Групповой метод в преподавании математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«ГРУППОВОЙ МЕТОД В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ»



Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемым с моей точки зрения является групповая технология:

во-первых, потому, что в условиях классно урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс;

во-вторых, групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Групповая форма обучения решает три основные задачи:

1) Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией.

2) Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами.

3) Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Психолого-педагогическое обоснование группового обучения заключается в следующем:

во-первых, реализуется принцип деятельности;

во-вторых, формируется учебная мотивация; происходит постоянный контроль знаний; осуществляемые процессы обучения и воспитания происходят неразрывно в благоприятном психологическом климате.

Преимущества группового обучения перед традиционным:

  • приобщение к важным навыкам жизни: действенное общение, умение слушать, умение встать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели;

  • улучшение академической успеваемости;

  • воспитание самоуважения;

  • укрепление дружбы в классе, изменение отношения к школе;

  • отсутствие соревнования в учебной деятельности;

  • убеждение учащиеся в ценности взаимопомощи.

Групповые технологии (И.В. Первина, В.К. Дьяченко)

Цель использования:

- Обеспечение активности учебного процесса.

- Достижение высокого уровня усвоения содержания.

- Позволяют реализовать основные условия коллективности: сознание общей цели, распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

По В. К. Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.

К групповым способам обучения можно отнести:

- классно урочную организацию;

- лекционно-семинарскую систему

- дидактические игры

- метод проектов

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учи-тывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с мак-симальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и харак¬тера предстоящей работы.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1) Подготовка к выполнению группового задания.

1) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

2) Инструктаж о последовательности работы.

3) Раздача дидактического материала по группам.

2) Групповая работа.

1) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

2) Распределение заданий внутри группы.

3) Индивидуальное выполнение задания.

4) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

5) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

6) Подведение итогов группового задания.

3) Заключительная часть.

1) Сообщение о результатах работы в группах.

2) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

3) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.

Данную технологию чаще используют при проведении практических работ, при решении конструктивно-технических задач на уроках технологии.

Признаки групповой работы

  • на данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, в идеале - учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи;

  • состав группы не может быть неизменным, он должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы;

  • каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, и выполняет его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы;

  • учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы.

«Плюсы" групповой формы работы:

  • повышается учебная и познавательная мотивация учеников;

  • снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач;

  • в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний; при совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу;

  • групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

"Минусы" и трудности организации групповой работы на уроке:

  • часто учащихся объединяют в группы по принципу "сильный - слабый". При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу.

  • объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации - надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Например, это произойдёт, если результат оценивается по тому, насколько активны все ученики. Либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой "участок работы" и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания.

Организация работы группы:

Организовать группы и раздать им задания недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа. Если у учащихся нет опыта группой работы, учитель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы. Со временем они должны научиться делать это самостоятельно.

Если кроме этого учитель не оговаривает задания для каждого члена группы, тогда от результатов выполнения каждого будет зависеть успех всей группы.

Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на те умения и знания, которые есть у учащихся.

Групповая форма работы может быть эффективной при проверке домашних заданий, хорошо оправдывают себя проблемные задания. Их ценность в том, часть заданий предусматривает выполнение интересных, связанных с изучаемым материалом опытов, которые затем учащимся всего класса показывают сами авторы.

Групповые формы работы способствуют решению не только образовательных задач, но и воспитательных, они должны обязательно применяться хотя бы время от времени, причём независимо от особенностей класса и навыков проведения таких уроков у учителя.

Важно обозначить правила работы в группе и определить систему оценок:

Будет ли оцениваться вклад каждого участника либо результат группы в целом, по каким показателям будет производиться оценка…. Например, учитель (или наблюдатель от класса) могут отслеживать и оценивать то, как участники слушают друг друга, помогают друг другу, вместе решают возникшую проблему.

Подведение итогов работы группы:

В конце занятия выработанные каждой группой решения обсуждаются всем классом.

Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп.

Оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы.

Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников.

Разработка урока математики в 6 классе (учебник С.М Никольский и др.)


Тема урока: «ЗАКОНЫ СЛОЖЕНИЕ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ.»


Цель урока: формирование навыка применения законов сложения целых чисел.

Образовательные задачи урока (формирование познавательных УУД):

  • познакомить учащихся с законами сложения целых чисел

  • тренировать способность к использованию выведенного алгоритма;

  • организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;

  • повторить и закрепить полученные знания ;

Воспитательные задачи урока (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;

  • прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)

  • развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;

  • развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;

тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная

Оборудование: компьютер, раздаточный материал для лабораторно- практической работы, листы самооценки, плакаты: «Радуга настроений» и «Дерево познаний»,смайлики.


Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

0.Подготовительный этап. Следит за деятельностью детей и беседует с учащимися, у кого грустные смайлики.

  • Дети развешивают смайлики на радугу настроений, соответствующие их настроению. Если хорошее, то веселый смайлик, если плохое- то грустный.

I. Организационный этап

Вступительное слово учителя:

Эпиграф: Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!» Девиз урока: «Говори, что знаешь. Делай, что можешь. Быть чему быть».

Инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат листы самооценки. Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя и одного из одноклассников по критериям, которые указаны в листе самооценки.

(приложение 1)


  • Высказывания детей.

  • Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки.

2 Актуализация знаний.

  • Вычислите (Слайд1)

  • Разбейте числа, которые вы видите на слайде на группы.(Слайд2)

  • А что вы уже умеете делать с положительными и отрицательными числами.

  • Что за записи вы видите на слайде(слайд3);

  • Для чего нужны законы сложения чисел.?

  • Даны числа: -15; -3; -17; -25

-8; -16; 26; 28(слайд 4) а) назовите модуль каждого числа;

б) назовите в каждой строчке число, модуль которого больше;

в) назовите в каждой строчке знак числа, модуль которого больше;

г) найдите сумму чисел в каждом ряду;

д) назовите удобный порядок сложения целых чисел.

Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Правильно.(слайд 5)

Откройте тетради и запишите тему урока «Законы сложения целых чисел. »

Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке?

Если вы четко понимаете, чем вы должны будете заниматься на уроке, поставьте в лист самооценки 2 балла, если вы в чем - то сомневаетесь, поставьте 1 балл, если не поняли цели и задач урока - 0. Оцените одноклассника, записанного в вашем листе, если он принимал участие в определении темы, или цели и задач урока-1 балл, если нет -0 баллов.


  • Вычисляют, применяя законы сложения.

  • Положительные, отрицательные, ноль;

дробные, целые.

  • Сравнивать, находить модуль, складывать


  • Законы сложения (переместительный, сочетательный)

  • Отвечают на вопросы.


  • Складывают целые числа, проговаривают правило


  • формулируют тему.

  • Познакомимся с законами сложения целых чисел, научимся складывать целые числа , применяя законы сложения.

  • Записывают тему урока.

  • Оценивают себя и одного одноклассника .

3. Планирование действий по достижению цели. Фронтальная работа

Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща? Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым вам захотелось бы поработать над решением проблемы? Как достичь цели, что для этого будем делать?

Продолжаем оценивать себя и товарища согласно критериям, указанным в листе самооценки.

  • Сообща.

  • Дети перечисляют: умный, добрый, находчивый…

  • Можно найти в учебнике, в интернете,…

  • Оценивают себя и одного одноклассника.

4. Изучение нового материала.

Молодцы. Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя законы сложения целых чисел.

Выполните лабораторно - практическую работу в парах, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать законы сложения целых чисел.

Проверьте себя по учебнику на стр.53. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника, записанную после законов сложения целых чисел ).

Поработайте в четверках, проговорите правило друг другу, предложите свои примеры другой паре, проверьте правильность решения. Поставьте баллы в лист самооценки.


  • Выполняют лабораторно - практическую работу в парах, делают выводы.

  • Работают в четверках, сравнивают формулировки, решают примеры товарищей, оценивают.

5. Первичное осмысление и закрепление знаний.

Давайте вернемся к примерам №260.

Ребята, один учащийся решал примеры и попросил меня проверить, все ли верно он сделал? Вы поможете мне это сделать? Поработайте в четверках, рассмотрите по два примера для каждой группы. Выберите, кто будет выступать от группы.

(Слайд 6)

№261(абв).

Не забывайте про самооценку.

  • проговаривают правило, решают пример.

  • ищут ошибки в примерах, объясняют их, выдвигают выступающего от группы, который выступает у доски.

  • Выставляют баллы.

6. Закрепление полученных знаний.

1) Работа по учебнику: выполнить №262 у доски и в тетрадях.

2) Обучающая самостоятельная работа. С последующей самопроверкой (индивидуальная работа тест13)1 вариант-А;2 вариант-Б

Самопроверка в парах.(слайд 7)

  • Учащиеся по порядку выходят к доске, решают примеры, проговаривая правило.

  • Выполняют самостоятельную работу, оценивают себя, сравнивая с решением на слайде, проводят самооценку.

7. «Творческое применение знаний»

Работа в группах. (слайд 8)

Найдите значение выражения:

- 48 +34 +26 -7 - 34 + 48 + 20 - 11

1+(-2)+3+(-4)+…………+9+(-10)

Решите уравнения:

-8+х=0; -8+х=-10; -8+х=-8; -8+х=-3.

  • Выполняют задание в группах.

  • Проводят самооценку.

8. Домашнее задание. (Слайд 9)

Вы можете записать домашнее задание на выбор: решить не менее двух номеров:

П.2.5выучить правила.

№261(где), 263(бвг),264. и по желанию найти в интернете информацию, когда и кем были придуманы законы сложения.

Оцените выбор домашней работы: 4 балла -выбрали все; 3 балла- выбрали 3 задания из 4; 2 балла - выбрали 2 номера.

  • Выбирают и записывают домашнюю работу.

  • Оценивают свой выбор домашней работы.

9. Рефлексия. В течение всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок и оцените, пожалуйста, своего одноклассника словесно. Послушаем, как вы оценили, а остальные сравнивают свою оценку с оценкой одноклассника. Постарайтесь объяснить свое оценивание.

Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели?

Ребята, если вы хорошо усвоили тему урока, достигли цели урока, прикрепите своего улыбающегося смайлика на дереве познания. Если остались непонятными какие-то моменты - грустного смайлика.

  • Самооценка. Оценивание одноклассника.

  • Показывают с помощью сигнальных карт(смайлики) степень усвоения материала .


Приложение 1 Лист самооценки.

№ п/п

Деятельность учащегося

Критерии самооценки

Самооценка

Критерии оценки одноклассника

Оценка одноклассника (Ф. И.)

1

Формулировка темы урока, цели и задач урока

Я сам смог определить тему, цель и задачи урока-2 балла.

Я смог определить только тему урока - 1 балл.

Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов.


Принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока - 1 балл.

Не принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока - 0 баллов.


2

Что я буду делать для достижения цели.

Я сам определил, как достичь цели урока - 1балл.

Я не смог определить, как достичь цели урока - 0 баллов.


Принимал участие в планировании действий для достижения цели урока - 1 балл.

Не принимал участие в планировании действий для достижения цели урока - 0 баллов.


3

Выполнение лабораторно - практической работы в паре.

Участвовал в работе группы - 1 балл.

Не участвовал в работе группы - 0 баллов.


Участвовал в работе группы - 1 балл.

Не участвовал в работе группы - 0 баллов.


4


Работа в группе по закреплению законов. Проверка правильности решения примеров

Участвовал в работе группы - 1 балл.

Не участвовал в работе группы - 0 баллов.


Участвовал в работе группы - 1 балл.

Не участвовал в работе группы - 0 баллов.


5

Выполнение № 260, №261,№262.

Сделал все примеры сам - 2 балла.

Сделал больше половины сам - 1 балл

Сделал меньше половины сам- 0 баллов.


Справился у доски с заданием - 1 балл.

Не справился у доски с заданием - 0 баллов.


6

Выполнение тестовой работы

За каждый правильно решенный пример -1 балл


Не оценивается


7

Выполнение творческого задания (работа в группе)

Нашел удобный способ решения - 1 балл.

Не нашел удобного способа решения - 0 баллов.


Нашел удобный способ решения - 1 балл.

Не нашел удобного способа решения - 0 баллов.


8

Выбор домашнего задания

4 балла -выбрали все задания; 3 балла- выбрали 3 задания из 4; 2 балла - выбрали только 2 номера.


Не оценивается.


Поставьте себе оценку: если вы набрали 9-11 баллов - «5» 6 - 8 баллов - «4» 3 - 5 баллов - «3»

Приложение 2.

Лабораторно-практическая работа 1

Тема: Законы сложения целых чисел.

Задача. Проверить справедливость законов сложения на множестве целых чисел.

1)-15+(-23) и -23+(-15) 4)-8+(18+(-7)) и(-8+18)+(-7). 7) 36+(-36).

2) 48+(-36) и -36+48. 5)13+(-6+(-7)) и (13+(-6))+(-7). 8) 16+(-16).

3) -25 +16 и 16+(-25). 6) -85+85. 9) -16+0.

10) 0+(-3). 11) (-34)+0

Ход работы.

1. Выполните сложение в примерах1-3. Сравните результаты. Сделайте вывод, и поделитесь с ним с соседом по плечу.

2. Выполните сложение в примерах 4-5. Сравните результаты. Сделайте вывод, и поделитесь с ним с соседом по лицу.

3. Выполните сложение в примерах 6-8. Сравните результаты. Сделайте вывод, и поделитесь с ним с соседом по плечу.

4. Выполните сложение в примерах 9-11. Сравните результаты. Сделайте вывод, и поделитесь с ним с соседом по лицу.

5. Сформулируйте самостоятельно законы сложения целых чисел в четверке.

Лабораторно-практическая работа 2. Игра «Накопитель примеров».

Тема: Законы сложения целых чисел.

Ход игры.

1.Придумай по одному примеру на каждый закон сложения целых чисел.

2.Поделись этими примерами со своими друзьями.

3.Запиши примеры друга в накопитель (с указанием фамилии друга).

4 .Оцени примеры друга.


© 2010-2022