- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по математике (геометрии) 10 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по математике (геометрии) 10 класс (базовый уровень)
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пальчевская Т.А. |
Дата | 29.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Рассмотрено» На заседании МС Протокол № ___ от«__»_________2014г.
| «Рассмотрено» На заседании ПС Протокол № ___ «__»____________2014г.
| «Утверждаю» Руководитель МБОУ СОШ № 1 с.Троицкое ________/Смирнова М.В,/ Приказ №___ от «__»__________ 2014г.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учителя математики
Пальчевской Татьяны Александровны
по математике (геометрии) для 10 класса (базовый уровень)
2014 - 2015 учебный год
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике (геометрии) для обучающихся 10 общеобразовательного класса МБОУ СОШ № 1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Примерной программы по геометрии, Программы по геометрии Л. С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Л.С. Киселевой, Э.Г. Подняк, Положением МБОУ СОШ №1 «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебного курсов, предметов, дисциплин (модулей)» и обеспечена учебно-методическим комплектом под редакцией В.Ф. Бутузова, Б.Г. Зиева, В.М. Мейлера, А.Г. Баханского, С.М. Саакяна, Ю.А. Глазкова, И.И. Юдиной.
Цель рабочей программы - создание условий для планирования организации и управления образовательным процессом по математике (геометрии).
Выбор авторской программы для разработки рабочей программы связан с тем, что данная программа подходит к учебнику Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2008.
Цель рабочей программы - создание условий для планирования организации и управления образовательным процессом по геометрии.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ с. Троицкое на 2014-2015 учебный год в 10 классе (базовый уровень) на геометрию отводится 1,5 часа в неделю. В 2014-2015 учебном году в 10 классе 35 учебных недель, таким образом, планируется проведение 52,5 часа. Согласно календарно-тематическому планированию будет проведено 52 часа.
Предусмотрено 4 контрольные работы по темам: "Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых, прямой и плоскости", "Параллельность прямых и плоскостей", " Перпендикулярность прямых и плоскостей", "Многогранники". А также 3 зачета по темам: "Параллельность прямых и плоскостей", " Перпендикулярность прямых и плоскостей", "Многогранники". Планируется проведение 6 самостоятельных работ и 8 проверочных работ.
Виды контроля: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.
Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.
Формами организации образовательного процесса являются традиционные уроки, контрольная работа, проверочная работа, самостоятельная работа, работа в группах, индивидуальная работа, работа в парах, игровая форма урока.
Технологии обучения: информационные технологии, метод проектов, ИКТ.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
-
готовность к самообразованию;
-
готовность к использованию информационных ресурсов;
-
готовность к социальному взаимодействию;
-
коммуникативная компетентность.
При реализации рабочей программы достигаются цели:
- формируются представления об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки;
- обучающиеся овладевают математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин;
- развиваются логическое мышление, алгоритмическая культура, математическое мышление и интуиция, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и её приложений в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики; понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании учебно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подход, которые определяют задачи обучения:
-
приобретение математических знаний и умений;
-
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
-
освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.
В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
• значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
• значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
• универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
уметь:
• распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
• описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
• анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
• изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
• строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
• решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
• использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
• проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
• вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
В результате освоения содержания программы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг умений, навыков и способов деятельности:
-
Познавательная деятельность.
Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность. Создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов.
-
Информационно-коммуникативная деятельность.
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Умение развернуто обосновать суждение, давать определения, приводить доказательства.
-
Рефлексивная деятельность.
Владение навыками организации и участие в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств её достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Требования к подготовке учащихся по геометрии в 10 классе в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету.
Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления.
В 10 классе хорошо просматриваются межпредметные связи с уроками алгебры и начала анализа, географии. Важность геометрии, геометрических тел в природе очень велика.
-
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
-
Введение в стереометрию. Аксиомы стереометрии и их следствия (3 часа)
Аксиомы стереометрии и их следствия.
Основная цель - сформировать представление учащимся об аксиомах стереометрии и их следствия.
-
Параллельность прямых и плоскостей (16 часов)
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми. Решение задач по теме: "Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми". Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.
Основная цель - сформировать представление учащимся о возможностях взаимного расположения прямых в пространстве.
3. Перпендикулярность прямых и плоскостей (17 часов)
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.
Основная цель - дать учащимся систематические сведения о перпендикулярности прямых и плоскостей, ввести понятие углов прямыми и плоскостями.
4. Многогранники (12 часов)
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.
Основная цель - дать учащимся представления о многогранниках и многогранных углах, ввести понятие правильного многогранника.
5. Повторение (4 часа)
Параллельность прямых. Параллельность плоскостей. Решение задач по теме: "Параллельность прямых и плоскостей". Перпендикулярные прямые в пространстве. Перпендикулярность прямой и плоскости. Решение задач по теме: "Перпендикулярность прямых и плоскостей". Перпендикуляр и наклонные. Перпендикулярность двух плоскостей. Многогранники. Решение задач по курсу «Геометрия-10».
Основная цель - обобщить и систематизировать знания учащихся по стереометрии за 10 класс.
-
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по геометрии
предмет
Количество часов
Всего 52 часа; в неделю 1,5 часа.
Планирование составлено на основе
программы общеобразовательного учреждения по математике, составитель Бурмистрова Т.А. - М.: Просвещение, 2010.
программа (название, автор, издательство, год издания)
Учебник Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учреждений / [л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2008.
(автор, название, издательство, год издания)
С.Р.
Самостоятельная работа
П.Р.
Проверочная работа
К.Р.
Контрольная работа
Дата
(месяц, четверть)
№
учебного занятия
Раздел, тема
Часы
Формы контроля результата
1 четверть
сентябрь
1-3
Введение в стереометрию. Аксиомы стереометрии и их следствия
3
сентябрь
октябрь
2 четверть
ноябрь
декабрь
4-19
Параллельность прямых и плоскостей
16
К.Р.№ 1, С.Р..
П.Р., К.Р., № 2, Зачет № 1
декабрь
3 четверть
январь
февраль
март
20-36
Перпендикулярность прямых и плоскостей
17
П.Р., П.Р., С.Р., П.Р., П.Р., С.Р., С.Р., П.Р.. К.Р. № 3, Зачет № 2
март
4 четверть
апрель
май
37-48
Многогранники
12
С.Р., П.Р., П.Р.,
С.Р., К.Р. № 4, Зачет № 3
май
49-52
Повторение
4
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Четверть
Формы контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Учебный год
количество
Проверочная работа
0
3
3
2
8
Самостоятельная работа
0
2
3
1
6
Контрольная работа
1
1
1
1
4
Зачет
0
1
1
1
3
-
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
По теме "Введение в стереометрию. Аксиомы стереометрии и их следствия".
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать формулировки аксиом и следствий из аксиом.
Уметь применять аксиомы и следствия для решения задач.
По теме "Параллельность прямых и плоскостей".
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать:
- определение параллельных прямых, прямой и плоскости;
- теорему о двух прямых параллельных третьей
- определение параллельности плоскостей.
Уметь:
- доказывать теорему о прямой параллельной данной прямой;
- распознать на чертежах и моделях пространственные формы;
- соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями.
- определять угол между прямыми;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей;
- видеть взаимное расположение плоскостей в пространстве;
- аргументировать свои суждения о расположении прямых и плоскостей;
- строить сечения плоскостью;
- объяснять, что называется тетраэдром, параллелепипедом;
- показывать на моделях и чертежах элементы тетраэдра и параллелепипеда.
Научить изображать тетраэдр и параллелепипед.
По теме "Перпендикулярность прямых и плоскостей"
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать:
- определения перпендикулярных прямых, прямой перпендикулярной плоскости;
- теорему о трех перпендикулярах;
- определения углов между прямой и плоскостью;
- теорему о перпендикулярности плоскостей;
- определение двугранного угла.
Уметь:
- формулировать и доказывать теоремы о перпендикулярности прямых и плоскостей;
- проводить доказательства и доказательные рассуждения при решении задач;
- определять угол между плоскостями;
- решать задачи с применением перпендикулярности плоскостей.
По теме "Многогранники"
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать:
- определение призмы;
- теорему о площади боковой поверхности призмы;
- элементы призмы;
- определение пирамиды;
- определение правильных многогранников.
Уметь:
- объяснять что такое призма;
- различать виды призмы;
- находить площадь полной поверхности пирамиды.
5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебно-методический комплект включает в себя:
1. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2008.
2. Зив Б.Г. Геометрия: дидактические материалы для 10 кл. / Б.Г. Зуев- М.: Просвещение, 2011.
3. Глазков Ю.А и др. Геометрия. 10 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. / Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов - 4 изд. - М.: Просвещение, 2011г.
4. Геометрия. Программы общеобразовательных учреждений 10-11 класс, составитель Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература:
1. Математика в школе: науч.-теор. и метод. журн. - .: Школа-Пресс, 2004 - 2010.
2. Математика: учеб.-метод. газ. - М.: Издательский дом "Первое сентября", 2004 - 2010.
3. Комплект таблиц по геометрии 10 класс.
Технические средства обучения:
1. Компьютер;
2. Проектор;
3. Доска.
Программные средства:
1. Операционная система Windows ХР;
2. Редактор презентаций Microsoft PowerPoint