- Преподавателю
- Математика
- Интегрированный урок «музыка +математика»
Интегрированный урок «музыка +математика»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Грунёва И.Н. |
Дата | 18.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Интегрированный урок «музыка +математика»
Цель урока: выявление общих элементов и установление связи между музыкой и математикой.
Задачи:
-
определить взаимосвязь музыки и математики;
-
Познакомить с некоторыми явлениями авангардизма ХХ в.
-
способствовать формированию нового взгляда на мир;
-
формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы;
-
развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазии
1. Организационная часть.
-Доброе утро, ребята и гости нашего урока. Существует распространенное мнение, что Математика и Музыка - два полюса человеческого восприятия и две противоположные системы мышления… Но это клише обусловлено фрагментарным восприятием мира. Как в музыке важна Логика, так и в математике важно образное мышление и воображение… Сегодня у нас с вами необычный урок, тема которого интеграция музыки и математики.
Давайте поговорим с вами о том, что же такое интеграция? (ответы детей). Совершенно верно. Интеграция это - (от лат. integrum - целое; лат. integratio - восстановление, восполнение) - в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. Объединение каких-либо элементов (частей) в целое.
Эпиграфом к нашему уроку мы взяли фразу Пифагора:
«Музыка основывается не только на человеческих чувствах, но и на математической гармонии »
- Какая же связь может быть между математикой - мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать, такие, совершенно разные, человеческие культуры? Сегодня, на нашем необычном уроке, мы предлагаем вам найти ответы на эти вопросы, доказать, что связь между музыкой и математикой существует.
2.Основная часть
- Люди уже очень давно задумывались о связи музыки и математики.
Сегодня мы с вами постараемся найти общее у музыки и математики, а поможет нам в этом одно из направлений искусстваХХв - авангардизм.
-
Расскажет нам об этом направлении Алена Головнева.
Итак, давайте запишем: основное правило авангардизма: разрыв с традициями искусства прошлого. Поиск новых выразительных средств, которые часто превращаются в самоцель.
-
О направлениях авангардной музыки нам расскажут Никита Волобуев и Алина Казанцева
(-Додекафония - 12-тизвучие вне тональности. Понятия "мелодия" нет, вместо него - серия повторяющихся звуков. ("По этой системе сочинять может каждый дурак, который усвоил правила игры" Г. Эйслер)
- Конкретная музыка. Пьер Шеффер, Пьер Анри - эти композиторы ходят по улице и записывают все шумы, которые накладывают на определённую мелодию.
-Электронная музыка. Создаётся электронным синтезатором.
-Коллаж. Составляется из произведений, взятых у классиков.
- Компьютерная музыка. Музыка, которая запрограммированна и сочинена компьютерными установками.
- Алеаторика - буквально игра в кости. В основе принцип случайности.
- Пуантилизм. Джон Кейдж - представитель пуантилизма: в произведении через 1 - 2 звука пауза, т.к. слушателю надо подумать.
Играл на "подготовленном " рояле, т.е. в крышку бросал пуговицы, банки и т.д.Есть у него пьеса "4'33": артист выходит на сцену, на рояле метроном. Садится, опускает руки и молчит 1 минуту, 2 минуту... кланяется и уходят.
Лучано Берио(итальянец) включал в произведения смех, причём в партитуре писал:
1. облегчённый;
2. живописный;
3. деланный;
4. напряжённый.
На фестивале 4 музыканта (струнный квартет) вышли на сцену, крепко пожали руки и разошлись.
Штокхаузен(ФРГ) - самый современный авангардист во 2-ой половине XX века.В произведениях ярко прослеживаются противоречия нашего времени.
Пьеса "Знаки Зодиака". 12 пьес исполняются в любом порядке, а последняя пьеса исполняется так: солистка поёт в открытую крышку рояля, а в это время пианист держит педаль.
Утверждает, что композитор - экстрасенс: должен улавливать всё, что идёт из космоса и передавать людям через музыку.
- Цикл "7 дней недели", произведение "Подними свой парус к солнцу" - партитура, в которой нет ни одной ноты, но есть "рецепт" для исполнителя, где говорится: "возьми звук, держи так долго, чтобы услышать обертоны, потом прислушайся к другим, затем его поднимай выше - выше, пока твой парус не поднимется к солнцу".
Итак, ребята, давайте подведем итог: для авангардистов важно было найти новое нестандартное самовыражение в музыке, используя часто и математику.Сейчас мы с вами тоже попробуем сделать это
(математический блок)
-
(250 +71)×4 =
-
(182+20)×5 =
-
618×24 + 618×76 =
-
348×57 + 348×43 =
-
618×34 - 518×34 =
-
794×74 +348×74 =
-
(625+1250+125)×16 =
-
(1250+615+135)×32 =
-
907×576+907×144+907×9280 =
-
421×608+379×608+9200×608 =
-
102∙0,2 =
-
24∙0,5=
-
210 ∙26
215
-
310 ∙36
315
на фоне звучит авангардная музыка
Играем числа, полученные в результате решения примеров.
Затем слушаем «845431. Дом в пустоте»
Сейчас, ребята, мы послушаем еще одно авангардное произведение «Мечта», во время которого вы попробуете сами найти общность между музыкой и математикой. Если кто-то затрудняется, обратите внимание на высказывания, которые мы приготовили для вас.
Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса
Альберт Эйнштейн
Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая
Готфрид Лейбниц
Она слишком музыкальна для математиков и слишком математична для музыкантов - остроты современников по поводу «новой теории музыки»
Леонард Эйлер
Почтенный Пифагор отвергал оценку музыки, основанную на свидетельстве чувств. Он утверждал, что достоинства её должны восприниматься умом, и потому судил о музыке не по слуху, а на основании математической гармонии и находил достаточным ограничить изучение музыки пределами одной октавы
Плутарх
Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет ещё существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут всё ещё служить источником новых музыкальных мыслей
Пётр Чайковский
Музыка - это математика интуиции
Олег Гуцуляк
Раздумывая об искусстве и науке, об их взаимных связях и противоречиях, я пришёл к выводу, что математика и музыка находятся на крайних полюсах человеческого духа, что этими двумя антиподами ограничивается и определяется вся творческая духовная деятельность человека и что между ними размещается всё, что человечество создало в области науки и искусства
Генрих Нейгауз
Итог:
Всемирно известный композитор Иоганн Себастьян Бах считал, что музыка - это та же математика. И пусть даже согласно общепринятому клише математика действует на разум, а музыка на душу. Эти два проявления человеческой культуры обладают невероятной силой Интеграции. Музыка вдохновляет поэтов и художников на создание шедевров… Музыка позволяет достичь взаимопонимания без слов. Музыка обеспечивает взаимосвязи на культурном и эмоциональном уровнях…
6