• Преподавателю
  • Математика
  • Проект по математике и социально-бытовой ориентировке в коррекционной школе 8 вида Экономическая азбука

Проект по математике и социально-бытовой ориентировке в коррекционной школе 8 вида Экономическая азбука

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОУ ЛО «Сиверская специальная (коррекционная) школа-интернат»





Тема проекта:

«Экономическая азбука»

Сроки реализации проекта:

2011/2012 учебный год.


Проектная группа:

Волкова Н.В. - учитель математики;

Хильченко Е.Ю. - учитель социально-бытовой ориентировки.



2011г.



Пояснительная записка.

Тема проекта «Экономическая азбука" выбрана не случайно. В нашей нестабильной социально-экономической ситуации в стране трудно ориентироваться даже взрослому, не говоря уже о детях с ограниченными возможностями здоровья.

Проанализировав результаты исследования уровня элементарных экономических знаний и умения решать практические жизненные задачи у обучающихся за 2011 год в 5-10 классах, было выявлены низкие показатели по большинству экономических заданий. В 8 классе средний процент правильных ответов составил 36,8%.

Актуальность экономического образования и школьников в

наши дни обусловлена необходимостью их адаптации к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.

Во многих работах ученых дефектологов отмечается, что выпускники коррекционных школ 8 вида школ во взрослой жизни оказываются социально беспомощными (А.И.Раку, Н.В.Рябова, А.Н.Нигаев, Н.П.Павлова и др.). В действительности им приходится сталкиваться с более жесткими экономическими условиями, чем выпускникам средней школы, из-за слабой конкурентоспособности на рынке труда, низких заработков и прочих обстоятельств. Многие авторы (З.А.Литова,Т.С.Терюкова, С.Л.Чернер) рассматривают экономическое образование как "своего рода средство социальной защиты", как своеобразный компенсаторный механизм, увеличивающий шансы на выживание в условиях рыночной конкуренции. Экономическая подготовка - важный фактор повышения жизнеспособности, жизнестойкости школьников с интеллектуальными нарушениями в современном социуме.

Цель проекта: Повышение качества образования за счет создание условий для более успешной социализации и интеграции в общество умственно отсталых обучающихся.

Задачи:


  • формирование социально-экономических компетентностей

  • формирование интереса к экономическим знаниям и понимания необходимости экономической грамотности в условиях современной жизни;

  • закрепление и практическое применение знаний и умений по математике и социально бытовой ориентировке.

Тип проекта - исследовательский.

  • Объект исследования: экономическое воспитание и обучение современных школьников.

  • Предмет исследования: педагогические условия экономического воспитания и обучения школьников в специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Гипотеза. Качество образования повысится за счет создание условий для более успешной социализации и интеграции в общество умственно отсталых обучающихся 8 класса если:

  • будет осуществляться формирование социально-экономических компетентностей;

  • организовать комплексные интегрированные мероприятия, посвященные изучению основ экономики, которые будут продолжительными по времени;

  • экономические материалы будут использованы на уроках и математики и социально-бытовой ориентировки, в разных формах учебно-воспитательного процесса с использованием традиционных и современных методов и средств педагогического процесса;

  • будут отслеживаться результаты роста социально-экономического развития школьников;

  • повысится отношение школьников к экономическим знаниям в целом.

Обоснование проекта «Экономическая азбука».

Поскольку в Сиверской специальной коррекционной школы VIII вида нет такого специализированного предмета как экономика, а экономический материал "рассеян" в учебном процессе по разным предметам, соответственно, у обучающихся нет не только системных знаний, но часто и элементарных представлений об экономических знаниях.

Один из способов решения проблемы - реализация педагогического проекта по математике и СБО «Экономическая азбука».

Межпредметный проект - комплексное мероприятие, сочетающее разнообразные формы урочной и внеурочной работы. Он позволяет сконцентрировать усилия, направленные на формирование и закрепление знаний экономического характера, развития личности, осуществить комплексный подход к изучению основ экономики.

Формы учебно-воспитательного процесса, реализуемые в проекте:

1.Межпредметная неделя по математике и СБО «Экономическая азбука» для обучающихся 5-10 классов включила:

  • викторину «Экономическая азбука,

  • конкурс на изготовление кошелька-оригами,

  • мини-проект «Изготовление школьного денежного знака», интеллектуальную игру «Путешествие в страну Экономику», экономическую игру «Магазин»,

  • фрагменты уроков математики в-10 классах по теме «Семейный бюджет»;

2. Учебный проект для обучающихся 7-8 классов «Масленица. Приготовление блинов»:

  • Сбор информации о масленице, рецептах и способах приготовления блинов;

  • Классные часы по теме «Масленица»;

  • Экскурсии в магазин;

  • Приготовление блинов;

  • Угощение блинами обучающихся 7-8 классов.

3. Интегрированный урок по математике и СБО в 8 классе по теме «Семейный бюджет», проведенный в форме экономической игры «Семья».

Учебные дисциплины, связанные с темой проекта: математика, социально-бытовая ориентировка.

Реализация проекта (план)

Межпредметная неделя по математике и СБО «Экономическая азбука»

Понедельник 30.01.12

Среда 01.02.12

Конкурс«Изготовление кошелька-оригами»:

  • Мастер-класс



  • выставка


Кабинет №43

Кабинет №43

5-10 классы


30.01.12-31.01.12


01.02.12

Мини-проект «Изготовление школьного денежного знака -«сиверчанки»».

  • Выставка «Денежные единицы стран мира»;

  • Выставка школьных денежных знаков и подведение итогов мини-проекта

Кабинет №43

Кабинет №43


Кабинет №43

5-10 классы

02.02.12

Викторина «Экономическая азбука».

5-10 классы

31.01.12

Фрагмент урока математики в по теме «Семейный бюджет»

Кабинет №43

5-10 классы

02.02.12

15 часов

Игра-путешествие в страну ЭКОНОМИКУ

Кабинет №43

5-10 классы

03.02.12

Экономическая игра «МАГАЗИН»

Кабинет №11

5-10 классы

Учебный проект «Масленица. Приготовление блинов».

01.02.12-06.02.12

Сбор информации о масленице, рецептах и способах приготовления блинов

7-8 классы

07.02.12

Классные часы по теме «Масленица»;

Кабинет №11 кабинет №43

7-8 классы

13.02.12,

14.02.12

Экскурсии в магазин.

7-8 классы

15-17.02.12

Расчет количества и стоимости продуктов для приготовления блинов.

Кабинет №43

7-8 классы

20.02.12

21.02.12

Приготовление блинов;

Кабинет №11

7-8 классы

21.02.12

Классный час «Как на масленой неделе…»

Кабинет №11

7-8 классы

Интегрированный урок по математике и СБО

18.04.12

Тема урока «Семейный бюджет»

Кабинет №43

8 класс

Материалы проекта.

  1. Описания изготовления кошельков-оригами;

  2. Материалы для выставки «Денежные единицы разных стран »;

  3. Материалы для оформления стенда и викторины «Экономическая азбука»;

  4. Конспект интеллектуальной игры «Путешествие в страну ЭКОНОМИКУ»;

  5. Презентация к игре «Путешествие в страну ЭКОНОМИКУ»;

  6. Материалы к экономической игре «Магазин»;

  7. Презентация по теме «Семейный бюджет»;

  8. Презентация «Масленица»;

  9. Подборка рецептов блинов;

  10. Расчеты количества и стоимости продуктов для приготовления блинов;

  11. Конспект интегрированного урока в 8 классе по теме «Семейный бюджет»;

  12. Разработка урока на интерактивной доски IP BOARD.




Итоги проекта:

. Первый опрос предлагал оценить мероприятия межпредметной недели в отдельности. Обучающимся было предложено дать оценку по следующим критериям:

«+» - очень понравилось,

«-» - совсем не понравилось,

«0» - не знаю.

Опросный лист №1

Дайте оценку мероприятиям проекта «Экономическая азбука».

Поставьте

«+» - очень понравилось,

«-» - совсем не понравилось,

«0» - не знаю.

Мероприятия

оценка

Конкурс «Изготовление кошелька-оригами»


Мини-проект «Изготовление школьного денежного знака -«Сиверчанки»


Викторина «Экономическая азбука»


Интеллектуальная игра «Путешествие в страну ЭКОНОМИКУ»


Экономическая игра «Магазин»


Учебный проект Масленица. Приготовление блинов»

(для учеников 7-8 класса)




Опрос показал, какие формы мероприятий больше понравились / не понравились учащимся

. Результаты опроса №1 (по классам)

«+» - очень понравилось.

класс

1

2

3

4

5

6

5

25%

33,3

58,3

83,7

83,3

-

6

66,7

58,3

66,6

75

75

-

7

60

60

60

100

80

90

8

69

69

84,6

100

100

92,4

9

66,7

66,7

77,8

100

88,9

-

10

56

56

56

100

100

-

итого

45,7%

57,2%

60,8%

93,1%

87,7%

91,2

«-» - совсем не понравилось.


класс

1

2

3

4

5

6

5

33,3%

25

16,7

0

0

-

6

0

0

16,7

0

0

-

7

20

0

0

0

0

0

8

0

0

0

0

0

0

9

0

0

0

0

0

-

10

23

11,5




-

итого

12,7%

6%

5.6%

0%

0%

0

«0» - не знаю.


класс

1

2

3

4

5

6

5

33,3%

33,3

16,7

16,7

16,7

-

6

32,3

41,7

16,7

25

25

-

7

20

0

20

0

20

10

8

31

31

15,4

0

0

7,6

9

33,3

33,3

22,2

0

11,1

-

10

21

33,5

44

0

0

-

итого

28,5%

28,8%

22,5%

6,9%

12,1%

8,8




Результаты опроса наглядно показывают, что больше понравились учащимся игра «Путешествие в страну ЭКОНОМИКИ» (93,1%0, учебный проект «Масленица. Приготовление блинов» (91,2%), игра «Магазин» (87,7%) . Из этого можно сделать вывод, что эффективное использование учителями интеллектуальных и деловых игр, способствующих повышению интереса к экономическим знаниям. Применение учебных проектов, формирующих у учеников самостоятельность, умение решать практические проблемы в реальных условиях, социально-экономические компетентности, повышает интерес к экономике, создают положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.

Несмотря на то, что обучающиеся невысоко оценили конкурс кошельков-оригами, мини-проект «Изготовление школьного денежного знака» мероприятия, практика показала, благодаря этим мероприятиям, все ученики школы, были включены в доступную деятельность. А, отвечая на вопросы викторины, обучающиеся смогли узнать много нового об экономике и применить свои экономические знания. Подобные мероприятия развивают эмоционально-волевую сферу и произвольное внимание обучающихся, что положительно влияет на повышение качества знаний и мотивацию к учению, а следовательно, не следует преуменьшать роль данного вида деятельности.

Несомненно, использование информационных, игровых технологий и учебных проектов во время реализации межпредметного проекта «Экономическая азбука» способствовал повышению интереса к основам экономике и активизации обучающихся.



Опросный лист №2 (для обучающихся 8 класса).

Опрос по теме «Домашняя экономика».

вопрос

ответ

Выбери правильное утверждение.

Бюджет семьи - это…

  • Учет доходов и расходов всех членов семьи за определенный период;

  • Денежные или материальные средства, которыми располагает семья в определенный период времени;

  • Траты, потребление чего-либо за определенный период времени.

Выбери статьи обязательных расходов

  • Оплата проезда;

  • Оплата коммунальных услуг;

  • Ремонт обуви, одежды;

  • Питание;

  • Покупка предметов личного пользования;

  • Покупка телефона;

  • Оплата жилья.

Напиши, какие способы экономии семейного бюджета ты знаешь.


Ты купил:

Хлеб- 23р.50к.

Колбаса - 185р.64к.

Макароны-56р.45к.

Сколько стоит покупка?

(выбери правильный ответ)

265р.59к.

224р.29к.

155р.51к.

У тебя купюра в 500 рублей. Книга стоит 185р.50к. Сколько сдачи получишь ты после покупки книги?

(Выбери правильный ответ)

415р.50к.

314р.50к.

315р.50к.




Опросный лист №3 (для обучающихся 8 класса) по теме «семейная экономика».

Подсчитай доходы и расходы семьи из 5 человек за май 2012 года.

Сможет ли семья в этом месяце купить велосипед за 6000рублей?

доход

расход

Зарплата отца-18000р.

Зарплата матери - 15000р.

Пенсия бабушки - 9000р.

Стипендия брата - 1000р.

Квартплата и коммунальные расходы- 4000р.

Расходы на питание- 21000р.

Оплата проезда - 2500р.

Покупка одежды -2500р.

Расходы на культурный досуг -4000р.

Итого:

Итого:

Остаток:

В этом месяце семья велосипед за 6000р. купить …. (сможет, не сможет)


2. Вычисли стоимость покупки.

Хлеб-22р.50к.

Сосиски- 190р.80к.

Макароны-58р.00к.

Яблоки-78р.45к.

Сливочное масло-67р.50к.

Сколько сдачи получите с 500 рублей?

За покупку заплатили:…………………

Получили сдачи:………………………..

Результаты опроса №2, №3


задание

Опрос №2

Опрос №3

№1

№2


№3

№4

№5

№6

№7

Правильно

45,6

54,4

100

90,9

45,6

71,4

57,1

не правильно

54,4

45,6

-

9,1

54,4

28,6

42,9

В опросе участвовало 13 обучающихся 8 класса. Средний процент правильно выполненных заданий составляет 77,5%.

Из таблицы видно, что приблизительно половина учеников 8 класса затрудняются в решении некоторых экономических заданий. У большинства неправильно выполнивших задания учеников, причиной неудачи служит низкий уровень вычислительных способностей (2 вариант по математике у 10 учеников) и неумение применять полученные знания в разных жизненных ситуациях. По сравнению с началом учебного года средний уровень правильно выполненных экономических заданий вырос на 40,7%. Качество знаний в 8 классе увеличилось на 5,2%.

Результатом работы по педагогическому проекту «Экономическая азбука» для обучающихся явилось:

социальное взросление, они стали более собранными, рассудительными, самостоятельными, уверенными в своих силах;

приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка.

развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи, что должно стать средством социальной защиты, адаптацией к условиям рынка;

освоение основ знаний о современной экономике. Средний уровень правильных ответов обучающихся 8 класса на задания по семейной экономики возрос за учебный год на 40,5%;

Качество знаний по математике выросло в2011/2012 учебном году на 1,3% ( с83,3% до 84,6%).

Методические рекомендации.

Исходя из результатов исследования, можно сделать следующие выводы:

  • совместными усилиями учителей математики и СБО в школе достигнута взаимосвязь между преподаванием этих дисциплин и основами экономики;

  • повысился интерес школьников экономике в целом;

  • накоплен материал по основам экономики;

  • была выработана целостная система работы по формированию социально-экономических компетентностей.

Для повышения качества образования за счет создания условий для более успешной социализации и интеграции в общество умственно отсталых детей» следует продолжать работу по экономическому воспитанию и обучению обучающихся коррекционной школы 8 вида:

Способы решения поставленных задач:

  • формирование социально-экономических компетентностей, способности обучающихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности, владение социальными компетенциями и умение решать практические задачи;

  • расширение инновационной деятельности за счет использования информационных и игровых технологий, проектной деятельности;

  • экономическое воспитание обучающихся через реализацию межпредметных программ, проектов по ряду предметов, через различные формы внеклассной работы;

Проект по математике и социально-бытовой ориентировке в коррекционной школе 8 вида Экономическая азбука

© 2010-2022