Дифференцированный подход в работе со студентами УСПО на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГАПОУ «Нижнекамский технологический колледж»





















ДОКЛАД ПО ТЕМЕ

«Дифференцированный подход в работе со студентами УСПО на уроках математики»





Подготовила: преподаватель математики

В. Ф. Ильина











НИЖНЕКАМСК

2015

Благоразумный наставник прежде всего

должен узнать свойства ума и характера

поручаемого ему ученика.



Марк Фабий Квинтилиан

Главной целью математического образования в организациях среднего профессионального образования является развитие умственных способностей студентов. Нужен переход от информационно-объяснительной технологии к деятельно-развивающей, направленной на развитие личностных качеств каждого студента. Важными должны стать не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательной деятельности и творческого потенциала студента.

Большинство студентов свои приобретенные знания по математике вряд ли будут использовать в повседневной жизни. Человек быстро забывает те знания, которыми постоянно не пользуется, но с ним навсегда остается его логическое мышление. Поэтому нельзя говорить о низком коэффициенте полезного действия изучения естественных наук, поскольку изучение их повышает умственный уровень обучающихся.

Еще в пятидесятых годах прошлого века американский психолог Чарльз Спирмен показал, что общий интеллект человека складывается из трех отдельных составляющих. Пространственный интеллект обеспечивает представление реального мира в форме образов и многомерных схем. Семантический интеллект позволяет оперировать суждениями и понятиями и определяет успешность «метафорического» мышления. Формальный или математический интеллект дает возможность работать с абстрактными символами, причем без опоры на наглядность. Именно низкий уровень математического интеллекта привел к общему снижению кривой распределения коэффициента интеллектуальности IQ среди россиян.

Под влиянием ситуации на рынке труда, ускоренным развитием общества, информационной среды репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, уходит в прошлое. Современное общество требует от системы образования формирования у обучающихся инициативности, инновационности, мобильности, гибкости, динамизма и конструктивности. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, уметь принимать самостоятельные решения. Уметь работать в команде, владеть новыми технологиями. Воспитание такой профессионально активной личности требует от педагога применения совершенно новых приемов, методов и форм работы.

На смену ЗУНам пришли надпредметные образовательные результаты. Переосмысливая свою деятельность приходится осваивать для себя новые позиции: партнера, эксперта, организатора самостоятельной деятельности. Вместе со студентами, осваивая новые технологии, учу их работать в группе, вести исследовательскую работу, организовывать учебные дискуссии. Компетентностный подход требует изменения системы оценивания: оценку выставлять не за понимание текста, а за умение работать с информацией, оценивание становится более дифференцированным и более прозрачным.

Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов образования обязывает образовательное учреждение «обеспе­чить обучающимся возможность участвовать в формировании индивиду­альной образовательной программы», что возможно осуществить в процес­се применения индивидуализации и дифференциации обучения.

Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное по­нимание каждого студента, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по общеобразовательным учебным про­граммам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и разви­тия интересов каждого студента.

Цель дифференцированного обучения - обеспечить каждому студенту условия для максимального развития его способностей, удовлетворения его познавательных потребностей. Обучение каждого человека должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе.

Дифференциация обучения ориентируется на индивидуально-психологические особенности студента и строится с учетом этих особенностей.

Реализация принципа осуществляется в следующих направлениях:

  1. психологическое - учет психических особенностей студентов, которые влияют на учебно-познавательную деятельность и от которых зависят результаты обучения;

  2. дидактическое - организация такого взаимодействия преподавания и учения, которое максимально бы удовлетворяло потребности и интересы каждого студента;

  3. педагогическое - определение и учет адекватной системы приемов педагогического влияния на личность студента.

Эти направления определяют основные подходы к деятельности преподавателя на уроках:

  • знание физиологических и психологических особенностей студентов;

  • знание особенностей изменения работоспособности студентов в течение рабочего дня и учебной недели;

  • проведение конкретного занятия в зависимости от готовности группы;

  • создание эмоционально положительного настроя на работу всех студентов в ходе урока, психологического комфорта и положительной мотивации к процессу учения;

  • сообщение не только темы урока, но и этапов организации деятельности на уроке;

  • применение заданий, позволяющих студенту самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

  • организация проблемных ситуаций, требующих диалогических техник работы;

  • организация обучения с быстрым переходом к самостоятельной деятельности учащихся, стимулирование студентов к самостоятельному использованию различных способов выполнения задания;

  • обсуждение со студентами в конце урока не только того, что «мы узнали, чем овладели», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

Преподавателю необходимо учитывать здоровье - затратные факторы учебного процесса, требующие от обучающихся излишне длительного напряжения (физического, умственного, эмоционального):

  • объективно сложный и большой объем учебного материала представлять в схемах и таблицах, легких для запоминания студентами;

  • применять методики, соответствующие уровню способностей, подготовленности и личностным особенностям студентов;

  • не допускать монотонности учебного процесса;

  • применять при объяснении логические паузы и менять виды деятельности учащихся на уроке с целью понижения нагрузки на обучающихся.

Хочу представить структуру типового блока уроков, состоящую из 10 комбинаций.

  1. Вводное повторение.Это первичная, системная актуализация знаний - пробуждение знаний, умений, усвоенных на прошлых уроках и необходимых для усвоения нового, диагностика готовности к изучению нового.

Основные действия преподавателя:помощь студентам при включении в работу через создание положительной мотивации, проблемных ситуаций (практическое использование изучаемого материала в повседневной жизни). Преподавателю необходимо использовать в работе только позитивные высказывания: хвалить обучающегося, уточнять его ответы, направлять, ненавязчиво напоминать забытое. С целью создания проблемной ситуации на этом этапе можно предложить студентам несложное упражнение по новой теме, что позволит перейти ко второму этапу.

ПРИМЕР.

Перед введением в тему «Формулы приведения»

Упростить выражение:

Дифференцированный подход в работе со студентами УСПО на уроках математики,

Используя формулы сложения, получим:

Дифференцированный подход в работе со студентами УСПО на уроках математики,

Подставляя в исходное выражение, получаем

Дифференцированный подход в работе со студентами УСПО на уроках математики. Применив формулу сложения, мы с вами выяснили, чтоДифференцированный подход в работе со студентами УСПО на уроках математики. К этому же результату может привести знание формул приведения или правил, руководствуясь которыми, вы сможете достаточно легко вывести любую из них.

  1. Презентация нового материала - предъявление укрупненного блока, включающего в себя базовые знания (несократимый минимум). Лучше представить его в виде схемы. Можно и просто выделить основные формулы, правила, алгоритмы. Обоснования к ним должны быть минимальны и основываться на интуитивном подходе. При этом использование цифровых образовательных ресурсов поможет и преподавателю, и студенту.

Основные действия преподавателя: выделение основного материала для изучения темы, придание ему формы, позволяющей легко понять и запомнить его на уроке. Преподавателю необходимо привести 1 - 2 примера на применение данного материала и предложить придумать такие примеры учащимся. Они сделают это с удовольствием.ПРИМЕР.

Тема урока «Призма»

Дифференцированный подход в работе со студентами УСПО на уроках математики

  1. Практика под руководством преподавателя. Организация первичного закрепления материала, в ходе которого умение решать базовые задания доводится до автоматизма. При этом необходимо своевременное исправление ошибок в понимании нового материала.

Основные действия преподавателя: отвечать на вопросы одних, показывать решения другим, комментировать решения третьих. Студентам разрешено помогать и объяснять друг другу, сравнивать решения. Этот этап завершается проверочной работой по решению задач базового уровня сложности. Оценка за нее выставляется только по желанию студента.

  1. Изучение нового материала (дополнительный объем). Особенность этого этапа в том, что студенты по-разному нуждаются в новом и в том числе дополнительном материале.

Основные действия преподавателя: организация работы в группах по изучаемой теме. Вначале, как правило. Выделяется одна - две группы студентов, проявляющих желание и способных самостоятельно углубить базовые знания. Им предлагаются листы с индивидуальной траекторией продвижения по теме, в которых содержится необходимый инструктаж: прочитай, вспомни, посмотри, попробуй применить, проверь и т. п. Остальные студенты, не прошедшие тест базового уровня, продолжают выполнять типовые упражнения и получают соответствующее домашнее задание. По мере того, как студент почувствовал, что может выполнять задания сложнее, и, пройдя необходимый тест, он продвигается дальше. При этом преподаватель постоянно перемещается от одной группы студентов к другой и выступает посредником в обмене мнениями.

  1. Промежуточный контроль, оценка, определение «западающего звена».Организация диагностики усвоения изучаемого материала проходит в виде коротких проверочных работ или тестов (для каждой группы свои). Так как время изучения темы ограничено программными рамками, то на определенных этапах проверочные работы проводятся для всех одновременно. Задания для этих работ необходимо подбирать с учетом уровневой дифференциации студентов. Если, по замыслу преподавателя, отметки необходимо выставить в журнал, а обучающийся выполнил работу неудачно, то с ним нужно согласовать реальный срок «пересдачи», используя рабочие тетради, индивидуальные карточки и т. п.

ПРИМЕР.

Возможно применение карточек с индивидуальными заданиями разного уровня, причем студент вправе сам выбрать, карточку какого уровня он готов решать. Задания У -А (уровень обязательной подготовки); задания У - Б (типовые задания, решения которых состоит из нескольких действий); задания У - С («нестандартные задачи», требующие логических рассуждений).

Тема урока «Площадь криволинейной трапеции».

Найти площадь фигуры, ограниченной линиями:

  1. Дифференцированный подход в работе со студентами УСПО на уроках математики, у = 0, х= -3; (У -А)

  2. Дифференцированный подход в работе со студентами УСПО на уроках математики (У -А)

  3. у = 1 - х2, у = 0, Дифференцированный подход в работе со студентами УСПО на уроках математики , у = 0; (У - Б)

  4. у = 9 - х2, х = 0, у = 0, х = -2; (У -А)

  5. у = х2 + 1. х= -1 . х= 2, у = 0; (У -А)

  6. Дифференцированный подход в работе со студентами УСПО на уроках математики; (У -А)

  7. Дифференцированный подход в работе со студентами УСПО на уроках математики; (У - Б)

  8. y=x2-2, y=2x+1;(У - Б)

  9. у = -х2 + 2, у = - х;( У -С)

  10. у = х2- 2х +4 и у = 4; (У - Б)

  11. у = - х2 + 4х, х = 0, х = 3, у = 0; (У - Б)

  12. у = - х2 + 4, у = х2 -2х; (У -С)

  13. у = 1 - х2, у = - х - 1; (У - Б)

  14. у = х2 - х - 5, у = х - 2; (У - Б)

  15. .у = х2 - х - 4 , у = 6 - х2 ; (У -С)

  16. у = - х2 + 3х, у = 0;. у = - х2 +9; х = -2; х = 2; у =0; (У - Б)

  17. у =25 - х2; х =-1; х = 3; у = 0; (У -А)

  18. у = 16 -х2; у = 0; ( У -А)



  1. Итог занятия. Фиксация пути, пройденного студентом по теме; определение соответствия замысла преподавателя с полученными результатами в соответствии с целями, поставленными на определенных этапах обучения. На этом этапе проводится анализ проверочной работы. Выполнившие ее успешно, продвигаются по теме дальше, выполняют творческие задания или, по желанию, помогают другим понять причины ошибок.

  2. Информация о домашнем задании. Домашнее задание предлагается на каждом уроке. Вначале оно одинаково для всех. Но на последующих уроках носит вариативный характер, включает задание по выбору, в том числе и творческие.

  3. Обобщающее повторение позволяет увидеть студентами всю тему целиком. Главная задача этого этапа - обобщение и систематизация знаний, формирование целостной системы ведущих понятий по теме, выделение основных идей. Задания для этого этапа подбираются с учетом уровневой дифференциации студентов.

  4. Итоговый контроль - контрольная работа, которая строится по принципу: базовый (минимальный) уровень, общий уровень, продвинутый уровень. В случае неудачи студент может ее «пересдать».

  5. Коррекция - поиск и исправление ошибок как самостоятельно, так и в группах. Студенты, получившие высший балл, могут выполнять нестандартные, творческие задания или помогать другим в поиске и коррекции ошибок.

Поскольку любое занятие есть система, создаваемая преподавателем ради достижения конкретной цели, то из приведенного набора этапов можно создать самые различные комбинации. В процессе обучения несколько этапов можно объединить в один, а время, отводимое на каждый этап работы, может варьироваться в зависимости от учебной ситуации. В одних группах практика под моим руководством проходит за 15 минут и в устной форме, а в других на нее уходит до двух уроков. При этом необходимо отметить, что исключение любого из вышеперечисленных этапов учебного занятия приводит к снижению результата педагогического процесса.

Применяя данную технологию, я вижу рост уровня усвоения учебного материала: качество знаний 56,2%, а минимальный порог преодолели все студенты. Результаты работы: «слабые» студенты, которые раньше периодически имели отметку «2», начали задавать вопросы, стремиться отвечать у доски, выполнять элементарные упражнения самостоятельно, перестали списывать домашнюю работу. «Средние» постоянно просят дополнительные карточки.

Рассматривая требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы, хочу сделать вывод, что все прописанные там компетенции удачно решаются с помощью технологии дифференцированного и личностно- ориентированного обучения, то есть выпускник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде

В основе данной технологии лежат взгляды доктора психологических наук, профессора Г. Ю. Ксензовой и доктора педагогических наук, профессора АПК и ППРО В. В.Гузеева, которые создают хорошую основу для реализации идеи личностно ориентированного обучения.



© 2010-2022