- Преподавателю
- Математика
- Проект по математике и социально-бытовой ориентировке в коррекционной школе 8 вида Экономическая азбука
Проект по математике и социально-бытовой ориентировке в коррекционной школе 8 вида Экономическая азбука
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Волкова Н.В. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ГОУ ЛО «Сиверская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Тема проекта:
«Экономическая азбука»
Сроки реализации проекта:
2011/2012 учебный год.
Проектная группа:
Волкова Н.В. - учитель математики;
Хильченко Е.Ю. - учитель социально-бытовой ориентировки.
2011г.
Пояснительная записка.
Тема проекта «Экономическая азбука" выбрана не случайно. В нашей нестабильной социально-экономической ситуации в стране трудно ориентироваться даже взрослому, не говоря уже о детях с ограниченными возможностями здоровья.
Проанализировав результаты исследования уровня элементарных экономических знаний и умения решать практические жизненные задачи у обучающихся за 2011 год в 5-10 классах, было выявлены низкие показатели по большинству экономических заданий. В 8 классе средний процент правильных ответов составил 36,8%.
Актуальность экономического образования и школьников в
наши дни обусловлена необходимостью их адаптации к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.
Во многих работах ученых дефектологов отмечается, что выпускники коррекционных школ 8 вида школ во взрослой жизни оказываются социально беспомощными (А.И.Раку, Н.В.Рябова, А.Н.Нигаев, Н.П.Павлова и др.). В действительности им приходится сталкиваться с более жесткими экономическими условиями, чем выпускникам средней школы, из-за слабой конкурентоспособности на рынке труда, низких заработков и прочих обстоятельств. Многие авторы (З.А.Литова,Т.С.Терюкова, С.Л.Чернер) рассматривают экономическое образование как "своего рода средство социальной защиты", как своеобразный компенсаторный механизм, увеличивающий шансы на выживание в условиях рыночной конкуренции. Экономическая подготовка - важный фактор повышения жизнеспособности, жизнестойкости школьников с интеллектуальными нарушениями в современном социуме.
Цель проекта: Повышение качества образования за счет создание условий для более успешной социализации и интеграции в общество умственно отсталых обучающихся.
Задачи:
-
формирование социально-экономических компетентностей
-
формирование интереса к экономическим знаниям и понимания необходимости экономической грамотности в условиях современной жизни;
-
закрепление и практическое применение знаний и умений по математике и социально бытовой ориентировке.
Тип проекта - исследовательский.
-
Объект исследования: экономическое воспитание и обучение современных школьников.
-
Предмет исследования: педагогические условия экономического воспитания и обучения школьников в специальной (коррекционной) школе 8 вида.
Гипотеза. Качество образования повысится за счет создание условий для более успешной социализации и интеграции в общество умственно отсталых обучающихся 8 класса если:
-
будет осуществляться формирование социально-экономических компетентностей;
-
организовать комплексные интегрированные мероприятия, посвященные изучению основ экономики, которые будут продолжительными по времени;
-
экономические материалы будут использованы на уроках и математики и социально-бытовой ориентировки, в разных формах учебно-воспитательного процесса с использованием традиционных и современных методов и средств педагогического процесса;
-
будут отслеживаться результаты роста социально-экономического развития школьников;
-
повысится отношение школьников к экономическим знаниям в целом.
Обоснование проекта «Экономическая азбука».
Поскольку в Сиверской специальной коррекционной школы VIII вида нет такого специализированного предмета как экономика, а экономический материал "рассеян" в учебном процессе по разным предметам, соответственно, у обучающихся нет не только системных знаний, но часто и элементарных представлений об экономических знаниях.
Один из способов решения проблемы - реализация педагогического проекта по математике и СБО «Экономическая азбука».
Межпредметный проект - комплексное мероприятие, сочетающее разнообразные формы урочной и внеурочной работы. Он позволяет сконцентрировать усилия, направленные на формирование и закрепление знаний экономического характера, развития личности, осуществить комплексный подход к изучению основ экономики.
Формы учебно-воспитательного процесса, реализуемые в проекте:
1.Межпредметная неделя по математике и СБО «Экономическая азбука» для обучающихся 5-10 классов включила:
-
викторину «Экономическая азбука,
-
конкурс на изготовление кошелька-оригами,
-
мини-проект «Изготовление школьного денежного знака», интеллектуальную игру «Путешествие в страну Экономику», экономическую игру «Магазин»,
-
фрагменты уроков математики в-10 классах по теме «Семейный бюджет»;
2. Учебный проект для обучающихся 7-8 классов «Масленица. Приготовление блинов»:
-
Сбор информации о масленице, рецептах и способах приготовления блинов;
-
Классные часы по теме «Масленица»;
-
Экскурсии в магазин;
-
Приготовление блинов;
-
Угощение блинами обучающихся 7-8 классов.
3. Интегрированный урок по математике и СБО в 8 классе по теме «Семейный бюджет», проведенный в форме экономической игры «Семья».
Учебные дисциплины, связанные с темой проекта: математика, социально-бытовая ориентировка.
Реализация проекта (план)
Межпредметная неделя по математике и СБО «Экономическая азбука»
Понедельник 30.01.12
Среда 01.02.12
Конкурс«Изготовление кошелька-оригами»:
-
Мастер-класс
-
выставка
Кабинет №43
Кабинет №43
5-10 классы
30.01.12-31.01.12
01.02.12
Мини-проект «Изготовление школьного денежного знака -«сиверчанки»».
-
Выставка «Денежные единицы стран мира»;
-
Выставка школьных денежных знаков и подведение итогов мини-проекта
Кабинет №43
Кабинет №43
Кабинет №43
5-10 классы
02.02.12
Викторина «Экономическая азбука».
5-10 классы
31.01.12
Фрагмент урока математики в по теме «Семейный бюджет»
Кабинет №43
5-10 классы
02.02.12
15 часов
Игра-путешествие в страну ЭКОНОМИКУ
Кабинет №43
5-10 классы
03.02.12
Экономическая игра «МАГАЗИН»
Кабинет №11
5-10 классы
Учебный проект «Масленица. Приготовление блинов».
01.02.12-06.02.12
Сбор информации о масленице, рецептах и способах приготовления блинов
7-8 классы
07.02.12
Классные часы по теме «Масленица»;
Кабинет №11 кабинет №43
7-8 классы
13.02.12,
14.02.12
Экскурсии в магазин.
7-8 классы
15-17.02.12
Расчет количества и стоимости продуктов для приготовления блинов.
Кабинет №43
7-8 классы
20.02.12
21.02.12
Приготовление блинов;
Кабинет №11
7-8 классы
21.02.12
Классный час «Как на масленой неделе…»
Кабинет №11
7-8 классы
Интегрированный урок по математике и СБО
18.04.12
Тема урока «Семейный бюджет»
Кабинет №43
8 класс
Материалы проекта.
-
Описания изготовления кошельков-оригами;
-
Материалы для выставки «Денежные единицы разных стран »;
-
Материалы для оформления стенда и викторины «Экономическая азбука»;
-
Конспект интеллектуальной игры «Путешествие в страну ЭКОНОМИКУ»;
-
Презентация к игре «Путешествие в страну ЭКОНОМИКУ»;
-
Материалы к экономической игре «Магазин»;
-
Презентация по теме «Семейный бюджет»;
-
Презентация «Масленица»;
-
Подборка рецептов блинов;
-
Расчеты количества и стоимости продуктов для приготовления блинов;
-
Конспект интегрированного урока в 8 классе по теме «Семейный бюджет»;
-
Разработка урока на интерактивной доски IP BOARD.
Итоги проекта:
. Первый опрос предлагал оценить мероприятия межпредметной недели в отдельности. Обучающимся было предложено дать оценку по следующим критериям:
«+» - очень понравилось,
«-» - совсем не понравилось,
«0» - не знаю.
Опросный лист №1
Дайте оценку мероприятиям проекта «Экономическая азбука».
Поставьте
«+» - очень понравилось,
«-» - совсем не понравилось,
«0» - не знаю.
Мероприятия
оценка
Конкурс «Изготовление кошелька-оригами»
Мини-проект «Изготовление школьного денежного знака -«Сиверчанки»
Викторина «Экономическая азбука»
Интеллектуальная игра «Путешествие в страну ЭКОНОМИКУ»
Экономическая игра «Магазин»
Учебный проект Масленица. Приготовление блинов»
(для учеников 7-8 класса)
Опрос показал, какие формы мероприятий больше понравились / не понравились учащимся
. Результаты опроса №1 (по классам)
«+» - очень понравилось.
класс
1
2
3
4
5
6
5
25%
33,3
58,3
83,7
83,3
-
6
66,7
58,3
66,6
75
75
-
7
60
60
60
100
80
90
8
69
69
84,6
100
100
92,4
9
66,7
66,7
77,8
100
88,9
-
10
56
56
56
100
100
-
итого
45,7%
57,2%
60,8%
93,1%
87,7%
91,2
«-» - совсем не понравилось.
класс
1
2
3
4
5
6
5
33,3%
25
16,7
0
0
-
6
0
0
16,7
0
0
-
7
20
0
0
0
0
0
8
0
0
0
0
0
0
9
0
0
0
0
0
-
10
23
11,5
-
итого
12,7%
6%
5.6%
0%
0%
0
«0» - не знаю.
класс
1
2
3
4
5
6
5
33,3%
33,3
16,7
16,7
16,7
-
6
32,3
41,7
16,7
25
25
-
7
20
0
20
0
20
10
8
31
31
15,4
0
0
7,6
9
33,3
33,3
22,2
0
11,1
-
10
21
33,5
44
0
0
-
итого
28,5%
28,8%
22,5%
6,9%
12,1%
8,8
Результаты опроса наглядно показывают, что больше понравились учащимся игра «Путешествие в страну ЭКОНОМИКИ» (93,1%0, учебный проект «Масленица. Приготовление блинов» (91,2%), игра «Магазин» (87,7%) . Из этого можно сделать вывод, что эффективное использование учителями интеллектуальных и деловых игр, способствующих повышению интереса к экономическим знаниям. Применение учебных проектов, формирующих у учеников самостоятельность, умение решать практические проблемы в реальных условиях, социально-экономические компетентности, повышает интерес к экономике, создают положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.
Несмотря на то, что обучающиеся невысоко оценили конкурс кошельков-оригами, мини-проект «Изготовление школьного денежного знака» мероприятия, практика показала, благодаря этим мероприятиям, все ученики школы, были включены в доступную деятельность. А, отвечая на вопросы викторины, обучающиеся смогли узнать много нового об экономике и применить свои экономические знания. Подобные мероприятия развивают эмоционально-волевую сферу и произвольное внимание обучающихся, что положительно влияет на повышение качества знаний и мотивацию к учению, а следовательно, не следует преуменьшать роль данного вида деятельности.
Несомненно, использование информационных, игровых технологий и учебных проектов во время реализации межпредметного проекта «Экономическая азбука» способствовал повышению интереса к основам экономике и активизации обучающихся.
Опросный лист №2 (для обучающихся 8 класса).
Опрос по теме «Домашняя экономика».
вопрос
ответ
Выбери правильное утверждение.
Бюджет семьи - это…
-
Учет доходов и расходов всех членов семьи за определенный период;
-
Денежные или материальные средства, которыми располагает семья в определенный период времени;
-
Траты, потребление чего-либо за определенный период времени.
Выбери статьи обязательных расходов
-
Оплата проезда;
-
Оплата коммунальных услуг;
-
Ремонт обуви, одежды;
-
Питание;
-
Покупка предметов личного пользования;
-
Покупка телефона;
-
Оплата жилья.
Напиши, какие способы экономии семейного бюджета ты знаешь.
Ты купил:
Хлеб- 23р.50к.
Колбаса - 185р.64к.
Макароны-56р.45к.
Сколько стоит покупка?
(выбери правильный ответ)
265р.59к.
224р.29к.
155р.51к.
У тебя купюра в 500 рублей. Книга стоит 185р.50к. Сколько сдачи получишь ты после покупки книги?
(Выбери правильный ответ)
415р.50к.
314р.50к.
315р.50к.
Опросный лист №3 (для обучающихся 8 класса) по теме «семейная экономика».
Подсчитай доходы и расходы семьи из 5 человек за май 2012 года.
Сможет ли семья в этом месяце купить велосипед за 6000рублей?
доход
расход
Зарплата отца-18000р.
Зарплата матери - 15000р.
Пенсия бабушки - 9000р.
Стипендия брата - 1000р.
Квартплата и коммунальные расходы- 4000р.
Расходы на питание- 21000р.
Оплата проезда - 2500р.
Покупка одежды -2500р.
Расходы на культурный досуг -4000р.
Итого:
Итого:
Остаток:
В этом месяце семья велосипед за 6000р. купить …. (сможет, не сможет)
2. Вычисли стоимость покупки.
Хлеб-22р.50к.
Сосиски- 190р.80к.
Макароны-58р.00к.
Яблоки-78р.45к.
Сливочное масло-67р.50к.
Сколько сдачи получите с 500 рублей?
За покупку заплатили:…………………
Получили сдачи:………………………..
Результаты опроса №2, №3
задание
Опрос №2
Опрос №3
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
Правильно
45,6
54,4
100
90,9
45,6
71,4
57,1
не правильно
54,4
45,6
-
9,1
54,4
28,6
42,9
В опросе участвовало 13 обучающихся 8 класса. Средний процент правильно выполненных заданий составляет 77,5%.
Из таблицы видно, что приблизительно половина учеников 8 класса затрудняются в решении некоторых экономических заданий. У большинства неправильно выполнивших задания учеников, причиной неудачи служит низкий уровень вычислительных способностей (2 вариант по математике у 10 учеников) и неумение применять полученные знания в разных жизненных ситуациях. По сравнению с началом учебного года средний уровень правильно выполненных экономических заданий вырос на 40,7%. Качество знаний в 8 классе увеличилось на 5,2%.
Результатом работы по педагогическому проекту «Экономическая азбука» для обучающихся явилось:
социальное взросление, они стали более собранными, рассудительными, самостоятельными, уверенными в своих силах;
приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка.
развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи, что должно стать средством социальной защиты, адаптацией к условиям рынка;
освоение основ знаний о современной экономике. Средний уровень правильных ответов обучающихся 8 класса на задания по семейной экономики возрос за учебный год на 40,5%;
Качество знаний по математике выросло в2011/2012 учебном году на 1,3% ( с83,3% до 84,6%).
Методические рекомендации.
Исходя из результатов исследования, можно сделать следующие выводы:
-
совместными усилиями учителей математики и СБО в школе достигнута взаимосвязь между преподаванием этих дисциплин и основами экономики;
-
повысился интерес школьников экономике в целом;
-
накоплен материал по основам экономики;
-
была выработана целостная система работы по формированию социально-экономических компетентностей.
Для повышения качества образования за счет создания условий для более успешной социализации и интеграции в общество умственно отсталых детей» следует продолжать работу по экономическому воспитанию и обучению обучающихся коррекционной школы 8 вида:
Способы решения поставленных задач:
-
формирование социально-экономических компетентностей, способности обучающихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности, владение социальными компетенциями и умение решать практические задачи;
-
расширение инновационной деятельности за счет использования информационных и игровых технологий, проектной деятельности;
-
экономическое воспитание обучающихся через реализацию межпредметных программ, проектов по ряду предметов, через различные формы внеклассной работы;