- Преподавателю
- Математика
- Статья Интерактивные формы обучения учеников на уроках математики
Статья Интерактивные формы обучения учеников на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Голоядова О.В. |
Дата | 04.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Интерактивные формы обучения учеников на уроках математики.
МКОУ «СОШ №28 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Ревда Голоядова О.В.
С появлением интерактивного оборудования, у меня появилась прекрасная возможность оживить, разнообразить свои уроки. Интерактивная доска соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных плакатов, карточек - в них просто отпадает необходимость. Педагоги могут делиться материалами друг с другом и вновь использовать их. Интерактивная доска вносит в учебный процесс новое качество, вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, позволяет использовать различные стили обучения.
А главное - работа с интерактивной доской позволяет установить мгновенную обратную связь - результат виден сразу, усвоен материал или нет. То есть реализуется главный принцип современного времени - интерактивность.
Интерактивный - быстро взаимодействующий.
Опыт работы показал, что на уроках математики интерактивные формы работы очень эффективны.
На доске можно не только писать, но и демонстрировать слайд-шоу, воспроизводить анимацию и видеоролики, т.е использовать электронную интерактивную доску как экран. При этих демонстрациях на интерактивной доске можно делать пометки цветными маркерами, выделяя наиболее важные фрагменты. Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать. Дети также взаимодействуют с материалом физически, передвигая буквы, числа, слова и картинки маркером. Кроме того, крупные изображения хорошо видны, а надписи легко читаются. Чтобы привлечь внимание учеников, использую "прожектор" и "затенение экрана". Это позволяет мне раскрывать информацию так, как мне нужно в данный момент.
За один урок можно решить много однотипных задач, особенно задач по готовым чертежам, совершенно без скуки, если это немного обыграть. Кроме того, отрабатывается навык построения красивых, четких чертежей. Учителя математики хорошо знают, сколько времени приходится тратить, чтобы начертить мелом на доске обычное геометрическое построение, особенно, если это делает не учитель, а ученик. А с помощью программного обеспечения, поставляемого вместе с интерактивной доской, это требует нескольких секунд: выбираем нужную фигуру и двумя-тремя прикосновениями маркера к доске рисуем прямую линию, круг или треугольник. При необходимости, изменяем размеры фигуры, поворачиваем ее или переносим на другой участок интерактивной доски. Если случайно была сделана ошибка, то простым прикосновением маркера стираем неправильную часть и рисуем заново. Ученик также более уверенно чувствует себя у интерактивной доски, потому что не боится сделать ошибку при выполнении чертежа. Более того, ему это просто интересно. Вместо "скучного" мела на доске можно рисовать цветными "чернилами". Следовательно, повышается мотивация в процессе урока. Создана целая коллекция собственных чертежей.
Важным звеном процесса обучения математике является контроль знаний и умений учащихся. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы. Но очень часто приходится слышать от учеников такие слова: «Я всё правильно решил, но почему - то оценка низкая». И не все из них пытаются выяснить, что не так и как правильно. Как бы мы на следующем уроке на работе над ошибками ни старались, у некоторых учеников в памяти останется то неправильное решение. Именно поэтому в своей работе использую интерактивные формы контроля и оценивания учеников.
Их применение возможно на всех этапах урока.
-
Проверка домашнего задания. Домашнее задание проверяется с помощью сканера. Работа ученика сканируется и выводится на доску. Он поясняет свое решение. При необходимости учитель или другие ученики исправляют допущенные ошибки. Если задача имеет несколько решений, то на доску с помощью сканера выводятся другие варианты ответов и учащиеся имеют возможность быстро сравнить различные способы решения задачи. Или заранее на перемене назначенные ученики пишут проблемные номера д/з на доске, затем они совместно проверяются и комментируются. На этом этапе возможна взаимопроверка. Очень эффективно на данном этапе можно использовать Документ - камеру.
-
На этапе устного счета. Учитель заранее готовит материал, устанавливает счётчик времени. Ученики ответы записывают в двух экземплярах. Один из них сдают на проверку учителю, а по другому проверяют и сразу же выставляют себе оценку. Возможно сразу же выяснить свои ошибки и ликвидировать пробелы.
-
При первичном закреплении и на этапе первичного контроля. Можно быстро проводить проверку усвоения материала путем тестирования (фронтального или индивидуального) с последующим разбором (используя печатные тексты или презентацию с заданиями, проверка и разбор теста осуществляется также с помощью презентации или с помощью веб-камеры).
-
Таким образом, основная идея интерактивной системы контроля сводится к следующему
-
контролю подвергаются ход деятельности учащихся.
-
преобладает взаимоконтроль и самоконтроль;
-
акцент делается на достижениях ученика, а не на том, чего он не знает и не умеет;
-
целью обучения становится развитие способностей мышления, рефлексии и коммуникации; формирование целостной системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков.
-
В конце урока при рефлексии. Вся информация появляющаяся в процессе урока на доске сохраняется. Это дает возможность быстро просмотреть задачи, решенные на уроке, вернуться к теоретическому материалу, сделать выводы, зафиксировать их, чтобы на следующем уроке вернуться к ним.
-
Кроме того, материал каждого урока со всеми сделанными пометками можно сохранить в файле, чтобы потом скопировать его на носители или распечатать в нужном количестве экземпляров для раздачи ученикам, пропустившими занятие или плохо понимающим тему переслать по электронной почте или поместить в архив для последующего анализа, редактирования и использования.
Практика показала, что использование интерактивных средств обучения наиболее эффективно при изучении геометрии, стереометрии, функций и их графиков, а также на занятиях, посвященных материалу, выходящему за рамки школьного учебника, на элективных курсах и факультативах.
Я заметила, что обратная связь на таких уроках выше, интерактивные формы работы не позволяют ученикам отвлекаться. Ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал, меняются даже самые проблемные ученики. Ребенок, который раньше тихо сидел за последней партой, вдруг становится активным и начинает творчески мыслить. А тот, кому просто тяжело учиться, находит новые возможности для самовыражения.
Таким образом, интерактивное обучение бесспорно гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором, поскольку имеет ряд преимуществ:
-
обеспечивается более ясная, эффективная и динамичная подача материала;
-
развивается мотивация учащихся благодаря разнообразному увлекательному и динамичному использованию ресурсов;
-
предоставляются большие возможности для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
-
используются различные стили обучения;
-
обеспечивается хороший темп урока;
-
предоставляется возможность сохранения использованных файлов в школьной сети для организации повторения изученного материала;
-
упрощается проверка усвоенного материала на основе сохраненных файлов;
-
обеспечивается многократное использование педагогами разработанных материалов, обмен материалами друг с другом;