Реализация интегрированных элективных курсов в условиях малокомплектной школы

В данной работе  описывается система элективных курсов и методика ее реализации, направленная на повышение качества математической  подготовки учащихся естественно- математического профиля. Предложенная система обеспечивает междисциплинарные связи математики с естественными науками (физика, химия) и  черчением. Основными компонентами предлагаемой системы элективных курсов являются: - научные знания; - способы деятельности, воплощенные в умениях и навыках; - опыт творческой деятельности. При созд...   математика химия черчение 2009 2 (улусн),  1 (регион)   3 (улусн), 2 (респ) 2010 5 (улусн), 2 (регион) 1 (улусн) 4 (улусн), 2 (респ) 2011 4 (улусн), 4 (регион)   4 (улусн), 3 (респ)   Призовые места в НПК:   улусные региональные республиканские всероссийские 2009 5 4 0 0 2010 7 5 1 0 2011 7 4 2 0 2012 10 8 2 1   Поступление в ВУЗ-ы естественно- математического профиля: 2009.   4 (28,5%)        2010.   4 (66,7%)        2011.   5 (62,5)           2012.   4(50%) Таким образом, предложенная система элективных курсов позволяет: - повысить уровень заинтересованности в изучении математики; - повысить уровень знаний как по математике, так и по предметам естественного профиля; - обеспечить систематизацию полученных математических знаний, и как результат- успешное окончание школы; - обеспечить преемственность ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализация интегрированных элективных курсов в условиях малокомплектной школы

Лукина Дария Николаевна- зам. директора по УВР, учитель математики.

Семенова Людмила Ивановна- руководитель МО учителей естественно- математических наук, учитель математики

МР «Хангаласский улус» РС (Я)



Содержание



Введение……………………………………………………………………………………….…-2

Глава 1. Теоретическое обоснование выбора темы

1.1 Понятийное поле исследования применения интегрированных элективных курсов в малокомплектной школе………………………………………………………………………..-2

1.2 Особенности организации образовательного процесса в малокомплектной школе…...-3

Глава 2. Практический аспект применения интегрированных элективных курсов в условиях малокомплектной школы

2.1 Внедрение методов и средств реализации интегрированных элективных курсов в образовательный процесс………………………………………………………………………-6

2.2 Результаты интегрированных элективных курсов в образовательном процессе малокомплектной школы……………………………………………………………………….-10

Заключение………………………………………………………………………………………-12

Список литературы ……………………………………………………………………………..-14

Введение

В настоящее время проблема развития личности остро встает на всех этапах обучения школьника, а в частности на этапе среднего обучения, особенно, если обучение осуществляется в условиях малокомплектной школы.

Актуальность выбранной темы объясняется обострением социально-экономических проблем, которое, в свою очередь, повлекло за собой ухудшение демографической ситуации и к увеличению числа малокомплектных школ и классов с маленькой наполняемостью. В глубокой, удаленной от крупных промышленных и административных центров провинции таких школ становится все больше и больше. Образовательный процесс в этих школах, как правило, организован по традиционному образцу и не всегда учитывает особенности маленькой провинциальной школы. Качество образования в них, в большинстве своем, ниже, чем в городских школах, их выпускники менее конкурентноспособны, с точки зрения социализации, в обществе. Один из важных показателей создавшейся ситуации - число выпускников провинциальных школ, поступивших в ВУЗы, в два с лишним раза ниже. Ситуация усугубляется еще и тем, что в школу приходит значительное число детей с низким уровнем развития, что обусловлено ухудшением социально-экономического положения семьи из-за массовой безработицы, особенно характерной для провинции.

Назначение целей и задач доклада:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме: «Реализация интегрированных элективных курсов в условиях малокомплектной школы»;

- формирование целостного миропонимания у школьников через исследования комплекса интегрированных знаний;

- определить психолого-педагогические особенности школьников в условиях малокомплектной школы.

Глава 1. Теоретическое обоснование выбора темы

1.1 Понятийное поле исследования применения интегрированных элективных курсов в малокомплектной школе

Малокомплектная школа-это школа с малым числом учеников, с однокомплектными классами. Учитель в такой школе ведет сразу не менее двух предметов. Планирование занятий происходит по принципу однопредметности и однотипности предметов.

Сама система работы заставляет обратиться к проблеме интеграции в малокомплектной школе.

Интеграция - важнейшее основание единства методической системы. Это прежде всего понимание условности строгого деления естественно-научного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира.

Интеграция является принципом разворачивания предметного материала в рамках каждой предметной области. Каждый учебник создает не только свою, но и общую «картину мира» - картину математических или языковых закономерностей, доступных пониманию младшего школьника; картину взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы, природы и культуры; картину сосуществования и взаимовлияния разных жанров фольклора; картину взаимосвязи разных техник и технологий прикладного творчества и т.д. Интеграция затрагивает методику каждого предмета, решающего как общими, так и своими средствами общепредметные задачи по усвоению школьниками сенсорных эталонов и формированию интеллектуальных умений (деятельности наблюдения, мыслительной деятельности, учебных действий, совместной коллективной деятельности).

1.2 Особенности организации образовательного процесса в малокомплектной школе.

Малокомплектная школа вписывается в условия образовательных стандартов второго поколения, прежде всего тем, что в новых стандартах отводится значительное место развитию элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки. Как известно, обучение в малокомплектной школе предусматривает, преимущественно поисковый характер обучения, роль учителя в таких условиях - направляющая.

Введение государственных стандартов общего образования предполагает разработку педагогических технологий их достижения.

Основное общее образование призвано способствовать:

- овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной);

- формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению; развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Одним из направлений модернизации является введение профильного обучения на старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Малочисленность контингента, свойственная большинству школ на селе, затрудняет создание профильных классов, а скудность местных бюджетов, незначительность внебюджетных осложняют финансирование затрат на обучение профильных групп старшеклассников. Но образование сельских детей не должно быть ущербным, сельские школьники, как и городские, должны реализовывать право на выбор. Иначе старшеклассники будут стремиться в школы райцентров, близлежащих городов, что негативно отразится на престиже сельской школы, неизбежно будет способствовать оттоку молодежи из сельской местности, вымиранию сел и деревень.

Техтюрская СОШ Хангаласского улуса РС(Я) работает над внедрением профильного обучения в сельской малокомплектной школе.

В связи с переходом на профильное обучения на сельской местности остро стоит проблема создание профильных школ. Поэтому для удовлетворения потребностей учащихся и их родителей малокомплектной школе возникла потребность создание экспериментального учебного плана для 10 и 11 классов.

Предполагаемый учебный план создан на основе БУП РС (Я), примерных учебных планов для возможных профилей в общеобразовательной школе.

Основное отличие разработанного учебного плана заключается в создании разновозрастных профильных групп из 10 и 11 классов, в разработке 5-ти учебных планов на базе ИУП динамических разновозрастных профильных групп.

Реализация предложенного учебного плана полностью обеспечивает требование государственных образовательных стандартов.

Мы предлагаем систему элективных курсов и методику ее реализации, направленную на повышение качества математической подготовки учащихся естественно- математического профиля. Предложенная система обеспечивает междисциплинарные связи математики с естественными науками (физика, химия) и черчением.

Основными компонентами предлагаемой системы элективных курсов являются:

- научные знания;

- способы деятельности, воплощенные в умениях и навыках;

- опыт творческой деятельности.

При создании интегрированных курсов с математикой элективных курсов в естественно- математическом профиле необходимо руководствоваться определенными принципами:

- наличие достаточно убедительного мотивирующего потенциала для возбуждения познавательного интереса у учащихся и определения ими дальнейшей образовательной деятельности и профессионального самоопределения;

- научность, доступность, системность, инвариативность и модульность содержания курса;

-наличие практической направленности.

В качестве специальных принципов нами выделены следующие требования:

- повышение уровня междисциплинарности математики с предметами естественно- научного профиля;

- обеспечение преемственности обучения математике старшеклассников естественно- научного профиля;

- подготовка к ЕГЭ на уровне, необходимом для дальнейшего обучения в вузе.

Опираясь на изложенную систему требований к созданию элективных интегрированных курсов, поставленную цель, выбранную структуру и выделенные компоненты содержания, нами была разработана система интегрированных курсов, которые реализуются на трех этапах обучения.

Первый этап- создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественно- математического профиля обучения в 9 классе. На этом этапе учащиеся систематизируют базовые математические понятия, использующиеся при решении химических и физических задач. Для решения этой задачи нами разработаны предпрофильные элективные курсы «Введение в математическую химию», «Математический практикум в физике», «Путь к Олимпу» и т.д.

Цель этих курсов- развитие и укрепление интереса учащихся к математике посредством решения математическими методами химических и физических задач; структурирование знаний по математике и сознание связи математики с химией и физикой; создание условий самооценки их подготовленности и желания углубленно изучать предмет в профильном школе; обогащение познавательного и эмоционально- смыслового личного опыта восприятия математики; выработка понимания того, что математика является инструментом познания окружающего мира.

Для того чтобы выпускников школ научить грамотно исследовать различные реальные ситуации математическими средствами, необходимо вооружить их знаниями и умениями математического моделирования.

Поэтому на втором и третьем этапах, которые ориентируются на учащихся, выбравших естественно- математический профиль, созданы курсы «Математическое моделирование химических процессов», «Математичексие основы начертательной геометрии» «Физический материал в математике» для 10- 11 классов.

При множестве средств и методов обучения для работы в малокомплектной школе мы в своей работе применяем интегральную технологию. Она позволяет разрабатывать методику применения данной технологии:

-учебный материал вводится крупными блоками, используя при этом технологию проблемного обучения и УДЕ;

-крупными блоками дается основной материал блока, используя при этом схемные и знаковые модели обучения;

-по содержанию учебного материала используют технологию проблемного обучения как мотивационный этап;

-по алгоритмическим предписаниям даются материалы для тщательной, самостоятельной проработки темы;

- по методикам технологии КСО-ДЕМСОС осуществляется взаимообучение в парах сменного состава;

Глава 2. Практический аспект применения интегрированных элективных курсов в условиях малокомплектной школы

2.1 Внедрение методов и средств реализации интегрированных элективных курсов в образовательный процесс

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Интегрированные элективные курсы дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные элективные курсы также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. В 70-е годы встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся, о преодолении противоречия искусственного расчленения по предметному признаку. Ученик не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, к использованию их в дифференцированном обучении.

Потребность в возникновении интегрированных элективных курсов объясняется целым рядом причин. Во-первых, мир, окружающий учащихся, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Во-вторых, интегрированные элективные курсы развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В-третьих, форма проведения интегрированных элективных курсов нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятий поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные элективные раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти. В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. В-пятых, за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для дополнительных занятий практической направленности. В-шестых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей. Преимущества интегрированных элективных курсов заключаются в том, что они: - способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон; - в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

-интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку; - не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности. Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах. Структура интегрированных элективных курсов отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе занятий, большой информативной емкостью материала. В форме интегрированных элективных курсов целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. Материал интегрированных элективных курсов показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук. Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей. Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, законов, теорий в различных курсах учебных дисциплин. И, наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных элективных курсов.

Элективный курс «Физический материал в математике» содержит следующие темы:

  1. Стандартный вид числа.

  2. Графики движения

  3. Графики электрических процессов.

  4. Производная как скорость изменения функции.

  5. Производная и первообразная

  6. Задачи, помогающие раскрыть суть постоянной интегрирования.

  7. Три задачи с одной математической моделью (задачи на нахождение площади фигур с помощью интеграла, задачи на нахождение длины пути, задачи на нахождение заряда, прошедшего пути)

  8. Площади, произведение двух величин, сумма произведений, интегральные суммы, интеграл.

  9. Задачи, связанные с коэффициентом пропорциональности.

  10. Задачи на наименьшие и наибольшие значения.

  11. Задачи, решение которых основано на выделение полного квадрата.

Основной целью курса «Математическое моделирование химических процессов» являются обучение составлению математических моделей химических процессов, их анализ и исследование. Содержит следующие темы:

  1. Роль математики в современном мире в общем и в химии в частности.

  2. Различные математические модели реальных химических процессов.

  3. Составление математических моделей.

  4. Решение задач из учебников математики с химическим содержанием или подходящие под модель решения задач по химии

  5. Задачи на процентное содержание веществ в растворе при добавлении составляющих.

  6. Решение задач на определение химических формул неорганических веществ на основе реакций с их участием

  7. Решение задач с математическим подходом. Составление уравнений с одним неизвестным. Решение систем уравнений.

  8. Количественная характеристика раствора

  9. Задачи на расчеты по уравнениям реакций

Элективный курс «Математические основы начертательной геометрии» расширяет содержание базового предмета математики и геометрии (стереометрии), позволяет углубить графическое содержание базового курса, который интересует учащихся, но изучается недостаточно. Курс направлен на формирование и развитие графической культуры учащихся, что позволяет создать условия для их адаптации в высших учебных заведениях. В организации занятий используются метод иллюстраций и демонстраций, лекции, практические и графические работы. Проводятся интегрированные занятия с математикой. Реализация многообразия связей элективного курса «Математические основы начертательной геометрии» с другими курсами и предметами проводится в рамках профильной подготовки учащихся: стереометрия, геометрия, физика, дизайн, технология, ИВТ и другими предметами.

1.Введение. Ортогональный чертеж. Точка в пространстве.

2.Взаимные положения прямой и плоскости

3. Взаимное положение двух плоскостей

4. Способы преобразования плоскостей

5. Пересечение плоскогранных тел плоскостью

6. Метрические задачи

7. Развертка поверхностей

8. Пересечение плоскогранных тел плоскостью

9. Пересечение тел вращения плоскостью

10. Развертка тел вращения

11. Взаимное положение плоскогранных тел.

12. Взаимное пересечение плоскогранных тел и тел вращения

2.2 Результаты интегрированных элективные курсов в образовательном процессе малокомплектной школы.

Предполагаемые результаты по окончании интегрированных элективных курсов:

«Физический материал в математике». Использование физического материала содействует развитию навыков в применении математического аппарата, дает возможность применять различные методы (векторный, координатный и др.) для решения прикладных задач, помогает формировать у учеников представление о роли математики в изучении окружающего мира, видеть разницу между реальным и идеальным, между физическим явлением и его математической моделью, вызывает дополнительный интерес и мотивацию к учению. Отобранный для уроков математики физический материал должен быть простым и, желательно, уже изученным на уроках физики.

«Математические основы начертательной геометрии»

Учащиеся должны научиться выполнять чертежи в соответствии с такими требованиями как:

-наглядность, т.е. давать пространственное представление об оригинале;

-простота с точки зрения графического выполнения;

-точность - графические операции, выполняемые на чертеже, должны давать достаточно точные решения.

Учащиеся должны научиться применять применять полученные знания с теоретическими основами и закономерностями для построения и чтения отдельных изображений и чертежей геометрических объектов (точек, прямых, наиболее употребляемых кривых линий, поверхностей и объемных тел) и основными операциями геометрического моделирования.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о способах передачи и восприятия информации об объектах, явлениях, процессах;

- о методах проекционного черчения, в том числе с использованием современных средств компьютерной графики;

Учащиеся должны знать:

- графические формы, грамматику пространства, принципы компоновки графической фразы;

- преимущества графического способа представления информации;

- алгоритмы построения проекций геометрических объектов;

- метод прямоугольного проецирования, метод Монжа;

- способы построения линий пересечения плоскостей, плоскогранных поверхностей;

- способы построения наглядных изображений предметов, содержащих линии пересечения поверхностей.

Учащиеся должны уметь:

- владеть проекционным аппаратом для построения изображений геометрических

объектов;

- представлять информацию в удобной для восприятия форме;

- владеть основными понятиями, связанными с графическим представлением

информации;

- использовать чертеж, технический рисунок для графического представления

технических решений;

-находить натуральные размеры прямой, фигур сечения и объёмных геометрических

тел графическим способом:

  • правильно использовать чертежные инструменты;

  • решения задач творческого характера;

  • выполнять построения лекальных кривых, сопряжения, геометрические построения;

  • наблюдать и анализировать линии пересечения поверхностей и плоскостей;

  • оформлять и составлять графические модели геометрических объектов;

Курс «Математическое моделирование химических процессов» позволяет систематизировать знания учащихся по курсу не только математики, но и химии, восполнить пробелы в знаниях отдельных тем, активизировать полученные навыки в решениях стандартных задач и задач повышенной трудности, уметь четко и логически формулировать задачи и обосновывать способы их решения, развивать навыки корректного математического описания и правильного использования математических аппаратных средств для их решения.

Заключение

Работая по данной теме, проанализировав творческую и методическую литературу по реализации интегрированных элективных курсов в условиях малокомплектной школы можно сделать вывод, что на сегодняшний день это одна из важнейших задач организации образовательного процесса в условиях малокомплектных школ.

Элективные курсы, обязательные для посещения можно разделить на 2 типа: предметные и межпредметные. Цель предметных курсов- углубить и расширить знания учащихся основных разделов школьной программы, а межпредметных - интеграция знаний по различным предметам. Сформировать более целостную картину познания природы помогут выпускникам школ именно интегрированные элективные курсы. Необходимость таких курсов обусловлена тем, что учащиеся воспринимают математику, физику, химию и черчение как несвязанные между собой школьные дисциплины. Да и учителя-предметники обвиняют учеников на уроках физики, химии в слабой подготовке по математике, а на уроках математики- в неумении применять знания по физике и химии при решении математических задач.

Необходимо пересмотреть программы сельских школ. Нужны интегрированные курсы для малокомплектных классов, которые будут направлены на получение учащимися компетентностных знаний, позволяющих продолжить обучение на более высоком уровне и позволяющих знаниям сельских детей конкурировать со знаниями их городских сверстников.

Реализация интегрированных курсов в условиях малокомплектной школе ведет к формированию у учащихся комплекса знаний по предметам, умению работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса; формирует навыки самостоятельной работы, учит комплексно рассматривать многие явления.

В качестве одного из показателей эффективности разработанной методики обучения математике учащихся естественно- математического профиля нами выбран показатель результатов олимпиад, НПК и поступление в вузы.

Призовые места в предметных олимпиадах:

математика

химия

физика

черчение

2009

2 (улусн),

1 (регион)

1 (улусн)

1 (улусн)

3 (улусн),

2 (респ)

2010

5 (улусн),

2 (регион),

2 (респ)

2 (улусн),

1 (регион)

2 (улусн)

4 (улусн),

2 (респ)

2011

4 (улусн),

4 (регион),

2 (респ)

2 (улусн)

2 (улусн),

1 (регион)

4 (улусн),

3 (респ)

Призовые места в НПК:

улусные

региональные

республиканские

всероссийские

2009

5

4

0

0

2010

7

5

1

0

2011

7

4

2

0

2012

10

8

2

1

Поступление в ВУЗ-ы естественно- математического профиля:

2009. 4 (28,5%) 2010. 4 (66,7%) 2011. 5 (62,5) 2012. 4(50%)

Таким образом, предложенная система элективных курсов позволяет:

- повысить уровень заинтересованности в изучении математики;

- повысить уровень знаний как по математике, так и по предметам естественного профиля;

- обеспечить систематизацию полученных математических знаний, и как результат- успешное окончание школы;

- обеспечить преемственность на разных стадиях обучения математике;

- создать качественные условия для дальнейшего профессионального обучения по выбранному профилю.

Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий. 2000.-с. 575-576.

2. Баринова И.И. Современный урок географии. География в школе, 2000, № 6, с.52.

3. Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие. - Ростов н/Д,2000.-43с.

4. Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Характерные черты личностно ориентированного урока. Завуч, №6, 2000, с.130-131.

5. Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Педагогический анализ личностно ориентированного урока. Завуч, 2001, №3, с.115-117.

6. Ерофеева Н.Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя. Завуч, №1, 2000, с.96-100.

7. Завуч. Научно-практический журнал. № 7, 1999;№ 2, 2001 Центр "Педагогический поиск".

9. Коротаева Е. Матричная модель анализа урока: возможности и перспективы. Директор школы. Экспресс-опыт. 2000-1, с. 9-12.

11. План психологического анализа сформированности умений учебного сотрудничества. Экспресс-опыт. 2000-1, с.60-61.

12. Суворова Г. Организация занятий в малокомплектной школе. Сельская школа, 2000, №6, с.108-117.

14. Урок: посещение и анализ. Составитель: Богоявленская А.Е. - Тверь: областной ИУУ. 1993.

15. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - Л., 1983.

17



© 2010-2022