- Преподавателю
- Математика
- Коррекционная работа, направленая на развитие наглядно-образного мышления детей с нарушением интеллекта
Коррекционная работа, направленая на развитие наглядно-образного мышления детей с нарушением интеллекта
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Кенжибаева А.А. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Коррекционная работа, направленная на развитие наглядно - образного мышления детей с интеллектуальной недостаточностью.
Умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, однако это не означает, что оно не поддается коррекции.
Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных мыслительных операций с опорой на представления. Учитывая, что образное мышление играет важную роль, поэтому следует выстраивать деятельность учащихся на уроках таким образом, чтобы стимулировать развитие образного мышления школьников с интеллектуальной недостаточностью.
И как показывают результаты исследования, уровень образного мышления у испытуемых недостаточно высок. Поэтому предположение о том, что наглядно-образное мышление школьников с интеллектуальной недостаточностью характеризуется рядом специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных упражнений и дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу специального (коррекционного) образовательного учреждения возможно, если соблюдать следующие условия:
-
Создание специально подобранной системы игр-упражнений с дидактическим содержанием.
-
Целенаправленное развитие наглядного мышления должно осуществляться на протяжении всего школьного периода.
-
Игры, направленные на формирование наглядно-образного мышления должны быть разнообразны.
Приемы развитие наглядно-образного мышления:
- рисование;
- прохождение лабиринтов;
- работа с конструкторами, но по образцу, словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка.
Коррекционная деятельность осуществлялась через:
- дидактические игры, которые могут использоваться на любом этапе урока: «На что это похоже?», «Четвёртый лишний», «Дополни до..», «Путешествие» и т. д.;
- использование приема мнемотехники при заучивании правил
- конструирование с помощью спичек и геометрических фигур
- графические диктанты
Рассмотрим некоторые упражнения, игры, приемы которые использовались на уроках и вне для развития наглядно - образного мышления учащихся с недостаточностью интеллекта.
1) Игра - упражнение «Дополни до… » , «На что это похоже?»(см. приложение 4)
Цель: научить ребенка моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.
Использовались как отдельные схемы и части, так образы букв и цифр, которые дети должны дорисовать до определенного предмета и рассказать о нем.
2) Прием мнемотехники.
В учебниках правила для заучивания длинные. Для тех учащихся, чьи мышление и память плохо развиты, выучить правила и воспроизвести их трудно. Система образов помогает понимать, с легкостью воспроизводить научную информацию. Процесс запоминания материала становится более эффективным, т.к. задействовано не только левое полушарие головного мозга, отвечающее за логическое мышление, но и правое, способствующее развитию образного мышления. Поэтому используется прием мнемотехники, направленный на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышлении. Создаем образы и добавляем опорную цепочку слов.
3) Конструирование
Одним из эффективных способов развития наглядно - образного мышления является предметно - орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования. Поэтому для развития этого вида мышления использовались задания со спичками и игра «Танграм»
Задачи на составление фигур из спичек (палочек). Данную игру можно использовать в нескольких вариантах:
-
вариант. Конструирование по образцу из спичек. (см. приложение 5)
Инструкция:
- посмотрите внимательно на доску, определите, что на ней нарисовано;
- посчитайте, сколько спичек понадобится, чтобы выложить верхние крылышки, нижние крылышки, усики и т.д.;
- отложите нужное число спичек;
- выложите бабочку, сравните ее с образцом.
-
вариант. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество спичек. (Приложение 6)
Инструкция:
- посмотрите на доску, сосчитайте, сколько спичек понадобится, чтобы выложить фигуру;
- выложите фигуру; сравните ее с образцом;
- уберите …. спички так, чтобы получилось …...
-
вариант. Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменить фигуру. (см.приложение 7)
Инструкция:
- посмотрите на доску, сосчитайте, сколько спичек понадобится, чтобы выложить фигуру;
- выложите фигуру; сравните ее с образцом;
- упереложите …. спички так, чтобы получилось …...
Игра «Танграм» (см. приложение 8)
Работа с головоломкой «Танграм» способствует развитию:
- умения выполнять инструкции;
- наглядно - образного мышления, воображения, внимания;
-понимание цвета, величины и формы;
Цель: научить решать задачи на распознавание и на построение фигур, на разбиение фигур на части и их преобразование.
Этапы освоения игры «Танграм».
Первый этап - ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой
Цель: упражнять детей в сравнении треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников; упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.
Второй этап - составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам. Второй этап работы с детьми является наиболее важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур. Игры должны быть эффективно использованы учителем не только с целью упражнения в расположении частей составляемой фигуры, но и в приобщении детей к зрительному и мысленному анализу образца.
Цель. Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.
Третий этап освоения игры - воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным)
Цель. Учить детей предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления.
4) Упражнение «Путешествие животных».(см. приложение 9)
Главная цель этого упражнения заключается в том, чтобы с его помощью формировать умение рассматривать различные пути или варианты достижения цели. Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений, можно быстрее найти лучшее решение.
В качестве основы упражнения имеется игровое поле из 9 (как минимум), а лучше 16 или 25 квадратов. В каждом квадратике изображен какой-либо схематический рисунок, понятный ребенку и позволяющий опознать этот квадрат.
Содержание задания заключается в путешествии какого-либо животного по этому игровому полю. Однако движение происходит не хаотично, а по установленному взрослым правилу. (см. приложение 9 рис.1)
«Сегодня мы будем играть в очень интересную игру. Это игра про белочку, которая умеет прыгать с одного квадратика на другой. Давай посмотрим, какие квадратики-домики у нас нарисованы: этот квадратик - со звездочкой, этот - с грибочком, этот - со стрелочкой и т.д.
Зная, как называются квадратики, мы можем сказать какие из них стоят рядом, а какие через один друг от друга. Скажи, какие квадратики находятся рядом с елочкой, а какие через один от нее? Как стоят квадратики с цветочком и солнышком, домиком и колокольчиком, рядом или через один?»
После того, как игровое поле освоено ребенком, вводится правило: каким образом может передвигаться белочка из одного домика в другой.
«Белочка прыгает по полю по определенному правилу. Ей нельзя прыгать в соседние квадратики, потому что она может прыгать только через одну клеточку в любом направлении. Например, из клетки с елочкой белочка может прыгнуть в клетку с колокольчиком, клетку с листиком и клетку с домиком, а больше никуда. Как ты думаешь, куда может прыгнуть белочка, если она находится в клетке с деревцем? Теперь ты знаешь, как умеет прыгать белка, скажи, как ей добраться из клетки со звездочкой в клетку с окошком?»
Отрабатывая задание, сразу учим ребенка записи: (см. приложение 9 рис. 2)
«В пустую клетку мы заполняем тот рисунок, что и на клетке, через которую прыгает белочка». Например, чтобы из клетки со звездочкой она могла попасть в клетку с окошечком, белка должна прыгнуть сначала в клетку со стрелкой, смотрящей вправо, ее мы и рисуем в пустом квадрате. Но белочка могла прыгнуть и по-другому: сначала в клетку с деревцем, а затем в клетку с окошечком, тогда в пустой клетке необходимо нарисовать деревце.
Далее взрослый предлагает ребенку различные варианты заданий, в которых нужно догадаться, как белочка может попасть в нужную клетку, прыгая по своему правилу. При этом задания могут состоять из двух, трех и более ходов.
Варианты заданий (см.приложение 9 рис.3)
Варианты заданий можно придумать самостоятельно, наметив первый и конечный пункт путешествия, при котором возможно соблюдение правила. Очень важно, чтобы при продумывании ходов ребенок смог найти несколько путей прохождения от одного квадратика в другой.
Упражнение "Путешествия животных" с использованием данного игрового поля может быть изменено различными способами. Для другого занятия взрослый предлагает игру с другим животным (это и зайчик, и кузнечик, и неук и т.д.) и по другому правилу, например:
1. Жук может двигаться только наискосок.
2. Зайчик может прыгать только прямо.
3. Кузнечик может прыгать только прямо и только через одну клеточку.
4. Стрекоза может летать только в несоседний домик и т.д.
(Напоминаем, что количество клеток на игровом поле может быть увеличено.)
И еще один вариант упражнения, на другом игровом поле. (см.приложение 9 рис.4)
Буквенно-цифровое поле используется для работы так же, как и картинное. На нем можно тренироваться по тем же правилам или по другим, придуманным самостоятельно. Кроме того, это могут быть правила следующего содержания:
1. Гусь может ходить только по соседним клеткам и только прямо.
2. Божья коровка может летать только в соседнюю клеточку и только с такой же буквой или такой же цифрой.
3. Рыбка может переплывать только в соседнюю клеточку с несовпадающей буквой и цифрой и т.д.
Если ребенок хорошо справляется с решением задач, вы можете предложить ему самому придумать задание про путешествие какого-либо животного или задание обратного типа: «Из какой клетки должен выползти жук, чтобы, ползая по своему правилу (называете правило), он попал в клеточку, например, ГЗ или с грибочком (для картинного игрового поля)».
Таким образом, данные приемы, игры и задачи является хорошей гимнастикой для ума. Они развивают наглядно - образное мышление, а также и логическое мышление, комбинаторные способности, требуют проявить смекалку. Коррекционная работа с учащимися строилась на принципах сочетания слова, наглядного образа и практических действий.
Сравнительно сопоставительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов.
После коррекционного этапа нами была повторна проведена диагностика по тем же методикам.
Для диагностики мы выделили исследование:
-
«Цветная матрица Равена»
-
«Лабиринт»
-
«Четвертый лишний»
Методика «Цветная матрица Равена».
В качественном отношении по итогам контрольного этапа эксперимента результаты распределились следующим образом: (см. табл.6 )
Таблица 6. Результаты контрольного эксперимента по методике «Цветные матрицы Равена»
ФИО ребенка
Констатирующий эксперимент %
Контрольный эксперимент %
-
КМ
74
83,5
-
КД
74
78,5
-
МА
52
61
-
ОВ
65
73
-
ОД
58
64,5
-
ОДм
25
40
-
ПЕ
51
62,5
-
ПП
55
59
-
УД
84
87
10.УН
74
78,6
11.ЮЯ
54
74
Средний показатель
58
69,2
Таким образом, результаты исследования по методике «Цветные матрицы Равена», направленные на выявление уровня развития наглядно - образного мышления показали, что показатели успешности возросли на 11,2%, чем на этапе констатирующего эксперимента. Детей с высоким и хорошим уровнем развития увеличилось на 1 человека, получилось 54% (4 ребенка с хорошим уровнем и 2 с высоким).
Изобразим полученные данные в виде диаграммы (см. рис. 1)
Рис. 1 - результаты методики «Цветные матрицы Равена» в двух экспериментах.
Методика «Лабиринт»
По результатам проведения контрольного этапа эксперимента получены следующие данные (см. таблицу 7)
Таблица 7. результаты двух экспериментов по методике «Лабиринт»
ФИО ребенка
Констатирующий эксперимент
Контрольный эксперимент
-
КМ
38
40
-
КД
42
42
-
МА
26
28
-
ОВ
32
34
-
ОД
28
36
-
ОДм
14
16
-
ПЕ
30
36
-
ПП
23
30
-
УД
30
38
10.УН
36
36
11.ЮЯ
26
32
Средний показатель
29,5
33,5
Таким образом, из приведенной таблицы видно, на этапе контрольного эксперимента количество баллов у детей увеличилось. Повысилось число детей с высоким уровнем с 2 до 3, что составляет 27%, с хорошим уровнем с 2 до 5 человек - 46%, а показатели на среднем уровне уменьшились с 5 человек до 2, показатели низкого уровня со стойкой недоразвитостью наглядно-образного мышления остался прежним - 1 ребенок.
Покажем наглядно на диаграмме (см. рис. 2)
Рис. 2. Результаты проведения методики «лабиринт» в двух экспериментах
Методика «Четвертый лишний».
По результатам проведения контрольного этапа эксперимента получены следующие данные (см.рис з)
Рис. 3 Результаты двух экспериментов по методике «Четвертый лишний»
Исследование по данной методике показало, что повысились результаты по обобщение двух родовых понятий на 1 ребенка, стало 4 человека - 36%, снизились результаты с низким уровнем, также на 1 человека, было 46%, стало 36%. Количество детей со средним уровнем остался прежним.
Таким образом, проведение эксперимента подтвердило верность выдвинутой нами гипотезы, что если проводить своевременную диагностику наглядно - образного мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью, проводить систематическую коррекционную работу на каждом уроке и развивать данный вид мышления, то можно достичь значительных результатов, что и показал контрольный этап эксперимента и что позволило повысить качество обучения данных детей.
Вывод
Во данной работе определены психолого-педагогические условия развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта.
Во-первых, данные специальной психолого-педагогической литературы свидетельствуют о недоразвитии у детей с интеллектуальной недостаточностью наглядно-образной формы мышления. Эти особенности проявляются и в своеобразном характере мыслительных операций, в особенностях владения словом как средством решения наглядных задач и т.д.
Во-вторых, важным условием является своевременная диагностика уровня развития наглядно-образного мышления детей с интеллектуальной недостаточностью. Анализ психолого - педагогической литературы показал, что среди огромного количества методик выбранные нами были наиболее яркими показателями уровня развития наглядно - образного мышления детей.
В-третьих, при систематической работе у детей совершенствуется наглядно-образное мышление. Результаты стали намного выше, уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления значительно повысился, это говорит о том, что проведенная нами коррекционная работа существенно улучшили процесс развития данного вида мышления, что явилось основанием доказательства правильности выдвинутой нами гипотезы.
Заключение.
Актуальность данной работы заключается в недостаточной сформированности познавательных процессов, которая является одной из главных причин трудностей, возникающих у детей с интеллектуальной недостаточностью при обучении в школе, что приводит к школьной дезадаптации. Специальное обучение детей способам мышления помогает им овладеть информацией, понять, запомнить её и воспроизвести, т.е. справиться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.
В данной работе особое внимание уделяется развитию наглядно - образного мышления детей с интеллектуальной недостаточностью. Были описаны причины, приводящие к отставанию в развитии мышления, связанные как с биологическими, так и с социальными факторами. Рассмотрены наиболее распространенные классификации детей с интеллектуальной недостаточностью в нашей стране. формы диагностической и коррекционной работы с глухими детьми.
Целью исследования явилась диагностика и коррекция наглядно - образного мышления детей и нарушением интеллекта. Для диагностики использовались методики Дж.Равенна, адаптированная Т.В.розановой, Л. А. Венгера. Коррекционная работа строилась на использовании специальных упражнений для развития наглядно - образного мышления. На уроках использовались приемы и упражнения, обеспечивающие запоминание, устойчивость и концентрацию внимания, развитие различных видов мышления. Результаты и анализ проведенной исследовательской работы позволили сделать следующие выводы:
-
Предложенные диагностические методики можно использовать в работе с детьми, имеющие нарушение интеллекта.
-
Коррекционно - развивающие упражнения, предложенные в работе, эффективно работают у детей с интеллектуальной недостаточностью.
-
Применение коррекционно - развивающих упражнений развивает многие мыслительные процессы.
Список литературы:
-
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: 2006 г.
-
Венгер Л. А., Мухина В. С. Основные закономерности психического развития ребенка.// Дошкольное воспитание, 1973 № 5 - № 6.
-
Виноградова А.Д., Клих С.А. Особенности образного мышления умственно отсталых детей // Дефектология, 1988 № 3
-
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т., т. 2: Мышление и речь, М.: 1982г, т.3: Проблемы развития психики, М.: 1983, т.4: Детская психология, М.: 1984, т.5: Дефектология, М.: 1983
-
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000
-
Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка. - М.: 1986
-
Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Г.Петровой. - М.: 1980
-
Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). - М.:1998
-
Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие. - М.: 2002
-
Липкина А.И. Анализ и синтез при познании предметов учащимися вспомогательной школы// Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы/ под ред. И.М.Соловьева. - М.:АПН РСФСР,1953
-
Матасов Ю. Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы. - Л., 1986.
-
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.:1999 г
-
Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М.:2002 .
-
Немов Р.С. Психология. В3книгах. - М.: 2002
-
Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002
-
Певзнер М. С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963
-
Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. - М.: 1999
-
Процко Т.А. Особенности наглядно-образного мышления умственно отсталых школьников при оперировании жизненным опытом // Дефектология. - 1992. - № 2-3
-
Процко Т.А. Особенности развития наглядных форм мышления у младших школьников // Дефектология. - 1998. - № 3- № 4.
-
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.:1998
-
Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе/ Под ред. Ж. И. Шиф, Т.Н. Головиной. - М.: 1977
-
Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. - М.: 1958
-
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: 1946
-
Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: 1973
-
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.:1988
-
Содержание книги Ю.Щербатых «Общая психология в схемах и таблицах», Спб: 2008
-
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С.Ю.Циркина. - СПб.: 1999
-
Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: 2001
-
Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.: 2004
-
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: 1997
-
Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. М. С. Певзнер, К. С.Лебединской. - М.:1979
-
Шалимов В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. - М.: 2003