Интерактивные формы и методы работы с учащимися на уроках математики в условиях ФГОСООО

Интерактивные формы и методы работы с учащимися на уроках математики в условиях ФГОС ООО.   В данной статье представлены особенности и структура технологической  карты; мониторинг качества знаний учащихся, методы  оценивания, их сущность и достоинства, уровень сформированности  предметных  умений по математике учащихся 5-х классов. Подробно разобраны  активные формы обучения такие как практические занятия, семинары, лекции, зачеты; пути и принципы развития самостоятельности учащихся (обязательно...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интерактивные формы и методы работы с учащимися

на уроках математики в условиях ФГОСООО


Сегодня школа переживает время больших перемен, активно включилась в процессы модернизации образования, освоения стандартов нового поколения. Особенностью ФГОС является соединение системного и деятельностного подхода в обучении, развитие личности ученика, его творческих способностей. Приоритетна развивающая функция обучения, которая способна обеспечить становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Поставленная задача связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

Учителя сегодня волнуют вопросы:
- Какие методы и средства обучения выбрать?

- Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.

В условиях работы по новому закону «Об образовании в РФ», внедрению федеральных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОСООО) назрела необходимость применения новых активных и интерактивных форм и методов работы с учащимися, изменения технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Термин «интерактивные методы» можно перевести как «методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой», а термин «интерактивное обучение» - обучение, построенное на взаимодействии. Это и есть сущность интерактивных методов, где обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Интерактивные формы и методы предполагают со-обучение (коллективное, кооперативное обучение, обучение в сотрудничестве), причем и обучающиеся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, помощника, создателя условий для инициативы учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному.

Сегодня многие учителя стремятся реализовать принцип личностно-ориентированного образования. Базовым понятием при этом остается гуманизация учебно-воспитательного процесса, которая предполагает посторенние всей школьной жизни с максимальным учетом индивидуальности каждого учащегося. Соответственно все способы и формы организации школьной жизни должны быть подчинены цели всестороннего личностного развития.

Нет, и не может быть двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления и т. д.

Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих - очень медленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других - лёгкой. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Успешность освоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием. Следовательно, перед каждым учителем постоянно стоит задача создавать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе.

Главное на уроке - работа учеников. И основная задача учителя - обеспечить полную загрузку каждого ученика в течение всего урока целесообразными действиями. Знания, которыми мы вооружаем учащихся, те умения и навыки, которые они приобретают во время учебных занятий, возникают не в результате прямых действий педагога, а лишь как следствие определённой организованной деятельности учащихся.

Педагог на уроке, прежде всего организатор учебной деятельности учеников. Планируя урок, я прежде всего, планирую деятельность своих учеников. Характер и содержание учебной деятельности учащихся должны быть педагогически целесообразными, т.е. отвечать основным учебно-воспитательным задачам. При этом особенно важны два момента: чему научатся учащиеся, выполняя те или иные задания, и к чему они приучаются в процессе указанной деятельности.

Решению этой задачи помогает составление технологической карты учителя и карты мониторинга качества знаний обучающихся.

1.Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологическая карта урока позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

  • используются эффективные методы работы с информацией;

  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности

Технологическая карта урока

ФИО ------------------------------------------------------------------------

КЛАСС ------------------дата проведения урока ------------------

Дидактическая

структура

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД:

познавательные, коммуникативные регулятивные

Организационный

момент


Проверка

Домашнего задание


Изучение нового материала


Закрепление нового материала


Контроль


Рефлекисия


Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

2. Мониторинг качества знаний - один из критериев, который помогает определить качество педагогического труда и является мощным орудием для планирования работы учителя по развитию творческих способностей учащихся. Мониторинг предметных умений позволяет отследить уровень качественной успеваемости по предмету, коррекцию методических приёмов и форм организации деятельности учащихся, повышающих уровень качества знаний.

В связи с этим тщательно веду отбор тем для мониторинговых срезовых работ с учётом степени их важности для дальнейшего успешного продолжения обучения учащихся по предмету, а при выборе заданий и объёма работ руководствуюсь посильностью заданий для большинства учащихся. Проверочные срезовые работы провожу в форме традиционной письменной работы и в виде текстовых заданий с выбором ответа, на установление соответствия с множеством выбора и на установление правильной последовательности. Тесты подбираю так, чтобы были указаны правила обработки результатов ( критерии оценивания) с указанием веса каждого задания при подсчёте баллов испытуемого и перевода тестового балла в традиционную оценку школьной успеваемости. В список проверочных работ включаю стартовый, рубежный, итоговый контроль.

Оценивание занятия (для разных целей) может происходить всегда, в том числе во время изучения нового материала и выполнения тренировочных упражнений. Однако чаще всего у педагога хватает времени только для оценивания, которое включало бы в себя выставление отметок учащимся. Такое оценивание происходит тогда, когда предполагается, что учащиеся уже изучили новый материал и потренировались в его использовании. Часто для такого оценивания выбираю упражнения, подобные тренировочным,(для оценивания может быть использовано любое интерактивное упражнение и любой метод). При оценивании знаний (качества усвоения информации) и некоторых интеллектуальных умений применяю специальные опросы и контрольные работы. Как правило, отвожу особое время на урок (или весь урок) для оценивания обучающихся (опрос, контрольные работы, проведение «контрольных» упражнений) или предлагает специальное домашнее задание, которое подлежит оцениванию. Иногда для оценивания давно практикуемых умений и навыков (работа в малых группах, краткое выступление) можно совмещать оценивание с выполнением «тренировочного» упражнения по другой теме или по отработке иных умений и навыков.

В качестве примеров методов оценивания использовать можно следующие:

Методов оценивания

Сущность метода

Достоинства

Тест

Отвечающий должен выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов или найти «пару», вписать недостающий фрагмент, поставить предложенные фрагменты задания в определенный порядок и т. д

Тесты легко и быстро можно проверить

Экспресс-опрос («летучка»).

Краткие устные или письменные ответы (например, по карточкам на знание основных понятий), задания типа «продолжи предложение», «заполни таблицу», «нарисуй диаграмму», «составь схему» и т. д. Такие опросы, как правило, проходят в начале занятий на повторение домашнего задания и могут охватывать всех или нескольких учащихся.

Не требует много времени для проведения и проверки, акцентирует внимание на ключевых вопросах.

Расширенный опрос

Педагог предлагает учащемуся устно или письменно полно ответить на поставленный вопрос с пояснениями отдельных положений, с приведением аргументов, примеров; при устном ответе педагог (и другие обучающиеся) может задавать дополнительные вопросы; вариантами этого метода являются устный экзамен по билетам, письменная контрольная работа и др.

Дает более полную картину уровня подготовки учащегося, может быть нацелен на все уровни учебных целей , может включать в себя также оценивание некоторых умений: выступать публично, занимать свою позицию и аргументировать ее, отвечать на вопросы и т.д.

Игровые методы оценивания

Оценивание часто можно превратить в игру.Учитель устанавливает шкалу оценивания. Предположим, правильный ответ на вопрос кроссворда - 1 балл; ответ на дополнительный вопрос учитля- 2 балла; дополнение - 1 балл. На основе заработанных баллов выставляется итоговая отметка.

Этот метод превращает оценивание в увлекательное занятие и не пугает учащихся.

Контрольное упражнение

Контрольным может быть объявлено любое (в том числе и интерактивное) упражнение: например, презентация, проект, выполнение задания в группе, составление схемы, таблицы, кроссворда, домино, написание доклада, реферата, составление портфолио т. д.

Задействует все уровни учебных целей; проверяет не только знания, но и умения, навыки, ценности; как правило, не отталкивает учащихся, поскольку задание является творческим и интересным; может дать полную картину уровня подготовки и усвоения материала учащимися.

Наблюдение

Один из ведущих методов оценивания при интерактивных методах преподавания; учитель выбирает для себя показатели, которые он будет отслеживать в течение урока, а также учащихся, работу которых нужно оценить. Особую роль при использовании этого метода играют подготовленные формы для наблюдения и оценивания. При выполнении учащимися Контрольного упражнения или творческого задания педагог должен также применять наблюдение, чтобы оценить их работу.

помимо достоинств, перечисленных выше, не требует дополнительного времени на уроке.

Самооценка.

Оценка самими учащимися своей работы (своей лично или своих товарищей), а также занятия в целом является ценным методом оценивания. Его применение позволит учителю многое узнать о себе и об учащихся, а также о качестве учебного процесса. Педагог может применить метод вопросов- ответов или беседы для самооценки учащимися своей работы ( подведение итогов); может попросить поставить оценки и мотивировать их (например, в случае проверки составления документов друг у друга учащиеся могут поставить отметку в зависимости от полноты использования практических советов). Иногда можно попросить учащихся заполнить специальные формы (или таблицы) по наблюдению и оцениванию.

Все учащиеся могут получить оценку (которая, как правило, не выставляется в классный журнал), а также то, что они начинают понимать трудности оценивания и учатся смотреть другими глазами на свою работу.

Беседа (общая дискуссия, обсуждение, подведение итогов

Форма беседы позволяет непринужденно оценить всеми участниками образовательного процесса эффективность занятия и не предполагает выставления отметок.

Рекомендации по проведению этого метода оценивания являются общими с подведением итогов.


В зависимости от целей и конкретных методов оценивания можно выбрать шкалу оценки каждого из критериев. Иногда нужно будет применить, например, стобалльную или десятибалльную шкалу. Если нужно поставить отметку, то шкала оценки, очевидно, должна переводиться в пятибалльную систему

Уровень предметных умений учеников можно оценить через категории «высокий», «средний», «низкий».

Уровень сформированности предметных умений

по математике учащихся 5-х классов

Умения / четверть

Владею умениями

1

2

3

4

выполнять арифметические действия с натуральными числами





сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатном луче





выполнять арифметические действия с десятичными дробями





сравнивать десятичные дроби





выполнять арифметические действия (сложение и вычитание) с обыкновенными дробями с одинаковым знаменателем





упрощать буквенные выражения





осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки





применять свойства арифметических действий при решении примеров





решать линейные уравнения с одной переменной;





решать задачи на дроби и с помощью уравнений;





находить процент от числа и число по его проценту





решать задачи на вычисление геометрических величин
(площади, объема прямоугольного параллелепипеда)





распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры
(отрезки, прямые, лучи, многоугольники, окружность, круг)





изображать указанные геометрические фигуры





выполнять чертежи по условию задачи





Подпись учителя





Красный цвет - высокий уровень обученности и развития

Зеленый цвет - средний уровень обученности и развития

Синий цвет - низкий уровень обученности и развития

Целенаправленно работая по развитию и совершенствованию общеучебных умений и навыков учащихся, подготовки их к готовности освоения не только обязательного минимума общего образования по математике, но к овладению системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, продолжению образования, стремлюсь по-новому организовывать свою деятельность и деятельность учащихся, используя следующие активные и интерактивные формы обучения.

3.Активные формы обучения


Формы обучения

Функции активной формы обучения

Формы реализации

Практическое занятие

  • Закрепление теоретического материала, полученного в ходе занятий и самостоятельной работы;

  • Вооружение основными умениями и навыками, необходимыми для владения данной темой по программе;

  • Формирование навыков самостоятельной работы.

  • Упражнения по образцу: карточки задания, карточки программы, карточки самоконтроля

  • Упражнения практического применения:

составление схем, алгоритмов, таблиц, презентаций, проекта, кроссворда, домино.

Семинар

  • Углубление знаний по отдельным вопросам теории и практики предмета;

  • Развитие интереса к знаниям и к предмету;

  • Формирование самообразовательных навыков при изучении исторических источников, их конспектировании, анализе и систематизации знаний по темам курса

  • Доклады учащихся, их последующее обсуждение, обмен мнениями по проблемам, вынесенным на семинар;

  • Выступление учёного или специалиста той или иной области, ответы на вопросы учащихся и обмен мнениями по вопросам, затронуты в выступлении

Лекция

  • Вооружение учащихся информационно-познавательными знаниями и навыками;

  • Вооружение умениями отбирать содержание материала в соответствии с логикой предмета;

  • Формирование потребности расширения своих знаний и превращение их в способы практической деятельности

  • Начинается с чёткой формулировки главной проблемы и раскрытия путей её решения;

  • Раскрытие плана и материала по данной теме лекции;

  • Чёткое структурирование содержания лекции в соответствии с целями и планом;

  • Обязательные обобщения по вопросам, группам вопросов, по содержанию всей лекции;

  • Включение в содержание лекции контрольных заданий;

  • записать тезисы сообщений, составить план прослушивания лекции, конспектирование

Зачет

  • Самостоятельно применять знания, соответствующие уровню обязательной подготовки

взаимозачет, зачет принимает консультант…

Различные виды зачета:

  • Устный, теоретико-практический, творческий, зачеты в несколько этапов


4.В основной школе первостепенной задачей учителя является планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся.

Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, использовать интерактивные формы и методы обучения, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных задач. Не получая всех знаний в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок учителя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поиска, решения проблемных ситуаций и другими средствами, активизируя познавательную деятельность обучающих.


Пути развития самостоятельности:

  • в любом задании узнаватьизученное ранее;

  • обучение деятельности;

  • «включение» ребят в разнообразную познавательную деятельность;

  • поручение учащимся выполнять разные роли в процессе учебной деятельности.

Сегодня книжные магазины переполнены книгами с готовыми домашними заданиями, а на уроках основная масса детей предпочитает списывать с доски в тетрадь, не напрягая себя осмыслением. Поэтому одна из основных задач учителя - организация работы в классе таким образом, чтобы ученики не только много трудились самостоятельно, но и делали это с достаточной долей удовольствия. Только работая самостоятельно, можно чему-либо научиться.

Самостоятельность в учениках надо развивать постоянно, постепенно, соблюдая определенные принципы. Эти принципы таковы.


Некоторые принципы развития самостоятельности учащихся

Принцип обязательности

Каждый ученик на каждом уроке непременно должен самостоятельно выполнить хотя бынебольшое задание:

  • решить задачу,

  • сформулировать краткий ответ на вопрос,

  • провести вычисления,

  • привести примеры,

  • работать с учебником и т.п.

Принцип посильности

Задания для самостоятельной работы должны быть подобраны таким образом, чтобы ученик мог с ними справиться. Если речь идет о новом материале, задание должно быть в «зоне ближайшего развития» ребенка, чтобы он мог самостоятельно или с небольшой помощью решить поставленную проблему.

Принцип постоянного обучения новым формам и методам самостоятельной работы

начинаем учить самостоятельной работе с учебником, задачником, таблицами, дополнительной литературой и далее постепенно осваиваем все более сложные методы самостоятельной работы.

Принцип интересности

Для разных учеников привлекательны разные формы и методы работы. Поскольку путь к хорошему результату может быть разным, то лучше позволить ребенку идти тем путем, который ему больше нравится:одни дети с удовольствием решают задачи;другие любят практическую работу;третьи предпочитают дополнительную литературу или работу в Интернете.

Надо разрешать детям преимущественно использовать им любимой метод, грамотно направляя их.

Принцип постоянной занятости

Ученик не должен скучать на уроке и иметь свободное время. Если способные дети, с хорошими навыками самостоятельности, досрочно заканчивают работу, необходимо давать дополнительные, наиболее интересные задания в качестве поощрения.

Принцип использования эмоции

Ученики должны не только самостоятельно действовать и мыслить, но и испытывать эмоциональный подъем, радость от победы над задачей и над собой.

Принцип поощрения

Многие дети будут работать самостоятельно только за какое-либо поощрение. С этим надо считаться и использовать для мотивации.

Для разных детей значимы разные поощрения, например

  • высокие оценки,

  • публичное признание их хорошей работы,

  • помещение работ на выставку,

  • победа в конкурсе или соревновании,

  • назначение помощником учителя при экспериментах,

  • позволение самостоятельно проводить некоторые демонстрационные опыты,

  • быть консультантом учащихся при выполнении лабораторных работ и т.д.

Думаю, что опытные учителя могут добавить к выше сказанному еще многое из собственной практики, поскольку давно понятно, что, только работая самостоятельно, можно чему-либо научиться. И ученики обязательно поймут это, когда почувствуют качественные изменения в себе после посильной, интересной, поощренной учителем самостоятельной работы.

При составлении календарно-тематического плана и плана к каждому уроку нужно предусмотреть самостоятельную деятельность учащихся на каждом этапе урока. При составлении поурочного плана особое внимание придавать самостоятельным работам: указывается их типы, уровень, зная их классификацию

5.В последние годы в связи с реформами в образовании, и изменениями в школьном математическом образовании в частности, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности. Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышлении - одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми. В результате этого возник метод проектов как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, можно использовать различные педагогические технологии, интерактивные методы и формы обучения.

Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. Метод проектов в значительной мере способствует тому, что знания учащихся максимально приближены к научному познанию мира. В основе методов проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения (поиск направления и методов решения проблемы); развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности.

Преимущества данного метода обучения дает мне возможность формировать свой профессионализм, развивать сотрудничество с коллегами, а также строить отношения с учащимися. Необходимость прогрессивных образовательных технологий - это требование современности. Математика + информатика + ИКТ = учебный проект. Такую формулу я пытаюсь воплотить на своих уроках. При изучении математики учащиеся осваивают инструмент для познания мира и человека, на информатике - умение применять ИКТ для обработки, передачи, хранения информации, а получаемый учебный проект и есть цель образования.

В работе я использую проекты среди учащихся одного класса, групповые, краткосрочные (неделя - 3 недели). По желанию самих учащихся разделяю класс на 4 группы (проектные бюро), возглавляют их пользующиеся уважением, имеющие организаторские способности и хорошо успевающие учащиеся.

В работе над каждым проектом отмечаю следующие этапы работы:

- постановка цели, выявление проблем, формулировка задач для работы;

- обсуждение возможных вариантов в работе, способствующих их реализации;

- продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;

- решение отдельных задач и затем их компоновка в одно целое;

- представление проекта для остальных учащихся;

- анализ результатов, оценка.

Планируя урок, в конце его ожидаю некоторый результат в виде правильно решенных примеров и задач. А почему бы ни предложить учащимся самостоятельно изучить тему и составить самим условия задач по ней? Тогда эти задачи и будут тем проектом, который покажет реальный уровень обученности учащихся.

Такой способ обучения известен давно, его часто называют "проблемным" (т.к. цели урока выражают проблему, которую решают ученики на уроке). Точно также можно объединить несколько уроков по одной теме, в конце изучения которой можно вместо обычной контрольной работы дать задание на подборку и решений задач - проекты: «Задачи на дроби», «Задачи на составление уравнений».

Метод проектов, являясь дополнением к урочной практике, представляет учителю математики:

  • возможность преодолеть негативное отношение к математике;

  • расширить математический кругозор учащихся;

  • формировать позитивное отношение к продуктивной, творческой деятельности учащихся;

  • вырабатывать способности самостоятельно генерировать новые идеи и методы;

  • развитию ключевых компетенций обучающихся.

В современных условиях преподаватель должен сделать все возможное, чтобы ученик испытал радость от приложенных усилий, пережил успех достижения цели. Ученик же, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы действий в незнакомых ситуациях или новые способы при решении поставленных проблем.

6. ИКТ на уроках математики

Концепция модернизации российского образования требует от современного учителя активного и систематического поиска творчества в педагогической деятельности. Применение интерактивных форм и методов обучения, информационных технологий является инновационным направлением в образовательном процессе.

Применение итеративных средств обучения на уроках математики соответствует потребностям школы, социальному заказу. Создание инновационной среды в учебном процессе ориентировано на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть ключевыми компетенциями, быть успешным на следующей ступени обучения в частности и в жизни в целом в условиях расширенного доступа к информации. Сегодня в школьном обучении объём полученной информации огромен, а время преподавания ограничено, поэтому одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимальных (в первую очередь с точки зрения затрат времени) методов обучения. Учитель должен уметь проводить мультимедийные интерактивные презентации для объяснения учебного материала, что позволяет обеспечить более активное усвоение материала. Возможности компьютера, интерактивной доски способствуют созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений. На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее полученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск решения. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к обучению. Учащиеся, выполняя учебно-исследовательские задания постепенно приобретают умения и навыки работы с компьютерной математикой, учатся действовать в проблемной ситуации, самостоятельно обосновывать и принимать решения. Проверка учебных действий через компьютерные программы, позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.

Уроки с применением ИКТ технологий позволяют решить следующие задачи обучения математике:

  • повышение качества математической подготовки учащихся;

  • повышение мотивации учащихся к изучению как математики, информатики, так и других предметов естественного цикла;

  • развитие алгоритмического мышления, способностей к математическому творчеству обучающихся;

  • интенсификация учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала).

Используя компьютер на уроках математики, в первую очередь думать о том, как и на каком этапе его использовать. Демонстрируются отдельные объекты (чертеж, график, способ решения задачи, алгоритм решения), используются задания с несколькими вариантами ответов, задания развивающего характера (разгадать кроссворд, вставить пропущенные цифры, установить классификацию математических моделей, игра «Собери определение», домино - собрать формулы).

Применение современных информационных средств обучения позволили мне изменить методы и организационные формы обучения. Целью этих преобразований является совершенствование процесса преподавания математики, повышающего его качество и эффективность.

Совместная работа с учащимися по разработке уроков с применением компьютерной технологии дает свои результаты. Учащиеся, готовясь к уроку, сами повторяют и проверяют свои знания при составлении таблиц на способы решения задач, действия с дробями. Опыт обучения с использованием учебно-исследовательских заданий показал, что учащиеся глубже понимают математические понятия, учатся выделять главное, расширяют свой кругозор, осознанно подходят к решению поставленных задач.

7. Работая по формирование целостной системы общеучебных умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики, используя в своей практике уровневую дифференциацию, стремлюсь адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика, предъявить требования, соответствующие уровню индивидуального развития обучаемого.

Из опыта своей работы при решении задачи на уроках математики школьникам предлагаются варианты задания:

  • одна группа учеников должна ее преобразовать;

  • другая - составить план её решения;

  • разбить на подзадачи;

  • третья - числовую формулу решения;

  • составить свою задачу (не только аналогичные разобранным, но и естественным образом вытекающие из правил, формул, теорем, свойств рассматриваемых функций…)

Организация дифференцированного обучения в рамках класса с учетом индивидуально-психологических характеристик обеспечит:

  • оптимальные условия для реализации стандарта;

  • условия для развития способностей ребенка;

  • возможность выявить одаренных детей и предоставить им условия для реализации на занятиях в малых группах;

  • возможность обеспечить психолого-педагогическую поддержку детей с разным уровнем развития;

  • условия для взаимодействия школы и родителей как участников образовательного процесса.

Дифференциацию типа заданий в зависимости от уровня обучения учащихся можно представить в следующей таблице.

уровень

Группы

Тип задания

«А»

репродуктивный

Проблемные дети

( слабоуспевающие)

Задания базового уровня

«В»

аналитико-синтетический

Дети - норма

«средние»

Задания базового уровня в изменённой ситуации

«С»

продуктивный

Одаренные дети

(отличники, хорошисты)

Задания на углубление, расширение изучаемой темы, в новой ситуации

Задания, составленные по трем уровням , помогают реализовать на протяжении всего урока как обучающую так и контролирующую функции урока, разработать стратегию взаимодействия с каждой группой учащихся

7 .Современный урок - есть процесс организации взаимодействия и взаимосвязи двух познавательных процессов - учителя и ученика. Существует определенная зависимость качества образования от педагогической деятельности учителя, методов и технологий организации образовательного процесса.





Активные методы обучения


«С»


«А»

«В»

МЕТОДЫ

  • постановка проблемы

  • опыт, демонстрация

  • работа в малых группах

  • использование ТСО

  • работа с документами

  • исследовательский метод

  • чистично-поисковый метод

  • самоконтроль

  • тестирование

  • творческие задания

  • мозговой штурм

  • проект

  • самоконтроль

  • рефлексия действий


  • игры

  • разъяснение, инструктаж

  • самостоятельная работа с книгой, картой

  • чтение

  • использование иллюстраций

  • соревнование

  • работа с заданием

  • индивидуальный контроль

  • конспектирование

  • беседа

  • трудовые действия

  • работа в малых группах

  • самоконтроль

  • рефлексия действий

  • рассказ

  • демонстрации

  • беседа

  • наблюдение

  • лабораторная работа

  • составление плана

  • сообщения учащихся

  • создание ситуации успеха, новизны

  • поощрение

  • составление таблиц, схем

  • объяснение

  • изучение

  • работа в малых группах

  • самоконтроль

  • рефлексия действий

Интерактивные методы, как правило, предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем, ролевые игры. Тем самым интерактивные методы наиболее способствуют формированию навыков и умений, выработке ценностей, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия, позволяют педагогу стать настоящим лидером, а не ментором-администратором. Кроме того, интерактивные методы являются инструментом, который позволяет достичь целей и задач образования.

Выше изложенные формы, методы, технологии обучения в моей практике помогают учащимся осмысленно ставить собственные цели, планировать ход выполнения заданий, выполнять практические задания, оценивать и объяснять полученные результаты; позволяют организовывать рефлексию учебных действий, самоконтроль и самооценку учащимися своей деятельности в соответствии с выработанными критериями

Одной из функций учителя при этом является подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках математики, но и в обычной жизни.

Уместно в завершении своего выступления привести китайскую пословицу, приведенную в качестве эпиграфа к этому материалу: «Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда».








© 2010-2022