • Представьте 24 в виде суммы двух равных слагаемых.

  • Представьте 24 в виде суммы двух неравных слагаемых.

  • Представьте 24 в виде суммы трех слагаемых.

  • Представьте 24 в виде произведения.

  • Представьте 24 в виде частного.

  • Представьте 24 в виде разности.

  • Назовите дополнение числа 24 до 50, 100, 1000.

- Хорошо, сказала Королева и дала разрешение Алисе идти дальше.

Б) Встреча с Синей Гусеницей (слайд 8)

- Разгадай закономерность, назови ещё два числа:

2, 4, 6, 8, …

1, 10, 100, 1000, …

1, 3, 5, 7, …

1, 2, 4, 8, …

1, 4, 7, 10, …

3, 6, 5, 12, 7, 18, …

❧ «В этой сказке нет порядка: Что ни слово - то загадка!» Б. Заходер (слайд 9)

В) Задача Чеширского кота:

Два мартовских зайца выпивают литр чая за полчаса. Сколько чаю выпьют 6 мартовских зайцев за то же время?

Ответ: 3 литра.

- Так куда же пойдёт дальше Алиса? (Ответ: на Безумное чаепитие.)

Г) Безумное чаепитие.

- Алиса встретилась с Болванщиком, Мартовским зайцем и Мышью - Соней. Они сидели за столом и пили чай.

- Занято! Занято! Мест нет! - закричали они.

- Глупости, места сколько угодно! - возразила Алиса.

- Ты не сядешь с нами, пока не отгадаешь наши задачи!

- Задавайте ваши задачи.

Задача Болванщика:

Я хочу угостить друзей круглым пирогом. Какое наибольшее число кусков можно получить, сделав 3 разреза? (слайд 10)

Задача Мартовского зайца:

Я ставлю на стол 6 стаканов. В 3 наливаю чай, 3 оставляю пустым. Как сделать так, чтобы пустые и полные стаканы чередовались, но в руки можно взять только один стакан и только один раз. (слайд 11)

❧ «Чтобы решить задачу, смотрите на неё, пока решение не придёт в голову».

Задача Сони:

На 3 банках с вареньем рассеянная хозяйка сделала надписи, как показано на рисунке. Мы хотим клубничное варенье. В какой оно банке, если известно, что все надписи перепутаны? (слайд 12)

- Попили они чайку, задремали. А чтобы мы не задремали, давайте сделаем физкультминутку.

ФИЗПАУЗА

5. Изучение нового материала

❧ «Изучите азы науки, прежде чем взойти на её вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущее». И.П. Павлов (слайд 13)

- Мартовский заяц спросил девочку: «А умеешь ли ты, Алиса, работать с координатным лучом?»

- Вспомним и мы, как построить координатный луч (фронтальный опрос).

- Изобразите координатный луч. Подумайте, как сложить числа 5 и 3 на координатном луче. (3 человека выходят к доске и аргументируют свое построение).

- Какова же тема нашего урока? (формулируют дети).

- Запишите тему урока в обычной тетради, изобразите числовой луч и выполните пример 5+3=8 на координатном луче.

- В специальных тетрадях на готовых лучах выполняют действие 3+6=9. (слайд 14)

- Вспомним переместительное свойство сложения (формулируют дети), изобразим пример, иллюстрирующий это свойство на координатном луче. 4+5=5+4 (слайд 15)

- Выполните самостоятельно 3+6=6+3 (слайд 15)

- Вспомним сочетательные свойства сложения (формулируют дети), изобразим пример, иллюстрирующий это свойство на координатном луче. 3+(8+6)=(3+8)+6 (слайд 16)

- Выполните самостоятельно 2+(4+3)=(2+4)+3 (слайд 16).

По одному человеку на задание выходят к доске.

- Выполните самостоятельно 9+0=0+9=9 (слайд 17).

6. Организация самостоятельной работы с последующей самопроверкой.

- От всех переживаний у Алисы плохо сделалось с сердцем. Ей необходимо сделать кардиограмму.

Самостоятельная работа (с последующей проверкой) на логику.

Истинное высказывание - рисуем отрезок, ложное - всплеск (2 ученика за доску).

«Кардиограмма»

  1. Уравнение - это равенство, содержащее переменную.

  2. Число 4 находится на координатном луче правее числа 7.

  3. В одной тонне - 100 центнеров.

  4. Делимое - это число, которое делится на данное без остатка.

  5. Знаками неравенств являются: больше, меньше и равно.

  6. Луч - это часть прямой, имеющая начало, но не имеющая конца.

Дети работают в обычных тетрадях.

7. Организация коллективной работы.

❧ «Всякая задача кажется очень простой после того, как вам её растолкуют».

Шерлок Холмс (слайд 18).

- Шалтай - Болтай сидел на заборе, если мы не поможем Алисе решить задачи, то он может оттуда свалиться. (слайд 19)

Работа с учебником №184, 185, 186.

8. Подведение итогов.

Мы с вами мечтали и были герои вокруг,

Но кончилась сказка и всё изменяется вдруг!

Алису узнали - иль стала другою она?

В стране математики правила Сказка сама!

Ах, эта Сказка сдружила нас!

Её мы встретим ещё не раз!

Решим задачу, найдём ответ!

И снова Сказка нам даст совет.

Выставление оценок с комментарием, обсуждение результатов занятия.

9. Этап информации о домашнем задании.

Письмо от Алисы в специальных тетрадях (слайд 21)



© 2010-2022